Культурные изобретения
Этнографы и антропологи выделили около 200 культурных изобретений, сыгравших решающую роль в истории. По этому списку мы можем составить культурный атлас Земли. К примеру, мыло изобретено галлами, пижама пришла к нам из Индии, а бритва из Шумера или Древнего Египта, где придумали также стекло. А вот зонтик пришел из Юго-Восточной Азии. Столовые предметы изобретены в разных концах света: тарелка — в Китае, ложка — в Древнем Риме, вилка — в средневековой Италии, нож — в Индии. Сахар также впервые появился в Индии, а сигареты — в Мексике. География культурных растений такова: просо, гречиха и редька вышли из Китая, рис, лимоны, апельсины, манго, сахарный тростник и мандарины — из Индии. Родиной мягкой пшеницы является Средняя Азия, где впервые появились также горох, чечевица, хлопчатник, морковь, фисташки, абрикосы. Закавказье и Малая Азия дали миру рожь, виноград, груши, гранат, инжир, черешню, миндаль, грецкий орех, а Центральная Америка — кукурузу, фасоль, тыкву, перец. Все, что мы едим или пьем, чем постоянно пользуемся в обиходе, имеет свою историю. К примеру, кофе впервые стали возделывать в Эфиопии, сливочное масло начали изготовлять в Древнем Египте, там же замесили первый дрожжевой хлеб. Помидоры пришли из Южной Америки, а майонез распространился из Франции. Все, что окружает нас и что создано людьми, появилось в разные эпохи и в разных странах.
Печатные книги существуют с XV в., когда в Германии изобрели первый печатный станок. Бумаге более 2 тыс. лет, она появилась в Китае. Русский алфавит создан около тысячи лет назад с использованием древнегреческого, а древнегреческий (почти 3 тыс. лет) — на основе еще более древнего финикийского, который пришел из Египта и Шумера. Водопроводом пользова-
лись уже за 3 тыс. лет до н.э. на Крите, потом — в Древнем Риме и в средневековом Новгороде. Огонь в кухне — потомок пламени древнего очага. Телевизору около полувека, радиоприемнику — больше 80 лет. А вот кухонной полке — многие тысячи лет. Керамическая ваза для цветов — ее ровесница, фарфоровым чашкам — двадцать веков, граненым стаканам — лет триста, фаянсовым чашкам — многие сотни лет. Адаптировано по источникам: Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. М., 1984. С. 11-13; Biesanz J., Biesanz M. Introduction to Sociology. N.Y., 1968. P. 99-101.
На Руси ковры были издавна связаны со свадебным ритуалом. «Чин свадебный» XVII в. так описывает приготовление ритуальной постели для молодых: «А приготовят тридевять снопов ржаных, поставят их стоймя, а на них ковер и постель и сверху одеялом накроют». Рождение и смерть человека неразрывно связаны в народных поэтических представлениях. И первые упоминания ковра в русских летописях ассоциируются отнюдь не с любовными утехами. «Обвертев в ковер», спускают на веревках (непонятый еще историками обряд) тело Владимира Красное Солнышко из его терема в 1015 г., а полтора века спустя «на ковре» внесут в храм убитого Андрея Бо] олюбекого32.
Если в XVIIв. в России ковры —деталь преимущественно лишь царского или сугубо ритуального обихода, то с петровских и екатерининских времен они все больше входят в качестве обычного элемента в дворянскую интерьер-ную роскошь.
Одежда.При раскопках древних поселений археологи обнаружили следы одежды первобытных людей. Наши предки сидели у очага на шкурах, спали, накрывшись шкурами, накидывали их на плечи в прохладную погоду. Для выделки шкур первобытный человек использовал каменные скребки и иглы. Среди археологических находок оказались комочки охры — красной минеральной краски. Люди в те времена раскрашивали ею свои тела из магических или эстетических соображений. Возможно, они обмазывались охрой с головы до ног, зашитая кожу от укусов насекомых. Так поступают до сих пор некоторые африканские и индейские племена. Именно краска была первой «одеждой» людей.
В ледниковый период племена, ушедшие на север, проявили недюжинную изобретательность, чтобы приладить поудобнее звериные шкуры на своих плечах и поясе. Правда, уже тогда были известны юбочка, передник, набедренная повязка из коры или сплетенной травы. Одежду придумали, чтобы уберечь тело от холода, насекомых, искр костра33.
Археологи считают, что люди, жившие в суровом климате, вблизи великого ледника на севере Европы и Азии, изначально носили меховую одежду, в частности штаны. У людей, живших в более теплых местах, этот вид одежды появился после одомашнивания лошади, когда человек начал ездить верхом.
Меховую одежду носили и английские крестьяне XIIв. Вот как Вальтер Скотт представлял ее: «Одежда состояла из кожаной куртки от шеи до колен, сшитой из дубленой шкуры какого-то зверя, мехом вверх. Чтобы куртка плотнее прилегала к телу, она была перетянута широким кожаным поясом с медной застежкой» («Айвенго»). И сейчас, по прошествии 100 тыс. лет, меховая одежда в моде. Никто не может раскрыть этой удивительной загадки: почему самая древняя одежда является самой модной?
