Безработица и социальное поведение

Законодательство Республики Казахстан о труде основывается на Конституции РК, согласно которой каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. По Конституции РК принудительный труд запрещён. Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения.

Согласно Трудовому Кодексу РК, вступившего в силу с 15 мая 2007 №251 -III года, работник, в числе других прав, имеет право на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации; повышать свою профессиональную квалификация и др. Работодатель, в числе других прав, имеет право расторгнуть по своей инициативе индивидуальный договор.

Остановимся на явлении, которое в условиях конкуренции и дефицита рабочих мест, может коснуться представителей любой профессии: безработице.

Считается, что полная занятость существует тогда, когда все трудоспособные члены общества полностью заняты (при допустимой незанятости 5-8 процентов от общего числа активного населения). Разные страны имеют различный уровень занятости, но практически все имеют ибезработицу.

Примечательно, что согласно рекомендациям Международной организации труда при ООН (МОТ), не всякий неработающий человек может быть зачислен к разряду безработных. Необходимыми условиями являются возраст (старше 16 лет), желание найти работу и активный ее поиск, а также к безработным относятся лица, временно отсутствующие на работе и не имеющие формальной связи с ней.

В зависимости от причин и продолжительности безработицы различают следующие ее разновидности: текущая (временная), латентная (скрытая), стагнативная, фрикционная (непродолжительная), структурная, циклическая и добровольная. Кроме того, существует безработица, которую различают по половозрастным признакам (женская, молодежная и т. п.)

Безработица по-разному влияет на выбор нового, другого вида занятия: некоторые готовы выполнять общественные работы, ухаживать за больными, но большинство людей на постсоветском пространстве соглашаются скорее на неполную рабочую неделю, неполный рабочий день, нежели на какие-либо изменения в своей специальности или переход в сферу обслуживания (хотя последнему во многом препятствует неразвитость этой сферы, налоговые системы и др.)

Экономические решения основываются на ожиданиях. Люди принимают решения поступить на работу, так как они ожидают найти подходящее место. Если ожидания ищущих работу будут необоснованно высоки, это приведет к повышению уровня безработицы. Если, например, выпускники средних и высших учебных заведений будут иметь завышенные представления о ценности своих дипломов на рынке труда, уровень безработицы среди них возрастет. Такое же воздействие на уровень безработицы оказывает инфляция, так как создает “зазор” между ожидаемой и реально предлагаемой заработной платой.

Социологи дают различную типологию безработных при этом определенное значение придают такому фактору, как отношение к прежней профессии как источнику материальных благ.

Этот фактор позволяет различать “прагматиков”, которые любыми путями и в любые сроки стремятся получить новую профессию, если не удается найти работу по прежней специальности. Они отказываются от ухода за больными, неквалифицированного физического труда, от более низкой, нежели прежняя, зарплаты.

Далее различают так называемых “профессионалов”. Они проходят переобучение под давлением обстоятельств (2/3), половина из них ищут работу только по специальности, остальная часть учится и ищет другую работу. Большинство не соглашаются ни на какую работу с более низкой оплатой, чем прежняя, из соображения самоуважения и прежнего профессионального статуса. Что же касается личных перспектив относительно трудоустройства, то они в полтора раза меньше, чем у первой категории индивидов, а сроки трудоустройства - длиннее.

На основе отношения к прежней работе, при котором она “не представляла никакой ценности” или ее затруднялись как-либо оценить (31 процент) формируется стратегия поведения, которое исследователи называют “безразличным”. Как показали исследования, представители этой категории спокойно относятся к потере прежней работы и проявляют высокую степень готовности к получению новой профессии (2/3 из них готовы переучиваться), 1/3 согласны на любую работу, 1/3 учатся на курсах для получения новой специальности. Личные перспективы трудоустройства у них относительно успешны в связи с отсутствием профессиональных амбиций.

Что же предлагают выпускнику на рынке труда? Каков диапазон его альтернатив и в какой мере они его устраивают? Какова шкала его предпочтений? Что касается выпускников, то они наиболее расположены к работе по контрактам и субконтрактам, временной и сезонной работе, а также работе в сфере обслуживания. Вступление молодого поколения в рынок происходит без четко выраженных профессиональных ориентаций.

Таким образом, в современных условиях активному населению приходится сталкиваться с проблемой смены профессии. Это происходит как в соответствии, так и вопреки желаниям индивида, в результате действия социально-экономических факторов:

1.Изменение структуры потребности в специалистах различных профессий.

2.Реорганизация отраслей хозяйства (конверсия и др.)

3.Изменение содержания труда.

4.Сокращение финансирования бюджетной сферы и резкое падение уровня жизни этих организаций.

В Послании Президента РК народу Казахстана, сделанного весной 2009 года говорилось: “Системная работа по переподготовке и переобучению кадров должна преследовать следующие цели:

*Каждый, кто хочет работать по новой профессии, должен иметь возможность обучаться.

