Тема 01. Русское православие

ОК-13 3.1.1

ВЫБОР

Сторонники идей евразийства полагали, что ...

В- революция в России - проявление ее «азиатчины»

В- прогрессивноe развитие возможно лишь по западному пути

В- Россия должна избрать восточный путь развития

В- революция в России - результат ее «европеизации»

ОК-13 3.1.2

ВЫБОР

Формами православного культа не является
В- возжигание свечей
В- принесение в жертву животных
В- поклонение мощам
В- песнопения в сопровождении органа

ОК-13 3.1.3

ВЫБОР

Частью Священного Предания в православии является …
В- Евангелия
В- жития святых
В- Апокалипсис
В- деяния I Великого собора

ОК-13 3.1.4

ВЫБОР

Византийский богослов, представитель восточной патристики, противник иконоборчества:
В- Арий
В- Симон Волхв
В- Иоанн Дамаскин
В- Иоанн Богослов

ОК-13 3.1.5

ВЫБОР

Способность легко уживаться с другими этносами в условиях социальных систем обеспечивает такая особенность российской ментальности, как ...

В- индивидуализм

В- ориентация на личный успех

В- духовность

В- коллективизм

ОК-13 3.1.6

ВЫБОР

В настоящее время в мире насчитывает …. автокефальных православных церквей

В- десять

В- пятнадцать

В- семь

В- одиннадцать

ОК-13 3.1.6

К таинствам в Православии не относится:

В- венчание

В- исповедь

В- крещение

В- панихида

ОК-13 3.1.7

ВЫБОР

К монашествующим лицам в Православной Церкви не относится:

В- епископ

В- митрополит

В- протоиерей

В- игумен

ОК-13 3.1.8

ВЫБОР

В состав Библии не входит:

В- Послания Апостолов

В- Евангелие от Фомы

В- Деяния Апостолов

В- Евангелие от Матфея

ОК-13 3.1.9

ВЫБОР

Основным принципом взаимоотношений между Церковью и государством в современной России Русская Православная Церковь считает принцип:

В- симфонии церковной и светской власти

В- цезарепапизма

В- отделения Церкви от государства

В- папоцезаризма

ОК-13 3.1.10

К таинствам православной церкви относится:
В- крестный ход
В- брак
В- миропомазание
В- проповедь

ОК-13 3.1.11

ВЫБОР

Частью Священного Писания в православии является …
В- Евангелия
В- жития святых
В- Апокалипсис
В- деяния I Великого собора

ОК-13 3.1.12

ВЫБОР

Главный праздник для православной церкви
В- Покров Пресвятой Богородицы
В- Обрезание Господне
В- Иконы Казанской Божьей Матери
В- Пасха

ОК-13 3.1.13

ВЫБОР

Раскол русского православия на никонианское и старообрядческое произошел в …
В- начале XVIII в.
В- середине XVII в.
В- в период правления Иоанна Грозного
В- в период правления Петра I

ОК-13 3.1.14

ВЫБОР

Сторонники идей евразийства ...

В- полагали, что западная цивилизация поддерживает духовную жизнь людей

В- считали европейскую культуру образцом для подражания

В- отстаивали превосходство восточной культуры

В- выступали против европоцентризма

ОК-13 3.1.14

ВЫБОР

Стремление человека к высшим духовным ценностям, к слиянию с духовным абсолютом, признание внешнего мира иллюзией, преклонение перед духовным авторитетом брахманов характерны для ... локальной культуры.

В- русской

В- японской

В- китайской

В- индийской

ОК-13 3.1.15

ВЫБОР

Формирование взглядов западников происходило на основе идей ...

В- православия

В- античности

В- Возрождения

В- Просвещения

ОК-13 3.1.16

ВЫБОР

Духовность считается основной xapaктеристикой ... локальной культуры

В- современной европейской

В- американской

В- античной

В- русской

ОК-13 3.1.16

ВЫБОР

Западники ...

