Характерные особенности социальных институтов

Социальный институт – это форма закрепления и способ осуществления специализированной деятельности, обеспечивающей стабильное функционирование общественных отношений. С помощью социальных норм и санкций социальный институт (политические партии, армия, церковь, школа, семья, здравоохранение, мораль, право, спорт и т.д.) выполняет организационные, регулятивные, управленческие и воспитательные функции в обществе.

Социальный институт возникает в процессе общественного разделения труда и общественных отношений как способ осуществления совокупной целенаправленной деятельности определенных групп людей. Сначала это стихийно создававшиеся элементы регламентации, контроля, упорядочения и другие процессы институционализации взаимоотношений между людьми (культовые, семейные, воспитательные и др.). Далее они приобретают формы социальности, опредмечиваясь в системе политических, правовых, идеологических, образовательных, здравоохранительных, досуговых и других учреждений, призванных обеспечить эффективное функционирование всей системы общественных отношений.

Каждый институт включает в себя определенную сферу деятельности; группу лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных общественных, организационных или управленческих функций на основе установленных прав и обязанностей; организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель-подчиненный, преподаватель-студент и т.д.); материальные средства (общественные здания, оборудование и т.п.), необходимые для решения поставленных задач. Но главное, каждый более или менее оформленный институт имеет свою цель, т.е. круг групповых или общественных потребностей, на которые направлена деятельность института. Рассмотрим для примера структуру высшей школы как социального института. Она включает работников Министерства образования, преподавательский состав, администрацию и общественные организации вузов, студентов и органы студенческого самоуправления, располагает необходимыми материальными средствами (финансовое обеспечение, учебные здания, научно-исследовательские лаборатории, библиотеки и т.п.). Основная цель (функция) высшей школы - удовлетворение общественной потребности в подготовке специалистов высокой квалификации.

Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией социальной деятельности на различные виды: экономическую, политическую, культурную и др. С точки зрения содержания исполняемых функций социальные институты делятся на экономические (банки, биржи, корпорации, предприятия сферы потребления и услуг и др.), политические (государство с его центральными
и местными органами власти, партии, общественные организации, фонды и др.), институты воспитания и культуры (школа, семья, театр и др.) и социальные в узком смысле (институты социального обеспечения и опеки, различные самодеятельные организации).

По характеру организации различаются формальные и неформальные институты. Деятельность формальных институтов основана на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции). Такими институтами являются государство, суд, армия, школа. Формальные институты осуществляют управленческие и контрольные функции на основе строго установленных санкций: поощрение в виде наград, официальных званий и т.п. или административное и уголовное наказание. Формальные институты чаще всего являются бюрократиями, в которых обязанности чиновников обезличены, т.е. выполняются как бы независимо от их личных качеств. Формальные институты играют огромную и возрастающую роль в современных обществах.

Не менее важную роль, особенно в сфере межличностного общения в малых группах, играют неформальные институты. Например, группа ровесников-подростков, организующая свой досуг, выбирающая лидера, и устанавливающая специфические «правила игры»,
т.е. нормы, позволяющие разрешать возникающие конфликты. Однако цели, методы, средства решения задач в такой группе не установлены строго и не зафиксированы в виде устава.

В неформальных институтах отсутствуют четко определенные и закрепленные в специальных законодательных актах и нормативных документах предписания, касающиеся функций, средств и методов деятельности, но и эти институты выполняют также управленческие и контрольные функции в самом широком социальном смысле, т.к. являются результатом социального творчества и волеизъявления граждан (различные фонды культурного и социального назначения, любительские объединения творческой самодеятельности, объединения по интересам и т.д.). Социальный контроль в таких институтах осуществляется с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях, т.е. на основе неформальных санкций. Часто общественное мнение, обычаи, традиции - более эффективные средства контроля за поведением людей, чем нормы права или другие формальные санкции. Бывает так, что люди предпочитают наказание со стороны официального руководства или представителей власти негласному осуждению своих коллег и друзей.

Поскольку большинство институтов - бюрократические организации, они подвержены своего рода "болезням". Во времена революций или быстрых социальных изменений многие традиционные институты либо прекращают свою деятельность, либо адаптируются
к решению новых задач. С другой стороны, формирование новых общественных институтов требует времени. В итоге люди сталкиваются с серьезными трудностями неурегулированности возникающих новых социальных отношений и поддержания общественного порядка
в традиционных областях жизни. Такие переходные периоды, когда общество сталкивается с дезорганизацией традиционных институтов, Э.Дюркгейм назвал аномией. Поскольку жизнь каждого отдельного человека и деятельность социальных групп в решающей степени зависит от эффективной работы социальных институтов, социологи всегда придавали большое значение изучению этой проблемы. Ян Щепаньский указывает на следующие основные условия эффективного функционирования социальных институтов:

1. Четкое определение цели и круга выполняемых действий или же объема функций. Если функции института определены нечетко,
он не может без конфликтов включиться в глобальную систему институтов данного общества и наталкивается на различные противодействия.

