Тема 17. Учебная деятельность младшего школьника

Теория поэтапного формирования умственных действий и теория учебной деятельности. Структура учебной деятельности. Мотивы учения, учебная задача, учебные действия, операциональный контроль и оценка решения. Сознательность учения.

Развитие личности младшего школьника. Развитие самооценки и воли в младшем школьном возрасте. Межличностные взаимоотношения младшего школьника. Формы общения в обучении.

Формирование теоретических форм обобщения в учебной деятельности. Развернутые способности учиться всему как содержание образования в начальной школе.

Тема 18. Этапы подросткового развития.

Развитие человека в эпоху отрочества. Младший подросток и формирование дифференцированной самооценки. Личностные особенности младшего подростка.

Развитие самосознания подростка. «Образ Я» подростка и его формирования. Взаимоотношения и структуры взаимодействия подростков со сверстниками.

Неформальные объединения старших подростков. Девиации развития и девиатное поведение в периоды подросткового развития человека.

Тема 19. Психология девиантного поведения подростков.

Отклонения в развитии поступков личности подростка. Формы девиантного поведения: реактивность, агрессия, бегство, бродяжничество, протест, демонстрация, вандализм.

Тема 20. Кризис ранней юности.

Психическое развитие в период перехода от детства к взрослости. Ведущая мотивация старшеклассника. Формирование «Я концепции» в эпоху юности. Понятие «Я концепции» в возрастной психологии.

Стабилизация характера в юношеском развитии. Формирование индивидуальности человека. Личностное, социальное и профессиональное самоопределение в эпоху юности.

Основы психологии высшей школы. Профессиональная ориентация и профессиональное профилирование в системах образования.

РАЗДЕЛ V. Возрастная психология взрослого человека

Тема 21. Развитие познавательной деятельности в эпоху юности.

Познавательная профессионально-ориентированная деятельность как тип ведущей деятельности эпохи юности. Имитация будущей профессиональной деятельности в учебных условиях вуза.

Особенности индивидуального развития сознания в юношеском возрасте. Развитие памяти, восприятия и мыщления взрослого человека.

Тема 22. Психология зрелости и кризис среднего возраста.

Кризис ранней зрелости. Переход личности к самообразованию и самореализации. Актуализация трудовой, профессиональной, гражданской, и семенной позиций взрослого человека. Акмеология и психология зрелости.

Кризис среднего возраста. Переоценка ценностей в личностном развитии зрелого человека. Становление морального сознания и нравственного поведения. Психология перехода к эпохе старости.

Тема 23. Психология старости.

Обретение мудрости пожилого человека. Формирование образа «внутренней картины жизнедеятельности» в периоды пресенильного развития. Психологические особенности климакриального периода развития.

Сохранность личности в старческом возрасте. Осознание жизненного опыта. Родовая и семейная жизнь в старческом возрасте.

Психология бессмертия личности.

Вопросы для самостоятельного контроля знаний

1. Предмет и структура возрастной психологии.

2. Взаимосвязь возрастной психологии с другими науками.

3. Источники методов, используемых в возрастной психологии.

4. Применение метода наблюдения в возрастной психологии.

5. Опрос в психолого-педагогических исследованиях детей.

6. Эксперимент и особенности его применения в возрастной психологии

7. Использование психологических тестов в возрастной психологии.

8. Понятие «развитие», его роль для возрастной психологии.

9. Исторический анализ понятия «детство».

10. Проблемы и задачи возрастной психологии.

11. Детерминация возрастного развития как соотношение предпосылок, условий, источников и движущих сил.

12. Проблема обучения и развития в возрастной психологии. Взгляды зарубежных и отечественных авторов.

13. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского.

14. Тенденции в развитии: от глобальности, неопределенности и подвижности психологических структур к их дифференциации, стабилизации и устойчивости (по Н.Н. Поддъякову).

15. Качественное своеобразие, неповторимость и мобильность границ возрастов.

16. Сензитивность, необратимость, преемственность и индивидуализация психического развития.

17. Неравномерность темпа и отдельных сторон психического развития

18. Роль деятельности в психическом развитии, в т.ч. ведущей.

19. Подходы к проблеме периодизации возрастного развития Л.С. Выготского, выделение трех групп периодизиций, по внешнему критерию, по внутреннему критерию, по нескольким основаниям.

20. Периодизация психосексуального развития З.Фрейда.

21. Стадии развития личности по Э. Эриксону.

22. Теория развития детского интеллекта по Ж. Пиаже.

23. Законы психического развития по Л.С. Выготскому. Периодизация Л.С. Выготского.

24. Периодизация возрастного развития по Д.Б. Эльконину.

25. Психологическая характеристика новорожденности.

26. Общая характеристика младенческого возраста.

27. Общая характеристика развития ребенка 1-3 года жизни.

28. Освоение ходьбы, предметные действия и условия их развития в раннем детстве.

29. Кризис трех лет. Система – «Я», как результат психического развития ребенка в раннем возрасте.

30. Развитие познавательных процессов в раннем детстве. Освоение речи.

31. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника.

32. Развитие познавательных психических процессов в дошкольном возрасте.

33. Развитие общения в дошкольном возрасте.

34. Кризис 7 лет и новообразования дошкольного детства.

35. Характеристика готовности детей к обучению в школе.

36. Характеристика младшего школьного возраста.

37. Адаптация первоклассника к школе.

38. Учебная деятельность, как ведущая в младшем школьном возрасте.

39. Основные психологические новообразования младшего школьника.

40. Развитие личности младшего школьника.

41. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

42. Анатомо-физиологическое развитие подростков.

43. Ведущая деятельность и психологические новообразования подросткового возраста.

44. Особенности учебной деятельности подростков.

45. Социализация личности как этап становления самосознания подростков.

46. Акцентуация характера и нарушения поведения у подростков.

47. Физическое развитие старшеклассника.

48. Развитие личности старшеклассника.

49. Выбор профессии и самоопределение в старшем школьном возрасте.

50. Особенности общения старшеклассников со сверстниками и взрослыми.

Рекомендованный список литературы к итоговому государственному экзамену.

Основная литература:

Дополнительная литература:

Наши рекомендации