Институты и потребности
Каждую конкретную потребность в одном обществе одновременно могут удовлетворять несколько социальных институтов. Каждый институт может удовлетворять несколько социальных потребностей, однако среди них всегда есть одна-две центральные для него.
Один и тот же институт в конкретном обществе может со временем заметно менять свои функции. Одни и те же потребности в обществах разного типа или даже в разных однотипных обществах могут удовлетворяться разными институтами.
Динамика институтов. Процесс институализации
По своей сути институты должны обеспечивать стабильность в обществе; тем не менее сами институты очень изменчивы: стабильность общества достигается не за счет абсолютной неизменности каждого конкретного института, а скорее за счет их гибкости, способности адаптироваться к новым условиям.
Для нормального функционирования общества необходимо оптимальное сочетание устойчивости и изменчивости институтов. С развитием каждого конкретного общества меняется как набор представленных в них институтов, так и содержание деятельности и организация каждого института. В то же время для того, чтобы общество сохранялось как целое, необходимо, чтобы между двумя последовательными этапами его истории наблюдалась определенная преемственность институтов.
Ни один институт общества не остается неизменным в течение всего периода существования общества – структура и способы его деятельности со временем меняются, приспосабливаясь к новым условиям.
Устойчивость/изменчивость институтов определяется следующими факторами:
– изменением внешних условий функционирования института (как социальных, так и природных); например, родовая община поздних собирателей или ранних земледельцев превращается в территориальную общину в развитом аграрном обществе, под влиянием изменения климата, увеличения плотности населения;
– процессами внутри группы, на которой базируется институт, в частности тенденцией к самосохранению, несмотря на коренное изменение условий (в том числе самих потребностей); так, политическая партия лейбористов Великобритании давно уже не является партией, представляющей интересы рабочего класса, – ее социальная база значительно шире.
Процессом институализации называется формирование социального института для удовлетворения какой-либо социальной потребности. Обычно институализация проходит несколько этапов, на каждом из которых определяющую роль играет тот или иной элемент института:
– осознание потребности;
– начало активной деятельности по ее удовлетворению и формирование в процессе этой деятельности профессиональных или полупрофессиональных кругов;
– первичное формирование системы норм и ценностей, регулирующих деятельность;
– разработка хартии института;
– складывание системы организаций, определение ресурсов, принятие законодательных актов (в аграрном и индустриальном обществе).
Разделение этапов условно – на каждом из них, помимо основной, решаются и другие задачи.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 14
1. Дайте определение социального института. Укажите, какую роль это понятие играет в социологии, какие явления оно позволяет описывать и объяснять. Какова роль социальных институтов в функционировании и развитии общества? Приведите примеры социальных институтов разного уровня. Приведите примеры ситуаций, когда одни и те же потребности обслуживаются разными институтами, когда один институт обслуживает несколько потребностей общества.
2. Что такое явные и латентные функции социального института? Перечислите важнейшие институты современного общества. Назовите необходимые элементы (признаки) социального института, найдите эти признаки в современных институтах экономики, религии, науки, семьи? Чем, с вашей точки зрения, можно объяснить интерес не только социологов, но и современных экономистов к исследованию институтов современного общества? Как институты связаны с удовлетворением потребностей общества, групп и индивидов? Как, по вашему мнению, происходит формирование институтов? Является ли процесс их возникновения стихийным явлением, или же в нем играет роль и сознательный фактор? Приведите примеры, иллюстрирующие вашу точку зрения.
Основные термины и понятия
Институализация – формирование социального института для удовлетворения какой-либо социальной потребности.
Латентные функции социальных институтов – скрытые функции, выполняемые данным социальным институтом в обществе.
Социальный институт – организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворять основные потребности общества и входящих в него индивидов.
Хартия – зафиксированное в общественном сознании письменное или устное идеологическое обоснование деятельности института.
Литература к теме
Основная:
1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 11 класс: учебник. – М., 2010. С. 103–113.
Популярная:
2. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф.Филиппова. – М., 1996. Гл. 10.
3. Бергер П. Приглашение в социологию / Пер. с англ. – М., 1996. С. 30–35, 51–53.
Дополнительная:
4. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М., 1999. Гл. 12. С. 277–278.
Глава 15. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Определение семьи
Согласно определению, принятому в социальной статистике и разделяемому большинством социологов, семья есть малая социальная группа, обладающая тремя основными свойствами:
1) все ее члены связаны отношениями родства и/или свойства;
2) все они проживают в одном помещении или, точнее говоря, в сооружении, которое в данном обществе принято считать единым помещением (местом жительства);
3) они ведут совместное хозяйство, то есть занимаются деятельностью, обеспечивающей им основные средства существования.
