Старые вещи в новой жизни
Новые вещи приносят радость. Они удобны, свежи и крепки. А старые'.' Мы к ним привыкли. Нам жалко с ними расставаться потому, что за долгие годы мы к ним привязались, они стали частью нашей жизни, важной вехой нашей памяти.
Иногда кажется, что не люди владеют старыми вещами, а вещи — людьми. Они заставляют выискивать в маленьких квартирках новые уголки, пристраивать новые стенные шкафы или антресоли. И туда год за годом складываются башмаки с оторванными каблуками, куртки с продранными локтями и сломанными молниями, куклы с потерянными глазами, разноцветные виниловые пластинки с вышедшими из моды голосами, подшивки пожелтевших журналов, книги, которые когда-то считались нужными.
Вещам уже тесно в квартире. Они незаметно и настойчиво перетекают на балконы, лоджии и лестничные площадки. Иногда их выставляют на лестничные клетки.
Старые вещи можно складывать около мусорных ящиков возле домов. Не выбрасывать, а именно складывать. Всегда теплится надежда, что кто-то победнее, быть может, подберет вещь, ставшую ненужной, но еще вполне пригодную. Хозяину жалко расставаться со старым диваном, электроплиткой или ванной, они еще могут «поработать», но их вытеснили новые, более качественные и модные вещи.
На балконах, которые стали убежищем для отслуживших вещей, — залежи старой электротехники (утюги, ламповые телевизоры, катушечные магнитофоны) и домашней утвари.
Настоящим спасением .для горожан служат дачи и гаражи. Туда свозят старые мебельные гарнитуры, «хромые» стулья, чашки с отбитыми ручками, текущие и «стреляющие» холодильники, кровати с металлическими шариками на спинках.
Меняются поколения людей — меняются поколения вещей. Молодые покупают другую мебель, а дачи превращаются в музеи нашего быта, где собраны предметы разных эпох — от дореволюционных самоваров и венских стульев до «стенок» советской эпохи.
Почему мы так привязаны к старым вещам? Возможно, потому, что раньше вещи доставались людям труднее и хранились дольше. Как жили в 1950-е гг.? Если судить по фильму «Москва слезам не верит», то сначала они копили на телевизор, потом на холодильник, потом на машину. Но не «Мерседес» или «Тойоту», а на старый «Москвич» или «Запорожец». В 1970-е гг. на нас обрушилась эпоха дефицита. И вещи опять доставались людям со слезами и ночными бдениями, бесконечными перекличками и профсоюзными рас-
пределениями. Веши, а вернее, их недоступность ссорили людей, утомляли душу.
Чем труднее достать дорогую или престижную вещь, скажем, фарфор или хрусталь, тем сильнее желание это сделать. Появилось особое явление, которое назвали «вещизм». В газетах и по телевидению его осуждали, считая признаком нравственного упадка. Мы бичевали себя, обвиняя друг друга в духовном упадке, высмеивая обычное человеческое стремление лучше одеться и обуться. И старые вещи в наших квартирах — это осколки нашей «той» жизни. Ремонтируя их, смазывая скрипучие петли, склеивая разбитые бокалы, мы вспоминаем, как эти вещи попали в наш дом.
Горожане всегда относили старые вещи в ломбарды и комиссионные магазины. Но особенно часто они стали это делать в 1990-е гг., когда уровень жизни большинства населения в нашей стране резко понизился. Если раньше продавцы комиссионок зазывали население, то сейчас они не сообщают свои координаты, потому что люди приходят в эти заведения не для того, чтобы что-то купить, а для того, чтобы отнести туда свои старые вещи.
НАШИ БАЛКОНЫ
Балкон (от фр. balcon) — выступающая из стены и огражденная (решеткой, баллюстрадой или парапетом) площадка на консольных балках на фасаде или в интерьере здания. В современном городе балконы выполняют как эстетические, так и хозяйственные функции: на них складывают ненужные вещи (шкафы, матрацы, старые велосипеды и т.д.), спят в летнюю пору, выходят покурить, побеседовать, поиграть в настольные игры; балконы украшают цветами (особенно сильно балконный фасадный дизайн развит в Германии, Австрии, Швейцарии и других странах Европы), на них разводят рассаду и превращают их в миниатюрные огороды.
Врезка
Д. Моррис Одежда и статус
Одежда — такой же социальный символ, как речь и поведение. У нее три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение. В различные эпохи правила приличия не совпадали, но главный принцип оставался неизменным: чем более пуританским являлось общество, тем тщательнее пряталось тело.
В арабских странах одеяние женщин скрывало не только тело, но и его очертания. Когда-то в Англии считалось непристойным произносить даже слово «нога», а ножки рояля закрывали чехлами.
В последние годы на Западе наметилась обратная тенденция. Демократическое общество все более неприязненно относится к привилегиям, и это заставляет представителей высшего клас-
са демонстрировать свои статус как-то иначе. Стало немодным подчеркивать принадлежность к элите. На смену «клубному» пиджаку яхтсмена пришла одежда, заимствованная у представителей общественных «низов», — она позволя-
ет показать, что в груди у богатых и знаменитых людей бьется сердце «простых парней». Источник: Моррис Д. Одежда и социология // Ровесник. 1990. № 7. С. 12-13.
Балконы распространены больше в городской и пригородной зонах, меньше в сельской местности. В деревенских и дачных домах живут большей частью летом, и здесь в комнатах долго никто не находится. Балкон же служит и гостиной, и столовой, и детской, и рабочей комнатой. Но в этом случае он называется верандой (открытой или закрытой) или террасой. В зависимости от этажа и обработки фасада балконы своими внешними частями опираются на колонны или делаются висячими, т.е. устраиваются на металлических кронштейнах или на выпущенных вперед концах балок, а также на заделанных одним концом в каменную стену рельсах. Балкон может проходить по периметру всего здания либо захватывать его небольшую часть. В городах, где мало свободного пространства, балконы обычно небольшие.
Городские балконы невелики еще и потому, что к продолжительному пребыванию на балконе городской воздух не располагает. Их размер зависит также от состоятельности хозяина владения, культурных традиций и предназначения этого архитектурного элемента. Как правило, на балкон выходят на несколько минут отдохнуть от комнатной духоты, посмотреть на проходящую процессию или какой-нибудь любопытный случай на улице. Балконы чаще устраиваются в странах с теплым климатом и реже — в северных странах. Наличие в современном доме балкона служит фактором привлекательности для тех, кто собирается обменяться или купить квартиру, повышая общую цену. Большинство современных городских балконов сегодня застеклены, что увеличивает площадь квартиры и служит дополнительным помещением.
Еще в начале XX в. в отечественной городской архитектуре, преимущественно в Петербурге, вошли в употребление так называемые теплые балконы, напоминающие висячие выступы на фасадах наподобие шкафов в один-два этажа высотой. Сохранились они и сегодня. В городах чаще всего балконы делают висячими для того, чтобы не занимать площадь тротуара. В декоративных целях снаружи балконы окружают алебастровыми лепными украшениями или цинковой штампованной обкладкой, которым придается форма архитектурно обработанного каменного кронштейна. В европейской культуре балкон и окружающее его пространство служат олицетворением места встречи влюбленных (самый известный пример у У Шекспира в «Ромео и Джульетте»), под балконом исполнялись любовные серенады.