Общество и его структура 3 страница
Однако территориально-пограничные противоречия возникают и между вполне цивилизованными странами. Эти противоречия часто связаны с историческими процессами, войнами в предшествующие времена и переделами границ, особенно если они осуществлялись неоднократно. Доказать одностороннюю приоритетность каких-либо территориальных притязаний в этом случае практически невозможно. В ситуации таких противоречий и территориальных притязаний оказались сегодня многие государства СНГ — республики бывшего Советского Союза. Да и внутри отдельных из них, прежде всего России, эти противоречия время от времени напоминают о себе достаточно сильно. Чего стоит только положение на Северном Кавказе, остающееся напряженным на протяжении последнего десятилетия (война в Чечне), в том числе и в связи с проблемой территориально-пространственной локализации отдельных этнических общностей.
Проблема пространственной локализации социальных общностей приобретает в социологии и совершенно иные очертания, касаясь взаимосвязи общества и природы, форм общения людей, их образа жизни и социальной мобильности. Пространство для общества выступает прежде всего как географическая и природная среда. Поэтому в определенном смысле она является ключевой причиной всей общественной эволюции. Социальный мир можно назвать пространственным, поскольку он является областью взаимодействия социальных общностей не только мелсду собой, но и со средой.
О социальном пространстве можно говорить и как об объективной социальной реальности, и как о субъективной возможности людей задавать пространственную структуру, т.е. устанавливать связи, создавать коммуникации, консолидироваться в социальные и социально-психологические общности, строить жилища — одним словом, формировать необходимую жизненную (социально-пространственную) среду Социально организованное пространство — это форма взаимодействия социальной и вещно-предметной структуры общества, характеризующаяся объективностью, метричностью, территориальным распределением населения, направленностью и интенсивностью перемещений, соци-
Глава 10 Общество как социальная общность и социальная система
альной дистанцией между социальными общностями, а также между ними и индивидами}.
Важным для социологического анализа является такой показа! ель социального просхранства, как социальная дистанция Он был введен в научный оборот американским социальным психологом Дж. Морено2 и американским социологом Э Богардусом3. Социальная дистанция эго не расстояние в физическом смысле, а степень близости индивидов и социальных общностей, «плотность» их связей. Но еще в большей мере — это психологическое взаимодействие (взаимопонимание, симпатия, антипатия и пр ). Социологи употребляют метафору «разведенная близость», имея в виду, что если нет определенной меры близости, то не г и социальной реальности В общее 1ве, по мнению Морено, действует особый фактор — «геле», простейшая единица чувства, которая не только передается от одного человека к другому, но и означает их контакшость4. Возникает «социальное поле». Это понятие также появилось и распространилось под влиянием концепций Дж. Морено и Э. Богардуса5.
Итак, социальное пространство — это пространство природной среды общества и пространство «очеловеченной» природы, сливающихся в освоенную часть природы, которая превращена в среду обитания, в пространственно-территориальный ареал деятельности людей. Вместе с тем это «жизненное пространство», т.е. пространство социального взаимодействия общностей, ассоциаций, коллективов, их «расположения» в системе общественных связей и отношений. Это также пространство индивидуального бытия (место жительства и работы, зона свободного времени, область межличностного общения). Наконец, это «психологическое» пространство взаимодействия, выступающее часто и как воспринимаемое людьми (перцептуальное) пространство.
Третье ограничение: временная локализация
Взаимосвязь социальных общностей локализована не только в социальном пространстве, но и в социальном в р е м е н и. Оно выступает как форма бытия социальных общностей, являющаяся необходимым условием человеческой деятельности, ее структурной расчлененности и
1 Подробнее см Зборовский ГЬ Иросфанство и время как формы социального
бытия Свердловск, 1974 С 66—105
2 См Морено Дж Социомефия М, 1958 С 97
3См BogardusE Sociology NY, 1954 Р 535-536
^ См Морено Дж Указ соч С 40
5 См Меу Н Studien zur Anwendung ties Feldbegnffs in der so/ial wissenschaften Munchen, 1965
Раздел III. Общество и его структура
исторического развития с учетом продолжительности общественных процессов. В этом определении выражено стремление соединить горизонтальный и вертикальный срезы социального времени, связав структурный и исторический подходы к деятельности социальных общностей.
