Программа социологического исследования и ее составные части
Программа социологического исследования - один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программа социологического исследования - это, по существу, есть теория и методология конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, и представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования сбора, обработки и анализа информации. Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.
Методолгическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблему, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам.
Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория - факты - теория.
Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, обеспечивает эффективную организацию исследовательского процесса.
Задачи - отдельные четные шин исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени аи действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации целей исследования Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования. Частные - для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов и т.п.
С целью использования единого понятийного аппарата в программе социологического исследования определяются основные понятия, их эмпирическая интерпретация и операционализация, в ходе которых осуществляется обнаружение элементов основного понятия по строго заданным критериям, которые отражают качественные стороны предмета исследования. Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических (абстрактных) понятий к операционным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных.
Предварительный системный анализ объекта исследования - это "моделирование" исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более четко представить предмет исследования.
Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез, которые конкретизируют собой его главный методологический инструмент. Гипотеза - это вероятностное предположение о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению социальных проблем. Гипотеза задает направлению исследованию, влияет на выбор методов исследования и формулировку вопросов. Исследование должно подтвердить, опровергнуть или откорректировать гипотезу. Можно выделить несколько типов гипотез. Во-первых, основные (центральные) и выводные (гипотезы следствия). Они логически взаимосвязаны, но различаются по степени обобщенности. Во-вторых, с точки зрения задач исследования - основные и неосновные. В-третьих, по степени разработанности и обоснованности различают первичные и вторичные гипотезы. Вторичные выдвигаются взамен первых, если те оперируются в ходе исследования. Хорошее исследование обычно опирается на целую серию альтернативных гипотез. В-четвертых, по содержанию предположений о предметной области проблемы -описательные и объяснительные гипотезы. Описательные - предположения о свойствах объектов, о характере связи между отдельными элементами объекта. Объяснительные гипотезы относятся к предположению о степени тесноты связей и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях.
Основные требования к формулировке гипотез:
1. не должна содержать понятий, которые не пол??чили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяемая;
2. не должна противоречить ранее установленным научным фактам;
3. должна быть проста;
4. должна быть проверяема при данном уровне теоретических знаний, методологической оснащенности и практических возможностей исследования.
Основная трудность формулирования гипотез заключается в соответствии их с целями и задачами исследования, которые имеют ясные и точные понятия.
Процедурная часть программы социологического исследования включает методику и технику исследования, т.е. описание способа сбора, обработки и анализа социологического исследования.
Эмпирические исследования проводятся на выборочной совокупности. Тип и способ выборки напрямую зависят от вида исследования, его целей и гипотез. Главное требование, предъявляемое к выборкам в аналитическом исследовании - репрезентативность: свойство выборочной совокупности представлять основные характеристики генеральной совокупности. Выборочный метод основан на двух принципиальных посылках: взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик объекта исследования и на правомерности выводов в целом на основании рассмотрения его части, которая по своей структуре является микромоделью целого, т.е. генеральной совокупности.
В зависимости от специфики объекта осуществляется выбор методов сбора социологической информации - наблюдение, анкетирование и т.п. и на этой основе разрабатывается инструментарий исследования (анкеты, карточки наблюдения и т.д.). Описание методов сбора информации предполагает обоснование избранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов работы с ними. Описание способов обработки и анализа информации предполагает указание, каким образом это будет производиться, с использованием каких прикладных компьютерных программ.
После составления программы социологического исследования начинается организация полевого исследования, т.е. сбор информации
Программа социологического исследования как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического ис-ния. Каждый этап - относительно самостоятельная часть познавательного процесса - харастеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью ис-ния. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему замыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.
Программа соц. ис-ния состоит из двух основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, предварительный системный анализ объекта исследования, гипотезы, операционализация понятий; методы исследования, план исследования.
Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида и-ния, от масштабности и глубины социологического изучения объекта. Определение объекта эмпирического социологического ис-ния предполагает получение пространственно-временных и качественно-количественных характеристик. В реально существующем объекте выделяется какое-то свойство, определяется его сторона, которые обусловлены характером проблемы, тем самым обозначается предмет ис-ния. Предмет означает границы, в пределах которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи ис-ния.