Место социологии в системе общественных наук
В настоящее время социология занимает особое место в системе общественных наук. Это обусловлено рядом следующих причин:
Во-первых, социология - это наука об обществе, которая изучает законы его функционирования и развития. В отличие от истории, изучающей то, что повторить нельзя и нельзя экспериментально проверить, социология в основном изучает повторяющиеся циклы деятельности общества.
Во-вторых, социология выступает в качестве теории и методологии для всех общественных и гуманитарных наук, благодаря обшей теоретической социологии, которая является одним из трех уровней социологии.
В-третьих, социология разрабатывает технику и методику изучения человека и его деятельности, методы социального измерения и т.п., которые необходимы и используются всеми другими общественными и гуманитарными науками для получения наиболее достоверной информации об интересующем их социальном явлении или процессе.
В-четвертых, в настоящее время проводится целая система исследований на стыке социологии с другими науками, которые получили название социальных исследований (социально-экономические, социально-демографические, социально-политические и др.).
Интересен пример, данный П.А. Сорокиным при определении понятия социологии, что если имеется “n” разных объектов изучения, то их будет изучать “n” частных наук, к которым присоединится “n+1” наука - социология, которая будет изучать то общее, что присуще всем этим объектам. Социология имеет большое значение для других наук, так как она дает научно обоснованную теорию об обществе и его структурах, а также помогает им уяснить законы и закономерности взаимодействия его различных структур. Можно сравнить положение социологии по отношению к специальным общественным дисциплинам (и общественным наукам), как положение общей биологии по отношению к физиологии, анатомии, морфологии и другим специальным биологическим отраслям знания; химии - по отношению к органической химии, неорганической химии и т.п.
Анархизм М.Бакунина
Обоснование своей анархической доктрины М.А. Бакунин начал с критики метафизической философии. Он заявил, что она ведет себя по отношению к частным наукам "авторитарно" и "аристократично". На смену метафизике, по его мнению, должна прийти рациональная "демократическая" наука - "позитивная философия", которая, отказавшись от абстрактных рассуждений и абсолютных истин, будет исследовать реальный мир, подвергать его "действительному анализу", "самой строгой критике" и подтверждать свои выводы посредством опыта. Образец и первый набросок новой рациональной науки русский анархист видел в позитивизме О. Конта.
С точки зрения М.А. Бакунина, позитивная философия - это рациональная и универсальная наука, которая изучает существующие факты реальной действительности, выводит законы, единые для физического, животного и человеческого миров. Позитивистская философия также согласовывает в единую систему и координирует все науки. Систему своей рациональной философии М.А. Бакунин, как и О. Конт, представил в виде следующей иерархической лестницы наук: математика - механика - астрономия - физика - химия - геология - биология - физиология - психология - социология.
М.А. Бакунин объявил социологию вершиной иерархии рациональной науки, "последней ступенью и увенчанием позитивной философии". Он определил ее как науку, которая изучает всю историю человечества в развитии человеческого существа, "коллективного и индивидуального, в политической, экономической, социальной, религиозной, артистической и научной жизни". Поэтому в его понимании социология - это "наука об общих законах, управляющих всем развитием человеческого общества". Она выводит свои законы из фактов и событий прошлого и настоящего. При этом как синтезирующая паука социология обязана учитывать при анализе социальных явлений и процессов самые отдаленные причины, вплоть до движения планет и звезд Вселенной. Обращаясь к прошлому и настоящему, социология, по мнению теоретика анархизма, не способна прогнозировать "формы будущей общественной жизни".
87.социальная структура современного казахстанаСистема социальной стратификации, которая сформировалась в современном Казахстане, примерно такая же, как и во многих странах, где сложились рыночные отношения, классово-стратовая. В социальную стратификацию современного казахстанского общества, по мнению профессора М.С. Аженова, можно включить тот слой населения, который связан с идеологией и практикой рыночных отношений. Эти социально-профессиональные группы очень близки друг к другу по экономическим признакам, по своей профессиональной деятельности. Стратификацию современного казахстанского общества можно и нужно проводить по критериям дохода, власти, статуса, должности, образования.
