Предмет и методология социологии

Изучение любой науки не случайно начинается с выяснения ее предмета, структуры, метода, места и роли в системе наук и в жизни общества. Хотя, строго говоря, содержание предмета науки может быть более или менее полно уяснено лишь в результате самого изложения соответствующего учебного курса, тем не менее, определить сущность и специфику данной науки очень важно уже в начале ее изучения. Без этого нельзя правильно подойти к рассмотрению любой из последующих более частных тем курса.

Уже из самого наименования данной науки – «социология» (от латинского societas, т.е. общество, и греческого logos, т.е. учение) – со всей очевидностью следует, что речь идет о науке, изучающей общество. Но столь же очевидно и то, что общество является общим объектом изучения и многих других наук, не случайно получивших название «общественные науки»: история, философия, экономическая теория, политология, правоведение, культурология, педагогика, психология, этнография, демография и другие. Поэтому простое указание на то, что социология – это наука об обществе, еще не дает ответа на вопрос о специфическом объекте и предмете этой науки, об особом социологическом способе изучения общества. В этом плане принципиальное значение имеет уяснение содержания понятия «социальное».

В обыденном сознании понятие «социальное» очень часто отождествляется с понятием «общественное». Сэтим связано и то, что термин «социология» нередко употребляется в предельно широком смысле слова, включая в себя все или почти все общественные науки, выступая как синоним всего обществознания. В научном же сознании социология чаще всего понимается в более узком, строгом, собственном смысле слова, т.е. как лишь одна из специфических отраслей обществознания. Точно так же и понятия «социальное», «социальные отношения» не отождествляются с понятиями «общественное», «общественные отношения».

Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других общественных наук находит свое выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения – сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности – социумакак объекта социологии. Для того чтобы правильно уяснить суть и значение этого исходного методологического положения, необходимо, прежде всего, выяснить, что такое социальное, социальные явления, отношения и процессы.

Общество как продукт взаимодействия людей представляет собой многогранное и сложное в структурном отношении явление. Поэтому тот факт, что в самом широком смысле оно является общим объектом исследования для всех общественных наук, не означает, что каждая из этих наук не имеет своего специфического объекта изучения. Так, качественно своеобразной стороной (сферой, областью, формой) общественной жизни является производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Эти экономические по своему характеру явления, отношения и процессы, в основе которых лежат, прежде всего, отношения собственности, служат специфическим объектом экономической науки, точнее, экономических наук. Особой, существенно отличной от экономической сферой жизни общества, является политическая, связанная с организацией, функционированием и развитием политической власти. И это – специфический объект политологии, политических наук. Целый ряд наук (например, культорология, педагогика, социальная психология и другие) призваны исследовать духовную жизнь общества, т.е. производство и распределение духовных ценностей, пути, формы и методы удовлетворения духовных потребностей людей. Поэтому, строго говоря, объектом большинства общественных наук является не все общество, а та или иная его сторона, форма проявления и т.д.

В этом плане изучаемая социологией социальная жизнь общества – это область социальных отношений как отношений между более или менее широкими общностями людей (классами, социальными слоями и группами, нациями и народностями, коллективами и т.д.) и самими людьми, выступающими в качестве представителей этих общностей. В зависимости от своеобразия субъектов этих отношений социальные отношения подразделяются на: 1) - социально-групповые (классы, социальные группы и слои);
2) - социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры, члены семьи); 3) - социально-территориальные (городское и сельское население); 4) - социально-этнические (нации, народности, национальные и этнографические группы); 5) - социально-профессиональные (трудовые коллективы, профессиональные объединения); 6) - межличностные (личности) и другие. Таким образом, в центре социальной жизни находятся действие и взаимодействие людей и их объединений, а социология в этой связи выступает, прежде всего, как наука о поведении людейв среде себе подобных.

