Научная и религиозная картина мира.

Религия как сфера культуры.

. Теодицея. Отец Матфей. Патрик де Лобье.

46.1.

РЕЛИГИЯ(от лат. religio – «святыня», набожность, благочестие; Цицерон связывал ее с лат. religere – собирать, благоговеть, соблюдать, вновь обдумывать). Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Американский антрополог К.Гирц (C.Geertz), исследуя «культурный аспект анализа религии», дает ее определение также как системы символов, «которая способствует возникновению у людей сильных, всеобъемлющих и устойчивых настроений и мотиваций, формируя представления об общем порядке бытия и придавая этим представлениям ореол действительности таким образом, что эти настроения и мотивации кажутся единственно реальными». При этом теологи утверждают, что каким бы всеобъемлющим не было определение религии, неверующий человек не способен понять и определить ее сущность.

Теология (учение о Боге) – это система положений вероучения, которая появляется при возникновении теистических религий (иудаизма, христианства и ислама) и социальных институтов иудейской или мусульманской общины или христианской церкви.

Христианская теология подразделяется на историческую, которая исследует историю Церкви, Библии; систематическую – догматика, апологетика; практическую – гомилетика, катехетика, литургика (учения о богослужении). Теология продолжает развиваться до настоящего времени.

Происхождение религии.К этому вопросу можно выделить два основных подхода: религиоведческий (научный) и богословский (собственно религиозный). С точки зрения богословов и религиозных философов, идея Бога в человеческом сознании есть результат сотворения Богом мира и человека и воздействия на человека божественной сущности. Доказательства бытия Бога в период становления и развития христианства приводили Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, философы Р.Декарт, Г.Лейбниц и др.

В рамках научного религиоведческого подхода существует много концепций происхождения религии. Например, немецкий философ и социолог М.Вебер считал, что предпосылкой возникновения религии является проблема смысла. Религия концентрирует смыслы, и переживание мира переходит в мироосознание. Мир наполняется сверхъестественными силами, богами, демонами и душами. Религия воспитывает у своих последователей систему норм, которая определяет моральные позиции по отношению к миру.

К.Маркс и Ф.Энгельс выводили религию из отношений реальной жизни, считая ее основой изначальное бессилие перед могуществом Природы. По их мнению, у религии нет истории, оторванной от всемирной истории, ее сущность можно объяснить исходя из жизни общества: «… всякая религия является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». Образы, в которых отражались таинственные силы природы, преображаются в образы богов и приобретают реалии общественной жизни, например, Древнего Египта или Месопотамии.

Однако происхождение религии не может объясняться только изъянами в познании людей. Выживание древних человеческих общностей было невозможно без общественно целесообразного поведения их членов. Социально целесообразная деятельность человека же возможна в том случае, если ее мотивы выходят за рамки его потребностей и забот как смертного существа, но связываются с интересами всего общества, жизнь которого представляется бесконечной. Так возникают идеалы и ценности, которые заполняют разрывы в сознании смертного человека: другая «высшая» реальность, Абсолют, бессмертие, особые вечные ценности, превосходящие интересы конечного индивида.

Ранние формы религии.Образованию религии как относительно самостоятельной духовной сферы предшествовал длительный процесс формирования и развития верований и ритуалов в рамках мифологии (см. также МИФ). Одной из самых ранних форм родоплеменных религий является тотемизм – вера в родственную связь между племенем с одной стороны и определенным животным, растением или явлением природы – с другой. В первобытном обществе был распространен и фетишизм – почитание материальных предметов, якобы наделенных сверхъестественными свойствами. Кроме того, для родового строя характерен культ предков, которые якобы влияют на жизнь потомков. Вера в духов и душу, всеобщую одухотворенность природы называется анимизмом. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом. Была распространена вера в магию, которая через определенные действия и заклинания должна была повлиять на человека или природные явления.

