Необходимо учитывать все три элемента
Итак, мы видим, что в сессии необходимо обращать внимание на все три элемента (энергия, порядок и реальность) одновременно. Обычно, если сессия заходит в тупик, это происходит, скорее всего, из-за того, что терапевт какой-то элемент не учел. Он либо забыл о порядке, либо выпустил из виду важный факт, либо не прислушался к энергии системы. Как только он обращает внимание на недостающий элемент, движение в сессии возобновляется.
Глава 20
Разрешающие фразы
В Семейных расстановках терапевт обычно не позволяет заместителям общаться друг с другом напрямую. Он действует как посредник, спрашивая участников о том, что они чувствуют по отношению к другим членам семьи, и предлагая некоторым из них произнести определенные фразы. И понятно почему: обычно, общаясь друг с другом, мы не отдаем себе отчет в том, что при этом чувствуем. Мы склонны перекладывать вину на другого, уделяя больше внимания его поступкам, нежели своим собственным чувствам относительно того или иного события.
Более того, часто мы вообще не осознаем, что происходит в глубинах нашей психики. Например, мы можем сказать кому-то, что злимся на него, хотя на самом деле мы его очень любим, а злимся оттого, что сильно по нему соскучились. Таким образом, вторичное чувство наслаивается на первичное. Поэтому чаще всего мы ищем виноватых и совсем не думаем о том, как исправить ситуацию. Мы сами же поддерживаем конфликт, защищаемся, все усложняем и не видим выхода. Обычно после такого общения люди чувствуют себя только хуже.
В Семейных расстановках терапевт, как посредник, помогает избежать подобных перепалок, предлагая людям взять на себя ответственность и увидеть происходящее в более-менее объективном свете. Поэтому он и просит участников произносить определенные фразы, а не высказывать то, что у них накипело. Он сможет помочь клиентам, если будет сохранять нейтральность, не принимая ничью сторону. Более того, он получит мгновенную обратную связь от участника, которого попросил произнести ту или иную фразу. По тому, была ли фраза произнесена искренне или нет, ведущий может корректировать свои дальнейшие действия.
Таким образом, расстановка постепенно набирает глубину и слова, которые члены семьи говорят друг другу, начинают резонировать с истинной. Участники выходят из замкнутого круга взаимных обвинений. Опытный терапевт довольно быстро доводит сессию до того момента, когда все в семье начинают видеть истинные причины происходящего.
Например, вместо того, чтобы позволять клиенту обвинять кого-то из семьи, терапевт предлагает ему произнести следующее: «Я злюсь потому, что ты ушел от меня». После признания чувств, которые лежат на поверхности, терапевт может предложить клиенту выразить более глубокие переживания, например: «Мне тебя очень не хватает». Признавая, что эти чувства сильнее, чем те, которые были бы уместны в подобной ситуации, клиент может вспомнить более раннюю потерю родителя, и тогда терапевт может предложить ему произнести, например, такую фразу: «Я скучаю по маме, она умерла, когда я был маленьким. К тебе это не имеет никакого отношения, ты не ответственна за мою мать, ты — не моя мама». Когда клиент понимает, что не мог поддерживать любовные отношения двух взрослых людей из-за того, что его мать умерла слишком рано, он может сказать своей бывшей жене: «Я выбрал тебя потому, что знал, что рано или поздно ты от меня уйдешь».
Эти предложения помогают клиенту осознать семейные переплетения и взять на себя ответственность за свое поведение. Факты из жизни клиента, полученные в предварительной беседе, и наблюдение за движением энергий во время сессии помогают терапевту сформулировать гипотезу относительно проблемы клиента. Затем он просит клиента произнести ту или иную фразу, и его предположение либо подтверждается, либо нет.
