Фокус-групповая методика
Метод фокус-группы в последние годы получил широкое распространение как один из наиболее оперативных и эффективных способов сбора и анализа социальной информации. Заметим, что он применяется, как правило, в сочетании с количественными методами, может играть при этом как дополнительную, так и ключевую роль. Кроме того, он включает в себя элементы количественных методов (включенное наблюдение, правило репрезентативной выборки и др.).
Реализация данного метода предполагает формирование нескольких дискуссионных групп (чаще по 10—12 чел.) и проведение в них обсуждения исследуемой проблемы с целью ее более глубокого понимания и поиска оптимальных путей решения. Фокус внимания участников групповых дискуссий при этом сосредоточивается на каком-то одном, естественно важном, аспекте проблемы, а внимание исследователей фокусируется на выяснении мнений участников по поставленному вопросу, на значении различных точек зрения представителей разных социальных категорий, а также на поиске возможных путей достижения консенсуса.
Фокус-групповое обсуждение исследуемой проблемы гораздо продуктивнее, нежели выяснение мнений о ней методами анкетирования и индивидуального интервьюирования. Оно предпочтительнее в силу следующих факторов:
1) взаимодействие респондентов в фокус-группе обычно стимулирует более глубокие ответы и дает возможность появиться новым идеям в ходе групповой дискуссии;
2) заказчик исследования может сам наблюдать за ходом обсуждения интересующей его проблемы и получать из первых рук информацию о поведении, установках, чувствах и языке респондентов, делать собственные выводы о путях решения проблемы, которые получат (или не получат) поддержку общественного мнения;
3) фокус-групповой метод оперативнее и дешевле, чем анкетирование или интервьюирование. Его использование дает экономию не только временных, финансовых, но и трудовых затрат исследователей;
4) этот метод позволяет за короткий срок определить причины возникновения обсуждаемой проблемы, (например, понять, почему определенный сорт того или иного товара не имеет спроса в одном регионе, хотя в соседних он раскупается хорошо. Если в фокус-групповой дискуссии участвуют потребители этого товара, то они обычно точно указывают перечень основных причин данного явления). Основное ограничение применения фокус-группового метода заключается в том, что на его основе можно изучать не все, а лишь те проблемы социальной жизни, по которым мнения участников фокус-группы достаточно компетентны и противоречивы.
СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ
- наука о взаимодействии политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти, о закономерностях протекания политических процессов, развертывания политических отношений, о функционировании политических режимов,политических норм, ценностей, политических ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственныхразличным социальным группам.
С.П. - отрасль социологии, представляющая собой соединительное звено между социологией и наукой о П. - политологией. С.П. считается, с одной стороны, специальной дисциплиной социологии, обязанной даннойнауке теоретико-систематизирующим и историко-эмпирическим аспектами, а с другой, она открываетширокий доступ к комплексным исследованиям П. и к теории политологии. Находясь на стыке философских,социологических, политологических, исторических, экономических наук, С.П. как самостоятельная отрасльнаучных знаний в начале 21 в., несомненно, станет одним из важнейших направлений в развитиигуманитарных наук. Это объективно обусловлено интенсивным процессом политизации общественнойжизни, что обостряет потребность в более глубоком и обстоятельном социологическом анализе всехаспектов П.
С.П. - сравнительно молодая научная дисциплина. Только в 1920-1930-е американская политология сталатесно сближаться с рядом общественных наук, главным образом с социологией, представленной преждевсего ставшей знаменитой к тому времени Чикагской социологической школой, широко разрабатывающейметодику и инструментарий социологических исследований. Однако социологическое исследование политических процессов начиналось не с нуля. Оно опиралось на учение выдающихся древнегреческихфилософов Платона и Аристотеля, внесших основной вклад в создание основ теории П. и государства.Аристотель, в частности, может считаться одним из первых предшественников С.П.: ведь именно онисследовал конституциональные системы 158 городов-государств, сформулировал основы П. и назвал ее"королевой наук". Эти же проблемы в более широком и конкретном плане были развиты такими виднымимыслителями Нового времени, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, А. Токвиль, Ж. Боден. Однакорешающий вклад в становление теоретических предпосылок собственно С.П. внесло первоначальнотеоретическое различение гражданского общества и государства французскими энциклопедистами, а затемА. Сен-Симоном, А. Фергюсоном и Г.В.Ф. Гегелем, получившее углубленное развитие в работах К. Маркса , апотом, уже в 20 в., изучение политических процессов во взаимодействии с социальной сферой М. Вебером ,В. Парето , Г. Лассуэлом. Причем С.П. не просто заимствует концепции и методы из философских иполитических теорий, а существенно перерабатывает их в соответствии с общей методологией социологии.Так например, структурный функционализм и теория социальной системы Т. Парсонса и егопоследователей была преобразована С.П. в теорию политических систем, в том числе и в структурно-функционалистской ее разновидности.