2. Рациональное разделение труда и рациональная; его организация.

3.Деперсонализация действий. Предполагается, что официальные лица будут выполнять свои функции в строгом соответствии
с предписаниями, а не в зависимости от индивидуальных интересов и представлений своих прав и обязанностей. В противном случае институт утрачивает общественный характер, престиж и доверие со стороны общества, превращается в учреждение, зависимое от частных интересов. Конечно, ни один институт не может полностью избавиться от влияния личных интересов и вообще индивидуальных особенностей чиновников, но такое влияние должно контролироваться обществом и сводиться к минимуму. Использование ресурсов общественных институтов в эгоистических интересах работающих
в них людей - очень распространенное явление, которое социологи называют «бюрократизацией».

4. Признание и престиж, какими институт должен обладать в глазах всей группы или ее преобладающей части.

5. Бесконфликтное включение в общую систему институтов. Невозможен, например, механический перенос политических институтов западной демократии в общество с сохраняющимися сильными родовыми или клановыми социальными связями.

Институты любого общества представляют собой сложную интегрированную систему, обладающую собственной социальной инерцией. Именно поэтому глубокие институциональные реформы, как правило, сталкиваются с серьезными трудностями и часто терпят неудачу. История знает не так уж много примеров эффективного и безболезненного реформирования общественных институтов. Чаще такие реформы завершались бурными революционными событиями. Внутренняя согласованность в деятельности институтов является необходимым условием нормального функционирования всего общества. Так, неопределенность в распределении полномочий законодательной и исполнительной власти стала причиной острого политического кризиса в России в октябре 1993 года, закончившегося насильственным разгоном парламента.

Интеграция социальных институтов базируется на общей структуре потребностей личности, разделении и кооперации общественного труда, на доминирующей роли отдельных базовых институтов. В первобытном обществе особую роль играла семья, в феодальном обществе базовыми являлись религиозные институты, в советском обществе после 1917 года интеграция всей системы обеспечивалась с помощью политических институтов, прежде всего компартии, в капиталистическом обществе особую роль играют экономические институты.

Важной характеристикой деятельности социальных институтов является их взаимодействие с социальной средой. В случае, если институт обеспечивает эффективное решение поставленных перед ним целей, взаимодействие не вызывает существенных осложнений. Однако под влиянием социальных перемен и в результате формирования новых общественных потребностей социальные институты часто перестают отвечать требованиям времени. В результате такого несоответствия в деятельности того или иного института могут возникнуть явления дисфункций. Эти явления могут сказываться как в сфере внешней, формальной (организационной), так и в характере, в содержании их деятельности. С точки зрения формальной организации, например, система Советов не соответствовала современным демократическим методам политической организации общества, основанным на разделении законодательной, исполнительной и судебной властей.

В содержательном отношении институты образования в постсоветском обществе нуждаются в изменении самой концепции образования, ином выборе предметов и т.д., т.е. должны быть переориентированы на потребности формирующихся рыночных отношений и предстоящие изменения на рынке труда. Тем не менее, явления дисфункций в той или иной степени присущи деятельности любых общественных институтов. Институты рынка (корпорации, банки, биржи и др.) являются мощными механизмами эффективного перераспределения капиталов и стимулирования труда. Однако государство вынуждено постоянно контролировать экономические социальные последствия деятельности этих институтов, принимая целые системы правовых актов, ограничивающих монопольный захват рынков, возможности спекулятивных операций на фондовых биржах и т.п.

Гармоничная и сбалансированная система институтов, обеспечивающих удовлетворение основных потребностей общества и эффективно регулирующих поведение людей, является важнейшим условием сохранения и развития общества как целого. Как объект социального познания социальные институты могут изучаться с позиций различных общественных наук. Социологию интересует, прежде всего, роль социальных институтов в общественной жизни, в воспроизводстве и развитии социальных отношений и социальных общностей.

