Повседневная жизнь римского гражданина
Рабочий день римлянина около 105 г. до н.э. начинался с восходом солнца, а иногда и раньше. Искусственное освещение было тусклым, дорогим и поэтому почти недоступным. Даже зажиточные граждане предпочитали дневной свет. С утра каждый свободный римлянин спешил к своему патрону, чтобы нанести ему визит вежливости. Отпущенные на волю рабы продолжали зависеть от своего господина, а влиятельность патрициев определялась числом их клиентов. Во время визитов вежливости по утрам патриции выслушивали просьбы и жалобы.
Они были обязаны ежедневно принимать клиентов и при необходимости помогать им. Вошло в обычай при каждом визите дарить клиенту шесть сестерциев, в особых случаях делать ему более дорогие подарки, например новую тогу. Бедняки посещали своих покровителей чаще, чтобы получить больше.
После утреннего приема господин покидал свой дом, чтобы нанести необходимые ему самому визиты, а его клиенты отправлялись на работу. Утренние визиты вежливости позволялось наносить лишь мужчинам; иногда с просьбой могли обра-
титься вдовы. В остальном же жизнь женщины проходила в стенах дома, хотя она уже не переходила из-под опекунства отца прямо под власть мужа, которого выбирала по своей воле, и имела право наследования, что раньше было запрещено. Источник: Энциклопедия «Хроника человечества». М., 1997.
7S3
мер — так называемый дом врача. В плане он, как греческий дом. Комнаты выходили во внутренний дворик (атриум). В крыше располагался световой колодец, через который дождевая вода стекала в небольшой бассейн в центре атриума. Со II в. до н.э. дома становились больше, в планировке появляется новый элемент — перистиль —двор, окруженный крытой колоннадой. В строительстве использовались известняк, туф, кирпич.
В I в. до н.э. в Риме началось строительство многоэтажных домов для бедных. Беднота ютилась в крошечных каморках с минимумом удобств. Многоквартирные доходные дома типа казарм достигали высоты 20 м. Перекрытия между этажами были ненадежными и тонкими: строители старались экономить средства на дешевых жилищах.
Наибольшего расцвета древние города достигли в эпоху Римской империи. От 5 до 10% населения империи проживало в городах4. Они строились или расширялись по всей территории, простиравшейся от Британии до Ирака. Во многих частях Северной Африки, которые сейчас превратились в пустыни, римляне создали города с населением в десятки тысяч человек. Римские города были центрами культуры и торговли, в них сооружались величественные общественные здания и усовершенствованные системы водоснабжения и канализации.
РОЛЬ ХРИСТИАНСТВА
Если в римском мире города были прежде всего политическими, административными и военными центрами и только затем — экономическими, то в средневековой Европе города сохраняли почти исключительно политическую и административную функции. Их значение определялось присутствием не государя, охотно путешествующего и предпочитающего деревню, а епископа. Будучи религией преимущественно городской, христианство поддерживало на Западе городскую жизнь.
Судьба раннего европейского города неразрывно связана с судьбой христианства. Быть христианином в первые века христианства означало быть крестьянином, ибо Христос и его ученики ненавидели город. Нашествие варваров в IV в. н.э. закончилось разграблением и сожжением прекрасных римских городов и величественных построек.
Ранние христиане уходили из городов, оставляя их на разграбление варварам и вандалам, а не бросались на их защиту. Это исторический факт. И то, что они унесли с собой негативное представление о ценности города и городской жизни, — это тоже исторический факт. Но какой город они не любили — римский город периода расцвета, который служил не только очагом культуры, но и центром развлечений, не всегда высоконравственных, или уже сожженные варварами пепелища, где оставаться было небезопасно для жизни? Вряд ли кто когда-либо сможет ответить точно, опираясь лишь на археологические данные, а догадок выдвигается множество.
После нашествия варваров городская цивилизация, созданная Римской империей, на несколько столетий практически исчезла. Наступила эпоха запустения. Люди переселились в деревню, где можно было пропитаться.
4 Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 246.
Низкий уровень жизни позволял обходиться минимумом, поэтому не было потребности в искусных ремесленных изделиях, украшениях, художественном украшении быта, которые могли быть созданы только в городе. Старая аристократия была практически уничтожена, не было ученых и науки, для развития которых необходим городской воздух.
