Функции, законы, методы, структура социологии
Понятие «функция» в переводе с латинского означает «выполнять или совершать что – либо».
Функция – это роль, выполняемая определенным элементом социальной системы в ее организации как целого, в осуществлении целей и интересов социальных групп и классов.
Функция – стандартизированное социальное действие, регулируемое определенными нормами и контролируемые социальными институтами.
Социология, как и другие науки, выполняет разнообразные, многочисленные функции в обществе: познавательную, функцию социального контроля, прогностическую, идеологическую, гуманистическую, информационную, управленческую, просветительскую, воспитательную, охранительную, критическую.
Познавательная функция – заключается в исследовании социальных явлений, в получении научных представлений о сущности и содержании социальных явлений, в исследовании связи с другими явлениями, в изучении характера и закономерностей развития социальных явлений. Социология как наука концентрирует знания о социальной жизни, ее законах и перспективах развития,делает теоретический и эмпирический анализ социальных фактов, разрабатывает теории и методы социологической методики, познает процессы преобразовательной деятельности. На основе чего вырабатываются научные прогнозы развития других сфер жизни общества (экономической, политической, духовной).
Функция социального контроля – заключается в том, что изыскания социологии используются в других сферах общества – в политике, демографии.
Прогностическая функция – заключается в определении диапазона возможностей и вероятностей альтернативных сценариев будущего, о вероятных потерях каждого варианта, в обнаружении социального нездоровья общества, в определении роста социальной напряженности, на основе чего создаётся возможность для выработки рекомендаций к повышению эффективности деятельности людей в сферах управления, взаимодействиях. Даются прогнозы на развития личности, общностей, социальных групп, общества в целом.
Функция социального планирования – заключается в определении процессов жизнедеятельности государства, регионов, вплоть до трудовых коллективов и семьи.
Идеологическая функция – заключается в том, что результаты исследований используются в интересах групп, партий, дают возможность манипулировать поведением людей, определяют новые социальные ценности и предпочтения, дают возможность группам и классам защищать свои интересы, обосновывать свою политику и оправдывать свой выбор.
Практическая функция –заключается в том, что на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений разрабатываются практические рекомендации, направленные на улучшение механизма социального управления, повышение его эффективности на всех уровнях.
Гуманистическая функция – заключается в том, что социология способствует формированию и совершенствованию лучших общественных отношений, утверждению правдивости, объективности, гуманности и взаимопонимания в обществе.
Управленческая функция –заключается в принятии управленческого решения, социального планирования, разработки социальных показателей, определении основных направлений повышения эффективности деятельности.
Функция социального проектирования и конструирования заключается в определении путей проектирования социального прогресса, разработке моделей конкретной организации с оптимальными параметрами её функционирования.
Инструментальная функция – проявляется в определении методов изучения социальной реальности.
Организационно – технологическая функциявключает в себя выработку организационных мер по осуществлению социальных технологий, разработку комплекса организационных мер по обеспечению внедрения и реализации предусмотренных технологией процессов.
Критическая функция – заключается в том, что социология на основе анализа функционирования и развития социальных систем вырабатывает практические рекомендации по их совершенствованию, предлагает варианты их социального развития, формирует вариант их прогресса.
Мировоззренческая функция – проявляется в том, что социология вооружает человека и общество знанием законов, закономерностей развития социальных систем, формирует взгляды на общественные процессы, дает теоретическое обобщение социальной практики.
Охранительная функция – заключается в том, что социология как бы предлагает социальное направление на охрану конкретных общественных порядков, ставит социологический диагноз в целях нахождения эффективных путей совершенствования системы в целом и составных её элементов.
Воспитательная функция социологии реализуется в том, что знания, добываемые ею, непосредственно используются в воспитании людей, в воздействии на их сознание, поведение, трансляцию социального опыта поколений и формирование определённых социальных качеств личности.
Функции обладают специфическими особенностями, относительной самостоятельностью, но, проявляя себя, они взаимодополняют друг друга, взаимодействуют, взаимосвязаны.
Законы социологии
Законы социологии, так называемые социальные законы, проявляются в деятельности людей и их объединений, регулируют поведение людей и групп, определяют отношения между личностями и их общностями.
Социальный закон выражает относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, демографическими и профессиональными группами, между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью, городом и деревней.
Социальный закон - это существующие независимо от сознания человека объективные правила, нормы, которые регулируют поведение людей, отношения их друг к другу, которые обнаруживают исторически сложившиеся интересы, мотивы, желания, стремления людей к удовлетворению своих потребностей, признанию их со стороны других, к улучшению условий существования и обеспечения их безопасности.