Любая социальная общность, взятая как порознь, так и во взаимосвязи с другими общностями, локализует свою историческую и актуальную деятельность в социальном времени. Не будем забывать о том, что общество является исторической реальностью, осмысление которой поэтому доллено охватывать основные этапы ее развития. Выразить эти этапы и показать тем самым специфику изменения общества можно только с помощью фактора времени.
Таких попыток периодизации общества в социологии было немало. Вспомним теорию общественной формации К. Маркса (в соответствии с которой общество проходит в своем развитии несколько обязательных этапов: первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический). Назовем широко принятую па Западе концепцию деления общества на доиндустриалыюе, индустриальное, постиндустриальное. Примеры подобного рода можно долго продолжать. Важно, однако, отметить, что в каждой из таких теорий все этапы имели не только содержательные, но и — обязательно — временные характеристики.
Социальное время может быть рассмотрено как единство целостности и расчлененности. Оно целостно постольку, поскольку вся жизнь общества проходит в изменениях, характеризующихся временными параметрами — длительностью, продолжительностью, последовательностью, чередованием, ритмом и т.д. Вместе с тем социальное время расчленено, дифференцировано, структурировано. В этом находит свое отражение феномен рассечения жизни общества, социальных общностей по сферам, видам деятельности, процессам, отношениям и т.д.
Благодаря социальному времени возникает возможность совершенно специфической локализации социальных общностей не в историческом, а в актуальном плане. Прежде чем говорить об особенностях этой локализации, обратим внимание на то, как связано общество (социальные общности) со «своим» временем, что выступает в роли «посредника» между ними. На такую роль может претендовать только то, что подлежит самой многообразной структурной расчлененности. В обществе есть лиЩь один подобный «претендент» — деятельность различных социальных общностей. Рассмотрим ее временную структурированное! ь.
Анализ социального времени, проведенный в историческом ракурсе, показывает, что его современная структура формировалась па протяжении многих эпох. Историческое развитие общества, обусловливаясь его
Глава 10. Общество как социальная общность и социальная система 213
материально-производственной деятельностью, внепроизводственными формами жизни, самыми разнообразными потребностями функционирования и развития, на каждом конкретном этапе требовало соответствующей структуры социального времени. Исторический путь, который «прошло» социальное время, прежде чем оно «достигло» нашей эпохи, может быть в краткой форме определен как движение от цельности социального времени примитивного (первобытного) общества, где только намечалось разделение па время труда и время досуга, к четкой дифференциации рабочего и внерабочего, в том числе свободного, времени.
Следует отметить, что в обществе существует несколько структур социального времени. Некоторые из них обусловлены спецификой социальной общности, выступающей в качестве субъекта социального времени. Так, если речь идет об учащихся (школьниках, студентах и т.д.), то основными элементами их социального времени являются учебное и внеучебное (в рамках последнего и свободное) время. Для социальных общностей, запятых производственной деятельностью, характерны другие элементы социального времени — рабочее и внерабочее (в рамках последнего и свободное) время. Очевидно, что иные временные структуры будут характеризовать жизнедеятельность таких социальных общностей, как дошкольники, пенсионеры.
Названия структурных элементов социального времени определяются и спецификой наук, изучающих его. Так, педагогика не оперирует понятиями рабочего и внерабочего времени, обращаясь лишь к учебному и внеучебному времени, а, скажем, наука трудового права выделяет в качестве своих узловых понятий время труда и время отдыха.
Далеко не все социальные общности «вписываются» в подобные временные структуры. К примеру, относительно этнических общностей, равно как и социально-территориальных, они не «работают» вообще. Там требуются иные критерии. Для многих социальных общностей основанием структурирования социального времени является удовлетворение основных групп потребностей — физиологических, бытовых, социальных, интеллектуальных и т.д. Но о каких бы структурах социального времени ни шла речь, каждая из них, рассмотренная в рамках социологического анализа, способна дать четкое «количественное» представление о специфике образа жизни данной социальной общности, особенностях ее функционирования в сравнении с другими (сопоставимыми) общностями.
