Нормальные и патологические формы культурной перцепции
Характер восприятия другой культуры, который иногда бывает враждебным, накладывает отпечаток на межкультурное общение и взаимодействие. Если враждебность проявляется в поведении индивидов, то ее могут расценить, например, как проявление бытового расизма. Но когда нетерпимое отношение к другой культуре охватывает большие массы людей, возникают межнациональные конфликты и войны.
Однако даже при самом удачном стечении обстоятельств на бытовой почве между представителями разных национальностей всегда существуют тре-ния, конфликты, предубеждения и неприязнь. Причиной выступает так называемый этноцентризм — психологическая установка, ценностная ориентация, а также вытекающая отсюда особая модель поведения, которая присуща индивидам, группам, народам, причем часто очень культурным. Так, древние греки и римляне называли «варварами» окружающие народы, обычаи и традиции которых сильно отличались от их собственных. Сегодня этноцентризм служит признаком бескультурья, низкой образованности и выступает источником национальных конфликтов.
Этноцентризм надо понимать не только как психологическую установку, но также как искаженное представление о культурных явлениях. Такие представления получили название стереотипов. В науку термин «стереотип» (от стерео... и греч. typos — отпечаток) ввел в 1922 г. американский журналист У. Лип-ман. Стереотип — синоним предвзятого представления или отношения к чему-либо, к кому-либо, а также предрассудка, «ходячего мнения». Стереотипы поведения просты и легко усваиваются массовым сознанием, особенно если
оно стихийное, нерациональное. Таково поведение агрессивной толпы, враждебно настроенной по отношению к «инородцам».
Люди часто относятся с пренебрежением или высокомерно к народам, обычаи которых им кажутся странными или непонятными. Племена, которые украшают носы кольцами, представляются им дикарями; мужья, имеющие четыре жены, считаются ими безнравственными; блюда из насекомых или человечьего мяса носителям европейской культуры представляются обычаями варваров. Они считают правильным только западный образ жизни.
Под этноцентризмом ученые понимают склонность представителей одного народа (этноса) оценивать другие культуры с позиций своей собственной. Оценочные суждения выражаются обычно в терминах «неправильная культура», «неистинная культура», «отсталая, варварская культура», если речь идет о чужом этносе.
С этноцентризмом тесно связано другое понятие — «ксенофобия». Оно обозначает боязнь и неприятие всего иностранного, а если шире — всего чужого. Шовинизм — разновидность ксенофобии и этноцентризма, крайне агрессивная форма национализма, принимающая политическую направленность.
От этноцентризма надо отличать принцип культурного релятивизма,выдвинутый в 1906 г. американским социологом Уильямом Самнером. Согласно этому принципу культура может быть понята только в рамках ее собственных ценностей и в ее собственном контексте. Самнер полагал, что каннибализм (людоедство) и инфатицид (детоубийство) имели смысл в контексте тех обществ, где подобные обычаи практиковались. Американский антрополог Рут Бенедит в 1934 г. дала широкую трактовку релятивизма, предположив, что любая культура должна пониматься не только из собственных предпосылок, но и только тогда, когда рассматривается в своей целостности. Она полагала, что ни один обычай, правило или ценность не могут быть адекватно поняты или оценены вне рамок своей культуры. Они относительны своей культуры. Термин «относительны» как раз и переводится как «релятивизм». Расовая и национальная нетерпимостьпредставляет собой бытовую разновидность этноцентризма. Она не закрепляется законом страны, не поддерживается судебными и карательными органами, но возникает стихийно в массовом сознании и поведении людей. В 1991 г. в немецком городе Хойер-сверда неофашисты и «бритоголовые», вооруженные ножами и газовыми пистолетами, разгромили общежитие вьетнамских и мозамбикских беженцев. В еще больших масштабах это повторилось в 1992 г. Против вспышек национальной и расовой нетерпимости резко выступили население страны, ведущие немецкие политики и печать. В ответ на вылазки неофашистов более 400 тыс. человек со свечами, факелами и карманными фонариками в руках образовали в Мюнхене 45-километровую цепь, выразив таким образом протест против расизма и насилия. Манифестацию поддержали сотни демонстраций по всей Германии.