Если у ведущего мало информации о семье клиента, то он может полагаться на общие законы динамики семейных систем, например, на то, что партнеры в равной степени ответственны за отношения, или на закон Священного Порядка Мы часто видим, что клиент интуитивно выбирает партнера, который от него уйдет, потому что бессознательно клиенту нужно, чтобы это случилось. И когда скрытая причина становится явной, то клиент больше не может обвинять партнера и на самом деле испытывает облегчение. Однако любая гипотеза должна быть проверена на практике.
Много раз в ходе расстановки терапевт использует предложения, содержащие определенные модели, например: «Ты — большая, а я — маленький», или: «Я уважаю твой выбор», или: «Ты даешь, а я принимаю». Мы вновь и вновь слышим эти фразы. Ведущий может назвать их «языком души», но если сказать точнее, они резонируют с очень глубоким уровнем коллективного бессознательного всего человечества. Именно там они признаются и считаются истинными. Они не похожи на те слова, которые мы говорим друг другу изо дня в день. Они отражают естественный порядок семейных систем и незаметно влияют на наше восприятие и дальнейшее поведение.
Если в ходе расстановки предложить их слишком рано, когда клиент еще не готов, то они могут прозвучать нелепо и поверхностно. Когда же внешние слои переплетения становятся явными, эти фразы способны оказать глубокое воздействие на клиента, помочь ему осознать причины своих страданий. Если фраза глубоко трогает клиента, она способна исцелить. Очень важно выбрать подходящий момент.
В целом исцеляющие предложения отражают три основных аспекта Семейных расстановок: порядок, существующий в семейной системе, ее энергию и реальность того, что случилось внутри нее с людьми. Предложения, отражающие порядок, могут быть такими: «Ты родилась раньше меня, я родился позже», или: «Я — единственный ребенок». Предложения, указывающие на энергию системы, часто говорят о чувствах кого-либо из семьи: «Я злюсь на тебя», или: «Я чувствую себя большим», а также сообщают о желании участника куда-либо двигаться: «Я хочу последовать за тобой», или: «Я больше не могу стоять, я хочу лечь». Предложения, указывающие на реальность, будут содержать определенные факты, события, произошедшие в семье: «Ты убил меня», или: «Я ушла от тебя и вышла замуж за другого», или: «Произошел несчастный случай, и я умер».
Предложения должны быть простыми и короткими, чтобы в них была сила и они вели к определенному результату. В них не должно быть обвинений или оценки. Их нужно произносить громко и четко. Иногда заместителю необходимо повторить ту или иную фразу несколько раз, чтобы ощутить ее влияние. Если предложение не соответствует реальности, то заместитель обычно отказывается его произносить, а если и соглашается, то делает это с большое долей безразличия, без какой-либо реакции.
Предложение, действительно отражающее реальность, оказывает мгновенное действие на того, кто его произносит. Правда как таковая дает человеку силу. Неважно, какова реальность, главное — повернуться к ней лицом и озвучить ее — этого достаточно. Например, если расстановка показала, что клиент хочет последовать за кем-то из умерших членов семьи, ведущий помогает клиенту признать это, предлагая ему произнести следующее: «Я хочу последовать за тобой и тоже умереть». Важно не пытаться смягчить действительность.
Иногда терапевт может предложить клиенту фразу, указывающую на последствия его поступка, а также отражающую его влияние на других членов семьи. Например, в случае, когда мать хочет уйти из ее нынешней семьи, терапевт может попросить клиентку-дочь обратиться к матери с такими словами: «Мама, если ты уйдешь, я займу твое .место рядом с отцом из любви к тебе». Ясное понимание последствий тех или иных действий иногда помогает участникам изменить свое решение.
Чтобы помочь людям набраться сил, ведущий не должен бояться открыто говорить о последствиях. Некоторые фразы могут показаться даже экстремальными. Например, кто-то из семьи .может сказать убийце: «Ты заслуживаешь смерти», или сын может сказать отцу, который хочет последовать за умершим дедом: «Если ты уйдешь, я последую за тобой».
