Повседневная жизнь, праздники

Практически каждая деревня в округе имеет свой «день деревни», а ряд крупных поселений — еще и свои ярмарки с периодичностью раз в год. Время проведения и тех и других — в основном летние месяцы от конца июня до конца августа.

Я участвовал во многих таких днях, включая знаменитую Алексеевскую ярмарку в Верховажье и Сметанинский Торжок в Верховье. Вот что, на мой взгляд, интересно.

Собираются трапезничать на маленьких столиках; невольно, чтобы разбавить компанию, попадаешь между какой-нибудь необъятной матроной и ее мужем, и еще одна матрона почтенного возраста садится непременно напротив. Мужчина, с которым вроде бы и можно поговорить, — ни штатский, ни военный, русский, местный, но все же одет в камуфлированные брюки и подстать им такую же куртку, так что для полного «контрактника образца 2000 года» ему не хватает недельной небритости, уставного нижнего белья, ботинок-берцев и головного убора с кокардой. И это свое одеяние он придумал, несмотря на праздник. Так здесь одеваются весьма многие мужчины, разнящиеся меж собой разве что телосложением, «стеклянными» глазами да выражением лиц.

И вот женщины начинают рассказывать местные сплетни да небылицы, немало сдабривая речь специфическими словами, вроде «онодась», «пошто», «той-то год» или, скажем, «уповод». Мужчина изредка поддакивает им, но сидит смирно. Говорят, говорят между собой, посмеиваются над кем-то, иногда посматривают на меня, а я, не сделавший вроде бы ничего худого, окромя того, что занесся в этот богом забытый край, краснею и молча уписываю шашлык.

Изредка вмешиваюсь я в сей своеобразный разговор, дождавшись в нем паузы, как не сделал бы ни один местный (не принято ждать). Мне отвечают учтиво, но без особой охоты, и опять начинают говорить меж собой, не потому, что мною пренебрегли, а, скорее, потому, что опять обо мне забыли, как о человеке не их круга.

Бывает и иное. Нередко мужчина или его спутницы оказываются дальними родственницами моих жены и тещи. Что же тогда? Обязательные натужные разговоры вроде как с маленьким ребенком от неопределенного лица: «Ой, как мы выросли…», «косая сажень в плечах», «щеки — кровь с молоком» — переходят непосредственно в вечный «албанский» вопрос, будоражащий все деревенское население: «Ну, надо же, как вы сюда приехали? Я бы никогда не стала (не стал) менять город на деревню», «и надолго ли?», «когда назад собираетесь?»

А то, бывает, на следующей же нежданной встрече, если у меня не прошла еще охота лезть в столь колоритный народец, опять спрашивают об одном и том же, непременно прибавляя: «мне что-то лицо ваше знакомо, я вас где-то видела».

Все это замаскированное «гостеприимство» деревенских особенно выделяется у женщин, которые не только не могут сподобиться «услышать» неоднократные (за годы) ответы на поставленные вопросы, причем из первых уст, а, скорее, и не хотят их слышать, имея собственное устоявшееся мнение касаемо данной темы. Зачем задаются эти вопросы? Для поддержания разговора? Не ведаю. Вероятно, для того, чтобы добыть некую информацию, сделать из нее объект собственных комментариев, бывает, и критики, которую назавтра (или даже сегодня после обеда) можно запустить в общество таких же обывателей, которые друг друга называют «народ», а скудное общение, за неимением другого — «быть с народом».

Внимание, важно!

Для местных, с их необыкновенным старанием узнать о тебе побольше, важна не столько сама информация, которую, кстати, со временем я научился скрывать, ибо идет она не во благо, а, скорее, то, что именно она (он) первая узнала нечто, что неведомо пока другим. Вот такой соревновательный процесс, прикрытый благими намерениями псевдоучастия, имеет место быть широко распространенным.

