Тема 6. Социальные институты
1. Общая характеристика социальных институтов: понятие, структура, функции.
2. Семья как социальный институт.
1. Общая характеристика социальных институтов: понятие, структура, функции. Одним из базовых понятий социологии является понятие социального института. В социологической теории сформировался подход, в рамках которого общество и его структура анализируются сквозь призму социальных институтов. Речь идет об институциональном подходе.
Термин «социальный институт» трактуется социологами довольно неоднозначно. Одни определяют его через систему социальных связей, существующих в определенной сфере человеческой деятельности. Другие – через понятие «социальной группы». Третьи – как относительно стабильную совокупность символов, норм, ценностей, ролей и статусов, управляющих различными сферами общественной жизни.
Остановимся на определении, которое дает Г.Е. Зборовский. Социальный институт – это «устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающая в себя совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами для осуществления социальных ролей и функций, управления и социального контроля за соблюдением норм и правил поведения»[2].
Институт представляет собой форму человеческой деятельности, основанную на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы и ассоциации, где произведено деление на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.
Процесс возникновения и развития институтов принято называть институционализацией. В ходе повседневной практики люди стремятся найти наиболее приемлемые образцы и модели поведения, позволяющие удовлетворять различные потребности. Постепенно эти образцы и модели поведения превращаются в привычку, начинают поддерживаться общественным мнением и узакониваются. Таким образом, институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения общественных потребностей.
Процесс институционализации включает в себя несколько этапов:
1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
2. Формирование общих целей;
3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия;
4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами поведения;
5. Иституционализация норм и правил, т. е. их практическое применение;
6. Установление системы санкций для поддержания норм и правил поведения;
7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Финалом процесса институционализации является создание четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса.
В качестве основных признаков социального института социологи называют следующие характеристики:
1. Установки и образцы поведения (например, в рамках такого института, как бизнес можно говорить о существовании установок на производительность и экономичность деятельности);
2. Культурные символы, которые в предельно концентрированной форме создают представление об институте, его образ. Культурным символом может стать любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института (в качестве культурных символов института бизнеса можно назвать фабричную марку или патентный знак);
3. Утилитарные черты культуры, т. е. те предметы культуры, которые являются основой повседневного функционирования социального института (важными утилитарными чертами бизнеса являются, например, магазин или оборудование);
4. Устные и письменные кодексы поведения, т.е. нормативное обеспечение функционирования социального института (нормы, регулирующие поведение социальных субъектов в рамках института бизнеса на формальном уровне могут быть представлены в контрактах и лицензиях);
5. Идеология представляет собой систему идей, определяющих причины и способы поведения членов социального института, их отношение к различным явлениям и процессам, включает основополагающие убеждения института (идеология бизнеса, например, основана на идее свободной торговли).
Каждый социальный институт выполняет широкий спектр функций. Важнейшими функциями являются:
- Сплочение и укрепление связей между группами людей, объединенных данным социальным институтом, т.е. интегративная функция;
- Воспроизводство общественных отношений, которое обеспечивает устойчивость общественных систем;
- Регулирование отношений в рамках данного социального института на основе общепринятых норм и правил поведения посредством соответствующих санкций, т.е. регулятивная функция;
- Коммуникативная функция, суть которой состоит в обеспечении связей, общения, взаимодействия между людьми за счет организации их совместной жизни и деятельности.
Помимо основных функций каждый социальный институт выполняет специфические экономические, социальные, политические, культурные, идеологические и пр. функции. Например, экономическая функция образования состоит в формировании профессионально-квалификационной структуры рынка труда, экономическая функция семьи – в поддержании нетрудоспособных членов общества и т.д.
Среди функций социальных институтов различают также явные, которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентные, которые осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными.
В целом функционирование любого социального института направлено на удовлетворение той или иной социальной потребности. В случае, когда потребность исчезает, соответствующий социальный институт становится бессмысленным и может тормозить общественное развитие, и в конечном итоге он прекращает свое существование.
Сложность социальной системы и многообразие общественных потребностей определяет разнообразие видовсоциальных институтов.
Г.Спенсер, стоявший у истоков социологической науки, выделил шесть основных видов социальных институтов.
