При этом необходимо учитывать, что
«,» — знак, разделяющий однородные члены предложения;
«и» — соединительный союз;
«или» — разделительный союз;
уточняющий союз (например, танк или самолет)
«а также» — соединительное словосочетание, дополнительно приравнивающее однородные члены предложения.
Вместе с тем, в отдельных сложносочиненных предложениях с неоднократным употреблением вышеуказанных союзов, их основное значение может изменяться.
В этой связи, целесообразно использовать только простые предложения, используя союзы «и», «или» («либо»), «а также» («а равно») не более одного раза. При необходимости в пункт можно вводить подпункты, абзацы, разделять «точкой с запятой» конкретные сведения.
3. Определение возможного ущерба заведению и в целом Министерству России в случае утечки рассматриваемых сведений.
3.1. На этом этапе необходимо сформулировать возможные виды ущерба, который может быть нанесен безопасности, научно-техническим и иным интересам Министерства России в случае разглашения (передачи, утечки и т.п.) рассматриваемых сведений.
Описание возможного ущерба должно сопровождаться соответствующими качественными (см. пункт 1.4.) и количественными показателями, полученными расчетным или экспертным путем.
3.2. Возможные виды ущерба:
- угроза невыполнения (научных) планов;
- необходимость разработки новых оперативно-стратегических планов;
- необходимость пересмотра существующих алгоритмов систем управления;
- угроза раскрытия сведений о содержании или результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ;
- отказ от систем вооружения, ставших неэффективными в результате утечки сведений, и необходимость разработки новых средств вооружения;
- угроза разработанным компьютерным технологиям военного и двойного назначения (производство элементной базы, систем автоматизированного управления, компиляторы, операционные системы, комплексные системы автоматизированного проектирования, технологии многослойных печатных плат, поверхностного монтажа, системы обеспечения качества, технологии высокоскоростной коммутации);
- угроза информационным технологиям, в том числе военного и двойного назначения (высокопроизводительные технологии сбора и обработки первичной информации, технологии моделирования реальности, интеллектуальные информационные технологии, защита информации);
- угроза раскрытия новых методов работы спецотделов;
- срыв или затягивание сроков выполнения государственных планов заданий;
- создание узких мест в развитии отрасли;
- сокращение конкурентом (противником) затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР);
- потеря приоритета в научных исследованиях и возможности патентования на научно-техническое достижение;
- престижные потери, связанные с утратой лидерства в научных исследованиях;
- создание трудностей в научно-техническом сотрудничестве с зарубежными партнерами;
- создание трудностей в приобретении иностранного оборудования и технологии для реализации (развития) учебного процесса и т.п.;
- организация и осуществление вредительства (террористических актов) (разрушение или повреждение взрывом, поджогом или иным способом сооружений, оборудования, учебно-научной продукции и т.д.);
- другие виды возможного ущерба, в том числе в соответствии с основными функциональными задачами.
3.3. При определении ущерба в стоимостном выражении следует воспользоваться данными в соответствующих подразделениях: лабораторий, планово-экономических, научно-технических, и др. — оценками таких показателей, как:
- стоимость не произведенной продукции (услуг) при невыполнении плановых заданий в результате срыва поставок продукции (услуг); отказа от экономического и научно-технического сотрудничества и др.;
- непосредственный материальный ущерб и затраты на ликвидацию его последствий;
- стоимость НИОКР (определяет экономию затрат на проведение конкурентом (противником) собственных научных исследований);
- эффект от внедрения результатов НИОКР (определяет получаемые конкурентом (противником) преимущества);
- стоимость иностранного оборудования и технологии и эффект от их применения в учебном процессе;
- другие показатели, количественно характеризующие возможный ущерб.
3.4. В случае отсутствия готовых расчетов приведенных показателей их оценка может быть поручена подразделениям заведения из указанных в п. 3.3. При необходимости к определению величины возможного ущерба привлекается Министерство России.
Если есть опасения в сложности и трудоемкости этих расчетов, то целесообразно произвести стоимостную оценку ущерба экспертным путем.
При отсутствии специалистов, способных оценить возможный ущерб в стоимостном выражении, допускается ограничиться его качественной оценкой в соответствии с положениями настоящей Методики.
4. Определение преимуществ открытого использования рассматриваемых сведений.
4.1. На этом этапе следует установить, сформулировать и оценить все факторы, указывающие на преимущества открытого использования рассматриваемых сведений.
4.2. Примерный укрупненный перечень факторов, указывающих на преимущества открытого использования сведений, включает в себя:
- целесообразность открытого опубликования сведений;
- получение значительного экономического эффекта от открытого использования сведений;
- ускорение научно-технического прогресса;
- укрепление внешних связей.
