При этом необходимо учитывать, что

«,» — знак, разделяющий однородные члены предложения;

«и» — соединительный союз;

«или» — разделительный союз;

уточняющий союз (например, танк или самолет)

«а также» — соединительное словосочетание, дополнительно приравнивающее однородные члены предложения.

Вместе с тем, в отдельных сложносочиненных предложениях с неоднократным употреблением вышеуказанных союзов, их основное значение может изменяться.

В этой связи, целесообразно использовать только простые предложения, используя союзы «и», «или» («либо»), «а также» («а равно») не более одного раза. При необходимости в пункт можно вводить подпункты, абзацы, разделять «точкой с запятой» конкретные сведения.

3. Определение возможного ущерба заведению и в целом Министерству России в случае утечки рассматриваемых сведений.

3.1. На этом этапе необходимо сформулировать возможные виды ущерба, который может быть нанесен безопасности, научно-техническим и иным интересам Министерства России в случае разглашения (передачи, утечки и т.п.) рассматриваемых сведений.

Описание возможного ущерба должно сопровождаться соответствующими качественными (см. пункт 1.4.) и количественными показателями, полученными расчетным или экспертным путем.

3.2. Возможные виды ущерба:

- угроза невыполнения (научных) планов;

- необходимость разработки новых оперативно-стратегических планов;

- необходимость пересмотра существующих алгоритмов систем управления;

- угроза раскрытия сведений о содержании или результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ;

- отказ от систем вооружения, ставших неэффективными в результате утечки сведений, и необходимость разработки новых средств вооружения;

- угроза разработанным компьютерным технологиям военного и двойного назначения (производство элементной базы, систем автоматизированного управления, компиляторы, операционные системы, комплексные системы автоматизированного проектирования, технологии многослойных печатных плат, поверхностного монтажа, системы обеспечения качества, технологии высокоскоростной коммутации);

- угроза информационным технологиям, в том числе военного и двойного назначения (высокопроизводительные технологии сбора и обработки первичной информации, технологии моделирования реальности, интеллектуальные информационные технологии, защита информации);

- угроза раскрытия новых методов работы спецотделов;

- срыв или затягивание сроков выполнения государственных планов заданий;

- создание узких мест в развитии отрасли;

- сокращение конкурентом (противником) затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР);

- потеря приоритета в научных исследованиях и возможности патентования на научно-техническое достижение;

- престижные потери, связанные с утратой лидерства в научных исследованиях;

- создание трудностей в научно-техническом сотрудничестве с зарубежными партнерами;

- создание трудностей в приобретении иностранного оборудования и технологии для реализации (развития) учебного процесса и т.п.;

- организация и осуществление вредительства (террористических актов) (разрушение или повреждение взрывом, поджогом или иным способом сооружений, оборудования, учебно-научной продукции и т.д.);

- другие виды возможного ущерба, в том числе в соответствии с основными функциональными задачами.

3.3. При определении ущерба в стоимостном выражении следует воспользоваться данными в соответствующих подразделениях: лабораторий, планово-экономических, научно-технических, и др. — оценками таких показателей, как:

- стоимость не произведенной продукции (услуг) при невыполнении плановых заданий в результате срыва поставок продукции (услуг); отказа от экономического и научно-технического сотрудничества и др.;

- непосредственный материальный ущерб и затраты на ликвидацию его последствий;

- стоимость НИОКР (определяет экономию затрат на проведение конкурентом (противником) собственных научных исследований);

- эффект от внедрения результатов НИОКР (определяет получаемые конкурентом (противником) преимущества);

- стоимость иностранного оборудования и технологии и эффект от их применения в учебном процессе;

- другие показатели, количественно характеризующие возможный ущерб.

3.4. В случае отсутствия готовых расчетов приведенных показателей их оценка может быть поручена подразделениям заведения из указанных в п. 3.3. При необходимости к определению величины возможного ущерба привлекается Министерство России.

Если есть опасения в сложности и трудоемкости этих расчетов, то целесообразно произвести стоимостную оценку ущерба экспертным путем.

При отсутствии специалистов, способных оценить возможный ущерб в стоимостном выражении, допускается ограничиться его качественной оценкой в соответствии с положениями настоящей Методики.

4. Определение преимуществ открытого использования рассматриваемых сведений.

4.1. На этом этапе следует установить, сформулировать и оценить все факторы, указывающие на преимущества открытого использования рассматриваемых сведений.

4.2. Примерный укрупненный перечень факторов, указывающих на преимущества открытого использования сведений, включает в себя:

- целесообразность открытого опубликования сведений;

- получение значительного экономического эффекта от открытого использования сведений;

- ускорение научно-технического прогресса;

- укрепление внешних связей.