Конкретно-исторические типы социальных институтов обусловливаются господствующими общественными отношениями, среди которых определяющими являются материальные. Институционализация общественных отношений предполагает их закрепление в определенных формах и создание условий для их воспроизводства. Причем воспроизводство общественных отношений, которые основываются на частной собственности на средства производства, приводит к консервации тех социальных институтов, с помощью которых они функционируют и регулируются. Формирование новых общественных отношений предполагает слом старых социальных институтов и учреждений, которые являются основными носителями прежних общественных отношений.[8]

Социальные институты как субъекты социального
изменения и развития. Идеологические функции
социальных институтов

Для поддержания общественного порядка и обеспечения стабильности взаимодействия социальных групп и общества в целом существует система социального контроля, важнейшей частью которой являются социальные институты. Социальные институты можно определить как совокупность различных форм организации и регулирования общественных отношений, специальных учреждений, системы норм, социальных ролей, обеспечивающих реализацию функций, необходимых для существования и развития как социальных общностей, так и всего общества в целом. Социальными институтами являются государство, политические партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и др. Возникновение социальных институтов обусловлено объективной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности. Социальные институты являются системами учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения определенных общественных и безличных функций ради удовлетворения существующих индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп. Во всех группах, в которых появляются хотя бы зачатки организации, вырабатываются определенные способы действия от имени группы как целого; например, кто-то представляет группу вовне, определяет соответствующий образ поведения для членов группы, принимает решения от имени целого и т.п. Эти способы действий определены как безличные, т.е. они должны выполняться независимо от личных черт и интересов человека, который их выполняет всегда одним и тем же образом.

Конституируясь в заведениях и учреждениях, социальный институт предстает как определенным образом организованная группа людей (субъектов деятельности и общественных отношений) с исключительно широким спектром форм проявления: от семьи до государства и межгосударственных организаций. Как способ осуществления специализированной групповой деятельности и общественных отношений социальный институт характеризуется совокупностью выполняемых при этом функций, которые и определяют его видовую специфику и качественную определенность. Структуру социального института обусловливает, прежде всего, социальный статус людей – субъектов определенной сферы деятельности – и совокупность выполняемых ими ролей. Чем эффективнее исполнение людьми своих специализированных ролей, тем действеннее социальный институт, тем стабильнее определенные общественные отношения.

Социальный статус людей и выполнение ими определенных ролей обусловливается наличием социальных норм во внутренней структуре института. Социальные нормы (законы, уставы, директивы, правила, инструкции и т.д.) определяют стандарт поведения людей, входящих в состав социального института. С их помощью оценивается качество и направленность деятельности людей, определяются санкции в отношении тех, кому присуще отклоняющееся поведение. Политические, правовые, моральные, эстетические и другие нормы одновременно обусловливают ролевое поведение, организовывают, упорядочивают деятельность и взаимоотношения в рамках определенного социального института и тем самым придают ему устойчивость как сложной системе.

Контрольные вопросы к теме №7

(вопросы для самоконтроля и индивидуального собеседования)

1. Сущность и функции социальной организации.

2. Структура социальной организации.

3. Типы социальных организаций.

4. Механизмы институционализации социального взаимодействия.

5. Характерные особенности социальных институтов.

6. Социальные институты как субъекты социального взаимодействия и социального развития.

Литература

Основная:

1. Бабосов Е.М. Социология. Мн., 1998.

2. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

3. История социологии. Мн., 1998.

4. Кравченко А.И. Основы социологии. М., 1997.

5. Лапина С.В. Социологическое познание. Мн., 1998.

6. Смелзер Н. Социология. М., 1984.

7. Социологический энциклопедический словарь /Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

8. Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. Мн., 1998, 2000.

9. Социология: Курс лекций / Под ред. А.В. Миронова. М., 1996.

10. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. М., 1997.

11. Фролов С.С. Основы социологии. М., 1997.

Дополнительная:

1. Американская социология: Учебник / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

2. Антов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.

3. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

4. Данилов А.Н. Власть и общество. Мн., 1998.

5. Данилов А.Н. Переходное общество: проблема системного анализа. Мн., 1998.

6. Гараджа Б.И. Социология религии. М., 1996.

7. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. М., 1995.

8. Современная западная социология: Словарь. М., 1990

9. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

10. Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учебник М.-Мн., 2000.

11. Социологический словарь. Мн., 1991.

12. Удальцова М.В. Социология управления. М., 1998.

13. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. М., 1997.

14. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М., 1987. (Саратов, 1995).

ТЕМА 8. ОБРАЗОВАНИЕ И СЕМЬЯ В СИСТЕМЕ
СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Лекция 8. Образование и семья в системе социальных
институтов

Основные понятия:

Наши рекомендации