Культурные изобретения

Этнографы и антропологи выделили около 200 культурных изобретений, сыгравших решающую роль в истории. По этому списку мы можем со­ставить культурный атлас Земли. К примеру, мыло изобретено галлами, пижама пришла к нам из Индии, а бритва из Шумера или Древнего Египта, где придумали также стекло. А вот зонтик пришел из Юго-Восточной Азии. Сто­ловые предметы изобретены в разных концах све­та: тарелка — в Китае, ложка — в Древнем Риме, вилка — в средневековой Италии, нож — в Индии. Сахар также впервые появился в Индии, а сигаре­ты — в Мексике. География культурных растений такова: просо, гречиха и редька вышли из Китая, рис, лимоны, апельсины, манго, сахарный трост­ник и мандарины — из Индии. Родиной мягкой пшеницы является Средняя Азия, где впервые по­явились также горох, чечевица, хлопчатник, мор­ковь, фисташки, абрикосы. Закавказье и Малая Азия дали миру рожь, виноград, груши, гранат, ин­жир, черешню, миндаль, грецкий орех, а Централь­ная Америка — кукурузу, фасоль, тыкву, перец. Все, что мы едим или пьем, чем постоянно пользу­емся в обиходе, имеет свою историю. К примеру, кофе впервые стали возделывать в Эфиопии, сли­вочное масло начали изготовлять в Древнем Егип­те, там же замесили первый дрожжевой хлеб. По­мидоры пришли из Южной Америки, а майонез распространился из Франции. Все, что окружает нас и что создано людьми, появилось в разные эпохи и в разных странах.

Печатные книги существуют с XV в., когда в Гер­мании изобрели первый печатный станок. Бума­ге более 2 тыс. лет, она появилась в Китае. Рус­ский алфавит создан около тысячи лет назад с использованием древнегреческого, а древне­греческий (почти 3 тыс. лет) — на основе еще более древнего финикийского, который пришел из Египта и Шумера. Водопроводом пользова-

Культурные изобретения - student2.ru

лись уже за 3 тыс. лет до н.э. на Крите, потом — в Древнем Риме и в средневековом Новгороде. Огонь в кухне — потомок пламени древнего оча­га. Телевизору около полувека, радиоприемни­ку — больше 80 лет. А вот кухонной полке — многие тысячи лет. Керамическая ваза для цве­тов — ее ровесница, фарфоровым чашкам — двадцать веков, граненым стаканам — лет три­ста, фаянсовым чашкам — многие сотни лет. Адаптировано по источникам: Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. М., 1984. С. 11-13; Biesanz J., Biesanz M. Introduction to Sociology. N.Y., 1968. P. 99-101.

На Руси ковры были издавна связаны со свадебным ритуалом. «Чин сва­дебный» XVII в. так описывает приготовление ритуальной постели для моло­дых: «А приготовят тридевять снопов ржаных, поставят их стоймя, а на них ковер и постель и сверху одеялом накроют». Рождение и смерть человека не­разрывно связаны в народных поэтических представлениях. И первые упоми­нания ковра в русских летописях ассоциируются отнюдь не с любовными уте­хами. «Обвертев в ковер», спускают на веревках (непонятый еще историками обряд) тело Владимира Красное Солнышко из его терема в 1015 г., а полтора века спустя «на ковре» внесут в храм убитого Андрея Бо] олюбекого32.

Если в XVIIв. в России ковры —деталь преимущественно лишь царско­го или сугубо ритуального обихода, то с петровских и екатерининских времен они все больше входят в качестве обыч­ного элемента в дворянскую интерьер-ную роскошь.

Одежда.При раскопках древних по­селений археологи обнаружили следы одежды первобытных людей. Наши предки сидели у очага на шкурах, спа­ли, накрывшись шкурами, накидывали их на плечи в прохладную погоду. Для выделки шкур первобытный человек Культурные изобретения - student2.ru использовал каменные скребки и иглы. Среди археологических находок оказа­лись комочки охры — красной минеральной краски. Люди в те времена рас­крашивали ею свои тела из магических или эстетических соображений. Воз­можно, они обмазывались охрой с головы до ног, зашитая кожу от укусов насекомых. Так поступают до сих пор некоторые африканские и индейские племена. Именно краска была первой «одеждой» людей.