Специфика С.П. заключается в том, что она рассматривает П. через анализ социальной структуры , черездеятельность социальных институтов , общественного мнения и поведения, политических интересов, норми отношений, ценностей, ожиданий и ориентаций.
Что же такое П., с точки зрения социологии? Отвечая на этот вопрос, М. Вебер утверждал: "Политика...означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то междугосударствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает". Всякий,кто занимается П., тот стремится к власти над другими людьми и их группами. Выступая в качествесамостоятельной научной дисциплины, политическая социология имеет свой предмет исследования, своюструктуру и свой категориальный аппарат. Вместе с тем она под специфическим, только ей свойственнымуглом зрения использует основную содержательную проблематику социологии как науки об обществе иличности и политологии как науки о П., но интерпретирует эту проблематику в социальном контексте. Ееспецифический интерес - изучение процесса функционирования и распределения политической власти вгосударственно-организованном обществе.
Исходной категорией С.П. является политическая сфера, представляющая собой специфическуюподсистему общества, связанную с определением коллективных политических целей, принятиемсоответствующих решений, осуществлением власти. Чтобы яснее представить сущность данной сферы и ееособенности, следует обратиться к сформулированной французским социологом П. Бурдье концепциисоциальной топологии. Она представляет социальный мир в виде многомерного пространства,построенного по принципу дифференциации и распределения средств и свойств, способных придавать ихвладельцу силу и власть в соответствующем секторе (сфере) социального пространства. Социальноепространство состоит из нескольких полей, в каждом из которых существует определенный капитал (власть) - экономический, социальный, политический (престиж, репутация, имя и т.п.). Каждый вид капитала(например, политический) представляет собой власть над соответствующим полем, а позиция каждогоиндивида или группы определяется распределением власти в этом поле. Совокупность существующих вполитическом поле позиций представляет собой процесс и результат альянсов и конфликтов в борьбе задоминирование в сфере П., за установление господства в системе властных отношений, за сохранение илитрансформацию существующих властных структур и систем государственной власти. При анализеполитического поля (сферы), считает П. Бурдье, необходимо учитывать соотношение политического спросаи предложения в каждый данный момент времени и определяемую в зависимости от этого соотношенияполитическую позицию индивида или группы, чем и обусловливается логика поведения и борьбы вполитическом поле (сфере). В этом взаимодействии индивидов и групп, занимающих различныеполитические позиции, политические выступления подпадают под своеобразную структурнуюдвойственность. С внешней стороны они непосредственно относятся к мандатам (депутатов, членов партиии т.п.), а в действительности направлены против конкурентов в политическом поле, борьба в которомпринимает особенно ожесточенный характер в вопросе о государственной власти.
Совокупность политических взаимодействий в обществе не представляет собой хаотическогонагромождения различных поведенческих актов, союзов и борьбы между отдельными индивидами игруппами, а складываются в определенную систему, погруженную в социальную среду и реагирующую на еевзаимодействия. Это и есть политическая система - базисная категория С.П. Этим термином охватываетсясистема органов государственной власти, политических партий, общественных организаций, которыеформируются в процессе борьбы за политическую власть, оказывают ей поддержку или находятся воппозиции к ней, а также ценностей, норм и правил, регулирующих политическое поведение индивидов исоциальных групп. Нормативная сторона политической системы представляет собой своеобразные"правила политической игры", которые регулируют взаимоотношения между различными ветвями власти -законодательной, исполнительной и судебной, отношения между политическими партиями игосударственными органами, деятельность общественных движений, партий, их статус, права иобязанности. К области действий, входящих в ее структуру, следует отнести и систему голосования, участиеграждан в выборах центральных и местных органов власти.
