Тема 2. научная, философская и религиозная картины мира. синергетика как новое мировоззрение

(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)

План:

1.Картина мира и ее соотношение с мировоззрением.

2.Религиозная картина мира. Божественное, человеческое и земное в религиозной картине мира. Сакральный и профанный мир в религиозной картине мира. Типы религиозных картин мира: мифология, политеизм, теизм, деизм, пантеизм, атеизм, персонализм.

3.Философская картина мира. Историческая смена философских картин мира.

3.Научная картина мира. Парадигма, законы, эмпирические факты и эмпирические обобщения в научной картине мира. Исторические типы научных картин мира: аристотелевская картина мира, лапласовский детерминизм, механическая картина мира, эволюционная картина мира.

4.Современная картина мира. Синергетика – как реальное видение.Черты современной картины мира: историзм, структурализм, квантово-волновой дуализм, синергетика. Современная физическая картина мира, современная астрономическая картина мира. Современная биологическая картина мира. Проблема происхождения жизни. Теории биогенеза и панспермии. Место человека в современной научной картине мира. Проблема антропогенеза, проблема поиска внеземных цивилизаций.

Литература:

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М., 1994.

2. Венгеров А.Б. Синергетика и политика // ОНС. – 1993. - № 4.

3. Гамаюнов С. От истории синергетики к синергетике истории // ОНС. – 1994. - № 3.

4. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. — М., 1992.

5. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. – 1992. - № 12.

6. Лосев А.Ф. Философия мифа. Соч. — М., 1991.

7. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм // Вопросы философии. – 1991. - № 3.

8. Моррис Г. Сотворение мира. – М., 1991.

9. Найдыш З.М. Концепции современного естествознания. — М., 1999.

10. Наука и квазинаучные формы культуры. — М., 1999.

11. Наумкин А. Синергетика // Свет. – 1995. - № 1-5.

12. Плеханов Г.В. Об атеизме и религии в истории общества и культуры. Избр. произв. — М., 1977.

13. Пригожин И., Стенгерс А. Порядок из хаоса. – М., 1993.

14. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре технической цивилизации. – М., 1994.

15. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. — М., 1988.

16. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. — М., 1960.

17. Ценностный статус естествознания на рубеже веков. — СПБ, 1999.

Творческое задание:

Вопросы для обсуждения и самопроверки

1. Картины мира и их соотношение с мировоззрением.

2. Религиозная картина мира.

3. Философская картина мира.

4. Научная картина мира.

5. Современная картина мира. Синергетика – как реальное видение.

Контрольные вопросы:

1. Какие Вы знаете типы религиозных картин мира, раскройте их сущность.

2. Назовите основные характеристики научной картины мира.

3. Что составляет основу современной картины мира?

4. Дайте характеристику философской картины мира.

5. Что такое синергетика? Какую роль играет в реальном видении мира?

Темы докладов и сообщений:

1. Историческая смена философских картин мира.

2. Божественное, человеческое и земное в религиозной картине мира.

3. Сакральный и профанный мир в религиозной картине мира.

4. Характеристика современной картины мира.

5. Синергетика как реальное видение мира.

6. Современная физическая картина мира.

7. Современная астрономическая картина мира.

8. Современная биологическая картина мира.

9. Место человека в современной научной картине мира.

10. Проблема антропогенеза, проблема поиска внеземных цивилизаций.

11. Исторические типы научных картин мира: аристотелевская картина мира, лапласовский детерминизм, механическая картина мира, эволюционная картина мира.

Основные понятия

Картина мира, религиозная картина мира, теизм, деизм, пантеизм, атеизм, персонализм, научная картина мира,

Темы рефератов

· Р. Грейвс и Дж. Фрезер об изменениях в религиозно-мифологи­ческой картине мира при переходе от бронзового века к железному.

· Теизм и пантеизм в мировых религиях.

· Эсхатология как религиозно-философская проблема.

· Теодицея как религиозно-философская проблема.