При делении общества на различные классы по этим признакам не имеют особого значения критерии национальности, возраста и другие особенности конкретного индивида, социальной группы.
К высшему классу относится слой населения, стоящий у власти, определяющие политику государства и играющие решающую роль в экономическом развитии общества. В класс «новых богатых» входят крупные бизнесмены, руководители крупных фирм, корпораций, банков, акционерных обществ и т. д. В класс богатых входят также руководители крупных предприятий. Некоторые из них входят в иностранные компании. Эти люди имеют большие доходы и могут войти в богатый высший класс. В высшем классе находятся высокопоставленные чиновники государственных органов, которые наделены властью, связанной с экономикой, финансами, правовыми полномочиями и т. д. В основном это те, кто связан с выдачей кредитов бизнесменам, предпринимателям и другим деловым людям.
В богатый класс могут войти мафиозные, преступные группы, которые нажили огромные богатства в результате различных махинации, отмывания «грязных» денег, в результате грабежей, взяток или по «рэкету», вымогательству, многими другими криминальными путями.
Итак, богатый класс в нашем обществе появился двумя путями. Один путь - честный, более или менее право вой, это результат деловитости, предприимчивости, знания законов финансово-экономического развития. Другой путь криминальный, это обогащение в результате коррупции, взяток, грабежа, различных банковских, финансовых махинаций.
В средний класс в нынешнем постсоветском Казахстане, входят: специалисты (инженеры, врачи, учителя, госслужащие) разных форм собственности, часть бизнесменов и предпринимателей, хорошо оплачиваемые квалифицированные рабочие, крестьяне, фермеры, некоторые интеллектуалы и другие. В среднем классе есть все слои и категории населения, которым доход, материальный заработок во всех его видах, дает возможность жить более или менее обеспеченно. В современном Казахстане бедный класс пока еще велик по численности. Но реформы, которые проходят в стране под руководством президента Н.Назарбаева, особенно экономические, в последние годы существенно повысили материальное благосостояние казахстанского народа и, следовательно, снизили удельный вес и численность бедной части населения республики. Из экономического кризиса Казахстан выходит более или менее успешно.
88.телевидение в системе средств массовой коммуникации Телеви́дение (греч. τήλε — далеко и лат. video — вижу; от новолатинского televisio — дальновидение) —передача движущегося изображения и звука на расстояние.
1. Явление. Передача на расстояние и приём на экран средствами радиоэлектроники изображений движущихся и неподвижных объектов и звукового сопровождения.
2. Область науки и техники, связанная с такой передачей и приёмом.
3. Учреждения, осуществляющие такие вещательные передачи. Собственно специфика телевидения
Первое – способность электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, принимаемый телевизором, проникать в любую точку пространства (в зоне действия передатчика). Мы называем эту способность вездесущностью телевидения.
Второе – способность передавать сообщение в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком. Мы называем это свойство экранностью телевидения. Благодаря экранности телевизионные образы воспринимаются непосредственно-чувственно, а потому доступны самой широкой аудитории.
Третье – способность сообщить в звукозрительной форме о действии, событии, по словам Эйзенштейна, «в неповторимый момент самого свершения его». Одновременность действия, события и отображения его на экране – уникальное качество телевидения. Оно обнаруживается только в процессе прямой («живой») передачи, когда изображение идет в эфир непосредственно с телевизионных камер, без опосредования предварительной фиксацией, т. е. в настоящем времени. Мы называем способность к созданию и распространению нефиксированных сообщений непосредственностью телевидения. Непосредственность неразрывно связана с симультанностью телепередачи (т. е. одновременностью наблюдения и показа, трансляции); это две стороны одного феномена. Он проявляется в реальных программах не постоянно, однако имеет весьма существенное значение для психологии зрительского восприятия, так как обусловливает особую достоверность телевизионного зрелища – ТВ документализирует событие, придает ему свойства факта. Показали – значит правда. Основа информационных войн. В структуре ТВ можно выделить следующие основные элементы:
- бенефис — игровой синтетический зрелищный жанр, связанный с выигрышным показом единственной замечательной личности (например, актера или политика), практически полностью вытесненный клипом.
