Социальная мобильность

Социальное неравенство.

Известно, что люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, уровню интеллекта и многим другим признакам. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными.

Естественные различия могут стать основой для возникновения неравных отношений между индивидами- сильные одерживают победу над слабыми, хитрые над простаками и т.д. Неравенство, обусловленное естественными различиями, является первой формой неравенства и в том или ином виде проявляется и у некоторых видов животных. Однако, главной чертой человеческого сообщества является социальное неравенство, связанное с социальными различиями, социальной дифференциацией.

Социальными называются различия, которые порождены социальными факторами: разделение труда (умственный и физический), уклад жизни (городское и сельское население), уровень достатка и т.д. Социальные различия – это, прежде всего статусные различия. Они указывают на несхожесть выполняемых человеком функций в обществе, разные возможности и позиции людей, несовпадение их прав и обязанностей.

Социальные различия могут накладываться на естественные, и тогда, например, ученым становится умный, талантливый человек, но могут взаимно и не пересекаться. Нередки случаи, когда в ученые мужи пролезает бездарность, когда физически слабые люди обретают силу благодаря оружию.

Общество крайне дифференцировано и состоит из множества социальных групп, классов, общностей, оно иерархизировано- в нем всегда одни слои обладают большей властью, большим богатством, имеют ряд явных преимуществ и привилегий по сравнению с другими. «Что позволено Юпитеру – не позволено быку».

Может ли существовать общество без социального неравенства? Этот вопрос занимал многих мыслителей. Слишком много несправедливостей в нашу жизнь вносило и вносит социальное неравенство: недалекий человек с примитивным умом может оказаться на вершине социальной лестницы, а другой, трудолюбивый, одаренный всю жизнь довольствоваться минимумом материальных благ и постоянно испытывать пренебрежительное к себе отношение. Из осознания вопиющей несправедливости окружающего мира рождались представления и мифы об ушедшем «золотом веке», когда все были равны, возникали утопические мечтания о создании общества равных возможностей и полного социального равенства.

Какие причины порождают неодинаковое положение людей в обществе? В социологии не существует единого универсального объяснения указанного явления. Различные научные школы и направления трактуют его по-разному.

Функционализм объясняет неравенство исходя из дифференциации социальных функций, выполняемых различными слоями, классами, общностями. Функционирование, развитие общества возможно только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа осуществляет решение соответствующих жизненно важных задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т.д. Для нормальной жизнедеятельности общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности, но, некоторые из них, с позиции этого организма, являются боле важными, другие менее. Так, на основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия классов, слоев, их выполняющих. На вершину социальной лестницы неизменно ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление страной, ибо только они могут поддержать и обеспечить единство страны, создать необходимые условия для успешного выполнения других функций.

Объяснение социального неравенства принципом функциональной полезности таит в себе серьезную опасность субъективистского толкования. Почему та или иная функция рассматривается как более значимая, если общество как целостный организм не может существовать без функционального многообразия. Этот подход не позволяет объяснить и такие реалии как признание за индивидом его принадлежности к высшей страте при отсутствии его непосредственного участия в управлении. Вот почему

Т. Парсонс рассматривая социальную иерархию как необходимый фактор, обеспечивающий жизнеспособность социальной системы, увязывает ее конфигурацию с системой господствующих ценностей в обществе. В его понимании расположение социальных слоев на иерархической лестнице определяется сформировавшимися в обществе представлениями о значимости каждого из них, и, следовательно, может меняться по мере изменения самой системы ценностей.

Наблюдения за действиями, поведением конкретных индивидов дали толчок развитию статусного объяснения социального неравенства. Каждый человек занимает определенное место в обществе, обретает свой статус. Социальное неравенство – это неравенство статусов, вытекающее как из способностей индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например, быть компетентным, чтобы управлять, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть врачом, юристом и т.д.), так, и из возможностей, позволяющих человеку достичь того, или иного положения в обществе (владение собственностью, капиталом, происхождение, принадлежность к влиятельным политическим силам).

В рамках экономического взгляда первопричиной социального неравенства объявляется неравное отношение к собственности, неравное распределение материальных благ. Наиболее ярко этот подход проявился в марксизме. Именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества, образованию антагонистических классов. Преувеличение роли частной собственности в социальном расслоении общества привело К. Маркса и его последователей к выводу о возможности ликвидировать социальное неравенство путем установления общественной собственности на средства производства.

Отсутствие единого подхода к объяснению истока социального неравенства обусловлено тем, что оно всегда воспринималось на двух уровнях:

· как свойство общества. История не знает общества без социального неравенства. Борьба людей, партий, групп, классов – это борьба за обладание большими социальными возможностями, правами, преимуществами и привилегиями. Если неравенство- неотъемлемое свойство общества, следовательно, оно несет позитивную функциональную нагрузку. И общество воспроизводит неравенство, потому что нуждается в нем как в источнике развития;

· неравенство воспринимается как неравное отношение между людьми, группами. Поэтому естественным становится стремление найти истоки этого неодинакового положения в особенностях положения человека в обществе: в профессиональном статусе, в обладании собственностью, властью, в личных качествах. Этот подход получил в настоящее время распространение из-за того, что учитывает факторы, поддающиеся наблюдению, сопоставлению, обобщению, эмпирическому анализу.

Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях единого социального организма: в семье, в учреждении, на предприятии, в малых и больших социальных группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни. Родители, обладая преимуществом в опыте, навыках, финансовых средствах по сравнению со своими малолетними детьми имеют возможность влиять на них, облегчая их социализацию. Функционирование любого предприятия осуществляется на основе разделения на управленческий и подчиненный исполнительский труд. Появление в коллективе лидера помогает его сплочению, превращению в устойчивое образование, но одновременно сопровождается предоставлением лидеру особых прав.

Любой социальный институт, организация стремятся к сохранению неравенства, видя в нем упорядочивающее начало, без которого невозможно воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом. История различных обществ показывает, что каждое из них пыталось по-своему организовать социальное неравенство. Однако, несмотря на разнообразие социокультурных особенностей каждой страны, четко просматриваются три основных исторических типа организации социального неравенства:

· кастовая организация, предполагавшая жесткое иерархическое разделение всего населения на несколько слоев – каст. Между этими слоями существовали практически непреодолимые барьеры: запрещались браки между людьми, принадлежавшими к разным кастам, человек по своему желанию не мог сменить касту, принадлежность к которой определялась при его рождении. Индия- классический пример кастовой организации общества, и пережитки этой системы сохранились в этой стране до сих пор, поскольку индуизм, способствовал формированию в массовом сознании представлений о неизбежности такого способа организации социального неравенства;

· сословная организация, распространенная в традиционных обществах и предполагавшая деление общества на сословия – слои, обладающие в соответствии с традициями или законом неравными правами и обязанностями. В странах феодальной Европы было два высших сословия- дворянство и духовенство и непривилегированное третье сословие – купцы и ремесленники. Принадлежность к сословию переходила по наследству, но в отличие от кастовой системы возможность перехода из одного сословия в другое не исключалась, хотя и была редким явлением;

· организация неравенства в современном обществе отличается отсутствием жестких преград между различными слоями. Формально каждый человек может изменить свое положение в системе социальной иерархии, т.е. он не обречен на то, чтобы постоянно находиться в рамках своего слоя или класса, а ориентирован на достижения. Кроме того, социальные слои современного общества не обладают закрепленными в законах привилегиями и имеют одинаковые политические права.

В целом социальное неравенство было признано большинством исследователей упорядочивающим началом общества, способом саморегуляции взаимодействия людей и стимулом к их продвижению вверх по социальной лестнице.

Наши рекомендации