Во всех обществах семья ведет совместный быт. В обществах, основанных на товарно-денежных отношениях, семья обязательно имеет общий бюджет. В традиционных обществах «совместное хозяйство» означает, как правило, внутрисемейное разделение труда в рамках охоты и собирательства, сельского хозяйства или ремесла. Например, мужчина ходит на охоту, женщина занимается собирательством трав, плодов и т.д. Мужчина пашет и сеет, женщина ухаживает за скотом, участвует в обмолоте и просушке зерна и т.д.
В современном обществе члены семьи обычно не связаны участием в совместном производстве. Каждый член семьи имеет свой источник доходов в системе отраслей общественного хозяйства. Поэтому важнейшими признаками семьи становятся: совместный бюджет, охватывающий значительную часть личных доходов; совместное приготовление пищи; совместное решение относительно крупных приобретений (недвижимость, автомобиль и т.д.).
Ведение так называемого «личного подсобного хозяйства» (дачный или садовый участок) становится существенным признаком семьи в том случае, если доходы (или натуральные продукты), полученные от этого участка, являются важным элементом жизнеобеспечения семьи. Миллионы городских семей не имеют дачных и садовых участков и тем не менее являются полноценными семьями.
От понятия семья следует отличать понятие брак. В Большом толковом социологическом словаре брак определяется как «социально подтвержденный и иногда юридически закрепленный союз между взрослыми мужчиной и женщиной» [7,I, 62], а в известном учебнике Гидденса как «Социально одобряемые сексуальные отношения между двумя индивидами. Почти всегда брак заключается между людьми противоположного пола, но в некоторых культурах весьма терпимы и к гомосексуальному браку. Обычно брак является основой для репродуктивной семьи» [11, 506]. Таким образом, в отличие от семьи, брак предполагает наличие определенных сексуальных отношений (в случае с моногамным браком – наличие брачной пары), так или иначе ориентирован на рождение детей.
За последние десятилетия произошли существенные изменения в понимании сущности брака. В частности, возникает вопрос, можно ли считать браком устойчивый союз, не предполагающий рождение (или усыновление) и воспитание детей, или сожительство гомосексуальных пар? Следует ли в связи с этим расширить классическое определение брака? Такое расширение, на наш взгляд, нецелесообразно, так как различные маргинальные случаи всегда существовали во всех обществах. Они требуют специального анализа и терминологии. Мы же будем ориентироваться на преобладающий в большинстве обществ тип брачного поведения.
Типология брака
Основными формами брака являются моногамия и полигамия (полигиния и полиандрия). Во всем мире, во всех известных культурах наиболее распространенной формой является моногамный брак – устойчивый союз одного мужчины и одной женщины.
На втором месте по распространенности в истории и в современном мире идет полигиния – форма брака, при которой один мужчина является законным мужем нескольких жен. Полигиния допускалась во многих доиндустриальных обществах. До распространения христианства такая форма была принята у ряда народов Европы, в том числе и у славян. Наличие нескольких законных жен допускает ислам.
Однако, как показывает опыт, даже в обществах, допускающих полигинию, это явление довольно редкое. Обычно не более 3–5 браков включают более одной жены. В единичных обществах зафиксировано до 10% полигинных брачных союзов.
Ограниченность количества полигинных семей вытекает из баланса полового состава – не может быть общества, в котором число женщин в 3–4 раза превышает количество мужчин. Поэтому многоженцами обычно являются самые богатые мужчины либо те, кто обладает особыми привилегиями (вожди, главы племен и родов, крупные государственные чиновники и т.д.). Обычно это люди в солидном возрасте (старше 40 лет, нередко 60–80-летние).
Социальные корни полигинии лежат совсем не в эротических пристрастиях мужчин, а в социальных и экономических факторах. В обществах ранних скотоводов и земледельцев жены являются законно приобретаемой рабочей силой. Кроме того, заключая брак, представитель рода расширяет и укрепляет свои социальные связи с другими родами, тем самым повышает свой престиж и престиж своего рода. Социальный престиж, измеряемый количеством социальных связей, – главный «капитал» во всех доиндустриальных обществах.
Полиандрия – наличие нескольких мужей у одной жены – возникает обычно в ситуации резкого дефицита женщин. Чаще всего такая ситуация складывается в традиционных обществах, вынужденных ограничивать рождаемость (Китай, Гималаи, некоторые островные культуры Тихого океана).
В XIX в. бытовала теория, что первичной формой брака был групповой брак – между несколькими мужчинами и несколькими женщинами, когда все женщины являются женами каждого из мужчин (Л.Морган, Ф.Энгельс). Авторы этой теории выводили такую форму из широко распространенных в традиционных обществах обычаев – левират и сорорат, оргиастические праздники, системы родства. Так, в родовых обществах принято называть «отцом» всех мужчин отцовского рода, принадлежащих к тому же поколению, что и отец.