В определении категорий социальных законов ученые имеют различные точки зрения. Так часть ученых считают, что их можно подразделить на три категории.
1.Первая категория включает в себя законы, которые могут быть применены ко всем явлениям, ко всем временам и ко всем народам. Основанием для них служат общие и постоянные свойства человеческой природы.
2. Вторая категория законов имеет второстепенное значение. Она содержит законы, объединяющие друг с другом, в частности, несколько отдельных институтов. В логике подобные формулы называются законами существования. Так, известные законы одновременного появления у животных в процессе эволюции разных частей скелета и разных органов. Точно так же и общество подчиняется аналогичным законам, так как различные учреждения могут появляться в нем одновременно.
Третья категория законов раскрывает перед нами не настоящий, а будущий социальный строй. Природа их динамична, а не статична. Они касаются не всеобщего и постоянного социального строя, не его временного и частного состояния а другое. Это уже не законы постоянства и существования, а законы последовательности. Они определяют эволюцию социальной жизни.
Ряд ученых выделяют пять категорий социальных законов:
1. Законы, констатирующие сосуществование социальных явлений.
2. Законы, определяющие тенденции развития.
3. Законы функциональные, устанавливающие связь между социальными явлениями, выражающие связь между основными элементами социального объекта.
4. Законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями.
5. Законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями.
Социальные законы обладают признаками:
- закон может вступать в действие только при наличии определенных, строго оговоренных условий
- при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений
- условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно
В числе основных социальных законов ученые называют:
1)закон социальной дифференциации и интеграции, проявляющийся в постоянном расслоении общества и его объединении;
2)закон социальной мобильности (подвижности), проявляющийся в постоянной смене личностью ролей, статусов, положения по горизонтальной и вертикальной мобильности, постоянном перемещении личности либо сверху вниз по иерархии, либо наоборот, либо перемещение её в горизонтальном слое;
3)закон интернационализации общественной жизни, проявляющийся в постоянном обмене народами стран или государств между собою достижениями по проблемам различных способов обобществления жизни, культуры, научных достижений и другими факторами, имеющими место в жизни обществ;
4)закон социализации индивида, проявляющийся в постоянном, постепенном введении, встраивании, адаптации индивида в социально-экономическую, образовательную, политическую, культурную сферу общества;
5)закон урбанизации общества, проявляющийся в образовании и развитии городов, обобществлении жизни за счёт сельского населения, меняющего сельское место жительства на городское;
6) закон однокачественности компонентов социальной организации,то есть закон соответствия социальной организации человеческому материалу страны, историческому наследию, геополитическим условиям.
Часть ученых, выделяя чисто теоретическое и практическое значение социальных законов, считают в качестве основных следующим:
1. Закон определяющий роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию.
2. Закон определяющий роли способа производства по отношению к социальным институтам общества.
3. Закон определяющий роли производительных сил по отношению к экономическим отношениям.
4. Закон определяющей роли экономического базиса по отношению к надстройке.
5. Закон порядка и прогресс (О.Конт).
6. Закон круговой эволюции (Вико).
7. Закон причинности и др.
Особенность и тех и других законов в том, что они реализуются конкретными людьми в конкретных условиях. Их называют законами - тенденциями.
Законы социологии подразделяются:
по степени общности:
- общие, в основном это философские законы, вместе с тем они определяют развитие общества как целого.
- специфические - характеризуют отдельную систему общества или ее элемент.
по характеру и способу проявления:
- динамические - определяют жесткую связь между событиями по последовательности,
- статистические - определяют социальные явления не строго, а с некоторой степенью вероятности.
Проявления социальных законов можно обнаружить в поведении людей, объединенных в группы, общности, ассоциации либо объединенных под началом социальных и политических институтов. Здесь имеется в виду то, что поведение людей становится однонаправленным, стандартизированным, менее разнообразным, предсказуемым, подконтрольным. Значит, люди приспосабливают свое поведение к существующим порядкам, историческому опыту, к поведению других людей, к традициям, обычаям, обрядам, установленным историей и временем. В их поведении просматривается повторяемость, взаимозависимость по отношению друг к другу.
Методы социологии
Методы науки– это совокупность основных познавательныхприёмов, процедур, инструментария, с помощью которых осуществляется научное исследование, систематизируются полученные знания, постигается предмет науки.