Постепенно оформляются более сложные представления о душе и ее существовании после смерти человека, о загробном мире, о деяниях богов и героев как соучастников обыденной жизни людей. В античности существовала строгая иерархия богов, хотя еще не произошло четкого размежевания мифологических и религиозных персонажей. Появляются теистические религии. Все более жестко противопоставляется тело и дух, земное и небесное, сакральные герои возвышаются до главного, верховного Бога. Многие из таких религий сохранились до наших дней: индуизм,синтоизм, даосизм, зороастризм, джайнизм.

К теистическим религиям относятся иудаизм, христианство, ислам. Ранние религии, распространенные по этническим и политическим границам, уступают наднациональным, мировым религиям (буддизм, христианство,ислам), объединяющим людей вне зависимости от места их проживания, языка и этнической принадлежности и т.п. Эта идея выражена в Новом Завете: «Нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».

В настоящее время, наряду с сложившимися религиями появляется новый тип религиозности, многочисленные нетрадиционные религии, что вызвано растущим интересом к идеям космизма, различным формам эзотерического знания, возрождению архаичных религиозных верований, часто в качестве символов национальной духовности.

Классификация религий.В наше время существует более пяти тысяч религий. Для систематизации этого многообразия обычно выделяют типы религий по некоторым общим признакам. Бытуют различные типологические схемы, по которым религии могут относиться, например, к «языческим и откровенным», «естественным и этическим», «естественным и богодухновенным» и т.п. Религии подразделяются на мертвые и живые (современные). К первым относятся исчезнувшие религии например, верования древних индейцев, египтян, которые оставили после себя множество легенд, мифов и памятников древней культуры.

Религии могут быть

монотеистическими (единобожие) и политеистическими (пантеон богов);

родо-племенными (распространены у народов, у которых сохранились архаические общественные структуры, например, у аборигенов Австралии и Океании);

народностно-национальными (индуизм, конфуцианство, сикхизм и т.д.);

мировыми. К мировым (наднациональным) религиям относятся: буддизм (основные направления – махаяна и хинаяна), христианство (гл. разновидности – католицизм, православие, протестантизм), ислам (основные направления – суннизм и шиизм). Е. Казарина .

46.2. Специфические черты, отличающие науку от религии[1]

Выделим некоторые специфические черты, которые различают науку и религию.

1. Основное содержание науки – теоретически выводимые, логически доказуемые и эмпирически проверяемые знания.

Основное содержание религиозных учений (на примере христианства) – Священное писание, повествования и предания, опирающиеся на веру.

2. Наука едина и интернациональна, а религии отвергают друг друга.

«Русская» модель атома

3. Научное знание, будучи объективным, надличностно[2].

Религиозное знание всегда имеет личностную форму (заветы предков, тексты пророков, знания, открытые свыше богоизбранным личностям и т.д.)

Происхождение религии имеет в числе прочих и субъективно-антропологические предпосылки.

Тайна «святого семейства» заложена в характеристиках земного семейства.

4. Наука натуралистична. Она в принципе не может вводить никаких сверхъестественных факторов.

Ученый устремлен постигать существующее, избегая излишних предположений и произвольных допущений.

Кем-то уже говорилось, что чудеса не противоречат законам природы, но противоречат нашим представлениям об этих законах.

Термины "сверхъестественный" и "божественный" почти тождественны.

В этом смысле наука принципиально арелигиозна.

Именно "а", а не "анти". Ученый может верить в Бога и рассматривать природу как книгу, написанную Богом на языке математики (как это делал Галилей).

Но он все равно должен расшифровать этот текст, не прибегая к непосредственному проникновению в божественный замысел.

Загорск.

5. Наука критична и самокритична. Ученый, проверяя свою или чужую концепцию, подвергает ее серьезнейшей критической проверке.

Фундаментальная черта религиозных учений - это откровенный догматизм.

Б. Шоу на банкете в честь Эйнштейна. Сражались не только армии.

