Тема 1. Социология как наука. Структура и уровни социологического знания
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Волгоградский филиал
Кафедра философии и социологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
По дисциплине
Социология
Направления подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»
Разработчики: Полтавская Мария Борисовна, к. социол.. н.,
доцент кафедры философии и социологии ВФ РАНХиГС ,
Дроздова Ю.А., к. социол. н., доцент кафедры философии и социологии
ВФ РАНХиГС
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры |
Протокол №1 от «31» августа 2015 г. |
Зав. кафедрой _______________Кузеванова А.Л. |
(подпись заведующего кафедрой) |
Волгоград 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА | № СТР. | |
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины | ||
1.1. | Пояснительная записка | |
1.2. | Тематический план учебной дисциплины | |
1.3. | Содержание учебной дисциплины | |
1.4. | Организация самостоятельной работы | |
1.5. | Список литературы | |
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов | ||
2.1. | Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса | |
2.2. | Пожелания к изучению отдельных тем курса | |
2.3. | Рекомендации по работе с литературой | |
2.4. | Разъяснения по работе с тестовой системой курса | |
2.5. | Советы по подготовке к экзамену (зачету) | |
Раздел 3. Учебно-методические материалы лекционного курса | ||
Раздел 4. Материалы практических заданий по темам | ||
Раздел 5. Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля | ||
Раздел 6. Словарь терминов (глоссарий) |
РАЗДЕЛ 1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Пояснительная записка
Роль и место учебной дисциплины в структуре учебного плана (междисциплинарные связи) | Социология является интегративной, междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. Являясь дисциплиной, дающей знания о функционировании и развитии общества в целом, социальных систем, социальных отношений, социальных общностей, социология занимает важное место в основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» Дисциплина «Социология» принадлежит к гуманитарному, социальному и экономическому циклу и имеет междисциплинарные связи со следующими курсами: «Философия», «Политология», «История экономических учений», «Исследование социально-экономических и политических процессов», «Управление общественными отношениями», «Социология управления» и др. |
Соответствие учебной программы требованиям ГОС (ФГОС) | Данная программа построена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 3-го поколения |
Цель и задачи учебной дисциплины | Целью дисциплины «Социология» является формирование у студентов целостного научно-обоснованного представления о социальных явлениях и процессах, ознакомление с основными принципами социологического анализа социальных проблем. В ходе ее достижения решаются задачи: - Сформировать у студентов содержательное представление об объекте, предмете социологической науки, о методологических основах социологии, структуре социологического знания, социальных функциях социологии в современном обществе. - Показать многообразие научных социологических направлений, школ и концепций. - Сформировать у студентов понимание сущности и роли социологии в современном мире и ознакомить с последними достижениями мировой и отечественной социологической науки. - Дать представление об обществе как социальной реальности и целостной социокультурной системе; - Раскрыть сущность социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений. - Сформировать представление о личности как о системном качестве индивида, раскрыть содержание процесса социализации личности; - Показать многообразие социальных групп и общностей, раскрыть механизмы социального контроля и социальной регуляции поведения людей; - Сформировать установку на практическое применение полученных студентами знаний в их профессиональной деятельности. |
Требования к результатам обучения | В результате изучения социологии студент должен: Знать: - место и функции социологии в системе гуманитарного знания; - специфику социологического подхода к личности, основные закономерности и формы регуляции социального поведения, виды и закономерности социальных процессов; - типологию основных источников возникновения социальных общностей, массовых социально-политических движений, типов и структур организаций. Уметь: - организовать и провести микросоциологические исследования в целях оптимизации внутриколлективных отношений и повышения активности работы группы, организации; - адаптироваться в различных группах, организациях и коллективах; Владеть навыками: - сбора и методами анализа социальных процессов; - применения в профессиональной деятельности приемов разрешения и предотвращения социальных конфликтов, совершенствования коммуникативных способностей; - самообразования и работы с научной литературой социологической направленности. По окончанию изучения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями:[1] знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии (ОК-3); знанием законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умением анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владением основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4). |
Объем и сроки изучения учебной дисциплины, отчетность. | Учебная дисциплина «Социология» общим объемом 108 часов изучается в течение 1-го семестра. Изучение дисциплины заканчивается экзаменом в 1-ом семестре. |
1.2 Тематический план учебной дисциплины «Социология» (108 час.)
на 2015 – 2016 уч. год.
Наименование тем | Количество часов | ||||
Лек | Лаб | Пр | СРС | Всего | |
Очная форма обучения | |||||
1. Социология как наука. Структура и уровни социологического знания | - | ||||
2. История развития социологии | - | ||||
3. Общество: понятие и типология обществ. | - | ||||
4. Человек в социокультурной системе. | - | ||||
5. Социальные группы и общности. | - | ||||
6. Культура как фактор социальных изменений | - | ||||
7. Социальный контроль и девиация | - | - | |||
8. Программа прикладного социологического исследования | - | ||||
9. Методы сбора, обработки и анализа социологической информации | - | ||||
Экзамен | - | - | - | ||
Итого по курсу: | - | (3 ЗЕ) | |||
Заочная форма обучения | |||||
1. Социология как наука. Структура и уровни социологического знания | - | - | |||
2. История развития социологии | - | - | |||
3. Общество: понятие и типология обществ. | - | - | |||
4. Человек в социокультурной системе. | - | - | |||
5. Социальные группы и общности. | - | - | |||
6. Культура как фактор социальных изменений | - | - | - | ||
7. Социальный контроль и девиация | - | - | - | ||
8. Программа прикладного социологического исследования | - | - | - | ||
9. Методы сбора, обработки и анализа социологической информации | - | - | |||
Экзамен | |||||
Итого | - | (3 ЗЕ) |
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Социология как наука. Структура и уровни социологического знания
Общество как объект изучения социологии. Социология в системе социально-гуманитарных наук: история, социальная философия, социальная психология. Социология и другие социальные науки, изучающие отдельные сферы общественной жизни (экономика, правоведение, политология, культурология, социальная антропология и др.). Связь социологии с естественнонаучными дисциплинами.
Определение социологии, её объекта, предмета и метода. Современные представления об объекте и предмете социологии. Структура социологического знания. Уровни знания и отрасли социологии. Законы и функции социологии.
Понятие социального. Место социологии в системе гуманитарных наук. Изменение предмета и методов социологии в ходе развития гуманитарного знания. Понятие парадигмы в социологическом знании. Социологические за коны и категории.
Структура социологии, ее основные стороны.Уровни социологического знания: общетеоретическая социология; специальные (частные) социологические теории; конкретные социологические исследования. Понятие эмпирической социологии. Проблема теоретического и эмпирического исследования социального факта.
Функции социологии: гносеологическая, мировоззренческая, методологическая, практическая, и др. Социология и другие социально-гуманитарные дисциплины.