Понимание специфики общества с точки зрения временной локализации деятельности социальных общностей создает возможность перехода с макросоциологического уровня его анализа на микросоциологический. Этот переход становится еще более эффективным, когда временной фактор рассматривается не изолированно, а в единстве с про-
Раздел III. Общество и его структура
странственным. Пример такого «совместного» рассмотрения приводит Э. Гидденс. Он говорит о том, что деятельность социальных общностей, занятых на производстве, «зонирована» как во времени, так и в пространстве. «Зона» их ежедневного рабочего времени — с 9 до 17 часов, она же включает в себя пространственные перемещения между домом и работой. Когда анализируется контекст социального взаимодействия, полезно анализировать движение общностей во времени-пространстве. Социальные географы, говорит Гидденс, ввели интригующее понятие конвергенции (сближения, соединения) времени-пространства, чтобы видеть, как социальное развитие и технологические изменения влияют на образцы деятельности социальных общностей и индивидов. Далее английский социолог приводит интересные данные по поводу пространственной миграции в городах, которая сопровождается «миграцией» во временных зонах — вечерней и ночной: Оказывается, что в США ежедневно 30 млн человек ведут активный образ жизни ночью, и даже тогда, когда она «умирает» — от 3 до 5 часов утра, — свыше 10 млн человек продолжают оставаться на ногах.
Таким образом, общество, рассматриваемое нами как взаимодействие различных социальных общностей, может быть охарактеризовано с точки зрения взаимосвязи временной и пространственной локализации их деятельности. Каждая социальная общность, обладающая собственной пространственно-временной структурой деятельности, оказывается связанной не просто с иными общностями, но и с их пространственно-временными структурами. Накладываясь друг на друга, взаимопересе-каясь, эти структуры создают сложную картину социального пространства-времени общества в целом.
§ 3. Общество как социальная система
Системный подход
До сих пор общество рассматривалось как взаимосвязь и взаимодействие социальных общностей. Однако если двигаться от «ядра» предметной зоны социологии к ее «периферии», то появляется возможность характеризовать общество как совокупность и взаимосвязь социальных процессов, связей и отношений, социальных институтов и организаций, как социальную структуру, наконец, как социальную систему. Этот процесс движения от «ядра» к «периферии» есть не что иное, как «расширение» границ общества, включение в него все новых элементов — вплоть до характеристики его как социальной си-сгемы.
Глава 10. Общество как социальная общность и социальная система 215
Что такое система вообще и социальная система в особенности? Один из основоположников общей теории систем Л. фон Берталанфи понимал под системой взаимосвязь элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом и образующих«некоторое единс г-во. Среди основных системных принципов им были названы: целостность (означающая принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого), структурность (возможность описания системы через установление связей и отношений между элементами внутри системы), взаимозависимость системы и с р е -д ы (система формирует и проявляет свои свойства во взаимодействии со средой, являясь его ведущим, активным компонентом), иерархичность (каждый элемент рассматривается как система по отношению к его составляющим и как подсистема по отношению к более широкой системе), функциональный характер системы и ее элементов (система в целом и каждый ее элемент выполняют строго определенные функции, несводимые друг к другу). Системы характеризуются относительным постоянством, устойчивостью.
Все эти принципы являются универсальными, присущими любому типу систем. Нас, однако, интересуют не всякие, а лишь социальные системы, и среди них в первую очередь общество. Помимо названных принципов, обществу как системе присущи и иные: самоорганизация, динамизм, открытость, наличие управления, передача информации и др. Но главная отличительная особенность общества как системы состоит в том, что ее основными элементами являются люди, а сама она функционирует на базе тех или иных социальных общностей.
