Общество и его структура 4 страница
Раздел 1II Общество и его структура
систему и особый класс явлений. Однако у упомянутой вялотекущей полемики, скорее всего, нет будущего.
Учитывая это обстоятельство, отдельные исследователи культуры стремятся найти в определениях культуры не столько то, что их разъединяет, сколько то, что сближает. В этом отношении значительный интерес представляет позиция Л.Г. Ионина, предлагающего гакие общие положения в определении культуры, с которыми были бы согласны буквально все авторы, работающие над ее проблемами: «...культура — это то, что отличает человека от животных, культура — это характеристика человеческого общества... культура не наследуется биологически, но предполагает обучение.... культура напрямую связана с идеями, которые существую: и передаются в символической форме (посредством языка)»1.
Отказываться от споров вокруг определения культуры еще не значит отвергать необходимость самого этого определения. Что же такое культура с социологической точки зрения? При ответе на этот вопрос будем постоянно иметь в виду наше стремление связать два фундаментальных в социологии понятия — общество и культуру, следовательно, станем характеризовать культуру как явление общественное, социальное, человеческое.
Культура в обществе
Значение термина «культура» (от лат. cultura — возделывание, обработка) довольно быстро изменилось, наполнившись новым содержанием уже в Древнем Риме и пройдя путь от «возделывания земли» до «воспитания и образования человека». Затем этот термин приобрел не только личностный, но и социальный смысл.
Наличием культуры общество отличается от всего окружающего мира, в том числе от животного. Культура в этом смысле может быть определена как содержание социальной жизни людей, как система форм деятельности, необходимых для общества и личности в качестве социальных систем. Общество и культура «живут» друг в друге, они не в состоянии существовать порознь. Их взаимосвязь, более того, взаимопроникновение имеет многосторонний характер.
Об этом прежде всего свидетельствует наличие субъектов культуры, в качестве которых выступают основные типы социальных общностей — общество, нация, социальная группа. Так, мы говорим об американской или российской культуре (как многонациональной культуре, культуре всего общества). Не менее, а в ряде случаев даже более
Ионии Л Г Социолошя культуры М , 1996 С 47
Глава 11 Общество и культура 223
важно говорить о конкретной национальной культуре (например, о татарской или украинской). Существует культура той или иной социальной (демографической, профессиональной и т.д.) группы (молодежная культура, культура учительства). Конечно, все эти культуры весьма различаются между собой по содержанию, формам, особенностям коммуникативных связей, устанавливаемых в процессе деятельности групп, специфике культурной информации, создаваемой, распространяемой и потребляемой в ходе социального взаимодействия.
Общество как культурное целое
В каждом обществе есть специфическая, отличная от других система взаимосвязанных норм, обычаев, верований, ценностей, разделяемых большинством населения. В этом смысле общество выступает как единое культурное целое, отличающее его от других обществ. Однако культура и общество не обязательно «совпадают», и границы их не идентичны.
Здесь можно выделить два аспекта «несовпадения». С одной стороны, не все члены общества разделяют его культурные ценности и нормы. Так, даже в США есть немало людей, не стремящихся к успеху, не желающих не только работать активно, но трудиться вообще (тем более что общество берет на себя определенную заботу о таких людях, в частности о безработных).
С другой стороны, некоторые культурные образцы простираются за границы конкретной страны и воспринимаются во многих других обществах. В качестве примера приведем знаменитое римское право, являющееся основой систем гражданского права во многих странах (в том числе в России) и сейчас, спустя две тысячи лет после его создания. Не случайно практически во всех высших юридических учебных заведениях страны студенты изучают римское право на первых курсах в качестве важнейшего научно-культурного наследия исторического прошлого человеческого общества.
Вместе с тем в одном обществе может функционировать несколько культур, подчас значительно отличающихся друг от друга. В их основе, как правило, оказываются разные языки, религии, обычаи и даже ценности. Так, в республиках Татарстан и Башкортостан, наряду с русским языком, христианством, русской музыкальной культурой с ее семитоновым музыкальным ладом, русскими обычаями, традициями, сосуществуют и взаимодействуют татарский и башкирский языки, мусульманство, собственная национальная музыкальная культура с пятитоновым музыкальным ладом — пентатоникой, национальными обычаями и традициями.