В ледниковый период племена, ушедшие на север, проявили недюжин­ную изобретательность, чтобы приладить поудобнее звериные шкуры на сво­их плечах и поясе. Правда, уже тогда были известны юбочка, передник, на­бедренная повязка из коры или сплетенной травы. Одежду придумали, что­бы уберечь тело от холода, насекомых, искр костра33.

Археологи считают, что люди, жившие в суровом климате, вблизи вели­кого ледника на севере Европы и Азии, изначально носили меховую одеж­ду, в частности штаны. У людей, живших в более теплых местах, этот вид одежды появился после одомашнивания лошади, когда человек начал ездить верхом.

Меховую одежду носили и английские крестьяне XIIв. Вот как Вальтер Скотт представлял ее: «Одежда состояла из кожаной куртки от шеи до колен, сшитой из дубленой шкуры какого-то зверя, мехом вверх. Чтобы куртка плот­нее прилегала к телу, она была перетянута широким кожаным поясом с мед­ной застежкой» («Айвенго»). И сейчас, по прошествии 100 тыс. лет, меховая одежда в моде. Никто не может раскрыть этой удивительной загадки: поче­му самая древняя одежда является самой модной?

'-' Величко Н. Я иду по ковру// Моск. правда. 1994. 6 марта.

" Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры / Под ред. Е. Смирницкой. М., 1995.

Этнографы делят одежду на сшитую и несшитую. Сшитой считается одеж­да, при изготовлении которой куски ткани или края одного куска соединя­ются с помощью иголки и нитки. Несшитая — та, которая держится на че­ловеке благодаря его умению правильно располагать ткань на своей фигуре. Сшитая одежда делится на глухую и распашную. Эскимос глухую куртку с капюшоном надевает и снимает через голову, пешие охотники тайги — эвен­ки — носят куртку распашную. От такого костюма в древнейшей форме про­изошли распашные халаты, которые стягивались кушаком на талии. Это преобладающий тип одежды в Средней, Центральной и частично в Юго-Восточной Азии, сохранившийся до наших дней.

У степняков-кочевников некоторые народы, втом числе китайцы, вьетнам­цы, оседлые жители Средней Азии, Ирана, Ближнего Востока, заимствовали штаны. Одежду населения Древнего Египта составляли передники и юбки. Юбки были в ходу у древнейшего населения Месопотамии. Куртки и штаны в мужском костюме появились много позже. Древние греки и римляне носи­ли хитоны, туники, представлявшие собой длинные рубахи итоги —длинные полосы материи, в которые драпировались древние римляне34.

Как ни странно, те предметы, которые сегодня на 100% считаются жен­скими, в момент возникновения были мужской привилегией. Так, шелко­вые чулки в XI в. носили крестоносцы.

К чистоте и личной гигиене Европу приучили арабы в период их европей­ских завоеваний — они ввели опрятность в одежде, употребляя нижнее мо­ющееся белье из полотна.

Известно, что некоторые вещи, изначально призванные выполнять одну функцию, со временем начинают выполнять совсем иную функцию, иногда противоположную. Одежда была изобретена человеком не только для спасе­ния от холода, но и для прикрытия наготы, т.е. ради ограничения сексуаль­ных возбуждений у представителей противоположного пола. Однако в совре­менном обществе одежда молодых женщин, например мини-юбки и платье с глубоким декольте, не смиряют, а возбуждают страсти, т.е. они стали вы­полнять совсем иные функции.