Подумав о причинах трудностей общения за столом с малознакомыми деревенскими, пришел я к тому выводу, что есть некоторая стеснительность в общении местных с неместными, свойственная и мужескому и женскому полу в равной степени. По крайней мере, мое предположение следует из того, что с совершенно незнакомым (каким я был еще год назад) и малознакомым общаются почти одинаково. Тому есть пример:

Заезжаю как-то на местную почту — окромя магазинов, почта — признанный центр общения разношерстного «народа». Знаю, что одна из почтальонов выращивает и продает молодых поросят. Прошу ее при следующей возможности оставить для меня одного двухмесячного поросенка. Посыпав, как из сита, десятком вопросов, типа «зачем вам», «а вы что, жить здесь собираететсь?», соглашается. Представляюсь, даю телефон, договариваюсь о времени возможного события. Когда оно наступает, тетка звонит не мне, а «третьей воде на киселе» — соседке по деревне — с тем, чтобы та передала мне, что «поросенка можно забирать». Оригинально? Для городского уклада жизни более чем. Соседка, разумеется, как почти все соседки, имеет собственное мнение о том, что нужно не только ей, но и мне, поэтому дает тете-почтарю свои комментарии, что поросенок, вроде бы, мне и не нужен. Сделка срывается.

Почему звонит соседке, а не мне напрямую? Одни комментируют — «стесняется», другие — «так принято». Поди, их разбери.

Еще пример.

Покупаю скот. Даю объявление в районную газету. Звонят. (Причем почти все предпочитают в слове «звонить» ставить ударение на первый слог, что мне также малопривычно — как-то отдает корнем слова «вонь».) Первые пять вопросов непременно не относятся к теме объявления: «а кто вы?», «а где вы живете», «уже приехали, ой, ой, ой».

В угоду корректности терпеливо отвечаю. В свою очередь, спрашиваю, сколько стоит, да какая масть, да какой возраст, были ли отелы, примерный вес (цена здесь иногда зависит от живого веса). Получаю туманные ответы на самые главные для сделки вопросы, а еще чаще новый ряд вопросов: «а вы по сколько возьмете», «а я и не знаю, сколько стоит моя корова», «вот в прошлом годе лошадь продали по такой-то цене». В итоге абонент на другом конце провода, затратив за долгий разговор изрядную часть денег, поскольку звонит мне на сотовый, зарегистрированный в другом регионе, получает почти полную информацию обо мне: кто моя жена, кто мама и папа жены, где мы живем, о планах — оставаясь при этом инкогнито, а о своей корове или козе почти ничего не говорит.

Выдав вынужденное интервью, чтобы не утомлять уже и себя, и «интересную тетю» бесперспективным разговором, поскольку и сам я не знаю — сколько стоит ее животное (и потому что не местный, и потому, что на тот момент без опыта в животноводстве — дело было в 2007 году), я говорю нейтрально: «я вам перезвоню позже» — и не перезваниваю, поскольку второе такое общение вряд ли выдержит неподготовленная к местному колориту душа горожанина. Бывает, обижаются, потом голосят на всех углах, что «спрашивал, да не купил». Странно, не правда ли…

В этом кризис непонимания двух самобытных культур — каждый хочет как лучше, но говорит «на своем языке».

Бывает, в гостях, хороший прием ободрит, но и тут надо держать «ухо востро». Иногда подсядет какая-нибудь пожилая женщина или старуха (по виду) в возрасте 40 лет, да и выспросит, что ей надобно. Результатом — опять же сплетни. Эта страсть к сплетням и желание «подделываться» под жизнь иную, чем живут они на самом деле, имеет в Верховажских деревнях влияние более, нежели покажется сначала приезжему.

Этого не знал, не понимал я по приезде сюда, будучи заворожен красотой и мест, и характеров. Сейчас же «юношеское треволнение» прошло, и стал я видеть всю полноту музыки характеров, а не только «надводную часть айсберга». Внутренние упругие пружины, заставляющие некоторых местных людей поступать сообразно их традициям и укладу, вселяют в меня уже ощущение надвигающейся катастрофы, в эпицентре которой быть не только не почетно, но и опасно глупо, это может не пугать разве что садомазохиста.

Внимание, важно!

Деревенские почти всегда могут располагать своим временем, обсуждают, видят приезжего, его покупки и одежду, поведение и быт в ином свете. Все это видение невольно возбуждает в местных зависть и негодование на судьбу — зачем она зашила их в «черную шкуру».

А сколько есть там людей, испытывающих постоянно самые страдальческие терзания самолюбия, когда, придя в гости, они мнутся у порога, проходят с опаской, теряя по пути снег с шапки и ретиво приводя в порядок взбуравленную прическу, между тем, как свободный от предрассудков человек (горожанин) спокойно вошел бы в дом, сбросив лениво свой плащ, пальто или, на худой конец, так любимый здесь камуфляжный костюм.