Ø Домашние институты, по мнению Спенсера, характеризуют включенность людей в различные формы жизни, связанные межиндивидуальными отношениями. Основными институтами этой группы являются семья, брак, воспитание.
Ø Обрядовые институты регулируют поведение людей через установленные в качестве принятых большинством населения обряды, обычаи и пр. К обрядовым институтам относятся свадьбы, народные празднества.
Ø Главной функцией политических институтов является установление и регулирование политических и правовых отношений между людьми, их группами и классами. В числе политических институтов основными являются государство, армия, право и др.
Ø Церковные институты обеспечивают объединение разрозненных людей в общество.
Ø Профессиональные институты, важнейшими среди которых являются профсоюзы, объединяют людей, занятых одной профессиональной деятельностью, а также обеспечивают защиту их интересов.
Ø Промышленные институты, функцией которых является обеспечение функционирования производственной структуры общества и регулирование трудовых отношений между участниками производства.
Современные исследователи предлагают выделять несколько иные виды социальных институтов. В структуре современного общества наибольшее значение имеют семейно-брачные институты, экономические, политические, религиозные, институты образования, культуры и науки.
Всю совокупность существующих социальных институтов можно подразделить также на формальные, чья деятельность основана на строгих предписаниях, и неформальные, функционирование которых не является жестко регламентированным.
Различные сферы общественной жизни регулируются особыми социальными институтами.
Семья как социальный институт. Семья и брак относятся к тем явлениям, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Несмотря на всю изобретательность человека, огромное разнообразие политических, экономических и других организаций, практически в каждом обществе, начиная от примитивнейшего племени и заканчивая сложным современным государством, семья выступала и выступает отчетливо выраженной социальной единицей.
Предметом серьезного научного интереса семья становится примерно в середине ХIХ века. Именно в это время появляются первые теоретические и эмпирические исследования семьи. Анализу эволюции форм семьи посвящены интересные работы Л.Моргана «Древнее общество» (1877) и Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884). По мнению этих ученых, семья эволюционировала вмести с развитием общества, следовательно, каждому этапу развития общества соответствовала определенная форма брака и семьи: дикости – групповой брак, варварству – парный, цивилизации – моногамный. Значительный вклад в исследование структуры и типов семьи внес французский ученый Ф.Ле Пле. Наиболее известным является его исследование «Европейские рабочие» (1855).
В советской социологии сложилась достаточно сильная и интересная школа социологии семьи, основоположником которой считается А.Г.Харчев. Его работа «Брак и семья в СССР» (1964) до сих пор не потеряла своей актуальности. Существенный вклад в становление и развитие социологии семьи в советский и постсоветский периоды внесли А.И.Антонов, С.И.Голод, Т.А.Гурко, М.С.Мацковский и др.
В социологии семья исследуется в двух аспектах:
1) как социальный институт;
2) как малая группа.
Первый аспект предполагает анализ семьи как бы «извне» (макроуровень) и связан с изучением и анализом места и роли семьи в социальной системе, ее социальных функций, взаимосвязи с другими социальными институтами (государством, образованием, религией). Второй аспект связан с исследованием семьи «изнутри» (микроуровень). Он предполагает изучение ролевых взаимодействий в семье (муж – жена, родители – дети, братья – сестры), причин и социальных последствий семейных конфликтов, разводов и т.п. Этот аспект тесно связан с психологией.
Названные аспекты тесно взаимосвязаны. В конечном счете, макроуровень является детерминирующим и оказывает существенное влияние на микроуровень. Проблемы семьи как малой группы оказываются зачастую следствием ее проблем как социального института.
Итак, что же такое семья?
Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми; малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью (А.Г.Харчев). Социальная необходимость семьи обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
С институтом семьи тесно связан институт брака. Брак – это санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная форма отношений между полами. Таким образом, институт брака регулирует более узкий круг отношений, нежели семья.
И брак, и семья существуют в разных формах.