'-' Величко Н. Я иду по ковру// Моск. правда. 1994. 6 марта.
" Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры / Под ред. Е. Смирницкой. М., 1995.
Этнографы делят одежду на сшитую и несшитую. Сшитой считается одежда, при изготовлении которой куски ткани или края одного куска соединяются с помощью иголки и нитки. Несшитая — та, которая держится на человеке благодаря его умению правильно располагать ткань на своей фигуре. Сшитая одежда делится на глухую и распашную. Эскимос глухую куртку с капюшоном надевает и снимает через голову, пешие охотники тайги — эвенки — носят куртку распашную. От такого костюма в древнейшей форме произошли распашные халаты, которые стягивались кушаком на талии. Это преобладающий тип одежды в Средней, Центральной и частично в Юго-Восточной Азии, сохранившийся до наших дней.
У степняков-кочевников некоторые народы, втом числе китайцы, вьетнамцы, оседлые жители Средней Азии, Ирана, Ближнего Востока, заимствовали штаны. Одежду населения Древнего Египта составляли передники и юбки. Юбки были в ходу у древнейшего населения Месопотамии. Куртки и штаны в мужском костюме появились много позже. Древние греки и римляне носили хитоны, туники, представлявшие собой длинные рубахи итоги —длинные полосы материи, в которые драпировались древние римляне34.
Как ни странно, те предметы, которые сегодня на 100% считаются женскими, в момент возникновения были мужской привилегией. Так, шелковые чулки в XI в. носили крестоносцы.
К чистоте и личной гигиене Европу приучили арабы в период их европейских завоеваний — они ввели опрятность в одежде, употребляя нижнее моющееся белье из полотна.
Известно, что некоторые вещи, изначально призванные выполнять одну функцию, со временем начинают выполнять совсем иную функцию, иногда противоположную. Одежда была изобретена человеком не только для спасения от холода, но и для прикрытия наготы, т.е. ради ограничения сексуальных возбуждений у представителей противоположного пола. Однако в современном обществе одежда молодых женщин, например мини-юбки и платье с глубоким декольте, не смиряют, а возбуждают страсти, т.е. они стали выполнять совсем иные функции.
Раньше платье не только грело и украшало человека, но и показывало его место в обществе. Знать стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов. В каждом государстве это достигалось по-своему. На Руси богатые люди носили мех соболя, а те, кто победнее, — бараний мех, а иногда и собачий. В Вавилонском царстве длина одежды определяла богатство гражданина. В Древней Греции и Риме одежда была открытой. Она состояла из двух элементов: рубашки и плаща, которые различными способами обертывались вокруг тела и застегивались на плече. Одежда древних римлян внешне была похожа на греческую и называлась «туника» и «тога». Но тогу могли носить только граждане Рима, рабы и чужеземцы не имели такого права. Императорская тога была пурпурного цвета.
Средневековая одежда в отличие от одежды греков и римлян наглухо закрывала тело человека35. Шотландский король носил семицветную одежду, его придворные могли надевать костюмы из пяти разных цветов, а бедным была положена однотонная одежда. В Польше в XVI в. был принят специ-
14 См.: Бромлей Ю.В., Полольный Р.Г. Создано человечеством. М., 1984.
35 Бруп А., Пильке М. История костюма с древности до Нового времени. М., 1997.
альныи закон, в котором говорилось: «Чтобы никакой мещанин или плебей не дерзнул употреблять шелкового платья, чтобы никто из них не ходил в сафьяне и не носил никаких мехов, кроме лисьих. За нарушение сего штраф». Способ носить одежду также определял положение человека в обществе. Например, мудрецы и ученые мужи прятали под складками одежды кисти рук, чтобы показать, что они не занимаются физической работой.
Рубаха и штаны вошли в моду в конце существования Римской империи под влиянием варваров. Однако в средневековой Европе довольно долгое время мужчины и женщины ходили в юбках. Еще в IX—XI вв. крестьянам запрещали носить штаны, они считались принадлежностью туалета дворян. Юбка и
сегодня — распространенная мужская одежда в Южной и Юго-Восточной Азии. В Европе штаны в мужском костюме вытеснили юбку лишь в XVII в.
На Руси основной формой одежды было платье (сшитое из различных тканей в зависимости от достатка хозяина), рубаха и порты. Поверх рубахи надевали зипун (узкая одежда до колен), который считался домашней одеждой. А если приходили гости, то поверх него надевали кафтан из цветного шелка или бархата. До Петра I кафтаны носили и мужчины, и женщины, и богатые, и бедные. Оказывается, на Руси мужская и женская одежда по покрою не отличалась друг от друга. Основой женской одежды была длинная сорочка. Сверху надевался сарафан — одежда без рукавов, снизу доверху застегивающаяся на пуговицы.