6. Религия и наука по разному представляют источник знания.

Источником научного знания являются опыт и разум.

Источником религиозного знания является божественное откровение.

7. С предшествующим признаком тесно связан открытый характер научных текстов и закрытый характер религиозных текстов. Научные тексты всегда незакончены.

Теорема Гёделя.

Они допускают как дополнение, так и пересмотр (правда, удовлетворяющие «принципу соответствия»).

Совершенно иной характер носят основополагающие религиозные тексты.

Они в принципе не допускают никакого изменения, а могут только истолковываться[3].

Очень жаль, что в нашей стране вновь и вновь обнаруживает себя тонко подмеченная Н.А. Бердяевым "полярность русского человека".

От бездумного отрицания религиозного мировоззрения сейчас намечается тенденция к столь же бездумной его экспансии.

Некоторые представители «власть предержащих» видят в религии вариант новой государственной идеологии. Криминальные авторитеты тоже пытаются подстраховаться от неприятностей на том свете.

По словам А.П. Чехова, между «есть Бог» и «нет Бога» лежит целое громадное поле, которое проходит с большим трудом истинный мудрец.

Секулярно[4] или агностически ориентированные ученые считают, что врожденное «религиозное чувство» есть архетип преклонения, имеющий естественное, а не сверхъестественное происхождение.

Фильм Якопетти: между Гонконгом и Австралией пролегла оживленная авиалиния…

Собаке богом кажется ее хозяин.

Религиозная идеология нередко становилась орудием принуждения в руках властвующих элит.

Но она же могла становиться милосердной заступницей социальных низов.

Хорошо выразил единство религии, морали и искусства один священник: - Кино – это язык. На нем можно сказать «- Слава тебе, Господи!» А можно «- Распни! Распни!»

Любой человек – независимо от его религиозной позиции преклонит голову перед жизненными подвигами Франциска Ассизского и Серафима Саровского, Ганди и Кинга, Швейцера и матери Терезы.

Вместе с тем достойны высших похвал благородство и человеколюбие таких критиков христианства как Марк Твен и Бертран Рассел, Сартр и Хайдеггер, Фрейд и Камю.

Основное социально-значимое противоречие лежит не между верующими и атеистами, а между, с одной стороны, людьми высоконравственными, добрыми и справедливыми, а с другой – такими, которые готовы на всё ради своего преуспевания.

Вера и знание.

Точка зрения, будто верующий более счастлив, чем атеист, столь же абсурдна, как распространённое убеждение, будто пьяный счастливее трезвого.

Б. Шоу

Вера:

синтезирует чувственный и волевой

компоненты сознания.

Житейская вера может быть формой доверия и надежды; нередко вера предстает в форме абсолютной убежденности.

В большей мере вера противостоит не знанию, а другой вере[5], безверию[6] и суеверию.

Чем ниже нравственная духовность веры, тем она агрессивнее, непримиримей в своем противостоянии всему иному ей самой.

Однако, это неприемлемый, тупиковый путь.

Важно исходить из принципов толерантности, веротерпимости, взаимной дополняемости по отношению ко всему тому, что не противоречит высшим общечеловеческим ценностям.

Особая разновидность веры - религиозная вера.

Подобную веру характеризует «признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Это не значит, что истины веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями»[7] (Вл. Соловьев).

В истории религиозной мысли взаимосвязь между верой и пониманием заметно менялась:

«верую, ибо нелепо» (Тертуллиан);

«верую, чтобы понимать» (Августин);

«понимаю, чтобы веровать» (Абеляр); «верую и понимаю», «нечестно искать рациональную основу для того, что бескорыстно даруется Богом» (Оккам).

И. Кант различал три типа веры – прагматическую, доктринальную и моральную. Первая оценивает некий единичный случай и тянет не более, чем на один дукат[8].