В процессе общественного развития складывается многообразие политических систем. Американскиесоциологи Г. Алмонд и Д. Пауэлл подразделяют политические системы на примитивные, традиционные исовременные. Современные политические системы обладают дифференцированными правительственно-политическими структурами (законодательными, исполнительными, судебными органами), а такжедифференцированной политической инфраструктурой: политическими партиями, заинтересованнымигруппами и средствами массовой коммуникации. Такие системы, в свою очередь, подразделяются на дваосновных типа. Первый из них составляют демократические политические системы, в которых вместо"культуры подчинения" превалирующей становится "культура участия", а "подданные" превращаются в"участников". Второй тип - это авторитарные системы, основанные на смешанной политической культуре"подчинения - участия". Они предстают в четырех разновидностях: а) радикально-тоталитарные (СССР); б)консервативно-тоталитарные (нацистская Германия); в) консервативно-авторитарные (Испания во временадиктатуры Франко); г) авторитарно-модернизирующие (Бразилия).
С.П. уделяет серьезное внимание анализу функций, выполняемых политическими системами. Наиболеесущественные из них сводятся к следующему:
1. Функция артикуляции, т.е. расчленения интересов, посредством которой индивиды и группы формируютсвои требования к политикам, принимающим решения.
2. Функция выработки правил политической деятельности, применения этих правил и контроля за ихвыполнением.
3. Разделение и распределение законодательных, исполнительных и судебных обязанностей вполитической деятельности.
4. Функция политической коммуникации, которая обеспечивает распространение, передачу политическойинформации между правителями и управляемыми, а также между различными составными элементамиполитической системы.
5. Политическое рекрутирование - процесс, с помощью которого готовится и отбирается персонал, которыйдолжен взять на себя главные роли в П.
6. Политическая социализация - функция, посредством которой политические идеи, ценности, нормы(политическая культура) внедряются в сознание и передаются индивидам, которые усваивают этиценности и ориентиры в отношении политической системы.
7. Функция адаптации, т.е. приспособления политической системы к изменяющимся условиям социальнойсреды (например изменение соотношения политических сил).
8. Функция сохранения системы - совокупность действий, направленных на сохранение целостности иустойчивости политической системы по отношению к любым, в том числе и неблагоприятным воздействиямна нее.
Так, в целом, правомерен вывод: политическая система есть реальный сложный механизм формирования ифункционирования власти в обществе.
Критерием же различения политических систем по их типам является политический режим. Политическийрежим - это характер и способы организации власти, средства и методы формирования политическихпроцессов и отношений, социальные механизмы взаимоотношений власти, общества (народа) и личности(граждан). Существует три основных типа политических режимов - тоталитарный, авторитарный идемократический. Для тоталитарного политического режима характерно полное господство власти надобществом и личностью, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства. Авторитарныйполитический режим отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами присохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах (например, в экономике иликультуре). Демократический политический режим базируется на признании народа источником власти, егоправе участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав исвобод, осуществлением контроля общества (большинства) над властью.
Возникает вопрос: с точки зрения С.П., что же такое власть?
В своей содержательной сущности власть представляет собой способность и возможность одного индивида(социального слоя или группы) осуществлять свою волю и, навязывая ее другим, побуждать их выполнятьнамеченные цели при помощи различных средств: авторитета, права, насилия, знания, денег, демагогии ит.п. В современном обществе власть представляет собой институционально оформленную возможность испособность определять, направлять и контролировать содержание и формы социального поведенияразличных социальных групп и общностей, отдельных индивидов. Сама же возможность одних социальныхгрупп или индивидов оказывать властное влияние на других вытекает из дифференциации всех людей иобщностей, существующих в данном обществе, на две большие группы, одна из которых владеетполитической властью и вследствие этого доминирует, господствует над другими людьми и группами, а этипоследние, будучи лишенными власти, вынуждены подчиняться первым и выполнять их господствующуюволю. Складывающиеся вследствие этого в обществе отношения власти суть не что иное, как отношениягосподства и подчинения. Этим и определяются политические позиции различных социальных групп вобществе: политически господствующие и подчиненные. Интересы же людей, принадлежащих к этимгруппам, не только различны, но и противоположны: те группы, которые обладают властью, заинтересованыв ее удержании, сохранении и укреплении, те же, которые власти лишены и не имеют к ней доступа,заинтересованы, чтобы изменить существующее положение, добиться перераспределения власти.