Опыт многих стран, в том числе Советского Союза в прошлом, стран СНГ и России сейчас, показывает, что проблема сосуществова-
Раздел III. Общество и его структура
«
ния различных культур в едином социальном пространстве совсем не проста, а в ряде случае ситуация может приобрета гь конфликтный характер. Мудрость властных структур состоит в гом, чтобы создать благоприятные условия для бесконфликтного сосуществования и активного взаимодействия разных культур в одном обтцестве. Понимая это, во многих регионах нашей страны, где есть достаточно представленные этнические общности, власти способствуют созданию выражающих их духовные интересы национально-культурных обществ. Так, в Екатеринбурге (равно как и во многих других городах страны) работают общества татаро-башкирской, украинской, еврейской, немецкой культур. Конечно, это не единственный и, возможно, не главный способ решения проблемы, но и он оказывается продуктивным и особенно важным в социально-психологическом плане.
Виды культуры в обществе
Характеризуя культуру в целом, необходимо видеть ее важнейшие виды и структурные проявления. Она включает в себя материальные предметы, произведенные человеком: автомобили, станки, здания, мебель и т.д., т.е. то, что называют материальной культурой. Кроме того, культура — это духовные ценности, произведения литературы и искусства, нормы, обычаи, слова, идеи, верования и т.д. В этом случае говорят о нематериальной (либо духовной, что не столь точно) культуре.
Оба вида культуры тесно связаны между собой и являются причиной друг друга. Материальная культура есть следствие развития идей, результат человеческого мышления. Нематериальная культура во всех ее многочисленных проявлениях, несмотря на кажущуюся автономность и независимость от материальной, на самом деле не сумела бы просуществовать и дня сама по себе. Оба вида культуры не просто тесно связаны, они «пронизывают» друг друга. Усвоение культуры осуществляется путем научения, передачи опыта и знаний. Основным «инструментом» этого процесса выступает образование.
Под культурой понимается не только система деятельности, ее материализованных результатов, а также идей, ценностей, норм, верований и обычаев одного общества, но и то, что называют целостным историческим феноменом, культурно-историческим типом, цивилизацией. Это то, что принято называть «великими культурами» (античная, индийская, китайская, европейская, майя и иные цивилизации — культуры), используемыми для характеристики как определенных исторических эпох, так и конкретных обществ, народностей и наций.
Глава 11 Обществом культура 225
Основой этих кульгур являются «простирающиеся» во времени и пространстве, проходящие этапы зарождения, развития, расцвета и упадка этнические, территориальные, хозяйственные, языковые, политические, психологические общности. Можно говорить также о культуре земной цивилизации, подразумевая, по крайней мере гипо-[етически, наличие внеземных цивилизаций как культур. На эту тему написано немало исследований, по еще больше — научно-фантастических романов. Однако такая предельно широкая трактовка культуры выходит за пределы социологии (по крайней мере, пока).
Культура общества включает в себя ряд субкульту р. Субкультура — это система деятельности, ценностей и норм, отличающих культуру определенной социальной общности (группы) о г культуры большинства общества (например, молодежная субкультура). Она не отвергает культуру этого большинства, но отклоняется от нее. Субкультура совсем не обязательно должна быть со знаком «минус», особенно если речь идет о тех или иных профессиональных группах (субкультура врачей).
Наряду с субкультурой существует и к о н т р к у л ь т у р а. Она выступает как разновидность субкультуры, находящаяся в конфликте с господствующей культурой. Контркультура формирует нормы и ценности, противоречащие основным аспектам культуры. Хорошо известна распространенная на Западе с 1960-х гг. контркультура хиппи. Среди ее ценностей — стремление к экстравагантным формам самовыражения, требование полной свободы, поощрение равенства мужчин и женщин (в том числе в сфере сексуального поведения), восии-1ание детей в отрыве от общества (что означает их «спасение»). Все »то подразумевает отрицание и отказ от таких ценностей господствующей культуры, как самодисциплина, самоограничение, стремление к успеху и достижениям.