Но ни тех, ни других не переделать.

1.15.8. Еще странности…

А вот, читатель, еще некоторые мои наблюдения, они могут пригодиться и в вашей деревенской жизни.

• Когда здороваешься первым, иногда старшие (в основном превалируют бабки) делают вид, что не слышат, и «идут своим ходом». По этому поводу одна знакомая бабка, почти теща, сказала: первый с незнакомыми — не здоровайся. А я так никак отучиться не могу — зайду в магазин, ай-да и ляпну продавцу: здравствуйте. Смотрят часто, как на полоумного…

• Цену на товар или услуги (кроликов, вспашку огорода) назначают не сразу (при договоре), а говорят «потом», когда дело будет сделано. При этом нередко цена оказывается завышенной. Многие, даже пропахав огород (оказав услуги), мнутся — невозможно добиться от них «первого слова». Вероятно, объяснение тому — опасение продешевить (особенно когда имеют дело с посторонним, горожанином).

• Незваных гостей редко кто проводит в комнаты и за стол посадит. Разговаривать на пороге не является неприличием.

• Заботится друг о друге здесь не совсем принято, да и смотря что называть самою заботой. Несколько раз наступал я на эти (набившие уже оскомину) «грабли». Пошли мы с приятелем на охоту, да и, отойдя на порядочное расстояние, потерялись. Кричим, стреляем для обозначения места, а все без толку — далеко разошлись. Ну, делать нечего, я выбредаю к дому — товарища все нет. Тогда звоню его жене (у него сотового телефона нет), беспокоюсь, сажусь в машину и рыскаю по лесу в месте его возможного нахождения. Через пару часов безрезультатных поисков звоню снова, с надеждой интересуюсь, не пришел ли домой товарищ мой. Оказывается, уже час, как пришел, а позвонить «не сподобился», хотя жена его и знает, что я в поиски ударился, лес прочесываю. Вероятно, настолько идея моих поисков им непонятна, что и предположить не могут, зачем я переживал. Говорят потом: «не переживай, а то не переживешь».

Эх, деревенские дороги

Если вы действительно хотите узнать человека поближе, отправляйтесь к нему домой — оцените интерьер и стол, поговорите, полистайте книги, рассмотрите фотографии. Самые бесцеремонные могут даже заглянуть в холодильник! Но что делать, если в качестве интересующего объекта — целая местность с людьми, строениями, магазинами и памятниками. Паспорт у деревни не спросишь, но многое (если захотеть увидеть, конечно) можно понять, походив (поездив) по сельским дорогам.

Сельские дороги оставляют желать лучшего, по некоторым из них даже на тракторе не проехать. Дождь барабанит по стеклу машины, едва побеждающей бездорожье на второй скорости. Вспоминается юг, Черное море, Красная поляна, где любит появляться премьер России, «и я там был, мед, пиво пил…». Там для особо интересующихся туристов организовано увлекательнейшее действо — всего за 500 рублей 10 км по бездорожью на УАЗиках. Точь в точь дорога на Терменьгу в окрестностях Верховажья, только здесь за проезд денег не берут.

В нескольких десятках метров здание администрации поселения, по развевающемуся флагу этот очаг власти не спутать ни с чем. Удивительно, как распорядились природа и люди: храм — в прямой видимости от «сельсовета». Проезжаю по самой деревне.

— А вот эту-то, милок, перед выборами-то насыпали, и то спасибо, — показывает мне старушка на бывшую яму посреди деревни. Напротив зданий школы и детсада мы с бабушкой расстаемся, и она, угостив меня конфетами, привычно навьючив авоськи, поднимается в горку к Центральной улице. Мне туда даже с «двумя мостами» не подъехать.

Здесь живут бережливые и упорные, и даже упрямые люди, но не требовательные. Почему они стали такими? Потому что иначе они не смогли бы жить в таких условиях. Они привыкли трудиться, приспосабливаться к переменам, искать решения и… терпеть. Бережно относятся к небольшим деньгам и стараются свести к минимуму расходы. Пожалуй, такого же упорства и смелости требует производство, если бы его организовали.

Метод улучшения деревенских дорог прост. Глава сельского поселения в своих действиях руководствуется Законом РФ № 131-ФЗ «Вопросы местного самоуправления» — полномочий там не много, но есть важные моменты.

Внимание, важно!