Своеобразие социальных отношений состоит, прежде всего, в том, что они носят комплексный характер и не сводимы к отношениям только экономическим, только политическим или духовным. Они по-своему проявляются во всех сферах общественной жизни и включают в себя, так или иначе, и социально-экономическое, и социально-политическое, и социально-духовное, социально-культурное содержание. Именно потому, что личность, класс, нация, демографическая или профессиональная группа всегда и одновременно являются носителями, субъектами всей совокупности общественных отношений, было бы серьезной ошибкой рассматривать межличностные, межклассовые, межнациональные и другие социальные отношения как лишь экономические, лишь политические или духовные.

Точно также социальноев рассматриваемом смысле – это не просто одна из сфер общественной жизни, наряду с экономической, политической и духовной, а общественная жизнь в целом, взятая во взаимосвязи с действием и взаимодействием субъектов исторического развития. При этом необходимо иметь в виду, что понятие «социальное» шире понятия «социальные отношения», поскольку включает в свое содержание также и социальную структуру, социальные институты, социальные нормы и т.д.

Именно такое понимание социального и социальных отношений позволяет правильно уяснить, каким образом социология, изучая общество как целое, тем не менее, не подменяет и не поглотает другие общественные науки, имея свой, специфический объект и предмет исследования. Социология изучает не все и вся в обществе, а только социальное. Вместе с тем и благодаря этому социоло-
гия – наука о целостности общественного организма, общественной жизни, о целостности общественных отношений.

Объект и предмет социологии. Определение объекта науки позволяет получить ответ на вопрос о том, на что направлен познавательный процесс в рамках данной науки, т.е. какую устойчивую и целостную часть, область реального мира изучает или призвана изучать соответствующая наука. Объект и предмет науки тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Так, человек – общий объект и антропологии, и социологии, и педагогики, и психологии. Но это качественно отличные друг от друга науки, поскольку каждая из них при этом имеет свой предмет. Определяется это тем, что человек, как и общество, представляет собой сложное и многогранное явление, включающее различные – разнопорядковые и разнохарактерные – структурные элементы и стороны, связи и отношения между ними. Выделить характерные, именно для данной науки, элементы и стороны в ее объекте, их связи и отношения, а на этой основе и соответствующий специфический ряд законов и закономерностей – это и значит дать ответ на вопрос о предметерассматриваемой науки и, тем самым, углубить и конкретизировать наши представления о том, что изучает эта наука. Объект науки существует вне и независимо от научного познания, в то время как предмет науки не существует вне такого познания.

В свете сказанного можно дать следующее определение предмета социологии: социология – наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации в действиях и взаимодействиях людей, их общностей и общества в целом.

Дальнейшее углубление в понимание сущности и специфики социологии связано с выяснением категорий и законов этой науки.

Структура социологии

Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную, прежде всего, различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Так, например, социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это, в частности, дает объективное основание для подразделения социологической науки на такие составные части:

а) общетеоретическая социология, включающая исследования общих закономерностей функционирования и развития социума как целого, определяющая объект и предмет социологии, законы, понятийно-категориальный аппарат;

б) социология среднего уровня, включающая исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т.е. частные, специальные и отраслевые социологические теории (например, социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.);

в) макросоциология, изучающая становление, функционирование и развитие системных социальных целостностей;

г) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения.

В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретическиеи эмпирические. Для теоретического социологического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических социологических исследований находится само накопление, сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и т.д.) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения. Было бы серьезной ошибкой разрывать и тем более противопоставлять эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании, как это имело место у нас в сравнительно недавнем прошлом, когда социология неправомерно сводилась то к историческому материализму, то к эмпирическому исследованию общественного мнения, к опросам. Это – двуединые стороны целостного исследования социальных явлений, постоянно взаимодействующие, дополняющие и взаимообогащающие друг друга.

Иной специфический аспект характеристики структуры социологии отражает различение фундаментальнойи прикладнойсоциологии. Основанием для такого деления служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями: одни из них направлены на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки, а другие – на изучение практических вопросов преобразования социальной жизни, на выработку практических рекомендаций в этой области. И ту и иную направленность могут иметь как теоретические, так и эмпирические исследования.