Социальная система и ее виды
Что считать социальной системой? Конечно, в первую очередь общество в целом. Более широкой социальной системы нет. Но оно предстает как совокупность подсистем, каждая из которых, в свою очередь, является социальной системой. Каковы же они, эти социальные подсистемы-системы, которые образуют общество как целостность? Помимо взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, на основе которых формируется социальная система, она включает в себя социальные институты и организации, социальные нормы и ценности, регулирующие связи и отношения в этой системе, наконец, социальную структуру. В фундаменте социальной системы лежит деятельность социальных общностей, институтов и организаций, направленная на воспроизводство и развитие данной системы.
Раздел III. Общество и его структура
В отечественной литературе есть точка зрения, в соответствии с которой социальная система может быть представлена в пяти аспектах. Первый связан с понятием индивидуальности, второй — социальной группы, третий — социальной общности, четвертый — социальной организации, пятый — социального института и культуры. «Социальная система таким образом выступает как взаимодействие ее основных структурных элементов»!.
Социальные системы выступают на двух основных уровнях общности — с о ц и е т а л ь н о м и социальном. Социетальный (от лат. societas — общество) — ото самый широкий уровень; он означает рассмотрение общества как совокупности наиболее сложных и крупных систем с развитыми и разветвленными социальными структурами, институтами и организациями (например, экономической, политической, социокультурной), которые тесно связаны друг с другом, взаимодействуют, выполняя многочисленные функции. Социальный уровень характеризуется взаимосвязью явлений и процессов в рамках тех или иных конкретных социальных структур (подсистем), прежде всего социальных общностей, институтов и организаций.
Социальные системы могут быть либо гомогенным и, либо гетерогенными. Первые однородны, включают в себя элементы, обладающие одними и теми же свойствами, не обнаруживающие глубоких различий в структуре (например, студенческая группа как разновидность малой группы). Вторые разнородны и состоят из элементов с различными свойствами и структурами (например, предприятие, включающее в себя людей, технические подсистемы, организацию и т.д.).
Социальные системы могут быть более сложными и менее сложными. Причем степень сложности зависит не от масштабов системы, ее «величины», а от структуры, организации, характера связи элементов и ряда других факторов. В этом смысле личность как социальная система неизмеримо сложнее многих других гораздо более «крупных» по размеру социальных систем.
Противоречия в обществе
Общество как социальная система находится в состоянии самодвижения, источником которого служат многочисленные противоречия. Возникает вопрос, какое из них выступает основным, поскольку от его верного определения в значительной степени зависит стратегия развития общества. В отечественной социальной философии и теоретической социологии неоднократно дискутировался вопрос, какое же
Социология. С. 98.
Глава 10. Общество как социальная общность и социальная система 217
противоречие считать основным: между природой и обществом? между производством (его характером и структурой) и потребностями (их характером и структурой)? между производительными силами и производственными отношениями? между свободной деятельностью и отчуждением? и.т.д. Но убедительного ответа на поставленный вопрос до сих пор получить не удалось.
Для анализа социальных систем существенное значение имеют и другие противоречия — внутренние и внешние, антагонистические и и е а н т а г о н и с т и ч е с к и е. Последние отличаются друг от друга по: а) степени остроты, б) глубине влияния на социальные действия и процессы, в) возможности разрешения в рамках одной и той же социальной системы. Антагонистические противоречия наиболее остры, оказывают сильное и глубокое влияние на ситуацию в обществе и не могут быть разрешены в рамках «своей» социальной системы, требуя перехода в новую. Преодоление иеантагонистических противоречий, не затрагивающих коренных, сущностных интересов участвующих в них сторон, происходит-в форме компромисса и консенсуса, тогда как преодоление антагонистических противоречий — в форме конфликта. При этом конфликт выступает как столкновение противоположных интересов, взглядов, позиций, действий; компромисс — как соглашение противоречащих сторон, достигнутое путем взаимных уступок; консенсус — как соглашение по спорным, противоречивым вопросам, являющееся результатом переговорного процесса между его различными субъектами.
