Язык. Речь. Речевая деятельность
Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в четкой форме было выдвинуто и обосновано Соссюром (1857—1913). Заметим, что под речью (у Соссюра «la parole») современное языковедение понимает не только устную речь, но также и речь письменную. В широком смысле в понятие «речь» включается и так называемая «внутренняя речь», т. е. мышление с помощью языковых средств (слов и т. д.), осуществляемое«про себя», без произнесения вслух.
Отдельный акт речи, речевой акт, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причем участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявление речевой деятельности.
В речевом акте создается текст. Не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное (все равно — записанное или только произнесенное) «речевое произведение» любой протяженности — от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги. Во внутренней речи создается «внутренний текст», т. е. речевое произведение, сложившееся «в уме», но не воплотившееся устно или письменно.
Почему произнесенное (или написанное) высказывание в нормальном случае будет правильно понято адресатом? Во-первых, потому, что оно построено из элементов, форма и значение которых известны адресату. Во-вторых, потому, что эти элементы соединены в осмысленное целое по определенным правилам, также известным (правда, во многом интуитивно) собеседнику или читателю. Владение этой системой правил позволяет и строить осмысленный текст, и восстанавливать по воспринятому тексту его содержание. Вот эти-то элементы высказывания и правила их связи как раз и являются языком наших участников общения, частями их языка, т. е. языка того коллектива, к которому данные индивиды принадлежат. Язык(у Соссюра «la langue») того или иного коллектива и есть находящаяся в распоряжении этого коллектива система элементов — единиц разных ярусов (слов, значащих частей слов и т. д.) плюс система правил функционирования этих единиц, также в основном единая для всех, пользующихся данным языком. Систему единиц называют инвентарем языка; систему правил функционирования единиц, т. е. правил порождения осмысленного высказывания (а тем самым и правил его понимания),— грамматикой этого языка.
Язык и речь различаются так же, как правило грамматики и фразы, в которых использовано это правило, или слово в словаре и бесчисленные случаи употребления этого слова в разных текстах. Речь есть форма существования языка. Язык функционирует и «непосредственно дан» в речи. Но в отвлечении от речи, от речевых актов и текстов всякий язык есть абстрактная сущность.
РЕЧЬ ЯЗЫК
(речевая деятельность) (языковая система)
акты акты ______________________________
говорения понимания инвентарь + грамматика
(система единиц) (система правил)
тексты
(высказывания)
14. Языки и народы мира. Соотношение понятий "народ" (этнос) и "язык". Типологическая и генеалогическая классификации языков.
Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимопонимания людей в обществе. Понятие «язык», как правило, соотносится с понятием «народ».
Народ – 1) население государства, жители страны; 2) нация, народность. Для нас актуально второе значение, поскольку в данном случае подразумевается исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, особенностей культуры и духовного облика.
В мире существует, по различным подсчетам, 2,5-5 тыс. языков. Но активно используются только 26 языков, на них говорят 96 % населения мира. Языки м.б. письменные (имеют давнюю письменную традицию), младописьменные (имеют письменность 20-50 лет) и бесписьменными. Языки делятся на живые (используются в повседневном общении) и мертвые (не используются в повседневном общении) и мертвые (не используются в в повседн. общении). Существуют 2 признака классификации языков: 1) по происхождению, близости языков (генеалогическая кл-я), 2)по структурному сходству (типологическая кл-я)
Типологическая классификация: 1) изолирующие языки: слово состоит из одного корня, не имея окончания, каждый корень изолирован от другого. Очень важен порядок слов, выполняющий смыслоразличительную функцию (китайский язык); 2) агглютинативные языки: границы м/у корнем и аффиксами четкие (узбекский язык), 3) инкорпорирующие языки: слово выглядит как предложение, олсновы слов складываются друг за другом вместе со служебными словами в единое слово-предложение в определенном порядке (вначале подлежащее, затем второстепенные члены, затем сказуемое) (языки североамериканских индейцев, народов Камчатки); 4) фузийные языки: очень гибкие языки, слова в них обладают флексиями (европейские, славянские языки).
Генеалогическая классификация – построена по принципу от общего (яз. семья) к частному (ее ветви). Семьи: индоевропейская (≈150 языков), афро-азиатская, китайско-тибетская, тюркская, угро-финская, малайско-полинезийская. Каждая семья делится на ветви. Например, индоевропейская семья включает 10 ветвей: 1) славянские: вост. (рус., укр., белорус.), зап. (польск., чеш., словац., лужицк.), юж. (болг., макед., серб., хорв., словенск.); 2) балтийские; 3) германские; 4) кельтские; 5) романские; 6) албанский язык; 7) греческие (ногреч. и древнегр.); 8) иранские; 9) индоарийские (цыганск., хинди), 10) армянский язык.