В- отрицали реформы Петра I

В- выступали против развития капитализма

В- восхищались православием

В- не признавали за православием никаких особых достоинств

ОК-13 3.1.17

ВЫБОР

Укажите религиозное направление современной России, имеющее наибольшее число зарегистрированных общин

В- протестанты,

В- католики,

В- буддисты,

В- РПЦ,

В- мусульмане.

ОК-13 3.1.18

ВЫБОР

Укажите богов древнеславянского пантеона:

В- Один,

В- Рудра,

В- Вотан,

В+ Перун

ОК-13 3.1.19

ВЫБОР

Дата крещения Руси

В- 654

В- 853

В- 988

В- 1054

ОК-13 3.1.20

ВЫБОР

Митрополит, автор первого письменного памятника древней Руси

В- Илларион

В- Алексий

В- Петр

В- Филипп

ОК-13 3.1.21

ВЫБОР

Основатель Троицкого монастыря, реформатор русского монашества:

В- Стефан Пермский,

В- Сергий Радонежский,

В- Нил Сорский,

В- Иосиф Волоцкий

ОК-13 3.1.22

ВЫБОР

Идеологи нестяжателей:

В- Иосиф Волоцкий,

В- Стефан Пермский,

В- Нил Сорский,

В- патриарх Никон

ОК-13 3.1.22

ВЫБОР

Знаменитые русские иконописцы:

В- Макарий,

В- Андрей Рублев,

В- Феофан Грек,

В- Кирилл Туровской

ОК-13 3.1.22

ВЫБОР

Дата утверждения русского патриаршества:

В- 1589

В- 1654

В- 1453

В- 1224

ОК-13 3.1.23

ВЫБОР

Крупнейший реформатор церкви и сподвижник реформ Петра:

В- Феофан Прокопович,

В- Паисий Величковский,

В- митрополит Платон,

В- патриарх Никон

ОК-13 3.1.25

ВЫБОР

Дата публикации первого полного русского перевода Библии

В- 1876

В- 1762

В- 1564

В- 1912

ОК-13 3.1.26

ВЫБОР

Выдающиеся представителя православного светского богословия 19 века:

В- митрополит Платон (Левшин),

В- А.Хомяков,

В- И.Киреевский

В- П.Флоренский

ОК-13 3.1.28

ВЫБОР

Предстоятели РПЦ в 20 столетии:

В- Тихон,

В- Антоний (Храповицкий),

В- Никон,

В- Алексий Второй.

БЛОК В

ВВОД

Предстоятелем Русской православной церкви в настоящее время является патриарх…

В+

ВВОД

Дата фактического установления автокефалии Русской православной церкви…

В+

ВВОД

Административный орган управлении Русской православной церковью с 1721 года…

В+

ВВОД

Течение в РПЦ в 20-е годы 20 столетия, породившее раскол …

В+

ВВОД

Патриарх РПЦ, избранный Поместным собором РПЦ в 1943 году…

В+

ВВОД

Митрополит, ставший первым управляющим Архиерейским синодом Русской православной церкви заграницей…

В+

ВВОД

Юилейный Архиерейский собор РПЦ, канонизировавший Николая Второго, состоялся в…. году

В+

БЛОК С

ОК-13 1.1.1

ВЫБОР

Русский мыслитель, исследователь национального характера российского народа, автор данного текста…

«С момента возникновения русской нации в 9 в. и вплоть до 18 столетия ее доминирующее сознание и культурная суперсистема … были идеациональной, или религиозной, основанном на том фундаментальном положении, что истинной реальностью и высшей ценностью является бог и царство божие в том виде, как они раскрыты в Библии (особенно в Новом Завете), сформулированы в христианском символе веры и развиты в учениях великих (особенно восточных) отцов церкви»

В- П.Сорокин

В- Ковалевский

В- А.Богданов

В- Г.Плеханов

ВВОД

«С момента возникновения русской нации в 9 в. и вплоть до 18 столетия ее доминирующее сознание и культурная суперсистема … были идеациональной, или религиозной, основанном на том фундаментальном положении, что истинной реальностью и высшей ценностью является бог и царство божие в том виде, как они раскрыты в Библии (особенно в Новом Завете), сформулированы в христианском символе веры и развиты в учениях великих (особенно восточных) отцов церкви»