· Проблема поиска внеземных цивилизаций и ее значение в современной науке и культуре.

· Коперник, Бруно, Галилей: различия в картине мира.

· Мировоззрение, миросозерцание и картина мира.

· Философская картина мира, ее отношение к науке и религии.

· Основные элементы религиозных картин мира. Теизм, пантеизм, персонализм и атеизм.

· Научные картины мира, парадигмы и научные ревлюции.

· Аристотелевская картина мира, механическая картина мира, эволюционная картина мира, философская картина мира.

ТЕМА 3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНОСТИ

(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)

План:

1.Культурно-исторические предпосылки возникновения философии Древнего мира. «Цивилизационный взрыв» середины I тысячелетия до н. э. Переход от общинно-родовой организации жизнедеятельности людей к цивилизационным формам, от мифа к логосу. Рождение нового мировосприятия.

2.Становление древнекитайской философии. Ицзинистика, даосизм, конфуцианство.

3.Философская культура Древней Индии. Упанишады как переход от мифологического к философскому мировоззрению. Многообразие религиозно-философских школ. Буддизм и Ведантизм.

4.Содержание и особенности становления и развития Древнегреческой цивилизации. Создание новой хозяйственно-экономической предметности и новой социокультурной реальности. Кризис мифологического сознания. Поиск основ «правильного» поведения человека. Гесиод. Гомер. «Семь мудрецов» Эллады.

5.Мировоззренческое оформление активного и гармоничного сопряжения человека и мира. Космоцентризм; мера и безмерное, предел и беспредельное, текучесть и устойчивость, единое и многое. Рождение философского мышления. «Что есть все?».

6.Фалес и Милетская школа. Первоначала как стихии. Мыслеобразы и аналогии.

7.Пифагорейская школа. «Все есть число». Разработка форм обоснования и доказательства.

8.Гераклит. «Космос — вечно живой огонь...». «Все происходит согласно логосу...», «Из различающегося прекраснейшая гармония...», «Все течет».

9.Парменид и элейская школа. Истинно сущее и обманчивый мир явлений. Бытие. Апории Зенона — первый пример чисто логических доказательств. Философия элеатов — рубеж в истории ранней греческой философии.

10.Плюралистические учения Эмпедокла (смешение, разделение первоэлементов) и Анаксагора (учение о «гомеомериях», Ум).

11.Атомистическая философия Демокрита. Бытие есть атомы, небытие — пустота. Математический атомизм. Теория познания. Учение о космосе, органической природе, человеке и обществе. Атомистическая идея и наука нового времени.

12.Демократизация и интеллектуализация общественной жизни греческих полисов V-IV вв. до н. э. Изменение статуса философии: смещение центров внимания от природы к человеку, от системы к методу, от знаний к ценностям.

13.Софистика: релятивизм, скептицизм, субъективизм; развитие практики логической аргументации. Протагор. Горгий.

14.Жизнь и смерть, учение и метод Сократа. Софисты и Сократ. Философия как образ жизни, этическая доктрина.

15.Философское учение Платона. Бытие есть идеи, небытие — материя (вещество, материал). Учение об идеях, познании, эйдосы и мир вещей, телеология. Ду­­­а­лизм души и тела, теория метемпсихоза. Платон об идеальном государстве, законах, справедливости. Платонизм в истории философии.

16.Аристотель. Критика идей Платона. Бытие есть единичное бытие или субстанция, единство формы и материи. Учение о четырех причинах. Логика и методология. Классификация наук по Аристотелю, "первая философия" и “вторая философия”. Учение об обществе. Этика.

17.Особенности культуры эллинистического и римского периодов. Эпикурейство, Стоицизм, кинизм о человеке. Скептицизм. Неоплатонизм.

Литература:

1. А.Ф. Лосев. История античной философии в кратком изложении. М., 1989.

2. Антология мировой философии. В 4-х т. –– М.,Мысль. 1972.

3. Антология мировой философии: В 4-х т. – М., 1969. Т.1.

