Тема: Русское языкознание в I половине XX века

Планы семинарских занятий

Тема: Русские лингвистические школы XIX века

Семинар 1

План

I. Харьковская лингвистическая школа

1. Своеобразие взглядов А.А. Потебни в психологическом истолковании явлений языка.

2. Проблема соотношения языка, мышления и духовной деятельности народа. Вопрос о происхождении языка.

3. Учение о слове.

4. Проблемы сравнительно-исторического языкознания в трудах А.А. Потебни:

1) история становления и развития частей речи, грамматических категорий, отдельных грамматических форм;

2) синтаксическая теория;

3) вопросы исторической фонетики;

4) диалектологические исследования.

5. Труды А.А. Потебни по филологии и эстетике слова.

6. Значение идей А.А. Потебни в русском и мировом языкознании.

II. Московская лингвистическая школа

1. Проблема соотношения языка и мышления. Особенности языка и речи с точки зрения Ф. Ф. Фортунатова.

2. Внимание Ф.Ф. Фортунатова к формальной стороне языка, отказ от логистических схем:

1) учение о слове;

2) учение о словосочетании.

3. Проблемы сравнительно-исторического и типологического языкознания в трудах Ф.Ф. Фортунатова:

1) понятие о праязыке;

2) исследования в области фонетики, акцентологии, морфологии;

3) уточнение морфологической классификации языков.

4. Развитие идей Ф.Ф. Фортунатова в трудах А.А. Шахматова, М.Н. Петерсона, Н.Н. Дурново, М.М. Покровского.

5. Отличительные особенности теоретических взглядов представителей Московской школы. Значение Московской школы.

Семинар 2

План

III. Казанская лингвистическая школа

1. Особенности теоретических взглядов представителей Казанской школы.

2. Понятие о речевой деятельности, языке и речи в трудах И.А. Бодуэна де Куртенэ. Различные аспекты понятия «язык».

3. Аспекты изучения языка. Понятие системности и знаковости языка в трудах ученых Казанской школы.

4. Проблемы происхождения и развития языка в работах И.А. Бодуэна де Куртенэ. Три аспекта функционирования языка, выделяемых ученым.

5. Учение И.А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме, его значение в русском и мировом языкознании.

6. Требование к объективному анализу языковых явлений и к исследованию их во взаимосвязи. Внимание И.А. Бодуэна де Куртенэ к социальной дифференциации язы­ка.

7. Значение трудов И.А. Бодуэна де Куртенэ, Н.В. Крушевского, В.А. Бого­ро­диц­ко­го в развитии русского языкознания. Традиции Казанской школы в современном язы­кознании.

Основная литература

Звегинцев В.А. История языкознания XIX – XX в очерках и извлечениях. Ч. 1. – М., 1964.

Смирнов С.В. Отечественные филологи-слависты середины XVIII – начала XX вв. – М., 2001.

Хрестоматия по истории русского языкознания / Под ред. Ф.П. Филина. – М., 1973.

Дополнительная литература

Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. – Т. 1, 2. – М., 1963.

Будагов Р.А. Портреты языковедов XIX – XX вв. Из истории лингвистических учений. – М., 1988.

Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. – М., 1978.

Потебня А.А. Мысль и язык // Потебня А.А. Эстетика и поэтика. – М., 1976.

Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды. – Т.1. – М., 1965.

Франчук В. Ю. А. А. Потебня и славянское языкознание // Вопросы языкознания. – 1992. – № 4.

Широков О.С. И.А. Бодуэн де Куртенэ и московская функциональная школа // Вестник Москов. ун-та, серия 9, филология. – 1995. – № 6.

Щерба Л.В. Ф.Ф. Фортунатов в истории науки о языке // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974.

Тема: Русское языкознание в I половине XX века

Семинар 3

План

1. Традиции русских лингвистических школ XIX века в трудах ученых начала XX века.

2. Проблемы теории языка и речи в работах Л.В. Щербы, А.И. Смирницкого.

3. Сравнительно-исторические и типологические исследования А.М. Селищева, Е.Д. Поливанова, В.В. Виноградова, С.П. Обнорского, А.И. Соболевского, А.А. Шахматова, И.И. Мещанинова и др.

4. Социологическая проблематика в работах А.М. Селищева, Б.А. Ларина, Е.Д. По­ливанова, В.М. Жирмунского, Л.П. Якубинского, Ф.П. Филина и др.

5. Вопросы языкового строительства в истории Советского государства. Труды Д.В. Бубриха, Е.Д. Поливанова, Н.Ф. Яковлева и др.:

1) реформа русского алфавита и правописания, результаты работы орфографической комиссии под руководством Ф.Ф. Фортунатова;

2) создание алфавитов для бесписьменных народов;

3) проблемы образования новых литературных языков.

6. «Новое учение» о языке Н.Я. Марра – кризисная ситуация в языкознании.

Семинар 4

План

1. Психологический подход к изучению языка и речи и теория значения в трудах Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубенштейна.

2. Проблемы нормативной и описательной грамматики в трудах Л.В. Щербы, А.М. Пешковского, Г.О. Винокура. Создание словарей. Деятельность Д.Н. Ушакова.

3. Развитие фонологии в русском языкознании. Традиции И.А. Бодуэна де Куртенэ в трудах МФШ, ЛФШ (СПбФШ), Н.С. Трубецкого по фонологии.

9. Исследования в области стилистики и поэтики. Труды Е.Д. Поливанова, В.М. Жирмунского, А.М. Пешковского, Г.О. Винокура, В.В. Виноградова, Б.Л. Ларина, представителей ОПОЯЗа.

Основная литература

Алпатов В.М. История лингвистических учений. – М., 1998.

Звегинцев В.А. История языкознания XIX – XX в очерках и извлечениях. Ч. 2. – М., 1964.

История советского языкознания. Хрестоматия /Сост. Ф.М. Березин. – М., 1988.

Смирнов С.В. Отечественные филологи-слависты середины XVIII – начала XX вв. – М., 2001.

Дополнительная литература

Будагов Р.А. Портреты языковедов XIX – XX вв. Из истории лингвистических учений. – М., 1988.

История русских лингвистических учений: Методические и хрестоматийные материалы./ Ерофеева Т.И. – Пермь, 1998.

Ларин Б.А. Значение работ академика Л.В. Щербы в русском языкознании // Ларин Б. А. История русского языка и общее языкознание. – М., 1977.

Поливанов Е.Д. Статьи по общему языкознанию. – М., 1968.

Отечественные лексикографы XVIII – XX века. – М., 2000.

Наши рекомендации