Обычно в начале сессии фразы отражают очевидные факты, а по мере ее развития — более глубокую правду. Иногда полезно начать сессию вообще без слов, позволить энергии двигаться и отразить реальность данной системы и только потол-1 использовать разрешающие фразы.
Проникновение в глубинные слои любой системы похоже на очистку лука, когда вы снимаете слой за слоем, и здесь многое зависит от опытности ведущего: способен ли он видеть, что стоит за ситуацией или событием, и не предаваться иллюзиям. Если терапевт чувствует энергию системы, избегает интерпретаций и не стремится к какому-то определенному заранее результату, то правда сама выйдет на поверхность.
Иногда, как я уже говорил в предыдущей главе, полезно совмещать два элемента в одном предложении, например: «Даже если я и чувствую себя ребенком, я все равно твой отец». Предложение отражает как чувство, так и уважение к семейному порядку. Вот еще фраза: «Я бросил тебя. Мне жаль, что я причинил тебе столько боли. Я готов столкнуться с последствиями своего поступка». Здесь есть и отражение реальности, и чувства человека, ушедшего из семьи. Или: «Я уважаю твою любовь к брату, который умер молодым. Я отдаю твою боль тебе». Мы видим и утверждение реальности, и признание порядка.
Основной опасностью в работе с разрешающими фразами является то, что они легко могут стать механическими формулами, абсолютно не затрагивающими человека и от этого неэффективными. То же может случиться и с терапевтом, если он спешит и не позволяет энергии системы дойти до того момента, когда произнесение фразы будет уместным и действенным. Даже правильная фраза, введенная в расстановку в неправильный момент, может оказаться бесполезной. Поэтому терапевту необходимо постоянно находиться в контакте с энергетическим полем системы. Только тогда к нему будут приходить неожиданные озарения, на основе которых смогут родиться те или иные фразы, являющиеся одновременно и уникальными, и результативными. Как я рке не раз говорил, ни одна сессия не похожа на другую, насколько бы внешне она ни походила на сотни других, казалось бы, таких же сессий.
Сила фразы заключается в ее способности найти отклик у всех присутствующих, в ее способности отразить существующую реальность так, что ни один участник не остается прежним после того, как; фраза произнесена. Иногда, кстати, преувеличение силы переплетения может оказаться полезным, поскольку тогда правда становится очевидной для каждого. Например, сына, чья мать не хочет, чтобы он виделся с отцом, терапевт может попросить сказать следующее: «Мама, я навсегда останусь с тобой». Также терапевт может намеренно попросить человека сказать нечто противоположное правде, например: «Это ты во всем виноват!» — для того чтобы клиент увидел, что это не так.
Хеллингер сам проводит очень много парадоксальных интервенций, предлагая фразы, которые попросту отражают проблему и на первый взгляд ни к чему не ведут, но в то же время сеют в участниках зерно трансформации.
Предложения могут преувеличивать энергию или движение, ставшее очевидным в ходе расстановки. Например, вместо того, чтобы предлагать клиенту фразу типа: «Я хочу уйти», терапевт может попросить клиента выразить свое желание иначе: «Я хочу умереть». Иногда ведущий предлагает клиенту-сыну встать напротив остальных мужчин своего рода и сказать: «Я сильнее вас всех». Неожиданно клиент видит всю абсурдность такого заявления и осознает свои действия, что ведет его к внутренней трансформации. Как я уже говорил, силу фразы, ее исцеляющие свойства можно увидеть по реакции всех участников расстановки. Предложение, содержащее одновременно и правду, и силу, способно изменить отношение клиента к себе, к другим членам семьи и к тому, что в его семье происходит.
Глава 21
Движение души
Несколько лет назад Хеллингер решил работать по-другому, свою работу он назвал «Движения души». В его расстановках стало гораздо меньше интервенции со стороны терапевта, меньше инструкций для заместителей, меньше специальных фраз. Следуя его новому стилю работы, терапевт больше опирается на энергию, спонтанно возникающую в ходе расстановки, больше внимания обращает на движения тела, жесты и другие невербальные проявления заместителей.