· По месту выбора брачного партнера различают эндогамный и экзогамный браки. Эндогамия предполагает выбор брачного партнера в пределах своей группы. Эта форма брака характерна для примитивных обществ. Экзогамиятребует выбирать брачного партнера за пределами своей группы. Возникнув в доиндустриальном обществе, эта форма брака получила наибольшее распространение и является доминирующей в современном обществе.
· По количеству партнеров в браке различают моногамный и полигамный браки. Моногамия– это союз одного мужчины с одной женщиной. Такая форма брака характерна для большей части современных обществ, прежде всего стран, ориентирующихся на западную культуру. Полигамия – это союз, при котором в брачных отношениях состоят несколько человек. Различают три формы полигамии – полигиния, полиандрия и групповой брак. Наиболее распространенной формой полигамии является полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами. Полигиния допускалась во многих доиндустриальных обществах. Сегодня такой брак существует в ряде восточных, прежде всего, исламских обществ. Многоженцами являются, как правило, богатые мужчины, либо те, кто обладает особыми привилегиями (вожди, главы племен и родов, крупные государственные чиновники и т.д.). Полиандрия предполагает наличие нескольких мужей у одной женщины. Такая форма брака является достаточно редкой и возникает в ситуации резкого дефицита женщин. Чаще всего такая ситуация наблюдается в традиционных обществах, вынужденных ограничивать рождаемость (Китай, некоторые островные культуры Тихого океана). Групповой бракпредполагает наличие брачных отношений между несколькими мужчинами и несколькими женщинами. По поводу существования этой формы брака у ученых до сих пор нет единой точки зрения.
Теперь о формах семьи.
· В зависимости от представленности различных поколений различают нуклеарную и расширенную семью. Нуклеарной называется семья, состоящая из родителей и зависящих от них детей. Расширенной называется семья, включающая помимо родителей и детей, других родственников. Процессы индустриализации и урбанизации, широко развернувшиеся в современном мире, привели к преобладанию нуклеарной семьи.
· По составу выделяют полные и неполные семьи. Полной является семья с двумя родителями, неполной (монородительской) – с одним. В современном мире среди монородительских преобладают материнские семьи.
· По числу детей семьи дифференцируются на бездетные, малодетные (1 ребенок), среднедетные (2-3 ребенка) и многодетные (более 3-х детей) семьи. Сегодня преобладают малодетные семьи, растет число бездетных семей.
· По характеру распределения власти между супругами выделяют традиционную и эгалитарную семью. Для традиционнойсемьи характерно:
ü Признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства;
ü Экономическая зависимость жены от мужа;
ü Функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж – кормилец, жена - домохозяйка)
Эгалитарной называют семью равных. Для нее характерно:
ü Справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем;
ü Обсуждение основных семейных проблем и совместное принятие важных для семьи решений;
ü Экономическая независимость супругов.
В современном обществе, в том числе и в России, все большее распространение получает эгалитарная семья. В современной семье не только трансформируются традиционные роли женщин в связи с их массовым участием в профессиональной деятельности, но и изменяются роли мужчины. Сегодня не так редки случаи, когда мужчина берет больничный или отпуск по уходу за ребенком, а также свидетельства активного участия мужчин в ведении домашнего хозяйства.
Семья как любой социальный институт выполняет в обществе определенные социальные функции.
· Репродуктивная функция – это функция воспроизводства населения. Статистика показывает, что для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы примерно 50% семей имело по двое детей и 50% – по трое. Но в реальной практике этого не происходит. Социально-демографическая ситуация в России в настоящее время вызывает серьезную озабоченность у многих специалистов (демографов, экономистов, социологов). Для нее характерны снижение рождаемости, старение населения, увеличение количества однодетных и бездетных семей. Среди мотивов ограничения рождаемости преобладают материально-экономические причины и появляется такой мотив, как неуверенность в завтрашнем дне. Процесс уменьшения числа детей в семье «стимулируется» и ростом разводов.
Исследования и статистика показывают, что наблюдаются существенные различия между рождаемостью в разных регионах страны и у разных групп населения. Наиболее низкая рождаемость в крупных городах. У женщин с высшим образованием показатель рождаемости в три раза ниже, чем у женщин с начальным образованием. Примерно во столько же раз превышает среднюю норму рождаемости число детей у психически больных и умственно отсталых лиц.
