Тема 01. Научная и религиозная картина мира

БЛОК А

8. Генеральное направление в развитии науки о культуре в XXI в. связано с ...

повышением эффективности ее прогностической функции

повышением эффективности функции социализации

повышением эффективности адаптивной функции

повышением эффективности интегративной функции

1. В истории культуры при рассмотрении категории жизни обращают внимание на «три царства жизни» - это ...

свободы, равенства, братства

физическое, химическое, биологическое

органическое, неорганическое, ноосфернoe

растительное, животное, человеческое

4. В современном мире наблюдается процесс ... противоположный по смыслу глобализации культуры.

интеграции

ассимиляции

этнизации

разделения сфер влияния

5. В условиях глобализации возникает угроза массовой инволюции, что означает ...

полное равенство людей

забвение собственных интересов ради интересов общества

немедленное удовлетворение любых социальных потребностей личности

развоплощение человеческой личности

6. В условиях глобализации для культурологии актуальным вопросом направления исследования становятся ...

международный характер политических кризисов

увеличение диспропорций в экономическом развитии стран

исчезновение явлений, не вписывающихся в систему стандартов

разнообразные «культурные тексты», аккумулирующие исторический опыт коллективной жизни людей

7. Возможности неограниченного накопления и обработки информации, знакомство с любыми культурными традициями стало возможным в условиях культуры ...

раннегородских цивилизаций

Новой эпохи

первобытного общества

постиндустриального типа

17. Постмодерн как новый тип культуры ...

предлагает эстетический гедонизм

возвращает к патриархальному, религиозному типу культуры

противопоставляет друг другу безликого «массового человека» и эгоцентричного эстета-интеллектуала

разрушает систему символических противоположностей

18. Постмодерн как современная культурная ситуация ...

ищет пути к преодолению разрыва между элитарной и массовой культурой

ведёт к возрастанию роли системного начала

способствует независимости масс-медиа

противопоставляет традиции и новаторство

19. Постмодернизм как направление современной культуры и культурологии сформировался в ...

начале XX в.

начале XXI в.

конце ХIХ в.

70-80-е гг. XX в.

21. Преобладающей формой современных социальных отношений является ...

развитие мультикультуральности

разработка технологий мягких социальных взаимодействий

развитие процессов стихийной локализации исторических традиций

формирование общепланетарного культурно-информационного поля

2. Какой из интерпретаций религии соответствует цитата "религия есть сфера духовной жизни общества и индивида, способ практически-духовного освоения мира, одна из областей духовного производства":
теологической
философско-этической
психоаналитической
атеистической

3. Для какого подхода к вопросу об возникновении религии характерно утверждение, что "люди приходят к идее существования бога в силу присущего им страха перед непонятным и потребности в в искании причин явлений":
теологического
атеистического
структурно-функционального
эволюционистского

4. Какая интерпретация религии рассматривает религиозность как общечеловеческий навязчивый невроз:
теологическая
атеистическая
философско-этическая
психоаналитическая

5. Представителями атеистической интерпретации религии являются:
Л. Фейербах, В. Ленин
З. Фрейд, О. Ранк
С. Булгаков, Э. Трельч, Ж. Маритен
К. Маркс, М. Вебер, Н. Бердяев

5. Представителями теологической интерпретации религии являются:
Л. Фейербах, В. Ленин
З. Фрейд, О. Ранк
С. Булгаков, Э. Трельч, Ж. Маритен
К. Маркс, М. Вебер, Н. Бердяев

БЛОК В

БЛОК С

1. Раскройте смысл утверждения П.Сорокина об исторических перспективах влияния науки на религию: «Хотя знания и растут, но так как область явлений, куда могут перекочевать верования, бесконечна, то нужно бесконечное время, чтобы уничтожить их абсолютно».

2. Выскажите свое отношение к утверждению космолога У.Боннора о попытках религиозной интерпретации научных концепций: «Некоторые ученые отождествляют сингулярность с Богом и думают, что в этот момент родилась Вселенная. Мне кажется, что в высшей степени неуместно заставлять Бога решать наши научные проблемы. В науке нет мест подобному сверхъестественному вмешательству».

3. «Религия и наука не исключают друг друга, как некоторые думают или опасаются этого в наше время, - они дополняют друг друга» М.Планк.

4. «В науках мы видим две соприкасающиеся противоположности. Первая – естественное неведение, в котором находятся все люди при рождении. Вторая противоположность – та, до которой доходят великие души, познавшие все, что людям дано знать и утверждающие, что они ничего не знают и наталкиваются на то же незнание, познавшее само себя. Те, кто вышли из естественного незнания и не смогли достичь другого, окрашены своей самодовольной наукой и делаю вид, что они что-то понимают. Они мутят мир и рассуждают хуже всех других» (Блез Паскаль).

5. «Как бы далеко наука ни распространяла свои завоевания, ее область всегда останется ограниченной. Тайна охватывает ее на всем протяжении ее границ и чем дальше ее границы будут простираться, тем больше тайн будет окражать ее» (М.Пуанкаре, математик).

Наши рекомендации