Ценности контркультуры часто проникают в господствующую культуру. Так, характерные для хиппи длинные волосы, особый сленг, причудливость в одежде, употребление наркотиков — все это становится достоянием широких слоев населения (чему немало способствуют средства массовой информации, в первую очередь телевидение), воспринимается ими с той или иной степенью полноты, вследствие чего ценности контркультуры становятся менее «конфликтными».
Культура общества как предмет социологии
Какие же аспекты культуры привлекают внимание социологов? Их, интересы сконцентрированы вокруг проблем, которые чисто условно можно рассматривать на трех уровнях. Первый из них — эмпириче-с кий. На этом уровне изучается система норм и ценностей, регулиру-
Раздел III. Общество и его структура
ющих поведение индивидов и социальных общностей, их культурную (в основном досуговую) практику, связанную с созданием, распространением, потреблением культурных (и антикультурных) ценностей. Предполагается также изучение организации культурно-массовой и просветительской работы, культурного уровня различных социальных групп и т.д.
В рамках исследований второго — теоретического — уровня социологию волнует вопрос об основных формах культуры в обществе. Принято говорить о высокой (часто называемой элитарной) культуре: изящные искусства, классическая литература и музыка, произведения которых воспринимаются относительно неширокими слоями населения, и культуре народной (часто именуемой массовой): это сказки, песни, фольклор, мифы, сказания. К последней нередко относят и поп-культуру, и рок-культуру. С появлением и широким распространением средств массовой информации различия между обеими формами культуры постепенно стираются.
Исследования социологов на третьем уровне предполагают своеобразный «стык» первых двух — эмпирического и теоретического. Здесь речь идет об изучении качеств и характеристик культуры в различных сферах общественной жизни и деятельности социальных общностей. В этом смысле говорят о культуре труда, быта, свободного времени, а также о профессиональной, политической, экономической, нравственной, эстетической и иной культуре.
Одна из важных проблем социологического изучения — конфликт в культуре. Как показало развитие западной социологии в XX в., ее представители выделяли три вида конфликтов, связанных с культурой: аномию, культурное запаздывание, чуждое влия-н и е. Об аномии писал Э. Дюркгейм, понимая под ней нарушение единства культуры в связи с распадом системы нравственных ценностей (рост преступности, увеличение числа разводов, самоубийств и др.).
Американский социолог У. Огборн в 1922 г. сформулировал основные положения теории культурного запаздывания (культурного лага), суть которой состояла в показе причин культурного конфликта. По его мнению, перемены в материальный жизни, прогресс производства «обгоняют» изменения в нематериальной культуре: обычаях, законах, убеждениях и т.д. Отставание культуры и является причиной конфликтов, с ней связанных.
Третий вид конфликта определил английский социолог Б. Малиновский в 1945 г., рассматривая влияние чужой (в основном европейской) культуры в Южной Африке во время ее колонизации и в последующий период. Б. Малиновский писал о конфликте двух культур — навязывав-
Глава 11. Общество и культура 227
мой извне и местной. Если попытаться определить общую идею многочисленных теорий культурного конфликта, то ее можно сформулировать так: эти конфликты имеют место потому, что различные модели культуры формируются в ходе постоянной борьбы между противоположными тенденциями — объединения и разъединения культур.
§ 2. Элементы культуры
Структура культуры: разные мнения
В литературе существуют разные точки зрения на структуру культуры. Одна из наиболее принятых на Западе принадлежит американскому исследователю Уорду Гудинафу и сводится к тому, что культура включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: понятия, отношения, ценности, правила11. Понятия выражаются через язык, слова, поэтому их изучение и знание позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире. Второй элемент — отношения между людьми и предметами, их взаимосвязи, конкретизирующие явления культуры в пространстве и времени. Третий элемент — ценности — представляют собой общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. При этом каждое общество само устанавливает, что для него есть ценности, а что — нет. Наряду с ценностями конкретной культуры существуют и общечеловеческие ценности. Четвертый элемент культуры — нормы и правила — регулирует поведение людей в соответствии с ценностями культуры.