В моих ранних книгах я с опаской употреблял слово «душа», потому что это туманный термин, вбирающий в себя и глубинные слои человеческого существа, и то сознание, что выходит за пределы рассудка. Но здесь я использую это слово, потому что Хеллингер именно так назвал свой особый метод.
В «Движениях души» работа больше зависит от способности каждого участника откладывать в сторону любые знания о том, что и как должно быть, и умения концентрироваться на наблюдении за внуренними импульсами и желаниями, спонтанно возникающими, когда человек попадает в поле семейной системы.
Ведущий дает заместителям возможность двигаться в любом направлении так, как им хочется, туда, куда их ведет тело. Например, отойти от одного члена семьи и подойти к другому, или лечь на пол, или вообще уйти из системы, или проявить себя в принципе как-то иначе, например, дрожать. Все происходит в тишине.
Терапевту приходится ограничивать количество людей, которым позволено двигаться таким образом, обычно не больше трех, иначе многие заместители захотят перемещаться одновременно, из-за чего возникнут хаос и путаница. Иногда можно двигаться только двоим, иногда вообще кому-то одному. Остальные члены семьи присутствуют незримо, а те, кого выбрали, представляют всю систему.
Когда заместители двигаются в соответствии с энергией системного поля, то у клиента нет необходимости выбирать и ставить их в конкретную позицию, как было описано ранее. Иногда достаточно того, что терапевт приглашает двух участников на определенные роли, ставит их друг напротив друга и затем наблюдает за их тонким невербальным взаимодействием.
Через некоторое время заместители начинают совершать спонтанные движения. Например, один из них начинает дрожать, или другой делает шаг назад, или смотрит в пол или в сторону, что говорит о наличии переплетения. Позже ведущий может предложить участникам переместиться или совершить какие-либо другие движения, например, посмотреть друг на друга, лечь на пол, произнести фразу в адрес второго участника, но вмешательство терапевта минимально.
Иногда исцеляющее движение возникает само по себе без какого-либо участия ведущего. Однако его нимательное присутствие — немаловажный фактор, терапевт является катализатором, провоцируя перемены с помощью подхода, который в дао звучит как «делание через не-делание».
Этот новый метод работы сильно отличается от классического стиля, но тем не менее он также основан на законах порядка, равновесия и принадлежности к группе.
Непрерывный поток
Название «Движения души» отражает тот факт, что жизнь — это непрерывный поток, в котором нет статики, в котором человек соединен с гораздо большей, чем он сам, реальностью, с так называемым «существованием» или «универсальной природой». Жизнь постоянно оказывает на нас влияние, осознаем мы его или нет. Слово же «расстановки», или идея некоего «решения», напротив, создает впечатление неподвижности семейной системы. Мы воображаем, что можем, совершить переход от «семьи, в которой есть переплетения», к более «здоровой системе», то есть найти «решение» ситуации, после чего все в семье занимают «свои места».
Тем не менее, это не так. Жизнь идет вперед, и в ее постоянном потоке человек понимает, что личностный рост бесконечен. Найти окончательное «решение» или «ответ» на те вопросы, которые ставит перед нами жизнь, значит положить конец личностному развитию.
С этой точки зрения семейная расстановка больше похожа на моментальную фотографию, на которой запечатлена динамика данной семьи, один миг из ее постоянного движения. Попробуйте сфотографировать реку. На картинке река может выглядеть застывшей, но в действительности она все время течет, все время меняется. Через мгновение это уже совсем не та река, что была только что. Где-то она стала глубже, а где-то мельче, ее течение было быстрым, а теперь она спокойнее, где-то она сделала поворот, а потом снова течет прямо.
«Движения души» отражают эту динамическую реальность. Они также показывают, что не терапевт меняет систему. Терапевт лишь создает пространство, в котором то или иное движение способно проявиться и выразить себя. Поэтому в таких сессиях терапевт гораздо менее активен.