В Европе головной убор указывал на род занятий человека, например богословы и ученые носили черную шапочку, врач — берет, нотариус — бобровую шапку. К головному убору драгуна — шлему — прикреплялся сзади «конский хвост», защищавший шею и плечи всадника от удара саблей.
Долгое время ткали ткань и шили одежду сами. Только с развитием городов в XIII—XIV вв. знать и горожане стали одеваться в покупные ткани. Гардероб городских жителей был гораздо разнообразнее, чем одежда крестьян. Разница была не в покрое платья, а в количестве одежды и в той ткани, из которой она шилась.
Одежда представляла собой большую ценность, ее не выбрасывали, а берегли, передавая детям, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости. Красивый, праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям.
Некоторые виды одеяния придуманы нарочно для того, чтобы оскорбить человека, подчеркнуть его униженное положение. К ним относятся, например, одежда, которуе носили каторжане и рабы. Во время Второй мировой войны фашисты заставляли евреев нашивать на одежду желтые звезды.
Не всякую униформу люди носят с удовольствием. К примеру, гусарскую одежду мужчины носили с гордостью. Но можно ли то же сказать об оранжевой униформе дорожного рабочего? Гордится ли он своей одеждой, которая выделяет его среди массы людей? А может быть вам самим удастся поговорить с кем-нибудь из них и выяснить вопрос на месте? Думается, что и заключенные носят свою одежду без всякого удовольствия.
Обувь.Человек начал обуваться примерно 30—35 тыс. лет назад. С тех пор обувь, первоначально изготовленная из одного куска кожи или коры, приобрела довольно сложную конструкцию. Настоящий склад из 300 пар плетенных из травы сандалий обнаружили археологи на стоянке человека каменного века в одном из штатов США.
В Древнем Египте обувь, изготовлявшуюся из папируса, носили лишь фараон и его ближайшее окружение. Даже супруга владыки Египта ходила босой. У греков и римлян носить обувь запрещалось юношам и рабам. А знатные римлянки надевали на ноги что-то вроде перчаток, их натягивали на каждый палец. Первоначально обувь была одинаковой для обеих ног, греки первыми стали изготовлять разную — для левой и правой ноги — обувь.
В XII—XIIIвв. в Европе входят в моду «пулены» —туфли с длинными носами, доходившими у знати до 60—70 см. Простым горожанам приходилось довольствоваться туфлями «всего лишь» 30-сантиметровой длины. Чтобы носы туфель не мешали при ходьбе, их пристегивали к браслету у колена.
В эпоху Возрождения на смену длинноносым башмакам пришла обувь с широкими носами. Именно с этой модой связано выражение «жить на широкую ногу». Венецианским красавицам пришлись по душе высокие деревянные «цоколи». Правда, передвигаться в них можно было только с посторонней помощью. XVIIв. основное внимание уделяется мужским сапогам — ленты, банты, кружева, гигантские шпоры придают кавалерам экстравагантный вид. Фабричное изготовление обуви началось в XIXв.
Долгое время большинство городского населения носило кожаную обувь. Простейшей кожаной обувью были мягкие туфли, которые изготовляли из целого прямоугольного куска кожи, собирая по краю на ремешок и стягивая вокруг ноги. Однако более всего были распространены сапоги. Их носили все: и мужчины, и женщины, и дети. У сапог в древности была одна особенность — правый сапог не отличался от левого. Они кроились одинаково и форму ноги приобретали в носке. В западноевропейских странах в XV в.
Врезка
Что прятали славянки под платьем?
До монголо-татарского нашествия в X-XI вв. на Руси одевались скромно и со вкусом. То есть, что касается нижнего белья, не одевались никак. А что же скрывалось под верхним платьем? На голое тело надевалось исподнее платье — льняная или бумажная рубашка (сорочица). Грудь также ненадежно прикрывалась у русских женщин X в. коробочкой на цепи. Она была железной, медной, серебряной или золотой в зависимости от состояния мужа.
К XV в. проблема нижнего белья приобретает значимость жизненно важной проблемы. Но то белье, которое мы знаем теперь, пришло к нам из Франции достаточно поздно— в 1920-е гг. И это было в прямом смысле слова революцией. Женщина в Европе постепенно освобождалась от опостылевшего ей корсета, и духовным лидером этой революции был французский художник и модельер Поль Пуаре.
В те же 1920-е гг. были изобретены незабвенные комбинации и панталоны. Но отечественная промышленность предоставила их российским женщинам только в 1950-х гг. И хотя с тех пор
многое что изменилось, пресловутые панталоны все еще являются излюбленным бельем миллионов простых россиянок, не избалованных цивилизацией. Сокращено по источнику: Коме, правда. 1995.6 окт.
появились башмаки с вытянутыми и загнутыми носами, но их имели право носить только богатые горожане.
На Руси в сельской местности основным видом обуви были лапти. Различали лапти будничные и парадные. Плели их из лыка липы, вяза, ракиты и вереска. Обувь эта была непрочной, и недаром существовала поговорка: «В дорожу идти — пять пар лаптей плести». Иногда как материал использовалась простая веревка. Такие лапти назывались чуни, их носили дома.