Вместо civitas появилисьpaganus, цивилизация запустела и наступили «темные века» — беспространственные и безвременные (нигде и навсегда) вместо прежних: места и ситуации, как «здесь и сейчас», античного города5. В таких местах было неуютно жить и невозможно творить. Остатки цивилизации переместились за город, где и произрастало будущее Европы.
И на Руси иерархи церкви, в том числе патриарх киевский, покидали свои епархии, порой на века. Жизнь за городом хороша для иерархов, но плоха для рядовых горожан. Отсутствие духовного поводыря и окружающей его архитектурной инфраструктуры затормозило развитие городской культуры и городской ментальное™. Длительное время на Руси оставаться христианином означало покинуть город, а не уберечься в нем.
Однако христиане вскоре вернулись в города и создали прекрасную архитектуру. Средневековая городская культура, особенно высокая готика, невозможна без христианства. Дело в том, что раннехристианская община — это прежде всего городская община, сельская округа оставалась все еще языческой. Члены общины объединялись церковной властью епископа — преемника апостолов, хранителя учения, совершителя литургии и всех важных церковных дел. Обычно один епископ приходился на целый город, поэтому канонические (вероучительные) территории совпадали с городскими. Никакой формальной иерархии между епископами в тот период не существовало. Первенство епископов тех или иных городов, таких, как Рим, Антиохия, Александрия и т.д., — это первенство чести, воздаваемого городу и его общине уважения6.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ГОРОД
После уничтожения Римской империи количество европейских городов уменьшилось, а численность населения сократилась. Это произошло в результате эпидемий чумы, войн, пожаров. Лишь в X в. эти города начали возрождаться, но их развитие было неравномерно, часто его сдерживали голод и эпидемии. Самой опустошительной оказалась эпидемия черной чумы, свирепствовавшей в Европе в 1348—1350 гг., которая унесла в некоторых городах половину населения.
В период раннего Средневековья еще сохранялось немало античных городов, в их числе Константинополь, Фессалоника и Коринф в Греции; Рим, Равенна, Милан, Флоренция, Болонья, Неаполь, Амальфи в Италии; Париж, Лион, Марсель, Арль во Франции; Кельн, Майнц, Страсбург, Трир, Аугс-бург, Вена на немецких землях; Лондон, Йорк, Честер, Глостер в Англии. Большинство античных полисов или колоний пережило упадок и в значи-
5 Левинтов А. Муниципализация в историческом контексте человеческих ценностей. — http://rels.obninsk.com/Rels/Limited/Nsub/UM/0003/l-l.htm.
6 Солдатов А., Холмогоров Е. Каноническое пространство: принципы, идеологи, конфликты // Отечественные записки. 2002. № 6.
тельной степени аграризовалось. На первый план вышли их политические функции — административного центра, резиденции, укрепления (крепости). Некоторые из этих городов были относительно многолюдны, в них жили ремесленники и торговцы, действовали рынки.
Рис. 23. Многие европейские города возникли на местах древнеримских поселений
и военных лагерей
Многие европейские города, поражающие сегодня туристов своими историческими достопримечательностями, возникли на местах древнеримских поселений и военных лагерей. Так, Париж начался с того, что римляне построили на острове Сите посреди Сены свой укрепленный лагерь, превратившийся с течением времени в центр завоеванной Галлии — Лютецию Паризи-орум. Еще в римское время город перешагнул Сену, сейчас там знаменитый Латинский квартал. Однако площадь перед собором Парижской Богоматери, почти совпадающая с центром римской Лютеции, так и осталась, во всяком случае символически, центром Парижа. Также была основана и Венеция, которая являлась поселением с V в. до н.э., а городом стала лишь в начале IX в. н.э.7 Нынешний Амьен8 во Франции, исторический центр области Пикардия, под именем «Samarobriva» был известен как главный город амбианов еще во время Цезаря. Женева впервые упоминается в I в. до н.э.. Кёльн, город в Германии, известен с I в. до н.э. Французский город Авиньон основан на месте древнеримской колонии в I в. н.э.
7 Венеция в период с IX—X по XVI в. — крупный центр посреднической торговли между Западной
Европой и Востоком. s Здесь находится самый большой во Франции готический собор — Нотр-Дам (XIII—XV вв.).