Культурная система, которая признает первенство духовных факторов национального развития, носит название

В+

ВВОД (ТЕКСТ)

«С момента возникновения русской нации в 9 в. и вплоть до 18 столетия ее доминирующее сознание и культурная суперсистема … были идеациональной, или религиозной, основанном на том фундаментальном положении, что истинной реальностью и высшей ценностью является бог и царство божие в том виде, как они раскрыты в Библии (особенно в Новом Завете), сформулированы в христианском символе веры и развиты в учениях великих (особенно восточных) отцов церкви»

Назовите основные черты национального характера русских, сформировавшиеся под влиянием православия и укажите те особенности данной религии, которые нашли выражение в национальном характере.

ОК-13 1.1.2

ВЫБОР

Соборность – это «…свойственный Церкви способ познания истины, способ, благодаря которому эта истина становится достоверной для всей Церкви…»

Автор данного текста, выдающийся исследователь византийского богословия:

В- Ф.Успенский

В- В.Лосский

В- С.Булгаков

В- Л.Карсавин

ВВОД

Соборность – это «…свойственный Церкви способ познания истины, способ, благодаря которому эта истина становится достоверной для всей Церкви…»

Течение в православном богословии, с идеями которого полемизировал автор данного текста

В+

ВВОД (ТЕКСТ)

Соборность – это «…свойственный Церкви способ познания истины, способ, благодаря которому эта истина становится достоверной для всей Церкви…»

Назовите черты русского национального характера, сформировавшиеся под влиянием данной особенности русского православия, ответ обоснуйте.

ОК-13 1.1.3

ВЫБОР

«Иосиф Волоцкий и Нил Сорский являются символическими образами в истории русского христианства.. Иосиф Волоцкий представитель православия, обосновавшего и освящавшего Московское царство, православия государственного, потом ставшего императорским православием. Нил Сорский – предшественник вольнолюбивого течения русской интеллигенции»

Назовите имя автора текста, русского мыслителя, разработчика концепции персонализма

В- Н.Бердяев

В- Л.Карсавин

В- П.Флоренский

В- Н.Лосский

ВВОД

«Иосиф Волоцкий и Нил Сорский являются символическими образами в истории русского христианства.. Иосиф Волоцкий представитель православия, обосновавшего и освящавшего Московское царство, православия государственного, потом ставшего императорским православием. Нил Сорский – предшественник вольнолюбивого течения русской интеллигенции»

Представитель русского монашества, позднее рассматривавшийся как предшественник отстаивающих духовную свободу деятелей российской культуры

В+

ВВОД (ТЕКСТ)

«Иосиф Волоцкий и Нил Сорский являются символическими образами в истории русского христианства.. . Иосиф Волоцкий представитель православия, обосновавшего и освящавшего Московское царство, православия государственного, потом ставшего императорским православием. Нил Сорский – предшественник вольнолюбивого течения русской интеллигенции»

Укажите течения в современном русском православии, продолжающие идеи Иосифа Волоцкого и Нила Сорского

ОК-13 1.1.4

ВЫБОР

«Повинуясь нашей злой судьбе, мы обратились к жалкой, глубоко презираемой всеми народами Византии за тем нравственным уставом, который должен был лечь в основу нашего воспитания… В то время как христианский мир величественно шествовал по пути, предначертанному его божественным основателем, увлекая за собою поколения, - мы, хотя и носили имя христиан, не двигались с места».

Назовите имя русского мыслителя, автора данной оценки характера русской культуры

В- И.Киреевский

В- П.Чаадаев

В- И.Аксаков

В- К.Леонтьев

ВВОД

«Повинуясь нашей злой судьбе, мы обратились к жалкой, глубоко презираемой всеми народами Византии за тем нравственным уставом, который должен был лечь в основу нашего воспитания… В то время как христианский мир величественно шествовал по пути, предначертанному его божественным основателем, увлекая за собою поколения, - мы, хотя и носили имя христиан, не двигались с места».

