Язык. Речь. Речевая деятельность

Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в четкой форме было выдвинуто и обосновано Соссюром (1857—1913). Заметим, что под речью (у Соссюра «la parole») совре­менное языковедение понимает не только устную речь, но также и речь письменную. В широком смысле в понятие «речь» включается и так называемая «внутренняя речь», т. е. мышление с помощью языковых средств (слов и т. д.), осуществляемое«про себя», без произнесения вслух.

Отдельный акт речи, речевой акт, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охва­тывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и по­нимание) написанного, причем участники общения могут быть отдале­ны друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявле­ние речевой деятельности.

В речевом акте создается текст. Не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное (все равно — записанное или только произнесенное) «речевое произведение» любой протяженности — от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги. Во внут­ренней речи создается «внутренний текст», т. е. речевое произведение, сложившееся «в уме», но не воплотившееся устно или письменно.

Почему произнесенное (или написанное) высказывание в нормаль­ном случае будет правильно понято адресатом? Во-первых, потому, что оно построено из элементов, форма и зна­чение которых известны адресату. Во-вторых, потому, что эти элементы соединены в осмысленное целое по определенным правилам, также известным (правда, во многом интуитивно) собеседнику или читателю. Владение этой систе­мой правил позволяет и строить осмысленный текст, и восстанавливать по воспринятому тексту его содержание. Вот эти-то элементы высказывания и правила их связи как раз и являются языком наших участников общения, частями их языка, т. е. языка того коллектива, к которому данные индивиды принадлежат. Язык(у Соссюра «la langue») того или иного коллектива и есть находя­щаяся в распоряжении этого коллектива система элементов — единиц разных ярусов (слов, значащих частей слов и т. д.) плюс система пра­вил функционирования этих единиц, также в основном единая для всех, пользующихся данным языком. Систему единиц называют инвентарем языка; систему правил функционирования единиц, т. е. правил порождения осмысленного высказывания (а тем самым и правил его понимания),— грамматикой этого языка.

Язык и речь различаются так же, как правило грамматики и фразы, в которых использовано это правило, или слово в словаре и бесчислен­ные случаи употребления этого слова в разных текстах. Речь есть фор­ма существования языка. Язык функционирует и «не­посредственно дан» в речи. Но в отвлечении от речи, от речевых актов и текстов всякий язык есть абстрактная сущность.

Язык. Речь. Речевая деятельность - student2.ru РЕЧЬ ЯЗЫК

(речевая деятельность) (языковая система)

акты акты ______________________________

говорения понимания инвентарь + грамматика

Язык. Речь. Речевая деятельность - student2.ru Язык. Речь. Речевая деятельность - student2.ru (система единиц) (система правил)

 
  Язык. Речь. Речевая деятельность - student2.ru

тексты

Язык. Речь. Речевая деятельность - student2.ru (высказывания)

14. Языки и народы мира. Соотношение понятий "народ" (этнос) и "язык". Типологическая и генеалогическая классификации языков.

Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимопонимания людей в обществе. Понятие «язык», как правило, соотносится с понятием «народ».

Народ – 1) население государства, жители страны; 2) нация, народность. Для нас актуально второе значение, поскольку в данном случае подразумевается исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, особенностей культуры и духовного облика.

В мире существует, по различным подсчетам, 2,5-5 тыс. языков. Но активно используются только 26 языков, на них говорят 96 % населения мира. Языки м.б. письменные (имеют давнюю письменную традицию), младописьменные (имеют письменность 20-50 лет) и бесписьменными. Языки делятся на живые (используются в повседневном общении) и мертвые (не используются в повседневном общении) и мертвые (не используются в в повседн. общении). Существуют 2 признака классификации языков: 1) по происхождению, близости языков (генеалогическая кл-я), 2)по структурному сходству (типологическая кл-я)

Типологическая классификация: 1) изолирующие языки: слово состоит из одного корня, не имея окончания, каждый корень изолирован от другого. Очень важен порядок слов, выполняющий смыслоразличительную функцию (китайский язык); 2) агглютинативные языки: границы м/у корнем и аффиксами четкие (узбекский язык), 3) инкорпорирующие языки: слово выглядит как предложение, олсновы слов складываются друг за другом вместе со служебными словами в единое слово-предложение в определенном порядке (вначале подлежащее, затем второстепенные члены, затем сказуемое) (языки североамериканских индейцев, народов Камчатки); 4) фузийные языки: очень гибкие языки, слова в них обладают флексиями (европейские, славянские языки).

Генеалогическая классификация – построена по принципу от общего (яз. семья) к частному (ее ветви). Семьи: индоевропейская (≈150 языков), афро-азиатская, китайско-тибетская, тюркская, угро-финская, малайско-полинезийская. Каждая семья делится на ветви. Например, индоевропейская семья включает 10 ветвей: 1) славянские: вост. (рус., укр., белорус.), зап. (польск., чеш., словац., лужицк.), юж. (болг., макед., серб., хорв., словенск.); 2) балтийские; 3) германские; 4) кельтские; 5) романские; 6) албанский язык; 7) греческие (ногреч. и древнегр.); 8) иранские; 9) индоарийские (цыганск., хинди), 10) армянский язык.

Наши рекомендации