Дороги местного значения (в деревнях, сообщения между деревнями в пределах одного поселения), уличное освещение, вывоз отходов и пожарная безопасность — это те вопросы (и ряд других), которые можно обоснованно спросить с главы.

Сначала, как только я приехал и стал обзаводиться скотиной, на уровне местной власти меня не воспринимали серьезно и на просьбы-требования о чистке дорог зимой и уборке в распутицу отвечали неопределенно: будут деньги — почистим. Наверное, мой метод подойдет далеко не всем, но все же рискну привести его здесь, вместе с итогами применения.

Четыре раза я попросил главу поселения устно, два раза подавал заявления на его имя письменно, один раз — на имя главы района и один раз в районную прокуратуру. Мне ответила только прокуратура о том, что проведена проверка, и дорога находится под контролем сельской администрации. Но… это я и сам знал, как и все здесь живущие годами местные крестьяне. А ответа на вопрос, когда дорогу начнут чистить, и когда по ней можно будет проехать на чем-то еще, кроме трактора и лошади, я не получил. Такая, видимо, бюрократическая казуистика. «Чудо» произошло спустя две недели после моего обращения… к Президенту РФ через сайт kremlin.ru. Пришел и обстоятельный ответ, и дорогу раз в неделю (бывает и чаще) зимой теперь чистят, а весной и осенью осушают.

Да, есть и побочные эффекты. Меня теперь называют «писатель» — из-за моих писем, разумеется. Однако, на мой взгляд, это намного лучше, чем просто «слышьте».

Но если не добиваться улучшения (а местные деревенские жители не привыкли ничего добиваться), осмелюсь с сожалением предположить, что будет как в стихах у гордости Вологодчины — Николая Рубцова: «Стукну по карману — не звенит, стукну по другому — не слыхать?» Такая глухота опасна, а в цивилизованных странах, где власть себя уважает, в правилах — принимать меры. Эксперименты с людьми, говорят, обходятся весьма дорого.

Забота об иномарках

Всем известно, что автомобили, сделанные за рубежом (иномарки), намного надежнее отечественных, хотя и дороже их, в том числе и по обслуживанию. Но проблема еще и в том, что вдали от крупных городов приобрести необходимую запчасть практически невозможно. Ее потребуется заказать в областном центре, в моем случае — за 240 км. То же самое и с запчастями к сельскохозяйственной технике, в частности, к тракторам. Однако если диагностировать неисправность, а затем и привести в порядок трактор сможет любой деревенский слесарь-механизатор (это у них не отнять), то, чтобы диагностировать проблему в иномарке, часто не хватает квалификации даже у ремонтников СТО.

Могу поделиться опытом улучшения ситуации.

Совет.

Имея доступ к Интернету и, тем более, телефон, надо связаться с областным сервисным центром (а лучше всего не полениться и доехать до него на иномарке) и заказать там необходимую запчасть. Это надежнее и, как ни странно, малозатратнее, нежели экспериментировать с деревенскими слесарями. Дело в том, что неумелое вмешательство в «чувствительный» организм иномарки может впоследствии вылиться в кругленькую сумму, намного превышающую стоимость первоначального ремонта. Кроме того, есть и еще одна проблема. В последние годы много запчастей к автомобилям-иномаркам выпускается неизвестными фирмами с сомнительной репутацией и идентичным качеством деталей. Мой совет — в этом вопросе лучше не экономить.

Центры цивилизации и досуга

На селе центрами культурной цивилизации издавна признаны библиотека, краеведческий музей, дом культуры, ЦТНК (центр традиционной народной культуры) и… редакция районной газеты. Все эти учреждения, взаимодействуя между собой, сохраняют очень ценную для деревни прослойку интеллигенции, дают импульс творческим поискам, клубам по интересам и способствуют сохранению традиций культурного наследия.

Совет.

Горожанину, занесенному в деревню обстоятельствами, поисками приключений или самой судьбой, я рекомендую обязательно, при первой же возможности, нанести визит в местные очаги культуры. Краеведческий художественный музей откроет глаза на многовековую историю этих мест. Библиотека, как храм книги и знаний, не даст поселиться скуке в долгие зимние вечера на уединенном хуторе. Дом культуры порадует выступлениями самодеятельных артистов. В ЦТНК и редакции возможно пригодитесь вы сами, как носитель своеобразной городской культуры — ведь в деревне передовые люди очень хорошо понимают, как важно иметь «новую кровь» и не «вариться в собственном соку».