*Обеспечение будущих потребностей экономики трудовыми ресурсами, прежде всего, в сельском хозяйстве.

*Поэтапное замещение иностранных рабочих отечественными кадрами”.

Особенно актуальны эти задачи в связи с экономическим кризисом, который не миновал и Казахстан.

Студенты университета КАЙНАР проводили лонгитюдные исследования об отношении населения Алматы к труду. Показательно, что в нашем исследовании на вопрос “Если бы была реальная возможность не работать, воспользовались ли бы вы такой возможностью”, опрошенные ответили: однозначно “нет” - 30,5 процента, скорее бы “нет”, чем “да” - 27,3 процентов ответивших, скорее “да”, чем “нет” - 37,8 процента и однозначно “да” (согласился бы не работать) - остальные.

Практика показывает, что только труд позволяет индивиду состояться как личности, избежать многих социальных проблем. Конечно, труд может быть разным: есть труд и есть Труд. Труд, который делает индивида творческой независимой личностью, а не дающий только материальные блага. Экономическую независимость дает свой бизнес. Специалисты считают, что в малом и среднем бизнесе (в своём) должны работать не менее 50- 60 процентов самодеятельного населения, в США, например, в этом секторе работает 79 процентов всех работающих (организации до 50-ти сотрудников).

Проблема поиска работы по душе, преодоления состояния, в которое повергла человека безработица, стоит в центре внимания специалистов (социальных психологов, экономистов и др.), которые дают различные советы и рекомендации.

С самого начала опытный наниматель определит план собеседования. Не надо мешать ему; удивительно, отмечают аналитики, как много претендентов стремятся играть ведущую роль в этой беседе. Следует заранее обдумать ответы на вопросы типа “Почему Вы желаете работать именно здесь?”, “Каково Ваше самое большое достижение? Почему Вы так считаете?”, “Чего Вы хотите добиться в ближайшие пять лет?” Желательно ознакомиться с историей становления избранной вами компании и производимой ею продукцией, так будет легче ответить на подобные вопросы.

Специалисты советуют продумать и о своем внешнем виде. Не рекомендуют надевать вечерний наряд и новые туфли, но и не так, чтобы невооруженным глазом было видно, что вы нуждаетесь в работе. Именно внешний вид создает о человеке первое впечатление. Гизела Виснер, руководитель берлинской Школы хорошего тона, утверждает, что оно складывается в первые “решающие десять секунд”. Профессионал общения утверждает, что первое впечатление “на 93 процента состоит из эмоций, не связанных с произносимыми словами, и фактически уже готово через 10 секунд. Как правило, именно в эти мгновения мы и стараемся создать о себе хорошее впечатление. Особенно важны здесь мимика, жесты, осанка, умение “держать дистанцию” и, конечно, умение одеваться”.

В ходе собеседования надо выяснить главное: подходит ли кандидату компания. Можно задать интересующие вопросы, но задавать вопросы типа “Сколько я буду получать? Часто ли дают премии? Как скоро я смогу уйти в отпуск?” не рекомендуются. Лучше уточнить свои обязанности, поинтересоваться планами компании на будущее, ее перспективами.

Во время интервью вас оценивают. Не надо нервничать и суетиться, переставляя мебель, не рекомендуют спорить, курить, высказывать свои политические взгляды. Поэтому следите за тем, советуют специалисты, какие качества вы демонстрируете. Большинство работодателей ищут работников надежных, лояльных, заслуживающих доверия, умных, компетентных и ... чуть-чуть простодушных. Разумеется надо поблагодарить, но не несколько раз!

Автор книги “Шесть способов получить работу”, руководитель отдела кадров крупной американской нефтяной компании Пол Брайтон дает главный совет на этот счет: “Самая большая ошибка людей, ищущих работу, состоит в том, что они хотят казаться не такими, какими они являются.

Вместо того, чтобы держаться непринужденно и быть совершенно откровенными, они часто стараются давать такие ответы, которые, как они думают, вы хотите услышать. Но это не срабатывает, потому что обманщики никому не нужны. Как и фальшивые монеты”.

Таким образом, деловому успеху способствуют знания и профессиональный опыт, стремление к цели и энергия, сопутствующая деятельности на трудовом поприще. Бесспорно то, что только напряженный труд помогает людям обрести им чувство личного удовлетворения и добиться успеха.

Литература

1.Аитов Н. А. Социология труда. - Алматы. 1997.

2.Анурин В. Ф. Профессиональная стратификация и закон перемены труда. // СОЦИС, 2006, №7.

3.Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощённый менеджер. - М., 1991.

4.Генкин Б. М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М., 2007.

5. Дорин А. В. Экономическая социология. – Минск, 1997.

6.Соколова Г. Н. Экономическая социология. – Минск, 1997.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Наши рекомендации