От социологических исследований следует отличать социальные исследования. Второе шире первого. Социологические исследования составляют «ядро» более широких социальных исследований как обществоведческих исследований. Социальными являются исследования, проводимые и в других общественных науках – в экономической науке, в политологии, правоведении, этнографии, демографии, культорологии, психологии и т.д. Неправильно думать, что социология является монополистом на такие исследования, в том числе и конкретно-социальные, эмпирические. На уровне эмпирических, конкретно-социальных исследований в других общественных науках и эмпирических социологических работах обнаруживается особенно тесная связь и взаимодействие этих наук и социологии (прежде всего и непосредственно со специальными социологическими теориями).

Каждая наука, выделяя для себя особую область познания, вырабатывает и свой, специфический метод исследования, которым она пользуется наряду с общенаучными методами, свойственными и другим наукам. Если определение предмета социологии позволяет получить ответ на вопрос, что изучает эта наука, то характеристика ее метода призвана дать общее понимание того, как, каким образом социология подходит к изучению общества. Ясно, что проблемы предмета и метода науки тесно взаимосвязаны и переплетаются друг с другом. Специфика метода социологии определяется, прежде всего, особенностями предмета данной науки. Поэтому многое из того, что говорилось выше о предмете, законах и категориях социологии, имеет прямое отношение и к характеристике ее метода. Тем не менее, к сказанному необходимо добавить ряд обобщающих положений, важных для понимания своеобразия метода социологии.

Во-первых. Метод социологии не может быть правильно понят вне признания методологической роли социальной философии по отношению к социологии и другим общественным наукам. Но социально-философский метод по-разному проявляется, модифицируется в зависимости от особенностей объекта и предмета той или иной общественной науки. И в этом плане метод социологии – это, прежде всего, специфическое проявление, конкретизация социально-философского метода во всестороннем изучении общества как целостной социальной системы.

Во-вторых. Изучение в социологии общества именно как целостной социальной системы и под углом зрения субъектно-деятельной его стороны предопределяет широкое использование этой наукой метода структурно-функционального анализа, в соответствии с которым каждая сфера общественной жизни (экономическая, политическая, социальная или духовная) и каждый ее субъект (личность, класс, нация, семья и др.) рассматриваются как соответствующие подсистемы и выясняется их место и роль в обществе (как системе), их действие и взаимодействие. Метод социологии требует изучать общество под углом зрения его структуры, функционирования и развития.

В-третьих. Строго говоря, речь должна идти не о методе, а о методах социологии. Понятие «метод социологии» употребляется в собирательном, обобщающем смысле. В структуру метода социологии включаются методологические принципы социологического исследования общества и на макроуровне, т.е. как целостной социальной системы, и на средних уровнях, т.е. на уровнях отдельных ее элементов, подсистем, и на микроуровне, т.е. уровне межличностного взаимодействия.

В-четвертых. Одна из важнейших характеристик метода социологии состоит в том, что в изучении социальной реальности социология опирается на эмпирическое ее исследование. В рамках такого исследования, в свою очередь, используются самые разнообразные методы: наблюдение, опрос, специфический анализ документов, эксперимент и др. Подлинным и полноценным социологическим исследованием может быть признано только такое, которое так или иначе, прямо или опосредованно опирается на изучение эмпирически проверяемых социальных фактов и их измерение.

В-пятых. Как отмечает американский социолог Нейл Смелзер, социологическое знание включает такие составные части: факты, гипотезы и теории. Большинство социологических исследований стремится выявить изменения какого-то определенного явления, называемого зависимой переменной, а затем объяснить эти изменения в связи с другим явлением, называемым независимой переменной.
(Переменная – понятие, могущее принимать различные значения.) При этом социологические методы он рассматривает как правила и приемы, с помощью которых факты, гипотезы и теории увязываются между собой. Под гипотезой, с которой начинается социологическое исследование, понимается предположение о причинной взаимосвязи одних фактов с другими, а под теорией – система взаимосвязанных исходных положений и гипотез. К числу основных методов социологического исследования Н.Смелзер относит выборочное обследование, полевое исследование, историческое исследование и эксперимент.