4.3. В целях обеспечения полноты и объективности определения преимуществ открытого использования сведений необходимо дать их стоимостную оценку, руководствуясь положениями настоящей Методики.
4.4. Если преимущества открытого использования рассматриваемых сведений превышают возможный ущерб в случае их разглашения (передачи, утечки и т. п.), то рассматриваемые сведения не подлежат отнесению к государственной тайне и из дальнейшего рассмотрения исключается.
4.5. В проект Перечня не включаются сведения в целях сокрытие нарушения закона, бездеятельности и неправильных действий должностных лиц, а также, если в случае засекречивания сведении может наступить ущерб здоровью населения или отдельных граждан, состоянию окружающей среды.
5. Определение затрат на защиту рассматриваемых сведений.
5.1. На этом этапе с учетом возможностей следует оценить принципиальную возможность защиты рассматриваемых сведений и определить материальные, трудовые и финансовые затраты, необходимые для организации и осуществления мероприятий по обеспечению соответствующего режима секретности в обращении с ними.
5.2. Для обеспечения защиты рассматриваемых сведений могут потребоваться:
- организация необходимого числа единиц в режимно-секретных подразделениях (далее - РСП) и другие дополнения в штаты заведений;
- оформление на допуск к секретным работам и документам необходимого числа работников;
- организация секретной связи в заведениях;
- проведение необходимых инженерно-технических работ;
-организация режима охраны секретных материалов;
- осуществление других мероприятий в зависимости от объема работы по обеспечению требуемого режима секретности.
5.3. При оценке затрат необходимо установить:
- категории и численность лиц, которые в силу служебной необходимости должны иметь допуск и доступ к данным сведениям;
- особенности и количество разрабатываемых документов и изделий, содержащих (раскрывающих) данные сведения;
- возможные каналы утечки сведений;
- разведывательные возможности конкурентов (противника) по добыванию этих сведений;
- осведомленность конкурента (противника) в этих сведениях;
- затраты на содержание штата РСП, оборудование, техническое оснащение, материалы и др.;
- затраты, связанные с выделением контрольно-пропускных постов, караулов для охраны секретных объектов, а также отчуждением территорий под эти объекты,
оборудованием систем охраны и сигнализации, организацией ПД ИТР и обеспечением безопасности связи;
- затраты на подготовку и переподготовку кадров РСП и др.;
- отчисления соисполнителям (контрагентам) на обеспечение режима секретности проводимых работ.
5.4. Для определения необходимых защитных мероприятий и затрат на их осуществление привлекаются специалисты РСП, ПД ИТР, охраны, планово-экономических и других подразделений заведения.
5.5. В случае принципиальной невозможности скрыть рассматриваемые сведения (например, некоторые географические, геологические данные, летные характеристики, внешний вид изделий и т.д.), а также если затраты на защиту этих сведений превышают возможный ущерб, в случае их утечки, то они не подлежат отнесению к государственной тайне и из дальнейшего рассмотрения исключаются.
6. Определение степени секретности рассматриваемых сведений.
6.1. На данном этапе, исходя из соотношения полученных оценок возможного ущерба, преимуществ открытого использования и затрат на защиту, определяется категория рассмотренных сведений в соответствии с требованиями настоящей Методики и с учетом дифференцированности основных режимных мер.
6.2. В предложениях к Перечню необходимо указать контрольный срок пересмотра степени секретности сведений либо обстоятельства, при наступлении которых встает вопрос о ее снижении или полном рассекречивании сведений.
7. Оформление результатов работы.
7.1. В целях накопления и систематизации материалов по определению сведений, составляющих государственную тайну в учебном процессе, проведение анализа обстоятельств, требующих пересмотра и изменения установленной степени секретности, а также последующего возможного рассекречивания информации, результаты работы комиссии оформляются по прилагаемой форме (таблица).
Приложение 1
_________________
(гриф секретности)
Экз. №__
УТВЕРЖДАЮ___________________________
(Руководитель, инициалы, фамилия, дата)
ТАБЛИЦА
результатов определения сведений, составляющих государственную тайну в учебном процессе
№ п/п | Содержание сведений | Возможный ущерб | Преимущества открытого использования | Затраты на защиту | Рекомендуемая степень секретности сведений | Контрольный срок пересмотра. Обстоятельства снижения степени секретности или рассекречивания сведений | |||
Виды | Оценка | Факторы | Оценка | Мероприятия по защите | Оценка | ||||
Члены комиссии: ____________
____________
____________
(подписи)
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++