Классическая социологическая теория
Социология как наука.
«Теория среднего уровня»- теория, являющаяся промежуточной между малыми рабочими гипотезами повседневной исследовательской практики и всеобъемлющими теориями, включающими в себя главную концептуальную схему, благодаря которой надеются выявить очень большое число эмпирически наблюдаемых стереотипов социального поведения.
Выборочная совокупность – уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздает анкеты, кто называется респондентом, кто представляет собой объект социологического исследования.
Генеральная совокупность – совокупность, на которую социолог хочет распространить выводы исследования.
Интервью – целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования.
Макросоциология – область социологического знания, изучающая крупные элементы социальных структур, их состояния и взаимодействия.
Микросоциология – область социологического знания, изучающего преимущественно межличностные, внутригрупповые и повседневные взаимодействия людей.
Парадигма – единая система теоретических воздействий, методологических принципов, методических приемов и эмпирических результатов, разделяемых научным сообществом в рамках самостоятельной области знаний или теоретического подхода.
Пилотажное исследование – пробное исследование преимущественно методической направленности, цель которого – проверка качества социологического инструментария.
Прикладная социология – это совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта.
Репрезентативность – свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики генеральной совокупности. Репрезентативность выборки означает, что с некоторой погрешностью можно отождествить установки на выборочной совокупности распределение изучаемых признаков их действительным распределениям генеральной совокупности.
Респондент – лицо, выступающее в качестве источника первичной информации в процессе опроса или в результате наблюдения по поводу некоторого явления.
Социальное – свойство, имманентно присущее личности и общностям, формирующееся в результате процессов социализации и интеграции человека в общество, в общественные отношения.
Социология - наука, изучающая функционирование и развитие общества как социальной системы в целом через ее составные элементы: личности, социальные группы, институты, их отношение и взаимодействие.
Теоретическая социология – высший уровень социологического знания, обобщающий данные эмпирической социологии.
Эмпирическая социология– комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ социальных данных с использованием методов, методик, техники социологического исследования.
Классическая социологическая теория.
Географическая школа -направление, анализирующее развитие и функционирование общества преимущественно через факторы географической среды.
Культурно-исторический тип- самобытная цивилизация,по Н.Я. Данилевскому, целостная совокупность характерных элементов духовной и материальной жизни этноса, проявляющиеся в религии, социально-экономических, политических и др. отношениях.
Марксизм – основанная К. Марксом и Ф. Энгельсом система философских, экономических, социально-политических взглядов, включающая философский материализм и диалектику, материалистическое понимание истории (теория общественных формаций), обоснование экономических законов движения капиталистического общества (теорию прибавочной стоимости и т.д.), теорию классов и классовой борьбы, теорию пролетарской революции, переход к коммунистическому обществу.
Натурализм – направление в социологии, утверждающее, что социология должна использовать для решения всех практических задач те же методы, что и естественные науки.
Номинализм - направление в социологии, согласно которому все социальные явления получают реальность только как реализация целей, установок, мотивов индивида.
Органицизм – методологическая ориентация, получившая распространение во второй половине XIX века. В ней общество рассматривается как целостный организм, поведение которого неразложимо на отдельные элементы. Органицизм сыграл положительную роль при переходе от механицистских моделей общества как совокупности отдельных, изолированных индивидов («робинзонад») к более сложным моделям, в которых общество и другие социальные образования рассматриваются как определенное целое. В этом отношении он может рассматриваться в качестве предшественника современных системных подходов в социологии.
Панславизм - течение общественно-политической мысли в славянских странах, в основе которого лежит стремление объединить славянские народы для решения острых социально-политических проблем, возникающих в славянском регионе или его отдельных участках.
Позитивизм – социально-философское направление (О. Конт, Г. Спенсер, Дж.С. Милль и др.), характеризующееся стремлением исходить из «позитивного», то есть данного, фактического, устойчивого, научного, чтобы создать позитивную «социальную теорию», свободную от метафизических объяснений, доказательную и общезначимую, основанную на методологии, свойственной естественным наукам.
Понимающая социология - согласно учению немецкого социолога М. Вебера социология должна стремиться понять и объяснить социальное поведение людей через мотивацию их поступков.
Психологическое направление - главный принцип- стремление искать ключ к объяснению всех общественных явлений и процессов в психических (преимущественно иррациональных аспектах социальной жизни: чувствах, инстинктах, эмоциях и др.) процессах и явлениях индивида или общества (В.Парето).
Расово-антропологическая школа (антропосоциология) - разновидность биол. направления в социологии (Ж. Гобино, Ж. Лапуж, X. Чемберлен и др.), обосновывающая расовое неравенство и переносящая на человеческое общество биол. законы борьбы за существование и естественного отбора, рассматривающая соц. жизнь и культуру как продукт расово-антропологических факторов. Р.-а. ш. рассматривает соц. поведение людей - как целиком или преимущественно детерминированное биол. наследственностью, а расовые смешения - как вредные для общественного и культурного развития.
Социальная статика – аспекты социальной жизни, которые относятся к упорядоченности и стабильности и дают обществам возможность сохранять свою целостность и выживать.
Социальный дарвинизм - одна из преобладавших в конце XIX- начале XX вв. теорий социальной эволюции, заимствовавшая у Ч. Дарвина соответствующую терминологию и пытавшаяся объяснить социальные процессы по аналогии с биологическими.
Утопический социализм – подробное и последовательное описание воображаемого, но локализованного во времени и пространстве общества, построенного на основе альтернативной социально-исторической гипотезы.