Основным средством завоевания, удержания, укрепления, расширения масштабов власти, равно как и еениспровержения, является насилие. Политическое насилие представляет собой применение тем или иныминдивидом или социальной группой различных (психического, морального, физического и т.д. вплоть довооруженного) форм принуждения в отношении других социальных групп и классов с целью приобретенияполитического господства над ними. Само же понятие политическое господство означает определенноеструктурирование в обществе отношений командования (управления) и подчинения, организационное изаконодательное оформление разделения в обществе управленческого труда и обычно связанных с нимпривилегий. Господство неразрывно связано с властью и является формой ее организации и проявления вобществе.
Политическое господство, выступающее формой реализации власти, может по-разному восприниматься иоцениваться гражданами. Положительная оценка и признание населением права существующей властиосуществлять управление, вытекающее отсюда согласие подчиняться ей, означает ее легитимность , т.е.законность. Легитимность обычно связана с авторитетом власти, ее соответствием ценностнымпредставлениям большинства граждан. В зависимости от мотивов подчинения М. Вебер выделил три типалегитимности власти.
Первым типом легитимности власти, согласно М. Веберу, является "авторитет вечно вчерашнего", илитрадиционное господство, передаваемое по наследству, когда сын князя после смерти отца становитсякнязем, принц (сын короля) - королем, царевичем - царем и т.д. В таком случае вера в легитимностьнаследственного монарха подкрепляет авторитет государства многовековыми традициями почитаниявласти и подчинения ей.
Вторым типом легитимности власти является харизматический. Он основан на харизме, т.е. вере висключительные качества руководителя, связанные с его способностью оказывать необычайно сильноевлияние на окружающих людей, подчинять их своей воле. Харизматическая легитимность свойственнаоснователям мировых религий и пророкам - Иисусу Христу, Будде, Магомету, выдающимся полководцам -Александру Македонскому, Цезарю, Наполеону, политическим партийным вождям - Ленину, Сталину,Гитлеру. Харизматический вождь чаще всего обожествляется, наделяется в общественном мнениинеоспоримым авторитетом, сверхъестественными, волевыми и иными качествами. "Преданность харизмепророка или вождя на войне, или выдающегося демагога в народном собрании или в парламенте как раз иозначает, что человек подобного типа считается внутренне "призванным" руководителем людей, чтопоследние подчиняются ему не в силу обычая или установления, но потому что верят в него... Именно кличности вождя и ее качествам относится преданность его сторонников, апостолов, последователей, толькоему преданных партийных приверженцев" (М. Вебер).
Третий тип политической легитимности представляет собой демократическая, или рационально-правоваялегитимность. Ее источником выступает рационально понятый политический интерес, который выражаетсяв демократических процедурах выборов по общепризнанным правилам президента или другого высшегодолжностного лица, в результате чего граждане подчиняются не личности руководителя, а законам, врамках которых избираются и действуют представители власти.
Серьезное внимание С.П. уделяет исследованию политической деятельности. Политическая деятельность -это существующая в обществе, в каждом типе и форме государства борьба за власть между индивидами исоциальными группами в защиту их собственных интересов и за участие в общем ориентировании ирегулировании жизнедеятельности людей в политической сфере. Изменения в политической жизниобщества в 20 в. обусловили возникновение новых типов политической деятельности. Основными среди нихявляются:
1. Действия политических элит, т.е. носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качестви функций, в целях совершенствования государственного управления.
2. Политические движения реформистского, революционного или контрреволюционного характера,выступающие за трансформацию и реформирование политической системы, ее совершенствование либо заее ниспровержение и создание новой, качественно отличающейся от прежней.
3. Региональные и этнонациональные движения, борющиеся за свободное и эффективное развитиесообществ, основанных на этническом и/или культурном своеобразии соответствующих территорий ипредставительстве интересов населяющих их социальных групп в принятии и осуществлении политическихрешений.
4. Межнациональные движения, которые стремятся объединить различные регионы и народы по принципуединства или близости исторических традиций, культурного подобия, экономических и политическихинтересов.