- Беседа — жанр аналитической публицистики, диалог или полилог, иногда с использованием вспомогательных кино– или фотодокументов (коротких сюжетов), как правило без выраженной конфронтации сторон.
- Брифинг — деперсонифицированная передача официальной точки зрения или информации органа власти (от его пресс–центра или уполномоченного представителя) о событии или общественно–значимом явлении.
- Дискуссия — жанр аналитической публицистики, обычно полилог с участием ведущего и не менее чем двоих носителей контрастных точек зрения на некую общественно–значимую проблему, или любых ньюсмейкеров, одновременное появление которых в кадре символизирует некую противоположность.
- Документальный фильм — Основная форма существования жанра документального (также неигрового) кино.
- Драма (теледраматургия) — значительный кусок совокупности близкородственных телевизионных жанров, фактически вид экранного искусства (понятие родовое, согласно Р. Борецкому1), основанный на живом действии и существовавший в двух вариантах: теледраматургия по оригинальным сюжетам и сценариям, поставленным на ТВ своими средствами, и телеверсия известного литературного произведения или кинофильма.
- Журналистское расследование — своеобразный и распространенный на крупных компаниях «внутренний» аналитический жанр, к которому компания прибегает чаще, чем предоставляет эфир его непосредственным результатам.
- Заметка (видеосюжет) — общежурналистский жанр информационной публицистики, пограничный с репортажем и называемый обычно «сюжетом» или «информацией».
- Игра — телеигра типа «Поля чудес», «КВН» или «Что? Где? Когда?».
- Интервью — жанр информационной публицистики, в составе информационных материалов один из вариантов разговорной передачи «в лицах» — диалог, полилог, конфронтационное интервью, контрвью и т.д.
- Клип (видеоклип) — синтетический жанр, возникший как способ предварительного изготовления рекламного зрелищного продукта в виде короткой видеозаписи с использованием всевозможных изобразительных средств, компьютерной обработки изображения и обычно выполненной высокого уровня профессионалами.
- Комментарий — разновидность выступления в кадре или закадровый комментарий под конкретный видеоряд, в связи с конкретным событием или проблемой.
- Корреспонденция — жанр субъективно персонифицированный и обязательно содержащий аналитический комментарий в качестве неотъемлемой составляющей.
- Новости.
- Пресс–конференция — усложненный вариант интервью с несколькими (многими) журналистами, проводимое по жесткой схеме, в ограниченное и фиксированное время и с синхронным переводом, в определенном, приспособленном для контроля месте.
- Репортаж — жанр информационной публицистики, включающий три формы: событийный (прямой синхронный или немой), постановочный (спровоцированная ситуация) и тематический.
- Рекламный ролик
- Сериал телевезионный многосерийный игровой фильм
- Теледебаты — вариант разговорного жанра типа ток–шоу или дискуссии, совмещающий элементы интервью, дискуссии и даже репортажа, использующий зрелищность предвыборной конкуренции кандидатов.
- Телемост — вариант разговорного жанра типа ток–шоу, использующий возможность зрелищного противопоставления контрастных по ментальности аудиторий, двух или более, как правило географически удаленных друг от друга, с помощью техники спутниковой связи.
- Телешоу — развлекательный нейтральный жанр с преобладанием музыки и изображения, часто с обилием рекламы. Основное качество — зрелищность, функция — рекреативная.
- Телемагазин
- Телепутешествие
- Ток–шоу — разговорный жанр, современный аналог теледискуссии.
Следует отметить, что информационные программы составляют основу вещания любого телеканала. По структуре информационной программы, ее месту в сетке вещания телеканала, характеру информации можно судить о телевизионном канале в целом, его ангажированности тем или иным органом власти или олигархом, определить его идеологическую направленность.