В отечественной социологии, так же как в зарубежной, содержат -ся разные взгляды на структуру культуры. Приведем одну из точек лрения, принадлежащую Л.Н. Когану2. Согласно его мнению, культура включает в себя три основных блока: когнитивный, поведенческий и праксеологический. В первый (когнитивный) блок входят знания, навыки, умения, мировоззренческие парадигмы, т.е. то, что характеризует культуру как социальный опыт, накопленный человечеством. Ядром этого блока являются ценности культуры, такие, как деятельность людей и ее результаты (танец, книга, картина и т.д.). 11оведенческий блок включает в себя нормы культуры, поведения и деятельности. Праксеологический регулирует саму культурную деятельность людей через социальные институты культуры (образование, наука, право, религия, мораль, искусство). Это так называемый «культуро-организующий» блок.
1 См ■ Goodenough W. Culture, Language and Society. Mcnlo Park, 1981. P. 62.
2 См.: Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992. С 9—12.
228 Раздел III Общество и его структура
Рассматривая структуру культуры, назовем в качестве ее элементов ценности, нормы, обычаи, язык, деятельность и дадим характеристику каждого из них. Начнем с ценностей.
Ценности культуры
Ряд социологов считает ценности ведущим элементом культуры. Ценности, действительно, выступают тем «стержнем», который объединяет материальную и нематериальную культуру, поскольку ни один другой компонент культуры, исключая деятельность (обычаи, нормы, язык), не выступает в таком качестве. Поэтому не случайно отдельные авторы определяют культуру через систему ценностей. Н. Смелзер — один из них — пишет: «Культура — система ценностей, представлений о жизни, общих для людей, связанных общностью определенного образа жизни»1.
Под социальными ценностями мы будем понимать значимость явлений, предметов и процессов как образцов, принятых в данной среде, при помощи которых люди соотносят свои взаимодействия в социальной общности. Ценности выступают как социально-нормативные' регуляторы общественной жизни и поведения людей. Они оказываются тем фундаментом, который обеспечивает целостность определенной социальной системы.
Ценности являются основанием тех или иных норм и стандартов поведения, реализующихся в ходе взаимодействия между людьми и социальными общностями. Естественно, ценности в разных типах обществ не одинаковы. Сравним в этом отношении некоторые ценности американского, японского и российского обществ.
Уже не раз цитировавшийся Н. Смелзер в главе «Культура» своего учебника по социологии посвящает целый параграф характеристике американской культуры, называя среди ее традиционных ценностей стремление к личному успеху, активность и упорный труд, эффективность и полезность деятельности, материальное благополучие, уважение к науке, оптимизм. Именно эти достижения культуры определяют прогресс американского общества2. Японскому обществу и японской культуре свойственны иные ценности — приверженность традициям, обращенность к прошлому, преданность семейным устоям, уважение к религии предков, повышенное внимание к чести имени и к чести семьи.
Сопоставляя с названными ценности российского общества и российской культуры, отметим, что они обращены больше не к прошло- му, а к будущему, хотя часто последнее понимается достаточно абст-
1 Смелзер Н. Дж Социолошя. М., 1994. С. 654.
2 См.: Там же С. 63—64
Глава 11. Общество и культура 229
рактпо, как вечность. К. Касьянова пишет в этой связи, что «мы, являясь традиционалистами, слабо воспринимаем конкретные формы этих самых традиций. К своим культурным и социальным устоям мы относимся как к части какой-то огромной, вечной, не зависящей от нас действительности, которая развивается по каким-то своим собственным законам, интуитивно нами ощущаемым, но недоступным нашему познанию»1.
Можем ли мы назвать и дать характеристику ценностей русской культур'ы? Попытку ответить на такой вопрос предпринимает Касьянова в работе «О русском национальном характере». Она считает, что наша культура — очень древняя и суровая — требует от человека сильного самоограничения, репрессии своих непосредственных внутренних импульсов, своих личных индивидуальных целей в пользу глобальных культурных ценностей2.
К. Касьянова не согласна с традиционным представлением о коллективизме как особенности и ценности русской культуры и русского национального характера. Она полагает, что мы — глубокие социальные интроверты (личности, ориентированные на внутренний, субъективный мир), «которые очень трудно "монтируются" в ту группу, консенсуса которой не разделяют»3. Еще одна особенность русского национального характера — связь культа личности с личностным статусом, из которого он (культ) вырастает. Личностный статус Касьянова считает очень сильным средством культуры.