Вторая – доктринальная – связана с оценкой каких-то общих положений. В этой ситуации человек готов рискнуть (в залог собственной правоты) всем своим имуществом. Примером подобной веры может быть утверждение, что хотя бы на одной из видимых нами планет есть обитатели или даже, как считал Кант, учение о бытии Бога. В данном случае хотя бы изредка приходится отгонять какие-то неуловимые сомнения.

Что касается моральной веры, то она совершенно непоколебима[9].

Моральная вера в Бога, минуя рассуждения о его бытии, прямо ведет к тому, что человек не может не быть добрым.

Итак, хотя знание для Канта выше веры, это не относится к моральной вере, которая реализуется в поведении.

Перед тем, как перейти к знанию, рассмотрим фрагмент из «Философской веры» К. Ясперса.

Вера отличается от знания. Джордано Бруно верил, Галилей знал. Оба они были в одинаковом положении. Суд инквизиции требовал от них под угрозой смерти отречения от своих убежде­ний.

Бруно был готов отречься от нескольких, не имевших для него решающего значения положений своего учения; он умер смертью мученика.

Галилей отрекся от утверждения, что Земля вращается вокруг Солнца, и возникла меткая острота, будто он впоследствии сказал — и все-таки она движется.

В этом отличие: истина, страдающая от отречения, и истина, которую отречение не затрагивает.

Оба совершили нечто, соответствующее провоз­глашаемой ими истине.

Истина, которой я живу, существует лишь благодаря тому, что я становлюсь тождественным ей; в своем явлении она исторична, в своем объективном высказывании она не общезначима, но безусловна.

Истина, верность которой я могу доказать, существует без меня; она общезначима, вне ис­тории и вне времени, но не безусловна, напротив, соотнесена с предпосылками и методами познания в рамках конечного.

Умереть за правильность, которая может быть доказана, неоправданно.

Но если мыслитель, полагающий, что он проник в основу вещей, неспособен отказаться от своего учения, не нанося этим вред истине,— это его тайна. Не существует общего мнения, ко­торое могло бы потребовать от него, чтобы он принял мученичес­кий венец.

Только то, что он его принимает, причем, как Бруно, не из мечтательного энтузиазма, не из упорства, порожденного моментом, а после длительного преодоления своего сопротив­ления,— признак подлинной веры, уверенности в истине, кото­рую я не могу доказать так, как при научном познании конечных вещей.

Знание: принадлежит к духовным ценностям; но воспроизводит многообразные процессы и явления реальности. «Знания обладают удивительным свойством – это единственная форма коллективной собственности, которая только умножается, если ею будут пользоваться люди. Чем большее количество людей будет эксплуатировать «банк знаний», тем богаче этот банк будет становиться. …В принципиальной неисчерпаемости банка знаний и состоит особенность этого типа собственности. Знания и есть настоящая социалистическая, общественная собственность, и на ее основе только и может развиваться общество»[10].

Существует принцип дополнительности во взаимосвязи знания и веры[11].

Знание противостоит не вере*, а незнанию или ложному знанию (заблуждению). Знание стоит дорого, но незнание и невежество обходятся гораздо дороже.

45.4. Свободомыслие (атеизм)

Атеизм (франц. atheisme, от греч. atheos — безбожный):

- отвергает религиозно-теистическую картину мироздания и сверхъестественный акт творения;

- исходит из принципа самоорганизации и саморазвития;

- провозглашает самоценность существования мира, свободу и ответственность человека.

В истории духовной культуры атеизм выражался в вольнодумстве, свободомыслии и др.

Различие между атеизмом и религией (а точнее - теизмом) не эквивалентны различиям между знанием и верой.

В атеизме тоже есть вера, а в религии тоже есть знание.

Однако, субординация веры и знания в религии и атеизме разная.

В религии знание подчинено вере, в атеизме - наоборот.