Французский социолог А. Турэн выдвинул концепцию, согласно которой общество в результате своейактивной социально-политической деятельности приходит к самосознанию, а вследствие этого и ксамосозиданию. В этом процессе самосозидания политические движения являются силами, которыеоспаривают сложившуюся систему политического развития и стремятся направить его в другое русло.
Долговременный успех политических движений зависит от некоторых общих условий. Наиболее важными изних являются два следующих. Во-первых, необходимо, чтобы такие движения обладали четкосформулированной доктриной, которая была бы способна пробудить энтузиазм и подтолкнуть широкиемассы населения к политической активности. Такая доктрина должна представляться важной иобоснованной большому количеству людей, должна базироваться на хорошо разработанной социальнойтеории, способной разъяснить актуальные и спорные проблемы, осветить важные для больших групплюдей цели, способы и пути их достижения, а также обрисовать желательные альтернативные формыобщества. Во-вторых, необходимы политические организации, способные вовлекать широкие массы людей вборьбу за власть и использовать эту завоеванную власть для переустройства общества.
Важная роль политических движений состоит в том, что они не только создают предпосылки длявозникновения новых или трансформации существующих политических систем, но также вырабатываютнезависимую форму политического решения и действия, которая способна стать существенным, частовысоко эффективным элементом политической борьбы.
В отличие от политического движения, которое основывается на симпатии или приверженности к какой-нибудь доктрине, что выражается в политических дебатах и готовности принимать участие в политическихмитингах, шествиях и демонстрациях, партия политическая является специализированной,организационно оформленной и упорядоченной группой, объединяющей приверженцев тех или иных целейи служащей для борьбы за завоевание и использование политической власти. От всех других политическихинститутов партию отличает определенная внутренняя организация и структура, четко оформленноечленство (что подтверждается и специальными атрибутами - партийными удостоверениями), наличиеполитической программы действий и устава, определенная идеологическая система ориентациидеятельности.
В процессе осуществления действий в политической сфере важную роль играет политическая культура. Онапредставляет собой ценностно-нормативную систему идей, идеалов, стандартов поведения, обычаев итрадиций, посредством которых определяется содержание и смысл политических явлений и процессов,направляется и регулируется деятельность государства, политических движений и партий, социальныхгрупп, общественных организаций и отдельных личностей. Политическая культура включает в себяопределенную совокупность ценностей, таких, например, как свобода, равенство, суверенитет народа и т.п.Такие ценности в современных обществах находят свое правовое оформление и обеспечение вКонституции страны, а также в системе культуры общества, в существующих в нем обычаях и традициях. Нов политической культуре существует и второй слой - нормативный, который имеет большое значение дляпонимания механизмов осуществления политической власти и функционирования государства.
Политическая культура не дается человеку в готовом виде один раз и навсегда, она формируется впроцессе политической социализации. Этот процесс включает в себя усвоение человеком культурныхценностей и ориентаций в сфере политики, определенных требований и стандартов поведения,позволяющих ему адаптироваться к данной политической системе и выполнять в ней определенныеполитические функции. Американские социологии Д. Истон, Л. Коэн, Р. Линтон, Т. Парсонс трактовали этотпроцесс как процесс усвоения человеком социальных ролей, которые необходимо выполнять в сфереполитики, во взаимодействии индивидов и групп с политической системой и ее институтами. Другоесоциологическое направление, развиваемое преимущественно в Германии (Ю. Хабермас - , Н. Луман - ),интерпретирует политическую социализацию как процесс аккультурации, т.е. освоения человеком новыхдля него культурных ценностей, и связанного с этим формирования политического сознания и поведения.
Политическое поведение людей реализуется в политических процессах, которые раскрывают развитие,изменение, динамику политической системы, ее институтов, масштабы участия различных групп населенияв политической деятельности, в осуществлении отношений господства и подчинения. Одной изусиливающихся тенденций развития политических процессов во многих странах мира, в том числе в такихразличных, как США и Россия, на протяжении последних десятилетий 20 ст. становится упадокполитической активности граждан.
СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
- специальная социологическая теория , предмет изучения которой - закономерности и механизмы формирования и функционирования оценочного отношения больших социальных групп, классов, народа в целом к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес. Термин "общественное мнение" возник в Англии, с конца 18 в. стал общепринятым для выражения одобрения или неодобрения публично обсуждаемых вопросов общественной жизни с помощью опросов.