Раньше платье не только грело и украшало человека, но и показывало его место в обществе. Знать стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов. В каждом государстве это достигалось по-своему. На Руси богатые люди носили мех соболя, а те, кто победнее, — бараний мех, а иногда и собачий. В Вавилонском царстве длина одежды определяла богат­ство гражданина. В Древней Греции и Риме одежда была открытой. Она со­стояла из двух элементов: рубашки и плаща, которые различными способа­ми обертывались вокруг тела и застегивались на плече. Одежда древних рим­лян внешне была похожа на греческую и называлась «туника» и «тога». Но тогу могли носить только граждане Рима, рабы и чужеземцы не имели тако­го права. Императорская тога была пурпурного цвета.

Средневековая одежда в отличие от одежды греков и римлян наглухо за­крывала тело человека35. Шотландский король носил семицветную одежду, его придворные могли надевать костюмы из пяти разных цветов, а бедным была положена однотонная одежда. В Польше в XVI в. был принят специ-

14 См.: Бромлей Ю.В., Полольный Р.Г. Создано человечеством. М., 1984.

35 Бруп А., Пильке М. История костюма с древности до Нового времени. М., 1997.

альныи закон, в котором говорилось: «Чтобы никакой мещанин или плебей не дерзнул употреблять шелкового платья, чтобы никто из них не ходил в сафьяне и не носил никаких мехов, кроме лисьих. За нарушение сего штраф». Способ носить одежду также определял положение человека в обществе. Например, мудрецы и ученые мужи прятали под складками одежды кисти рук, чтобы показать, что они не занимаются физической работой.

Рубаха и штаны вошли в моду в конце существования Римской империи под влиянием варваров. Однако в средневековой Европе довольно долгое время мужчины и женщины ходили в юбках. Еще в IX—XI вв. крестьянам запреща­ли носить штаны, они считались принадлежностью туалета дворян. Юбка и

Культурные изобретения - student2.ru

сегодня — распространенная мужская одежда в Южной и Юго-Восточной Азии. В Европе штаны в мужском костю­ме вытеснили юбку лишь в XVII в.

На Руси основной формой одежды было платье (сшитое из различных тка­ней в зависимости от достатка хозяина), рубаха и порты. Поверх рубахи надевали зипун (узкая одежда до колен), который считался домашней одеждой. А если приходили гости, то поверх него надева­ли кафтан из цветного шелка или барха­та. До Петра I кафтаны носили и мужчи­ны, и женщины, и богатые, и бедные. Оказывается, на Руси мужская и женская одежда по покрою не отличалась друг от друга. Основой женской одежды была длинная сорочка. Сверху надевался са­рафан — одежда без рукавов, снизу доверху застегивающаяся на пуговицы.

В Европе головной убор указывал на род занятий человека, например богословы и ученые носили черную шапочку, врач — берет, нотариус — боб­ровую шапку. К головному убору драгуна — шлему — прикреплялся сзади «конский хвост», защищавший шею и плечи всадника от удара саблей.

Долгое время ткали ткань и шили одежду сами. Только с развитием горо­дов в XIII—XIV вв. знать и горожане стали одеваться в покупные ткани. Гар­дероб городских жителей был гораздо разнообразнее, чем одежда крестьян. Разница была не в покрое платья, а в количестве одежды и в той ткани, из которой она шилась.

Одежда представляла собой большую ценность, ее не выбрасывали, а берег­ли, передавая детям, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхос­ти. Красивый, праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям.

Некоторые виды одеяния придуманы нарочно для того, чтобы оскорбить человека, подчеркнуть его униженное положение. К ним относятся, напри­мер, одежда, которуе носили каторжане и рабы. Во время Второй мировой войны фашисты заставляли евреев нашивать на одежду желтые звезды.

Не всякую униформу люди носят с удовольствием. К примеру, гусарскую одежду мужчины носили с гордостью. Но можно ли то же сказать об оран­жевой униформе дорожного рабочего? Гордится ли он своей одеждой, кото­рая выделяет его среди массы людей? А может быть вам самим удастся пого­ворить с кем-нибудь из них и выяснить вопрос на месте? Думается, что и заключенные носят свою одежду без всякого удовольствия.