Стабильность социальной системы и ее механизмы
Одна из определяющих характеристик социальной системы — ее стабильность, на что обратили внимание еще основоположники социологии, а затем детально исследовали представители структурного функционализма. Стабильность — это состояние социальной системы, при котором она способна функционировать и изменяться, сохраняя устойчивость своей структуры и функций к сильным воздействиям извне. Но стабильность не может быть абсолютной. В обществе и его подсистемах постоянно возникают колебания, отклонения, изменения, которые дестабилизируют ситуацию, приводят эти подсистемы (либо общество в целом) к неустойчивости и разбалансированности. Противостояние и даже противоборство двух тенденций — стабильности и неустойчивости — пронизывает всю жизнь любой социальной системы, какой бы прочной на первый взгляд она ни казалась.
В процессе такого противоборства социальная система проявляет свои способности к балансированию, «эквилибризму», т.е. сохране-
Раздел III Общество и его структура
нию себя при самых резких колебаниях. Однако здесь существует своя «критическая масса», превышение которой может привести к гибели, краху социальной системы. К примеру, снижение жизненного уровня населения, резкое падение качества потребления, рост преступности, ухудшение здоровья, снижение продолжительности жизни, увеличение смертности и падение рождаемости, неудовлетворенность действиями властей, как следствие этого — различные формы протестного движения в обществе могут быть в пределах «нормы», не " угрожая устоям системы.
Но в определенных обстоятельствах ситуация может перейти «критическую массу», норма будет нарушена, и наступит «коллапс» социальной системы. Одно из вероятных последствий ее дестабилизации в таких условиях — формирование склонности руководства системы к принудительным, авторитарным и даже тоталитарным мерам, связанным с многочисленными запретами, введением различного рода мораториев, объявлением чрезвычайного положения и т.д. Подобный сценарий нельзя исключить при прогнозировании процессов во многих странах мира, поскольку уровень нестабильности в них очень высок в условиях продолжающегося экономического, социального и политического кризиса и недовольства положением в стране значительной части населения.
Как же сохранить стабильность в обществе? Для этого существует ряд механизмов, которыми должны владеть властные структуры в рамках данной социальной системы (или социальных систем) и при необходимости их использовать. К числу этих механизмов относятся, к примеру, четкие, отлаженные, профинансированные экономические, социальные и политические программы, направленные на достижение и сохранение баланса интересов различных социальных общностей.
Это могут быть программы экономической стабильности (в основе — принципы нормального, «не удушающего» налогообложения, самоокупаемости, эффективности, рентабельности производства в условиях регулируемых рыночных процессов), социальные программы поддержания человеческого потенциала (в основе — принципы обеспечения прожиточного минимума для всего без исключения населения, его нормального медицинского обслуживания, предоставления возможностей трудоустройства, образования, получения профессии), программы сохранения в обществе политического консенсуса при наличии плюрализма взглядов, партий и общественных движений.
Удельный вес социальных программ в общем бюджете государства — один из основных показателей стабильности. Принято считать, что в странах со средним уровнем развития он не должен снижаться ниже 25% (в максимуме — 40%), далее может произойти обвальная
Глава 10. Общество как социальная общность и социальная система
деградация человеческого потенциала. Россия на рубеже веков находилась как раз около этой цифры.
При создании и внедрении регулятивных механизмов общественной системы необходимо помнить, что основой ее социальной устойчивости является экономическая и политическая стабильность, характеризующаяся такими ведущими ценностями, как: сохранение здоровья в условиях относительного экологического благополучия, нормальное потребление основных продуктов и товаров, возможность получения образования, профессии, квалификации, работы, отсутствие жесткого политического противоборства, гарантии личной безопасности при необходимом уровне общественного порядка. Создание условий для реализации этих ценностей будет означать переход к стабильной социальной системе.
Подведем итог. Мы задались целью охарактеризовать общество как социальную, общность и социальную систему. В первом случае общество было определено как взаимосвязь различных социальных общностей, взаимодействующих с природой в условиях определенной пространственно-временной локализации. Во втором случае оно рассматривалось как сложная, противоречиво развивающаяся и функционирующая социальная система, характеризующаяся стабильностью, изменчивостью, целостностью, единством, взаимосвязью социальных общностей, институтов, организаций, структур, социальных норм и ценностей, регулирующих связи и отношения между ними.