Какое идейное течение в России 19 века придерживается оценки русской культуры, данной в этом тексте

В+

ВВОД (ТЕКСТ)

«Повинуясь нашей злой судьбе, мы обратились к жалкой, глубоко презираемой всеми народами Византии за тем нравственным уставом, который должен был лечь в основу нашего воспитания… В то время как христианский мир величественно шествовал по пути, предначертанному его божественным основателем, увлекая за собою поколения, - мы, хотя и носили имя христиан, не двигались с места»

Выскажите свое обоснованное отношение к данной оценке русской культуры.

ОК-13 1.1.5

ВЫБОР

«Достоинство картины…(«Что есть истина?») в том, что она правдива… в самом настоящем значении слова… Эпоху же в христианской живописи эта картина производит потому, что она устанавливает новое отношение к христианским сюжетам».

Кто является автором данного живописного произведения…

В- И.Крамской

В- Н.Ге

В- И.Репин

В- К.Брюллов

ВВОД

«Достоинство картины…(«Что есть истина?») в том, что она правдива… в самом настоящем значении слова… Эпоху же в христианской живописи эта картина производит потому, что она устанавливает новое отношение к христианским сюжетам».

Назовите течение в живописи, художественные принципы которого реализованы художником в полотне «Что есть истина?»

В+

ВВОД (ТЕКСТ)

«Достоинство картины…(«Что есть истина?») в том, что она правдива… в самом настоящем значении слова… Эпоху же в христианской живописи эта картина производит потому, что она устанавливает новое отношение к христианским сюжетам».

Покажите свое понимание смысла оценки картины «Что есть истина?», данной Л.Н.Толстым.

ОК-13 1.1.6

ВЫБОР

«Церковь в существе своем, как богочеловеческое единство, принадлежит к божественному миру, она есть в Боге, а поэтому существует и в мире, в человеческой истории. В последней она раскрывается во вневременном бытии: поэтому она, в известном смысле, возникает, развивается и имеет свою историю, свое начало. Однако, если видеть ее только в историческом становлении, и на основании его лишь составлять себе представление о Церкви как одном из земных обществ, тогда мы проходим мимо ее своеобразия, ее природы, в которой во временном раскрывается вечное, в сотворенном несотворенное».

Назовите автора данного понимания природы церкви, являющегося ведущим представителем русского богословия первой половины 20 столетия, деканом Русского богословского православного института в Париже

В- Н.Бердяев

В- С.Булгаков

В- Л.Карсавин

В- П.Сорокин

ВВОД

«Церковь в существе своем, как богочеловеческое единство, принадлежит к божественному миру, она есть в Боге, а поэтому существует и в мире, в человеческой истории. В последней она раскрывается во вневременном бытии: поэтому она, в известном смысле, возникает, развивается и имеет свою историю, свое начало. Однако, если видеть ее только в историческом становлении, и на основании его лишь составлять себе представление о Церкви как одном из земных обществ, тогда мы проходим мимо ее своеобразия, ее природы, в которой во временном раскрывается вечное, в сотворенном несотворенное».

Назовите течение в православном богословии, которое развивалось в 20 столетии автором приведенного текста

В+

ВВОД (ТЕКСТ)

«Церковь в существе своем, как богочеловеческое единство, принадлежит к божественному миру, она есть в Боге, а поэтому существует и в мире, в человеческой истории. В последней она раскрывается во вневременном бытии: поэтому она, в известном смысле, возникает, развивается и имеет свою историю, свое начало. Однако, если видеть ее только в историческом становлении, и на основании его лишь составлять себе представление о Церкви как одном из земных обществ, тогда мы проходим мимо ее своеобразия, ее природы, в которой во временном раскрывается вечное, в сотворенном несотворенное»

Определите два методологических подхода к пониманию природы церкви и дайте характеристику их особенностей.

Наши рекомендации