Обувь.Человек начал обуваться примерно 30—35 тыс. лет назад. С тех пор обувь, первоначально изготовленная из одного куска кожи или коры, при­обрела довольно сложную конструкцию. Настоящий склад из 300 пар пле­тенных из травы сандалий обнаружили археологи на стоянке человека камен­ного века в одном из штатов США.

В Древнем Египте обувь, изготовлявшуюся из папируса, носили лишь фараон и его ближайшее окружение. Даже супруга владыки Египта ходила босой. У греков и римлян носить обувь запрещалось юношам и рабам. А знат­ные римлянки надевали на ноги что-то вроде перчаток, их натягивали на каждый палец. Первоначально обувь была одинаковой для обеих ног, греки первыми стали изготовлять разную — для левой и правой ноги — обувь.

В XII—XIIIвв. в Европе входят в моду «пулены» —туфли с длинными но­сами, доходившими у знати до 60—70 см. Простым горожанам приходилось довольствоваться туфлями «всего лишь» 30-сантиметровой длины. Чтобы носы туфель не мешали при ходьбе, их пристегивали к браслету у колена.

В эпоху Возрождения на смену длинноносым башмакам пришла обувь с широкими носами. Именно с этой модой связано выражение «жить на ши­рокую ногу». Венецианским красавицам пришлись по душе высокие дере­вянные «цоколи». Правда, передвигаться в них можно было только с посто­ронней помощью. XVIIв. основное внимание уделяется мужским сапогам — ленты, банты, кружева, гигантские шпоры придают кавалерам экстравагант­ный вид. Фабричное изготовление обуви началось в XIXв.

Долгое время большинство городского населения носило кожаную обувь. Простейшей кожаной обувью были мягкие туфли, которые изготовляли из целого прямоугольного куска кожи, собирая по краю на ремешок и стягивая вокруг ноги. Однако более всего были распространены сапоги. Их носили все: и мужчины, и женщины, и дети. У сапог в древности была одна особен­ность — правый сапог не отличался от левого. Они кроились одинаково и форму ноги приобретали в носке. В западноевропейских странах в XV в.

Врезка

Что прятали славянки под платьем?

До монголо-татарского нашествия в X-XI вв. на Руси одевались скромно и со вкусом. То есть, что касается нижнего белья, не одевались никак. А что же скрывалось под верхним платьем? На голое тело надевалось исподнее платье — льня­ная или бумажная рубашка (сорочица). Грудь также ненадежно прикрывалась у русских жен­щин X в. коробочкой на цепи. Она была желез­ной, медной, серебряной или золотой в зависи­мости от состояния мужа.

К XV в. проблема нижнего белья приобретает значимость жизненно важной проблемы. Но то белье, которое мы знаем теперь, пришло к нам из Франции достаточно поздно— в 1920-е гг. И это было в прямом смысле слова революци­ей. Женщина в Европе постепенно освобожда­лась от опостылевшего ей корсета, и духовным лидером этой революции был французский ху­дожник и модельер Поль Пуаре.

В те же 1920-е гг. были изобретены незабвен­ные комбинации и панталоны. Но отечественная промышленность предоставила их российским женщинам только в 1950-х гг. И хотя с тех пор

Культурные изобретения - student2.ru

многое что изменилось, пресловутые пантало­ны все еще являются излюбленным бельем мил­лионов простых россиянок, не избалованных ци­вилизацией. Сокращено по источнику: Коме, правда. 1995.6 окт.

появились башмаки с вытянутыми и загнутыми носами, но их имели право носить только богатые горожане.

На Руси в сельской местности основным видом обуви были лапти. Раз­личали лапти будничные и парадные. Плели их из лыка липы, вяза, ракиты и вереска. Обувь эта была непрочной, и недаром существовала поговорка: «В дорожу идти — пять пар лаптей плести». Иногда как материал использо­валась простая веревка. Такие лапти назывались чуни, их носили дома.

Наши рекомендации