Основные характеристики социальной роли
Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.
1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.
Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.
Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.
Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.
Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.
Все мы в разной степени отождествляем себя со своими статусами и ролями – с одними (личностно значимыми) больше, с другими (второстепенными) меньше. Иногда люди автоматически переносят стереотип поведения с одного статуса на другие, совершенно не замечая этого. Например, учитель продолжает поучать людей вокруг себя далеко за пределами школы, директор фирмы пытается руководить семьей, друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми. Это происходит из-за того, что они слились, срослись со своей главной ролью. Но есть и люди, которые не оправдывают наших ролевых ожиданий – промежуточного звена между статусом и ролью. Например, преподаватель вместо делового стиля в одежде предпочитает неформальный и ходит на работу в свитере и джинсах. Таким образом, максимальное слияние с ролью называется ролевой идентификацией, а среднее или минимальное – дистанцированием от роли. Дистанцируясь от своей роли, преподаватель показывает возможность общения со студентами как с равными членами одного общества [6, с. 87].
Позиции и роли существую сами по себе, без связи с конкретным индивидом. Роль не исчезает, если человек, исполнявший ее, к примеру, вышел на пенсию. Его работа не будет выполняться, но, несмотря на это, его должность не исчезнет, а место будет оставаться вакантным, пока его кто-нибудь не займет [3 с. 180].
Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих.
Общество при этом следит за выполнением ролей с помощью системы социального контроля – от общественного мнения до правоохранительных органов - и соответствующей ей системы социальных санкций – от порицания, осуждения до насильственного пресечения. Границы ролевого поведения достаточно жестки, поскольку смешение разных функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей социальной системы, но лишь задают общую направленность и цель действий, а не стиль их выполнения [4, с. 35].