Этими двумя подходами, однако, не исчерпывается анализ общества. Понять его вне отношений с культурой было бы невозможно. К рассмотрению взаимосвязи общества и культуры мы переходим в следующей главе. '
Вопросыи задания
1. Как изменялись представления об обществе в истории классической социологии
XIX - начала XX в.?
2. В чем состоят особенности понимания общества современной западной социоло-
1ией?
3 Даше краткую характеристику общества как социологической категории от име
ни отечественной науки.
4 Как вы понимаете следующее суждение: «Общество — это взаимосвязь различ
ных социальных общностей»?
5. Что такое социальное пространство и как эго понятие применяется в анализе об
щества? Почему мы должны говорить о пространственной локализации различных со
циальных общностей?
6. Что такое социальное время и как это понятие применяется в анализе общества?
В чем заключаются особенности временной локализации различных социальных общ
ностей?
Раздел III. Общество и его структура
' mm
6. Какие системные принципы необходимы для анализа общее ни?
7. Расскажете о видах социальных сисюм.
8. Можно ли анализирова! i> общее iво как сие i ему вне рассмо] рения ею прсмиворе-
чий? Аргументируй 1 е свой ошег Какие противоречия общееi венной жи.шп (с ючки
зрения их типологии) пы могли бы на mi ь и охарактеризован.?
9. Чго означает стабильность социальной системы и каковы механизмы ее поддер
жания?
Литература
Артемов В.А. Социальное время Проблемы изучения и использования Новосибирск, 1987.
Гиддепс Э Социожм ия. М., 1999
Капитонов Э.А. Социология XX века. Росюв н/Д., 1996 С. 120- 148
Комаров М С. Общество как социокультурная система// Проблемы i cope i и чес кой социологии. СПб., 1994.
ЛумапН. Понятие общества//Проблемы георешческой еоциоло! ни СПб., 1994
Луман Н. Теория общее гва // Теория общества.-М., 1999
Российская социолог ичеекая энциклопедия. М., 1998.
Черников В Г. Общест венное пространство Воронеж, 1984
Глава 11
Общество и культура
§ 1 Понятие культуры Культура как 6a.au общества § 2. Элементы культуры § 3 Этноцентризм и купыпцрпый релятивиш
§ 1. Понятие культуры. Культура как базис общества
О разных понятиях культуры
В социально-гуманитарных науках нет, вероятно, другого столь многообразного понятия, как кул ы ура. Оно употребляется и как общее обозначение форм и продуктов художественной деятельности (живопись, музыка, театр, кино, литература и др.), и как указание на особенности образа жизни и способа развития какой-либо страны в определенный период (культура России в первой половине XIX в.), и как характеристика состояния общества, его нравов, порядков (страна высокой культуры), и как описание типа личности (культурный человек, некультурный человек).
Многообразие не только в бытовом, но и в научном понимании термина «культура» отразилось в большом количестве ее определений. Еще в 1952 г. известные американские ученые А. Кребер и К. Клакхон в книге под названием «Культура. Критический обзор понятий и определений» предложили читателю анализ более 150 определений культуры, которые выражали самые разные аспекты этого понятия1. Издав через 11 лет новый вариант своей работы, они намного расширили список дефиниций, приведенных ранее. Конечно, нет смысла их рассматривать, даже в том систематизированном и сгруппированном варианте из шести типов, который предложили Кребер и Клакхон, поскольку это перегрузило бы материал главы.
Затем несколько десятилетий продолжались дискуссии о том, какое из значений и смыслов понятия «культура» является основополагающим. Похоже, что и сейчас эти споры еще не угасли, особенно среди культурологов — специалистов, изучающих культуру как единую
1 См.: Kroebei A , Kluckhon К. Culture. A Critical Review of Concepts and Definitions Cambridge, Massachusets, 1952.