Сложившаяся ситуация чревата серьезными последствиями. Во-первых, ряд регионов оказался перед чертой, за которой может начаться депопуляция. Во-вторых, возникает опасность деградации населения – роста врожденной умственной отсталости и тяжелых наследственных заболеваний.
· Воспитательная функция тесно связана с репродуктивной. Давно известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Психологи и педагоги отмечают, что с рождения до трех лет ребенок лишен достаточного количества внимания, заботы, тепла, непосредственного эмоционального контакта со взрослыми и прежде всего с матерью, то естественное протекание многих социально значимых качеств детей нарушается, растягивается на продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым.
Многие факторы падения воспитательной роли семьи тесно связаны с происходящими в ней серьезными переменами. Переход от традиционной семьи к современной, основанной на равенстве супругов, привел к утрате непререкаемого авторитета мужчины и снижению согласованности воспитательных воздействий родителей. В современной семье нередки разные, а то и взаимоисключающие представления матери и отца и воспитании, о том, как надо жить вообще.
В семье главным образом воспитываются дети. Но этим далеко не исчерпывается ее воспитательная роль. Семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена, расширяя или, наоборот, ограничивая пространство для самореализации не только детей, но и взрослых.
· Хозяйственно-бытовая функция охватывает такие аспекты семейных отношений, как ведение домашнего хозяйства, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, уход за детьми, поддержку и опеку над престарелыми, инвалидами и т.д. В нашей стране, где уровень механизации в быту пока не очень высок, а сеть бытовых услуг далеко не всем доступна, бытовые проблемы ложатся в первую очередь на плечи женщин, усугубляя и без того нелегкий конфликт ролей – между профессиональной деятельностью женщины и ее семейными обязанностями.
· Экономическая функция семьи заключается в материальном обеспечении одних членов семьи (дети, престарелые родственники) за счет других (работающие супруги). К этой же функции можно отнести составление и использование семейного бюджета, решение других финансовых вопросов.
· Рекреационная функция (иногда ее называют психотерапевтической) приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста разнообразных социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль. Она выступает для человека «оазисом» спокойствия, уверенности, заботы и любви, создает столь важное для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса. Рекреационная функция включает в себя и духовно-эстетические моменты, в том числе организацию семейного отдыха и досуга. Рекреационные аспекты семейной жизни тесно связаны с культурой семейных отношений, что существенно влияет на жизнедеятельность семьи и в конечном счете на само ее существование.
· Сексуальная функция семьи связана с удовлетворением сексуальных потребностей. В современном обществе сексуальность – один из ведущих факторов социального развития. Снятие табу с сексуальных отношений – важное достижение западного демократического общества. Вместе с тем, в связи с ростом опасных заболеваний, передающихся половым путем, большое значение в современном мире приобретает организация сексуальной жизни и контроль сексуальных отношений.
Со второй половины ХХ века все больше говорят о кризисе семьи как социального института. Кризис любого института означает его неспособность выполнять свои функции. Проявлениями кризиса семьи, по мнению ученых, выступают:
· Снижение уровня рождаемости;
· Рост количества разводов;
· Увеличение числа одиноких мужчин и женщин;
· Рост внебрачной рождаемости;
· Рост числа неполных (чаще материнских) семей;
· Снижение числа регистрируемых и рост фактических (неофициальных) браков;
· Появление новых стилей и форм брачных и семейных отношений (гомосексуальные браки).
Названные процессы характеризуют состояние семьи и брака в наиболее развитых странах. Россия не является здесь исключением, хотя многие процессы имеют в нашей стране свои специфические особенности.
Однако большинство ученых склонны считать, что правильнее говорить не о кризисе семьи как социального института вообще, а о кризисе традиционной семьи. Семья как социальный институт сохранится, но формы и функции ее существенно изменятся. Аргументом здесь служит сохраняющаяся высокая ценность семьи в структуре жизненных ценностей различных социальных групп, фиксируемая многочисленными социологическими исследованиями, как в России, так и за рубежом.
[1] Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 369.
[2] Зборовский Г.Е. Общая социология. - Екатеринбург, 1997. С. 334.