Особую разновидность культурных конфликтов представляют этнические конфликты. Большинство народов, даже те из них, что живут по соседству, имеют разные культурные ценности и культурные нормы. Но как бы объективно ни различались народы (этносы), важнее то, как субъективно они вос-
принимают и оценивают подобные различия. Последние могут расцениваться как нечто естественное и служить основой гармоничного, т.е. терпимого к представителям иной культуры, сосуществования. Но они могут восприниматься и как повод для вражды.
Предрассудкиотносят к формам ложного сознания. Это тоже разновидность культурной перцепции. Они не возникают на пустом месте. Предрассудки присущи, как правило, не одиночкам, а массам людей. Возможно, что поведение афро-американцев спровоцировало возникновение негативного отношения к ним, подобно тому, как негативное отношение москвичей к «лицам кавказской национальности» явилось только следствием их непомерного желания оккупировать столичные рынки, установить свою монополию, создать мафиозные формирования. В свою очередь, избирательные действия ОМОНа, проверявшего документы только у представителей кавказских этносов или арестовывавшего только их, можно квалифицировать как проявление расовой дискриминации.
Дискриминация— система коллективных действий, которые могут возникать стихийно в народных массах либо умышленно направляться и даже орга-низовываться властями. Провести разграничение между предрассудками и дискриминацией в жизни не всегда просто. Но совершенно очевидно, что предвзятость и предубеждение лежат в основе дискриминации — неважно, присущи они рядовым гражданам или политическим деятелям, узаконивающим их на уровне государственной политики. Примером служит отношение русских к иностранцам — американцам, немцам, французам и др. До Октябрьской революции 1917 г. перед ними откровенно заискивали, считая их влиятельными и богатыми. В советское время в каждом иностранце видели замаскированного врага и боялись заводить знакомство. Причина крылась в проводимой властями идеологической линии. В 1990-е гг. прежние стереотипы частично сохранились, но на них наслоились новые. Сегодня с иностранцев стараются взять за проживание в гостинице или за авиабилет больше, чем с соотечественников, полагая, что все иностранцы — богачи. На самом деле это не так — настоящие богачи к нам приезжают редко. Работающие консультантами или журналистами иностранцы —типичные представители среднего класса. Навеянные телесериалами вроде «Санта-Барбара» представления об американцах как сплошь богачах неверные.
Отечественное телевидение практически не показывает фильмов о десятках миллионов бедствующих американцев — бедняках, чернокожих, нелегальных рабочих, обанкротившихся бизнесменах. Созданный средствами массовой информации образ иностранца — тоже стереотип, но принадлежащий уже не рядовым телезрителям, а журналистам и продюсерам. В начале 90-х, когда в Россию направлялись инвестиции и гуманитарная помощь, отношение к иностранцам было более доброжелательным (на всех уровнях), нежели в конце 90-х, когда денежные потоки сократились и нам пришлось рассчитывать на собственные силы. Многие русские стали относиться к иностранцам как к потенциальным захватчикам, готовым подешевле скупить наши земли и ресурсы. Но и иностранцы изменили свое отношение к нам: к каждому русскому за границей относятся как к потенциальному мафиози или просителю денег.
В отечественной этнопсихологии исследование культурной дистанции на материалах русских старожилов в Закавказье провела Н. Лебедева. Отличительная черта этого исследования - теоретическая проработка понятия культурной дистанции и создание «батареи» методик для измерения субъективно воспринимаемой культурной дистанции, разделяющей культуру выхода и культуру поселения мигрантов: метод этнических стереотипов (количество совпадающих хагактепистик в авто- и гетеростереотипах); метод выявления межкультурных заимствований; шкала социально-психологической близости (на основе шкалы социальной дистанции Богардуса). Они позволяют установить, насколько близкой или далекой воспринимается культура, к которой вынуждены адаптироваться мигранты. Культурная дистанция -основной фактор, влияющий на успешность психологической адаптации к иной культурной среде. Воспринимаемая культурная отличительность может влиять на формирование негативного социально-перцептивного образа соседней культуры .