Значение проблемы метода социологии состоит, прежде всего, в том, что действительно научным может быть признано только такое социологическое знание, которое добыто на основе строгого соблюдения требований именно этого метода.

Социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественными науками. Особенно важно рассмотреть соотношение и взаимодействие социологии с историей, политологией, экономической наукой и некоторыми другими общественными науками.

Между социологией и историей немало общего. И та и другая науки изучают все общество, а не только какую-либо одну его часть или сторону. Обе эти науки особое внимание уделяют деятельной, субъектной стороне исторического процесса. Каждая из этих наук, так или иначе, базирует свое знание на исследовании конкретных фактов общественной жизни.

Но между этими науками и немало существенных различий, идущих по линии, прежде всего, своеобразия их характера, природы. Их соотношение – это соотношение теории и истории, теории общественного развития и его истории. Известный российско-американский социолог П.А.Сорокин, вслед за основателями баденской школы неокантианства В.Винлельбандом и Г.Риккертом, называл социологию «генерализирующей наукой» (т.е. обобщающей наукой) в отличие от истории как «индивидуализирующей науки». История по самой своей природе и сущности не может абстрагироваться от конкретно-хронологического хода исторических событий, от четкого и разностороннего отображения конкретных явлений, событий, процессов общественной жизни во всей их индивидуальности, неповторимости, своеобразия. В отличие от этого главное в социологии как «теоретической» науки – это обобщение социального опыта прошлого и настоящего, выделение повторяющегося, типического, сущностного, закономерного в данном ряду социальных явлений, событий, процессов. Конечно, было бы ошибочно сводить историю только к голой фактологии, фактографии, поскольку и она не может обойтись без необходимого анализа исторических фактов и их научного обобщения. Но нельзя не видеть качественного отличия исторического обобщения от социологического как по характеру, так и по уровню.

Можно указать и на ряд других важных отличий социологии от истории. Если история изучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, то социология, как показано выше, только «социальное» в обществе. И в этом плане непосредственный объект социологии уже объекта истории. Отметим еще, что историческая наука изучает только то, что свершилось и вошло в историю, в то время как социология переносит центр тяжести своих изысканий на современность, включает в себя как необходимый элемент социальное планирование и прогнозирование.

Взаимоотношение социологии и истории определяется, прежде всего, тем, что социологические положения и выводы непосредственно опираются на обобщение исторических фактов, исторического опыта. Поэтому развитие исторических исследований – важное условие, предпосылка и фактор новых достижений в социологии, недопущения в ней излишней абстрактности и отрыва от реальной действительности. С другой стороны, расширение и углубление социологических исследований позволяет историкам успешнее преодолевать описательно-фактологический подход к отражению исторического процесса, глубже анализировать его и подниматься до широких и глубоких исторических обобщений. Вместе с социальной философией социология выступает как общетеоретическая и методологическая основа исторической науки. Одним из проявлений углубления взаимосвязи социологии и истории может служить возникновение социологии истории, призванной дать социологический анализ исторического процесса.

Социология и политология. Очень важно также определить правильное – соотношение социологии и политологии. Тесная взаимосвязь между ними определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни (экономическая политика, социальная политика, культурная политика и т.д.) и во многом определяет развитие общества в целом. Особенно тесная связь и взаимовлияние социологии и политологии находят свое выражение в появлении такой специальной социологической теории, как социология политики.