Газета очень пригодится в практическом смысле. Все мало-мальски значимые новости отражены в ней. На первых порах, еще не зная людей, именно через объявления в газете, распространяемой по всему району, можно найти работу, купить или продать недвижимость, заявить об услугах, приобрести скот и технику и многое, многое другое.

Я намеренно упомянул именно главные и наиболее значимые очаги культуры, поскольку писать о «злачных» местах в виде кафе и рестораций нет смысла — их видно на каждом шагу даже в сколь угодно небольшом селе.

Откуда взять воду

Вода в сельской местности — первейшая необходимость, даже если ее приходится подносить в ведрах или набирать в колодце. Когда в хозяйстве содержатся коровы, козы, куры и кролики (как у меня), для обеспечения всех коммуникаций (стиральной машины, электрочайника, кулера, приготовления еды и проч.) и жизнедеятельности скота расходуется очень много воды — примерно 100 литров (10 ведер) в день. Поэтому для облегчения водоснабжения в летний период (апрель-октябрь) я использую простой метод подкачки воды электрическим насосом и доставки ее в дом с помощью шланга. Для накопительного резервуара использую природный ключ в 100 метрах от дома — вода здесь без запаха, чистейшая, намного чище, чем в деревенском колодце.

Где найти ключ

Наиболее близко к поверхности земли подземные водные артерии проходят там, где растут лопухи (длинные стебли и «огромные листья»). Таким простым методом можно безошибочно определить подземный ключ и на этом месте вырыть колодец, если еще нет готового.

Быстрый» колодец

Ключ с опалубкой из бревен (рис. 1.5) достался мне «в наследство» от старого хозяина усадьбы, и я в этой части ничего переделывать не стал. Но как из природного ключа сделать хороший колодец?

Опущенный внутрь опалубки погружной насос своими лопастями поднимает со дна илистую муть, которая портит воду. Чтобы локализовать этот недостаток, я установил внутрь опалубки чистое оцинкованное корыто (рис. 1.6). Теперь глубина погружения насоса уменьшилась до 2 метров, но, благодаря корыту вихревые потоки насоса не поднимают муть со дна.

Монтаж насоса

Свой ключ-колодец я оснастил погружным насосом НПЦ-750/5НК. Насос снабжен шнуром питания длиной 10 метров, что удобно при подключении к электротехническим коммуникациям, и поплавковым выключателем, обеспечивающим автоматическое отключение насоса в случае отсутствия воды в резервуаре. Другой встроенный автоматический выключатель предохраняет насос от поломки при перегреве электродвигателя. Насос не требует обслуживания (смазки и заливки водой) и готов к работе непосредственно после погружения его в воду.

Внимание, важно!

Погружной центробежный насос в нержавеющем корпусе НПЦ-750/5НК работает в широком диапазоне температур (0-35 °C). Максмиальная глубина погружения 8 м. Максимальная высота подъема воды (указанная в паспортных данных) 10 м, производительность 11,5 м3/ч.

Также подойдут вам насосы НПЦ-750/30НК и НПЦ-550/5НК. Первая цифра в обозначении модели указывает на потребляемую мощность в ваттах, вторая — на максимальный размер частиц (примесей, песка, камней), содержащихся в воде, которые безопасны для насоса.

К выходному отверстию (штуцеру) насоса подключаю армированный шланг диаметром 1–1 % дюйма (диаметр выходного отверстия 25/32). Длина шланга (и электрического провода с сечением жилы 0,75 мм2) — 80 м. В конец армированного шланга вмонтирован шаровый кран для управления потоком воды. Перед насосом в разрыве армированного шланга установлен обратный клапан, чтобы вода (при отключении насоса) не стекала из длинного шланга обратно в колодец.

Внимание, важно!

Обратный клапан совершенно необходим в данном случае, поскольку природный ключ и колодец расположены чуть ниже уровня фундамента дома (под горкой).

На заборное отверстие внизу насоса надет сетчатый мешок от стиральной машины-автомата, предназначенный для стирки мелких вещей. Такая сетка дополнительно предохраняет насос от загрязнения засасывающего отверстия при уменьшении уровня воды в колодце.

Насос работает даже при частичном заполнении колодца водой — после откачки 170–200 литров вода, естественно, убывает. Восстановление полного объема с помощью притока ключевой воды происходит за 20–30 мин (зависит от производительности ключа).