Методы социологии - это пути, средства, способы получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации познавательной (исследовательской) деятельности, регулятивные нормы или правила, совокупность приемов и способов действия, порядок (схему или план) действий.
Методы социологии – это правила социального познания, технологический принцип изучения объекта и его предметных областей (состояний и свойств).
Особенности социологических методов заключаются в том, что они: научные; объективные, т.е. основаны на изучении конкретных фактов, явлений; реализуются специфическими способами - посредством различных видов социологических исследований.
Основополагающие теоретические положения – это всеобщие методы мышления, мировоззренческие методы, философские, которые выражают наиболее универсальные принципы. Всякое явление рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями. (всеобщая связь, взаимозависимость и развитие явлений, закономерности, отношения причины и следствия, переход количественных явлений в качественные, единство и борьба противоположностей, диалектика единичного, особенного и общего)
Общенаучные методы – это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят: наблюдение, описание, индукцию, дедукцию, анализ, синтез, сравнение, факторный анализ, системный анализ.
Частнонаучные методы – это приемы, которые выступают следствием усвоения инновационной теорией научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук (статистические, психологические, прогностические, эмпирические, педагогические, кибернетические и др.)
1. Социально-философский метод. Используется в целях общего подхода к изучению, познанию, анализу и рассмотрению общества как единого организма.
2. Структурно-функциональный метод – используется для анализа, рассмотрения общества через сферы - экономическую, политическую, духовную, культурную, социальную, национальную, религиозную, через субъекты - личности, классы, нации, семьи. Согласно этому методу вышеназванные факторы рассматриваются как подсистема, выясняется их место и роль в обществе как целостной системе, выясняется их действия и взаимодействия, то есть, этот метод рассматривает общество с точки зрения структуры, функционирования, развития всех элементов.
3. Сравнительный метод. Данный метод опирается на предпосылку, что имеются определённые общие закономерности проявления социального поведения. Он предполагает сопоставление однотипных социальных явлений: социальной структуры, государственного устройства, форм семьи, власти, традиций, религий.
4. Методы, формирующие социологическое знание, а именно факты, гипотезы и теории. Здесь особо выделяются методы:
- выборочного и полевого обследования;
- компаративно - историческое исследование и эксперимент;
- диалектический метод;
- наблюдение включенное и не включенное;
- опросы - интервью, анкетирование;
- статистические и методические методы;
- количественный и качественный анализ содержания;
- доказательства;
- наблюдение;
- специфический анализ документов.
Социология также использует методы: субъективный (оценка явлений на основании мировоззрений исследователя), объективный, статистического анализа, позитивный (научно-инструментальный), исторический, научного анализа и верификации (практическое подтверждение научных выводов).
В процессе развития социологии существенно изменился её методологический инструментарий благодаря ряду обстоятельств:
- произошло осознание качественного усложнения процесса развития общества; появились новые методы сбора и анализа данных; служащих созданию широкой эмпирической базы; внедрение в практику привычного обобщения эмпирических данных (итогов массового опроса, наблюдения, анализа документов, экспериментов). Выбор метода исследования стал все более зависеть от спецификации объекта и задач исследования.
Структура социологии
Структура социологии многоуровневая иопределяется уровнем изучения социальных явлений и процессов, уровнем социологического знания, которое неоднородно и сложно.
Социология как наука имеет составные части:
общетеоретическая социология, макросоциология - исследует и выясняет общие закономерности функционирования и развития общества, социальной реальности, то есть социума, а также изучает крупномасштабные, социальные системы и процессы, происходящие в обширные отрезки времени, дает описание, объяснение, понимание процессов социального развития, помогает познанию социальной действительности.
макросоциология ориентируется на анализ больших социальных групп и протекающих в них процессах.
социология среднего уровня - изучает действия и взаимодействия отдельных структур общества. Она включает отраслевые социологии - социологию групп, города, деревни, экономики, образования, культуры, труда, экосоциологию, социологию семьи, права и др.
микросоциология - изучает явления и процессы через человека, его взаимодействия и поведение, поступки, мотивы, потребности.
фундаментальная социология - создает, совершенствует теорию и методологию, нарабатывает новые знания, добывает новую информацию об общественных процессах
прикладная социология - вырабатывает практические рекомендации для решения социальных проблем, прогнозирует будущее развитие общества и всех его подсистем, решает проблемы воспитания кадров с социологической подготовкой, ищет средство для осуществления социально значимых целей, осуществляет практическую реализацию теоретической социологии.