Социологическое исследование в структуре социологического познания. Его основные виды и типы
В структуре социологического знания важное место занимает методология социологического познания – учение о принципах, методах, способах, приемах научного освоения социальной реальности и формирования разных форм социологического знания.
История социологии свидетельствует о том, что характер и содержание теоретических построений в социологии в значительной степени зависят от используемых в этих целях методологических установок.
В социологии так же, как и в любой науке, используются общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение и т.д.) и формы (проблема, вопрос, научный факт, гипотеза, принцип, теория) научного познания. Организованный процесс получения нового знания о явлениях и процессах общественной жизни, в котором сочетаются разнообразные формы научного знания, составляет содержание социологического исследования.
Социологическое исследование – это система последовательных методологических и организационно-технических процедур получения достоверных данных об изучаемых социальных явлениях и процессах с целью приращения научных знаний или решения конкретных социальных задач.
В целях уяснения сущности социологического исследования следует обратить внимание на организационные и содержательные особенности разных типов исследований.
Классификация исследований производится по разным основаниям, взависимости от преследуемых целей. В зависимости от глубины и целей исследования выделяют следующие виды социологического исследования:
· разведывательное (пилотажное);
· описательное (установление связей элементов);
· аналитическое (установление причин или факторов изучаемых явлений).
Разведывательное (пилотажное) исследование – это пробное исследование, осуществляемое с целью проверки качества подготовки основного массива исследовательских операций. В ходе его уточняются цели, задачи и гипотезы исследования, осуществляется доработка и исправление инструментария. Проводится это исследование на ограниченной совокупности изучаемого объекта и предназначено для получения оперативной информации. На его базе развертывается методология оперативного социологического исследования, которое зачастую проводится в оперативном режиме при быстро изменяющихся событиях.
Описательное исследование – это более сложный вид социологического изучения социального объекта. Обычно применяется для изучения большой общности, отличающейся разнообразием признаков и характеристик. В исследовании такого вида осуществляется сравнение изучаемых параметров, устанавливаются связи между ними и характер взаимодействия, т.е. дается описание структуры изучаемого объекта.
Аналитическое исследование – самый сложный и углубленный тип социологического исследования, целью которого является не только описание структурных элементов изучаемого объекта, но и выяснение причин социальных явлений и процессов. Подготовка аналитического исследования – достаточно ответственная операция, она требует тщательной разработки программы исследования, всех исследовательских и аналитических операций.
По своей направленности, по непосредственному отношению практике выделяются фундаментальные (ориентированные на открытие законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур) и прикладные (ориентированные на применение результатов фундаментальных исследований для решения не только познавательных, но и практических задач) исследования. Однако в век НТР, когда наука становится неотъемлемой частью практической деятельности в разных сферах, такое противопоставление является, в значительной мере, условным. Правильнее, пожалуй, указывать на преимущественную ориентацию на фундаментальные или прикладные аспекты тех или иных исследований.
Такая же условность прослеживается в дихотомии: эмпирические – теоретические исследования, основания которой восходят к традиции противопоставления типов получаемых знаний. Эмпирическое исследование в такой классификации понимается как направленное на получение эмпирического знания; теоретическое - на создание элементов теории.
Общие принципы познания, его теоретические (общие и специальные) и философско-мировоззренческие предпосылки составляют методологию исследования. Ее содержание видоизменяется в зависимости от объекта и предмета исследования, а также исследовательских ориентаций. Но формально она реализуется в структуре научного поиска, включающей компоненты, общие для разных типов социологического исследования.
Все структурные компоненты исследования логически взаимосвязаны и дополняют друг друга. Логика научного поиска как раз и состоит в том, чтобы обеспечить преемственность между разными исследовательскими процедурами и последовательными этапами социологического исследования за счет общности реализуемых в них методологических принципов.
Так, в конкретном социологическом исследовании выделяют три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Обоснование исходных методологических установок происходит на первом, подготовительном этапе, в рамках которого разрабатывается программа исследования. Однако, в дальнейшем, в ходе сбора и обработки социологической информации (основной этап исследования) и ее анализа (заключительный этап) методологические установки не теряют своей значимости.
В процессе сбора информации методология находит свою апробацию, подтверждение на практике. Если же этого не происходит, то по ходу исследования исходные установки корректируются и изменяются, иногда существенным образом. На заключительном этапе происходит как бы «сворачивание» процесса исследования: в выводах содержится подтверждение либо опровержение выдвинутых гипотез, попутно оценивается эффективность использованных методологических принципов и методических приемов исследования - и в результате даются рекомендации по решению поставленных исследовательских задач. Если рекомендации «работают» на решение проблемы, значит, методология исследования получила свое практическое подтверждение.
Таким образом, в социологическом исследовании, кроме конкретных познавательных и практических задач, решаются и вопросы апробации общих принципов исследования – его методологии. Иногда эти задачи выходят на первый план, если перед исследователем непосредственно стоит проблема разработки и проверки тех или иных методологических принципов и подходов. В прикладных исследованиях такая методологическая «нагруженность» не всегда присутствует в явном виде. Чаще всего, методологическим вопросам отводится основное место в программе исследования, а, в дальнейшем, они воспринимаются как нечто, само собой, разумеющееся, не требующее дополнительного анализа. Это вполне объяснимо, так как результаты всегда гораздо интереснее и важнее, чем тот путь, которым они получены.
К сожалению, на современном этапе развития отечественной социологии еще достаточно часто можно встретиться с ситуацией, которую научный фольклор охарактеризовал словами «пришел, увидел, опросил». В подобных исследованиях игнорирование четко изложенных исходных методологических положений выдается за полное отсутствие таковых. Хотя на самом деле исследователь руководствуется ими, делая это иногда неосознанно. Причем такие неявные методологические установки далеко не так безобидны, как может показаться на первый взгляд. Они способны не только дезориентировать исследователя, затруднив ход поиска истины, но и привести к принципиально неверным результатам.
По этому поводу вспоминается притча о мальчике, который взялся доказать, что паук слышит ногами. Для доказательства он использовал такой эксперимент: посадив невредимого паука на стол, приказывал ему: «Беги!» Паук убегал. Затем мальчик, оторвав пауку ноги, отдал такой же приказ... Но паук не тронулся с места. Вывод, сделанный юным экспериментатором, - потеряв ноги, паук перестал слышать, значит, органы слуха у него в ногах.
Разумеется, трудно ставить в вину этому, вероятно, мифическому, но очень правдоподобному исследователю, отсутствие теоретико-методологической базы в его эксперименте. Гораздо меньше юмора содержится в экспериментах взрослых исследователей, которые произвольно выдают желаемое (без должного обоснования) за действительное.