В связи с этими рассуждениями обращает па себя внимание наличие единого корня в словах «культура» и «культ» (последний означает чрезмерное возвеличение чего-либо или кого-либо, например культ личности). На первый взгляд содержательного родства в этих одноко-ренных словах не обнаруживается. Однако анализ показывает, что в основе каждого из них — совокупность (или даже система) ценностей определенного рода.
Говоря о ценностях российской культуры, мы могли бы назвать среди них и такие, как верность принятой и разделяемой идее, готовность ей слулсить до конца, а также стремление к образованию, тягу к знаниям, культуре, искусству.
Конечно, нельзя в полной мере сопоставлять характеристики ценностей американской, японской и русской культур. Наша цель в дан-пом случае состояла в том, чтобы показать возможность и необходимость подобных рассуждений и исследований.
1 Касьянова К. О русском национальном характере. М , 1994. С. 350.
2 См.: Там же С. 337
3 Там же. С. 342.
Раздел III Общество и его структура
Продолжая характеристику элементов культуры, необходимо рейти к рассмотрению норм, которые тесно связаны с ее ценностями.
Нормы
Нормы — это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми. Различают нравственные, институциональные, правовые нормы (законы и подзаконные акты) и другие (например, нормы этикета, повседневного поведения, правила «хорошего тона»). Нормы не вечны, они устаревают, обновляются, могут способствовать развитию или тормозить его. Нравственные нормы — это принятые в обществе правила поведения, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. Простые нравственные нормы содержат десять заповедей христианской морали: «неубий», «не укради», «чти отца своего и мать свою», «не прелюбодействуй» и др.
Институциональные нормы, в отличие от нравственных, тщательно разрабатываются, а правила следования им устанавливаются. Каждый социальный институт имеет собственную нормативную базу. Так, институт образования в свою нормативную базу включает номы деятельности и поведения основных социальных общностей учащихся и педагогов, взаимодействующих в его рамках.
Наконец, в качестве правовых норм выступают прежде всего законы и подзаконные акты, являющиеся усиленными, формализованными нормами, требующими неукоснительного выполнения всеми. Правовые нормы, их выполнение обеспечивается принуждением со стороны государства. В этом их принципиальное отличие от норм морали.
Обычаи
Еще один элемент культуры — обычаи. Это принятые в обществе (общностях) образцы поведения, позволяющие людям наилучшим образом взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом. Обычаи часто рассматривают как унаследованные стереотипные способы поведения, постоянно воспроизводимые в определенных обществах, определенных социальных общностях и привычные для их членов.
В одних типах общества обычаи выступают в качестве основных регуляторов человеческой деятельности (это, главным образом, примитивные общества), поскольку регламентируют повседневное поведение индивидов, поддерживают внутригрупповую сплоченность, передают социальный и культурный опыт от поколения к поколению и т.д. В других, более развитых типах общества обычаи являются не основными (поскольку существуют иные нормативные способы регу-
Глава 11 Общество и культура 231
лирования общественных и межличностных отношений), но от того не менее важными образцами поведения.
Обычаи иногда называют менее важными социальными нормами (Н. Смелзср). Если нарушение норм (особенно институциональных и правовых) влечет за собой жесткое наказание, то нарушение обычаев — либо мягкое, либо вообще никакого. «Нарушителя» обычаев чаще всего пожурят и останутся о нем не самого лучшего мнения. В любом обществе обычаев очень много. Даже в самом примитивном их насчитываются тысячи, а в развитых обществах — гораздо больше. Не случайно слово «обычно» произошло от слова «обычай» и означает многократно повторенное действие.
Обычаи касаются в первую очередь элементарных норм поведения: как сидеть, есть, здороваться, держать вилку, нож, каков набор блюд за завтраком, обедом, ужином, как вести себя по отношению к женщине (мужчине), старшим, детям и т.д. и т.п. Процесс усвоения культуры часто начинается с обычаев, которые особенно важно знать, когда попадаешь в чужую (и чуждую) для себя среду. К числу обычаев относят табу — различного рода запреты (на мясо некоторых животных, на произнесение бранных слов и т.д.).