Левират – обязанность старшего из неженатых братьев взять в жены вдову умершего брата; сорорат – обязанность жениться на сестре жены в случае смерти жены. Эти обычаи порождаются родовым устройством общества, в частности, необходимостью сохранения имущества в рамках рода. Оргиастические праздники (типа славянской ночи на Ивана Купала) наблюдались у многих народов, культуры которых строго ограничивали половые связи в течение всего года. Однако один раз в год разрешалось все или почти все – но только на одну ночь. Но эти обычаи отнюдь не свидетельствуют о существовании группового брака – скорее наоборот. Непосредственно подобная форма брака нигде не наблюдалась. Современная антропология считает такую реконструкцию необоснованной.
Типология семьи
В основе современной типологии семьи лежит признак наличия и количества брачных пар в ней. Простейшая классификация выделяет:
– нуклеарные семьи, включающие одну брачную пару с несовершеннолетними детьми или без детей;
– расширенные семьи, включающие более одной брачной пары или брачную пару и других совершеннолетних родственников;
– неполные семьи, не имеющие ни одной брачной пары.
Таким образом, наличие брачной пары не является обязательным признаком семьи.
В современном мире абсолютное большинство семей (около 3/4) – нуклеарные; однако постоянно растет доля неполных семей.
Следует отметить, что хотя устойчивые брачные пары как основная форма сожительства сложились, видимо, очень давно, тем не менее в большинстве обществ охотников, скотоводов, земледельцев основой семейной структуры в течение многих тысячелетий была не брачная пара, а род. Браки также входили в семью, но составляли как бы ее периферию.
Род – это существующая в течение жизни как минимум нескольких поколений социальная группа, состоящая из прямых потомков какого-либо лица по отцовской и/или материнской линии, внутри которой запрещены браки (экзогамия). Род имеет название легендарного или реального предка («тотем») и символы принадлежности к роду.
Наследование принадлежности к роду может происходить по материнской линии (матрилинейный род), по отцовской линии (патрилинейный род). В обществах, основанных на патрилинейных родах, запрещены браки с родственниками по отцовской линии; на матрилинейных – по материнской.
Первоначально территориальные общины формировались на основе какого-либо рода. Супруги членов данного рода обязательно должны быть из другого рода. При матрилинейной системе родства мужчины уходили в другую общину, при патрилинейном в течение многих тысячелетий женщины.
У многих народов (например, у индейцев Северной Америки в XIX в., у славян в V–VI вв.) обычными были большие дома, основу населения которых составляли члены одного рода с супругами. Супруги не считались полноправными членами общины, поскольку принадлежали к другому роду. Население таких домов составляло единую расширенную семью, включающую в себя множество брачных пар. Однако главным в такой семье является не отношение свойства, как в современной супружеской семье, а отношение родства.
Род экзогамен. Экзогамия – это правило, согласно которому запрещается заключать браки между мужчинами и женщинами, принадлежащими к данной социальной группе.
Эндогамия – это правило, согласно которому предполагается, что все браки заключаются только в рамках данной социальной группы. Строго эндогамные группы в истории почти неизвестны. Поэтому и эндогамия – скорее теоретическая абстракция. Более общий случай в течение многих тысячелетий – гомогамия – предпочтительное вступление в браки в пределах одной социальной группы или категории. Эндогамия является предельным случаем гомогамии. Однако в литературе закрепился именно термин «эндогамия». Эндогамия и экзогамия играют важную роль в жизни общества.
Следует отметить, что род – образование не биологическое, а именно социальное, поскольку запрещение вступления в брак с родственниками по отцовской линии не исключало (а часто даже предполагало) сочетание, например, с двоюродной сестрой по материнской линии. Возникновение родовой организации, скорее всего, обусловлено необходимостью закрепления имущества (угодий) за родовой группой и организации деятельности по обработке земли и выпасу стад.
Функции семьи
Экономическая функция
На протяжении почти всей истории человечества именно экономическая функция была главной для семьи, поскольку семья без преувеличения являлась основной производственной ячейкой общества. Особенно ярко эта функция проявилась в аграрном обществе. Состав крестьянской семьи и в России, и в Китае, и во Франции определялся, прежде всего, требованиями производства. Так, например, в русской деревне полноценный надел получал только мужчина, вступивший в брак, так как для выполнения всего комплекса процедур необходима была брачная пара с детьми. Утрата семьей функции основной производственной ячейки в индустриальном и постиндустриальном обществе привела к кардинальным изменениям в структуре семьи – уменьшился количественный состав семьи, увеличилось число разводов, изменились внутрисемейные роли супругов, так как мужчина перестал быть безусловным лидером.