4. Аристотель .Сочинения. – В 4-х т. Т. 1. - М. 1976.

5. Аристотель Сочинения. Тт. 1-4. М., 1972.

6. Аристотель. "О душе". Соч. в 4-х т. Т. 1. М., 1975.

7. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.

8. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1999.

9. Блинников П.В. Великие философы. Словарь-справочник –– М., Логос. 1972.

10. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

11. Боннар А. Греческая цивилизация в 3-х т. М., Искусство, 1991.

12. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

13. Диоген Лоэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, - М. 1986.

14. История философии в кратком изложении. (пер. с чешского). М., 1991.

15. История философии: Запад - Россия - Восток ( книга первая: Философия древности и средневековья). - М., 1995.

16. Кессиди Ф.И. Сократ. М., 1976.

17. Краткая история философии // Под общ.ред.З..Г.Голобкова. М., 1996.

18. Краткая история философии ––. М.,Олимп. 1996

19. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1996.

20. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.

21. Мир философии: Книга для чтения в 2-х ч. –– М., 1991.

22. Платон. " Протагор ", "Апология Сократа'' // Диалоги. М., 1965.

23. Платон. Апология Сократа // Соч.: В 3-х т. М., 1968-1971, Т.1.

24. Платон. Сочинения. т.1-4.–– М.,1968.

25. Рассел Б. История западной философии: В 2-х кн. - М., 1993. Кн. 1.

26. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х т. Т. 1. Античность. - СПб., 1994.

27. Толстых В.И. Сократ и мы. М., 1981, Раздел 1.

28. Философия. Словарь-справочник. (Хрестоматия.) Ростов-на-Дону. 1996.

29. Философия. Учебник для вузов //Под ред. В.Г.Губина, П.Ю.Сидориной, В.И.Филатова. ч.1,гл.1-2 –– М., 1998.

30. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1, 2. М., 1989.

31. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

32. Чанышев А.Н. Начало философии. М., 1982.

33. Эдвард Радзинский. Беседы с Сократом. М., 1982. Пьесы.

Творческое задание:

Вопросы для обсуждения и самопроверки:

1. Каковы особенности философии Древнего Востока?

2. Какой исторический период охватывает античная философия? Чем объясняются в ее развитии периоды зарождения, расцвета, упадка?

3. Какую философскую проблему поставил Парменид в своем учении о бытии и мышлении?

4. В чем выразился космоцентризм ранней греческой философии?

5. Софисты считали, что критерием существующего является человек. "Человек - мера всех вещей" - утверждал Протагор. Этим самым впервые была заложена идея относительности всех человеческих понятий этических норм, оценок. Какой положительный смысл она в себе содержала?

6. По признанию Плутарха (см. "О демоне Сократа", Плутарх. Соч. М. 1983. с. 510) Сократ обладал "особой демонической силой". В чем секрет этой силы: в жизненном опыте, великой мудрости, хорошем знании людей, с которыми беседовал Сократ, умением мастерски вести беседу и т. д.? Почему Сократ был признан выдающимся мудрецом, олицетворением народного философа?

7. Сократ считал, что науки о человеке обладают огромным преимуществом перед науками о природе. Это преимущество состоит в том, что первые, изучая человека, дают ему то, в чем он более всего нуждается, – познание самого себя и своих дел, определение цели своей деятельности, осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истинное и ложное. Можно ли полностью согласиться с рассуждениями Сократа?

Контрольные вопросы:

1. На примере диалога "Протагор" раскройте общие особенности философско­го учения Платона. Чем примечательна его постановка проблемы человека?

2. Философия изучает вообще "начала и причины всего сущего... посколь­ку оно берется как сущее!" - считал Аристотель. Главный вопрос для него состоял в том, существуют ли самостоятельные, "неподвижные и вечные сущности"? Какую философскую проблему впервые поставил Арис­тотель?

3. В чем особенность философского учения Эпикура? Что представляло из себя течение, которое получило название «античный скептицизм»?