Прикладное социологическое изучение (замеры) общественного мнения началось в США в 19 в. в связи с потребностями социума в получении информации по рыночным проблемам и политическим вопросам, связанным с выборами, конкуренцией партий и т.д. В 20 в. С.О.М. заняла достойное место среди других отраслевых социологий. Наибольшее число прикладных центров изучения О.М. имеется в США, среди них особую известность получила фирма, а затем международная сеть Джорджа Гэллапа . В Европе огромной известностью пользуется Институт демоскопии в Германии, которым много лет руководила Э. Ноэль. Во Франции видным специалистом в этой области считался Ж. Стетцель, который институционализировал изучение О.М., выпускал журнал "Зондаж." На сегодня международная сеть "Гэллап интернешнл" охватывает почти все страны Северной Америки и Европы.
В России на рубеже 19 - 20 вв. в теоретическом плане общественное мнение изучал профессор Московского университета В. Хвостов , который в отличие от многих западных ученых рассматривал его как проявление классового сознания. Опросов не проводилось, хотя данные земской статистики можно считать предысторией развития опросов общественного мнения в России.
В СССР изучению общественного мнения на фундаментальном и прикладном уровнях уделялось большое внимание. Уже в 1920-е, в работе В. Кузьмичева "Организация общественного мнения" (М.; Л., 1929), были поставлены проблемы диалектической связи и взаимовлияния общественного, группового и индивидуального мнений, перехода количественных изменений в становлении общественного мнения в качественные, скачкообразности в его развитии, сознательного воздействия на его формирование, борьбы с незрелыми, ложными мнениями. В 1930-е эти исследования прекратились и были вновь развернуты лишь в начале 1960-х. Именно к этому времени можно отнести зарождение С.О.М. как социологической дисциплины. В 1960 был создан Институт общественного мнения при газете "Комсомольская правда" под руководством Б. Грушина , который провел 8 всесоюзных опросов, используя разные модели выборки и методы сбора информации. В 1970-е под его руководством осуществлялось изучение общественного мнения жителей среднего города (на примере Таганрога). Проводились опросы аудитории центральных советских газет, среди которых значительную роль сыграло исследование читателей "Правды" под руководством В. Шляпетноха . С конца 1960-х сфомировалось два основных методологических подхода, первый из которых воплощал желание партийных органов представить общественное мнение населения СССР монолитным, а второй демонстрировал реальное разнообразие мнений. В работах А.К. Уледова общественное мнение характеризовалось как "одно из состояний сознания общества". Б.А. Грушин в книге "Мнения о мире и мир мнений" (1967) связал его с массовым сознанием и показал наличие противоречивых групповых мнений. Указанные два подхода, получив широкое распространение в отечественной и зарубежной литературе, продолжали оставаться предметом обсуждений в советское время.
В современной научной литературе подчеркивается, что социологический подход к изучению общественного мнения должен основываться как на понимании его в качестве структурного элемента сознания, так и на фиксации его роли в системе общественных отношений и рассмотрении всего контекста "сознание - социальная среда" . Этот подход отражает духовно-практический характер общественного мнения, в свою очередь определяющий выбор стратегии его исследования.
В годы перестройки в СССР начался новый этап в развитии С.О.М. Курс на демократизацию общественной жизни предполагал создание целой системы изучения мнений трудящихся, создания и укрепления правовых основ выражения общественного мнения, гарантий его учета. В условиях коренной трансформации общества стало необходимым предварительное обсуждение важных вопросов и сопоставление различных позиций при выработке управленческих решений. Значительно расширился круг вопросов, решения по которым принимались только после предварительного обсуждения в трудовых коллективах, в постоянных комиссиях Советов народных депутатов, в профсоюзных, комсомольских и других общественных организациях. Проведение опросов общественного мнения и публикация их результатов резко активизировались, хотя по-прежнему оставались под общим партийным контролем. В Москве был создан Всесоюзный центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в ряде республик и крупных городов возникли аналогичные центры, активно проводились опросы, связанные с работой депутатов, демократизацией общественной жизни. Все это позволило к началу 1990-х создать инфраструктуру для проведения опросов на всей территории СССР. После его распада эта инфраструктура осталась в России; другие республики, включая Беларусь, вынуждены были формировать ее заново. В связи с этим в 1990-е в Беларуси возникли новые структуры, занимающиеся социологическими опросами общественного мнения (зачастую наряду с другими вопросами): Центр политических и социологических исследований БГУ, Независимый институт социально-экономических и политических исследований, частный центр "Новак" и др. Эти и другие организации разрабатывают вопросы выборки и организации опросов, проводят заказные маркетинговые исследования, участвуют в совместных исследованиях с зарубежными коллегами по широкому спектру проблем, связанных с трансформацией постсоветского общества. В начале 21 в. предвыборные и политические опросы общественного мнения были взяты в Беларуси под особый правительственный контроль, и только коммерческие опросы по-прежнему остались прерогативой самих исследователей.