Язык
Язык — один из основных компонентов культуры. Он выступает как система коммуникации, осуществляемой на базе звуков и символов, имеющих условные, но обоснованные значения. Поскольку культура передается в значительной части своих творений в символической форме и в такой же форме воспринимается большинством людей, постольку именно язык служит главным средством трансляции, передачи культуры. В этом смысле он очень тесно срастается с культурой и становится ее наиболее полным выразителем.
Однако у культуры есть еще и «свой», внутренний, присущий только ей язык, который так и называют — язык культуры. Для того чтобы по-настоящему понять ее произведения, необходимо овладеть именно этим языком,. Этот процесс связан с проникновением в мир «культурной» профессии — композитора, художника, скульптора. Если человек хочет по-настоящему глубоко понять мир музыки или живописи, чтобы не только ощутить их эстетическое и нравственное воздействие, по и осмыслить содержание художественных произведений, ему необходимо (хотя бы частично) овладение соответствующим профессиональным «языком».
Язык — явление общественное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, вне общения с другими людьми. Это обстоятель-
Раздел III. Общество и его структура
ство хорошо объясняет, почему в «закрытых обществах», странах, изолированных от остального мира (а такой до недавнего времени была Россия), население плохо владеет иностранными языками. До какого-то уровня язык можно «выучить», но по-настоящему овладеть им можно лишь в процессе социального общения и взаимодействия в условиях того общества, той страны, i де этот язык является основным средством коммуникации.
Язык включает в себя правила, которые необходимо соблюдать для установления взаимодействия, поскольку он организует опыт людей. Как и культура в целом, язык вырабатывает общепринят ы е значения. Они составляют содержание устной и письменной речи, которая оказывается определенной формой существования языка. В этом смысле язык объективен, а речь субъективна. Язык имеет общественный, а речь — индивидуальный характер. Язык «принадлежит» всем, а речь — только тем, кто говорит (при этом не имеет значения как — устно, письменно или с помощью жестов, используемых немыми людьми).
Деятельность
Стержневым элементом культуры является деятельность, состоящая в создании (производстве), усвоении (потреблении), сохранении, распространении (распределении) культурных благ, ценностей, норм. Этот элемент культуры называется и рассматривается далеко не всегда. Между тем, по нашему мнению, он является системообразующим для культуры. Какой бы срез культуры мы пи взяли, в любом из них деятельность определяет ее содержание.
В социологии деятельность в сфере культуры часто определяют как культурную. При этом ее сводят к таким конкретным видам, как чтение, посещение кино, театров, просмотр телепередач, участие в творчестве (музыкальном, художественном) и т.д. Особенно этим «грешат» те, кто проводят их конкретно-социологические исследования. Конечно, названные виды занятий относятся к культурной деятельности (их обычно связывают со сферой свободного времени и называют досуго-выми), но составляют только ее часть, и не более того.
Культурная деятельность гораздо более многообразна и глубока. Главная ее характеристика состоит в том, что она выступает как реализация (самореализация) сущностных сил человека, его способностей, дарований, потребностей и интересов. В этом смысле целесообразно выделять культурное содержание в любой сфере социальной деятельности, будь то труд, семья, быт, образование, политика, досуг.
В процессе культурной деятельности социальная общность (и индивид в ее рамках) преодолевает ограниченность своего пространст-
Глава 11 Общество и культура 233
венно-временного бытия, собственного социального окружения, осваивает ценности, нормы, правила более высокого порядка и таким образом включается в новую систему отношений. Таким образом, культурная деятельность становится катализатором развития социальной общности.
Культурная деятельность в жизни общества в целом и отдельных социальных общностей осуществляется в нескольких формах. Некоторые из них на определенных этапах развития общества играют заметную роль (как позитивную, так и негативную). Учитывая особенности российского общества па рубеже XX—XXI вв. и прогнозируя его развитие на ближайший исторически обозримый период, следует иметь в виду в первую очередь две формы культурной деятельности — этноцентризм и культурный релятивизм.