4. Каковы особенности учения стоиков?

Темы докладов, сообщений

1. Буддизм и конфуцианство как выражение характерных черт философии Древнего Востока.

2. Понятие макрокосма и микрокосма в досократический период греческой философии.

3. Учение о бытии Парменида и его значение.

4. Сократ и время.

1. Философия Платона, его учение об идеях ("Эйдосах"). Диалог как форма развития Философской мысли.

2. Аристотель и его учение. Осмысление оснований бытия мира и человека в философии Аристотеля.

3. Этническое учение Эпикура и стоиков.

1. Постановка проблемы человека в философии софистов, Сократа, Платона.

2. Особенности сократического диалога.

3. Осмысление бытия мира и человека в философии Аристотеля.

4. Отличительные черты этики Эпикура и стоиков.

Основные понятия

Культура Дао, даосизм, конфуцианство. Упанишады, буддизм, ведантизм, космоцентризм, единое, первоначало. Стихия, ум, логос, бытие, эйдос, гомеомерии, атомы и пустота, идеи, софистика. Разум и чувства, форма и материя, движение и причины. Добродетель, этика Эпикура, стоиков, киников. Скептицизм, неоплатонизм.

Темы рефератов

· Кризис мифологического сознания и его причины (Древний Восток и/или Древняя Греция).

· Мировоззренческий смысл древнегреческого космоцентризма.

· Мера и безмерное, предел и беспредельное, единое и многое, текучесть и неизменность — главные темы мировоззренческих исканий древнегреческих мыслителей.

· Единое, Ум (Логос), Душа — триада первосущностей в античной философии.

· Фалес, Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель — вехи в развитии античной философии.

· Рациональность: становление и развитие форм и методов рационального мышления в культуре Древней Греции.

· Математическое и эстетическое оформление перехода от мифологического мировосприятия к рациональному.

· Человек и Рок в трагедиях Эсхила и Софокла.

· Демокрит, Ньютон и атомистическая парадигма.

· Платон и В. Гейзенберг — «В начале была симметрия...».

· Неоплатонизм и христианство.

· Аристотель: жизнь и деятельность.

· Диоген (киник), Эпикур, Сенека (римский стоик) о человеке.

· Филон Александрийский и формирование христианства.

· Идеи неоплатонизма (Платон, Прокл).

· Ранняя философия Древнего Востока и Древней Греции.

· Культурно-исторические предпосылки возникновения философии Древнего мира.

· Древнекитайская философия. Культура Дао. Даосизм и конфуцианство.

· Философская культура Древней Индии. Буддизм и Ведантизм.

· Содержание и особенности становления Древнегреческой цивилизации. Поиск основ нравственного и разумного поведения человека. Гесиод, Гомер, «Семь мудрецов Эллады».

· Рождение философии. «Что есть все?». Фалес и Милетская школа. Пифагорейская школа (число). Гераклит (Огонь, Логос).

· Парменид и элейская школа. Бытие, тождество мышления и бытия. Апории Зенона и логика доказательств.

· Атомистическая философия Демокрита. Демокрит и наука Нового времени.

· Изменение статуса и направленности философии в V-IV вв. до н.э. Софисты: Протагор, Горгий.

· Жизнь и смерть, учение и метод Сократа.

· Философская система Платона. Учение об идеях. Платонизм в истории философии.

· Аристотель. Критика идей Платона. Концептуализация и систематизация философского и научного знания.

· Особенности культуры эллинистического и римского периодов. Эпикурейство, стоицизм, кинизм о человеке. Скептицизм, неоплатонизм.

· Мир и человек в философии Древнего Востока и в системе античного космологического мировоззрения.

· Условия за­рождения и основные периоды развития древнегреческой фи­лософии.

· Ионийская философия. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Эфесский.

· Италийская философия: Пифагор. Элейская школа: Парменид, Зенон, Эмпедокл.

· Древнегреческий атомизм: Левкипп, Демокрит.

Наши рекомендации