Тем не менее, социология и политология – это разные науки, одна из которых исследует социальную реальность, социальную жизнь общества, а другая – политическую действительность, политическую жизнь общества. Вполне естественно, что каждая из этих наук, следуя своему предмету и методу, по-своему подходит к изучению даже одних и тех же общественных явлений. Так, гражданское общество – важнейший объект рассмотрения и социологии и политологии. Но социология подходит к гражданскому обществу с позиций анализа его социальной структуры, социального статуса личности, классов и других социальных групп, наций и народностей, их взаимодействия и т.д. В отличие от этого политологию интересуют, прежде всего, права и обязанности гражданина, структура политической системы и политические отношения как отношения по поводу политической (государственной) власти, место, роль и функции политических институтов и организаций и т.д.

Поскольку закономерности политической жизни общества могут быть правильно поняты лишь с позиции знания широких социально-философских закономерностей, а также социологических законов, лежащих в основе развития общества как целостной системы, постольку социальная философия и социология играют роль общетеоретической и методологической основы по отношению к политологии. Вместе с тем, политологические исследования обеспечивают накопление теоретического и эмпирического материала, необходимого для относительно более широких социологических обобщений.

Социология и другие социальные науки.И, наконец, рассмотрим соотношение социологии и экономической, а также некоторых других наук. Как и политология, все они, в отличие от социологии, изучают не как целостную социальную систему, а иную его часть, сферу, грань. Так, экономическая наука сосредоточивает свои усилия на исследовании материального производства, экономической деятельности людей, изменения в которых сказываются на социальных процессах. Поэтому социология не может не опираться на экономическую теорию, не взаимодействовать с ней. С другой стороны, сами экономические процессы, как показывает жизнь, чем дальше, тем все больше оказываются в зависимости от воздействия социальных условий и факторов и их использования в производстве, распределении, обмене и потреблении. И это также требует усиления взаимодействия экономической и социологической наук.

Но если экономическая наука исследует закономерности только одной, пусть и очень важной сферы общественной жизни, то социология – значительно более общие» широкие закономерности, лежащие в основе развития общества как целого и специфически проявляющиеся во всех его сферах, в том числе и экономической. Одно дело изучать внутренние, специфические законы данной сферы, стороны общественной жизни, а другое – специфическое проявление более общих, социологических законов в этой сфере жизни общества. Первое – это задача экономической и других специальных общественных наук, а второе – задача социологии.

В принципе то же самое можно сказать о соотношении социологии с другими специальными общественными науками. Возьмем, к примеру, правоведение. Социология рассматривает право, правовые отношения не сами по себе, а как часть целого, всей общественной жизни; она изучает не их собственные, внутренние, свойственные именно правовой сфере закономерности, а своеобразие проявления социологических закономерностей в данной сфере. Социология ставит перед собой задачу выявить влияние социальных факторов, социальных отношений, институтов и организаций на право.

В свете сказанного ясно, что в вопросе о соотношении социологии и специальных общественных наук речь может и должна идти об их более или менее тесной взаимосвязи, а отчасти и взаимопроникновении в реальном исследовании общественной жизни при сохранении предметных границ этих наук, но не о поглощении социологией этих наук.

Мировоззренческо-идеологическая, познавательная и воспитательная функции социологии. Социология в современном мире

Как и другие общественные науки, социология выполняет многообразные функции, в которых проявляется ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на три основные: теоретико-познавательную, мировоззренческо-идеологическую и идейно-воспитательную. Разграничение этих функций не должно быть, конечно, чрезмерно жестким, исключающим их взаимосвязь и взаимодействие.

Функции социологии

Реализация теоретико-познавательной функциипозволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта познания этой науки – социальной действительности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и непосредственно связанным с ней специальным социологическим теориям. Только правильное и глубокое системное отражение сущности и закономерностей развития социальной реальности позволяет социологии выполнять и другие ее функции.

Мировоззренческо-идеологическая функциясоциологии связана с тем, что эта наука не ограничивается познанием социальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях, но и дает им оценку с позиций гуманизма, общечеловеческих ценностей. И здесь, обогащение и совершенствование теории - не самоцель, а необходимая предпосылка и условие рационализации и оптимизации социальной жизни в интересах свободного и всестороннего развития личности. В этом плане социология – одна из теоретических основ политики и практики.