С тех пор проблемы летнего водоснабжения в моем деревенском доме не существует.

Внимание, важно!

Для того чтобы в импровизированный колодец не попадал мусор, заносимый ветром, и опавшие с деревьев листья, над самим резервуаром я установил одноместную палатку, купленную ранее в Финляндии, и отслужившую все свои сроки.

Горячая вода зимой и летом

Деревня за последний десяток лет преобразилась. Все больше обрастает она печами-саунами, душевыми кабинками, автоматическими стиральными машинами и насосными станциями для подачи из колодца чистой, незамерзшей воды прямо в дом — и зимой, и летом. Сегодня жизнь в деревне в части быта не уступает городской (конечно, у тех, кто к этому стремится), при том загородная усадьба напрочь лишена городского шума и отравленного воздуха, а попробовав пойманную в ближайшей реке рыбку, не рискуешь сам пойти радужными пятнами.

Насосная станция позволяет установить на кухне деревенского дома смеситель, а в бане душ, и пользоваться всеми сантехническими удобствами. Но есть она пока не у всех. А как создать душевую или постоянное снабжение горячей водой в своем загородном доме без насосной станции?

Здесь я поделюсь опытом жизни в загородном деревенском доме в течение полного (круглого) года.

Особенности трубопровода

Вода забирается из колодца с помощью нагнетателя насосной станции, обеспечивающего накопление и подогрев воды в собственном резервуаре (объемом 25 литров). Трубопровод на всем (и не малом) расстоянии сделан из металлопластиковых труб диаметром % дюйма.

Эти трубы популярны для создания водных коммуникаций, потому что с помощью быстрого нагрева (например, паяльной лампой) можно придать сгибу трубы любой угол. На конце пластиковой трубы без особых усилий с помощью обычной лерки нарезаю резьбу под переходник (или кран). В месте соединения металлопластика с переходником (медным или стальным) наматываю 1–1,5 оборота фум-ленты и затягиваю соединение контргайкой переходника. Такой способ монтажа оправдан своей простотой и надежностью, подтвержденной годами. Применение пластикового трубопровода в данном случае удобно еще по нескольким причинам:

• металлопласт обладает меньшей теплопроводностью, чем, например, чугун или сталь. В зимний период этот параметр важен, чтобы вода по пути от насосной станции к рукомойнику, установленному в доме, не замерзала;

• металлопласт — относительно недорогой материал и легко поддается сросткам, врезкам тройников (отводам), удлиннению;

• металлопластиковый рукав выдерживает горячую воду до 90 °C длительное время;

• металлопласт долговечен, не ржавеет и выдерживает относительно большое давление, создаваемое в гидроконтуре насосной станцией (когда в доме нет водопотребления — все краны закрыты — давление поддерживается в пределах 30 бар).

Электропроводка

С помощью насосной станции и металлопластикового «рукава» (трубопровод проложен под землей на глубине 1,5 м) я провел воду в деревенский дом. Все монтажные работы осуществлялись летом.

Насосная станция подключена к сети 220 В с помощью выключателей-автоматов (2 шт. — на фазный и «нулевой» провод), максимальная потребляемая мощность (при нагреве и включении насоса) — 2 кВт. И нагрев воды, и включение насоса происходят в насосной станции автоматически, благодаря встроенным датчикам температуры и давления в контуре, за короткий промежуток времени (пока давление в гидроконтуре не достигнет нормы). Поэтому процесс подачи воды автоматизирован «от и до» — дома остается только открыть кран.

1.20.3. Упрощенный вариант горячего водоснабжения

Не все насосные станции снабжены автоматическим подогревом — имеются «бюджетные» варианты насосных станций по цене до 6 тыс. руб. Если вообще обходиться без насосной станции, потребуются нагнетатель воды в виде обычного центробежного насоса и водонагреватель (рис. 1.7).

Параметры водонагревателя

Со скоростью 1,5–4 л/мин водонагреватель нагреет воду на 20 °C (относительно температуры заборной воды). При этом затрачиваемая максимальная мощность — 5 кВт. Нагрев воды можно регулировать специальным переключателем на корпусе водонагревателя:

• режим минимального нагрева — потребление 2 кВт;

• режим среднего нагрева — 3 кВт;

• максимального — 5 кВт.

Наши рекомендации