4.3. В целях обеспечения полноты и объективности определения преимуществ открытого использования сведений необходимо дать их стоимостную оценку, руководствуясь положениями настоящей Методики.

4.4. Если преимущества открытого использования рассматриваемых сведений превышают возможный ущерб в случае их разглашения (передачи, утечки и т. п.), то рассматриваемые сведения не подлежат отнесению к государственной тайне и из дальнейшего рассмотрения исключается.

4.5. В проект Перечня не включаются сведения в целях сокрытие нарушения закона, бездеятельности и неправильных действий должностных лиц, а также, если в случае засекречивания сведении может наступить ущерб здоровью населения или отдельных граждан, состоянию окружающей среды.

5. Определение затрат на защиту рассматриваемых сведений.

5.1. На этом этапе с учетом возможностей следует оценить принципиальную возможность защиты рассматриваемых сведений и определить материальные, трудовые и финансовые затраты, необходимые для организации и осуществления мероприятий по обеспечению соответствующего режима секретности в обращении с ними.

5.2. Для обеспечения защиты рассматриваемых сведений могут потребоваться:

- организация необходимого числа единиц в режимно-секретных подразделениях (далее - РСП) и другие дополнения в штаты заведений;

- оформление на допуск к секретным работам и документам необходимого числа работников;

- организация секретной связи в заведениях;

- проведение необходимых инженерно-технических работ;

-организация режима охраны секретных материалов;

- осуществление других мероприятий в зависимости от объема работы по обеспечению требуемого режима секретности.

5.3. При оценке затрат необходимо установить:

- категории и численность лиц, которые в силу служебной необходимости должны иметь допуск и доступ к данным сведениям;

- особенности и количество разрабатываемых документов и изделий, содержащих (раскрывающих) данные сведения;

- возможные каналы утечки сведений;

- разведывательные возможности конкурентов (противника) по добыванию этих сведений;

- осведомленность конкурента (противника) в этих сведениях;

- затраты на содержание штата РСП, оборудование, техническое оснащение, материалы и др.;

- затраты, связанные с выделением контрольно-пропускных постов, караулов для охраны секретных объектов, а также отчуждением территорий под эти объекты,

оборудованием систем охраны и сигнализации, организацией ПД ИТР и обеспечением безопасности связи;

- затраты на подготовку и переподготовку кадров РСП и др.;

- отчисления соисполнителям (контрагентам) на обеспечение режима секретности проводимых работ.

5.4. Для определения необходимых защитных мероприятий и затрат на их осуществление привлекаются специалисты РСП, ПД ИТР, охраны, планово-экономических и других подразделений заведения.

5.5. В случае принципиальной невозможности скрыть рассматриваемые сведения (например, некоторые географические, геологические данные, летные характеристики, внешний вид изделий и т.д.), а также если затраты на защиту этих сведений превышают возможный ущерб, в случае их утечки, то они не подлежат отнесению к государственной тайне и из дальнейшего рассмотрения исключаются.

6. Определение степени секретности рассматриваемых сведений.

6.1. На данном этапе, исходя из соотношения полученных оценок возможного ущерба, преимуществ открытого использования и затрат на защиту, определяется категория рассмотренных сведений в соответствии с требованиями настоящей Методики и с учетом дифференцированности основных режимных мер.

6.2. В предложениях к Перечню необходимо указать контрольный срок пересмотра степени секретности сведений либо обстоятельства, при наступлении которых встает вопрос о ее снижении или полном рассекречивании сведений.

7. Оформление результатов работы.

7.1. В целях накопления и систематизации материалов по определению сведений, составляющих государственную тайну в учебном процессе, проведение анализа обстоятельств, требующих пересмотра и изменения установленной степени секретности, а также последующего возможного рассекречивания информации, результаты работы комиссии оформляются по прилагаемой форме (таблица).

Приложение 1

_________________

(гриф секретности)

Экз. №__

УТВЕРЖДАЮ___________________________

(Руководитель, инициалы, фамилия, дата)

ТАБЛИЦА

результатов определения сведений, составляющих государственную тайну в учебном процессе

№ п/п Содержание сведений Возможный ущерб Преимущества открытого использования Затраты на защиту Рекомендуемая степень секретности сведений Контрольный срок пересмотра. Обстоятельства снижения степени секретности или рассекречивания сведений
Виды Оценка Факторы Оценка Мероприятия по защите Оценка
                   

Члены комиссии: ____________

____________

____________

(подписи)

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Наши рекомендации