Экономическая социология в широком контексте изучает социальные аспекты развития экономики как социального института и его влияния на жизнедеятельность, интересы, поведение, сознание личности и социальных групп.
Цель экономической социологии — исследовать социальные аспекты и последствия развития экономической сферы жизнедеятельности общества в условиях рыночных отношений, способствовать повышению результативности социального механизма экономики и принимаемых управленческих решений, а значит — улучшению условий и качества жизни населения.
Экономическая социология, ее предмет, объекты, пути развития и интеграции в систему подготовки специалистов финансово-банковского профиля и сегодня вызывают дискуссии среди социологов и экономистов в России и за рубежом.
Принципиальной темой дискуссий является содержание предмета экономической социологии. С позиций экономистов, это преимущественно макроэкономические закономерности развития общества, а с позиций социологов — социальные отношения в сфере экономики и экономическое поведение. Но экономические и социальные закономерности тесно взаимосвязаны, и это обстоятельство является решающим для характеристики предмета экономической социологии.
ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
Предмет экономической социологии — социальные отношения в сферах труда, собственности, производства, распределения, обмена и потребления, а также социальные последствия их развития, возникающие в результате взаимодействия с макроэкономическими закономерностями функционирования экономики.
В более узком смысле предмет экономической социологии — экономическое поведение (индивида, социальной группы, населения) и социальные явления в сфере экономики и финансов. Например, в финансово-банковской сфере экономической жизни предметом экономической социологии может быть: рынок как социально-экономическое явление во всем многообразии его форм (финансовый, инвестиционный, страховой, налоговый, недвижимости, ценных бумаг, валютный, ипотечный, труда, товаров и услуг); собственность как важнейший социальный институт; риски; угрозы экономической безопасности; социальный обмен и др.
В конкретных социологических исследованиях в качестве предмета экономической социологии могут выступать: риски (их социальная сущность и последствия), деньги как социально-экономический регулятор поведения, деятельность финансово-банковских институтов как один из видов социальной деятельности и одновременно социальный процесс, локализованный в рамках финансового рынка, социальные конфликты в сфере финансовой деятельности, социально-профессиональная мобильность специалистов финансового рынка, тендерная асимметрия в финансово-банковской сфере и т.д.
Развитие социальных отношений в сферах труда, собственности, производства, распределения и обмена формирует различные виды экономического поведения в обществе. Причем вследствие сегментированности рынка (рис. 2.1) различные виды экономического поведения складываются в зависимости от выполнения индивидом той или иной ролевой функции — вкладчика, налогоплательщика, страховщика или страхователя, банкира, потребителя, инвестора и т.д. Поэтому, применяя теорию ролей, можно изучать различные виды экономического поведения, проявляемого личностью.
Сам рынок, социальные отношения, развивающиеся между его субъектами и объектами, являются предметом экономической социологии.
Рис. 2.1. Сегментированность рынка (указаны лишь некоторые сегменты рынка)
ОБЪЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
В общем виде объектом экономической социологии является социальная реальность в сфере экономических отношений, а именно:
* человек (как «экономический», так и «неэкономический») во всем разнообразии выполняемых им социальных ролей в сфере экономики и финансов;
* социальные статусные группы и общности (социально-профессиональные, социально-территориальные, социально-демографические, тендерные), осуществляющие свою деятельность во всех отраслях экономической жизни и проявляющие разные формы экономического поведения;
* социальные институты и организации, выступающие в качестве субъектов рынка, — государство, банк, страховая или инвестиционная компания, домохозяйство, налоговая инспекция, фондовая биржа.