Тот факт, что в рамках социологии осуществляются не только теоретические и фундаментальные, но и эмпирические и прикладные исследования, подчеркивает особенно близкую связь и тесное взаимодействие социологической теории и социальной политики и практики. Прежде всего, на основе эмпирических социологических исследований обнаруживается социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности и т.д., а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их предотвращению и преодолению. Особенно большое значение имеют в этой связи социальное предвидение, планирование и прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической функции социологии. Расширение и углубление действительного использования результатов социологических исследований в выработке принципиальных основ сильной, действенной социальной политики и в практике управления общественными процессами – и сегодня одна из актуальнейших задач развития нашего общества и государства.

Несколько иначе обстоит дело с идейно-воспитательной функциейсоциологии. Они находит свое выражение в той роли, какую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе. Сама по себе социология как наука, как объективное отражение социальной действительности, нейтральна по отношению к классам и другим социальным группам, к их интересам и целям. Но сами эти классы, слои и группы, обычно достаточно широко используют социологические исследования для выражения и защиты классовых и иных социально-групповых интересов и целей, для обоснования своей политики и оправдания своей практической деятельности. К тому же любой социолог в социально-разделенном обществе не может в реальной жизни не выступать в качестве носителя и выразителя социальных интересов, целей и ценностей той части общества, к которой он принадлежит. А это, так или иначе, сказывается на выборе проблематики и постановке задач в ходе социологических разработок и тем более на анализе и истолковании их результатов, поскольку последние в той или иной мере затрагивают интересы соответствующих социальных групп.

Сегодня уже не вызывает сомнения то, что полное отрицание, игнорирование идеологического фактора в развитии социологии серьезно затрудняет понимание причин разнообразия основных направлений в социологии, их сущности, истоков столкновения и даже противоборства на этих направлений. Важно, чтобы те или иные социальные пристрастия социологов не препятствовали объективному, действительно научному подходу к реальности, не приводили к искажению социологических данных.

Контрольные вопросы к теме №1

(вопросы для самоконтроля и индивидуального собеседования)

1. Особенности возникновения социологии и ее развитие в ХIХ – начале ХХ в.

2. Общество как объект научного познания.

3. Основные положения социологической концепции О. Конта.

4. Место социологии в системе обществознания.

5. Социологическое знание как система.

6. Определение предмета социологии.

7. Функции социологии.

Литература

Основная:

1. Бабосов Е.М. Социология. Мн., 1998.

2. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

3. Елсуков А.Н. Краткий курс теоретической социологии. Мн., 1999.

4. Лапина С.В. Социологическое познание. Мн., 1998.

5. Лапина С.В. Социология. Мн., 2001.

6. Социоллогия/под ред Лапиной С.В. Мн., 2002.

7. Смелзер Н. Социология. - М., 1984.

8. Социологический энциклопедический словарь /Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

9. Социология /Под ред. А.Н. Елсукова. Мн., 1998, 2000.

10. Социология: Курс лекций /Под ред. А.В. Миронова. М., 1996.

11. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. М., 1997.

12. Фролов С.С. Основы социологии. М., 1997.

Дополнительная:

1. Американская социология: Учебник /Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.

2. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

3. Данилов А.Н. Становление и развитие социологии в Беларуси/ Социология. 1999. № 3. С. 32-42.

4. Лапина С.В., Титаренко Л.Г. Социологическая теория: история и современность. Мн., 1994.

5. Осипова О.С. Методологическое основание социогенеза: классические основания и инновации. Гомель, 1997.

6. Современная западная социология: Словарь. М., 1990.

7. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

8. Сорокин П. Общедоступный учебник социологии. М., 1994.

9. Социологический словарь. Мн., 1991.

Наши рекомендации