По мнению лауреата Нобелевской премии В.Л. Гинзбурга, принципиальная позиция свободомыслящих ученых может быть сформулирована так:

1.Атеизм (т. е. отрицание существования Бога), как и вера в Бога, являются интуитивными суждениями (понятиями). Они не могут быть строго доказаны или опровергнуты (подобно, скажем, математическим теоремам).

2. Атеизм ни в малейшей степени не противоречит признанию свободы совести, т. е. свободы верить или не верить в существование Бога.

Отождествлять атеистов с воинствующими безбожниками абсолютно неверно и аналогично, скажем, отождествлению верующего христианина со сторонниками инквизиции.

3. Необходимо различать верующих в Бога, (в существование некоего абсолюта и т. п. в довольно абстрактном смысле)сноска (для конкретности, деистов) от религиозных людей, принадлежащих к каким-то конфессиям, для конкретности, теистов. Теист не только верит в существование Бога, но и в святость Библии (или Корана), в существование чудес и т. п.

4. Атеизм, агностицизм, материализм, деизм – темы для философских дискуссий. В то же время теизм - это типичная лженаука типа астрологии и полностью отрицается атеистами. Теизм, этот дряхлый пережиток далеких веков, несовместим с научным мировоззрением, с наукой.

Поскольку теизм, вообще говоря, связан с призывами к добру и соблюдению определенных позитивных этических норм (заповедей), с ним не следует бороться подобно тому, как необходима борьба с лженаукой, например, с астрологией.

Задача атеистов состоит не в борьбе с религией, а в атеистическом просвещении, в частности, разоблачении креационизма и всяких других антинаучных «теорий».

Особо отмечу полнейшую несостоятельность довольно распространенного тезиса: «Если Бога нет, то все дозволено».

Теизм действительно в ряде случаев, но далеко не всегда (см. некоторые течения в исламском фундаментализме) оказывает благотворное влияние на укрепление положительных этических и моральных норм. Вместе с тем атеизм ничуть не в меньшей степени «исповедует» аналогичные взгляды и представления.

Научная и религиозная картина мира.

Научной пентаде (пятерке) "Факты-логика-эксперимент-теория-критика" религия противопоставляет "Бога-веру-любовь-надежду-наказание-поощрение".

[1] М.Д. Ахундов, Л.Б. Баженов

[2]

[3] В связи с этим заметим, что по отмеченному признаку ортодоксальный марксизм-ленинизм как государственная идеология всецело лежал в русле религиозного сознания.

[4] Секулярный – освобожденный от церковного влияния и религиозного мировоззрения.

[5] Скажем, вера в бога может противостоять вере в другого бога или других богов; или даже (как у О. Конта) вере в человечество как способное стать богоподобным высшим существом в результате прогресса и пр.

[6] Безверие – это пустота, отсутствие любого содержания; поэтому в чистом виде оно не существует.

[7] См. «Психология. Сл.».

[8] «Нередко человек высказывает свои положения с таким самоуверенным и непреклонным упорством, что кажется, будто у него нет никаких сомнений в истинности их. Но пари приводит его в замешательство. Иногда оказывается, что уверенности у него достаточно, чтобы оценить ее только в один дукат, но не в десять дукатов, так как рисковать одним дукатом он еще решается, но только при ставке в десять дукатов он видит то, что прежде не замечал, а именно что он, вполне возможно, ошибается» И. Кант

[9] «...эту веру ничто не может поколебать, так как этим были бы ниспровергнуты сами мои нравственные принципы, от которых я не могу отказаться, не став в своих собственных глазах достойным презрения». И. Кант

[10] Моисеев Н.Н. Универсум, общество, информация. Часть 4, глава 14 (рук.).

[11] «...Элемент веры присутствует в любой научной дисциплине, ибо замкнутых систем аксиом не существует, и мы всегда вынуждены опираться на нечто правдоподобное. Но мы всегда должны стремиться к тому, чтобы таких утверждений было как можно меньше и чтобы они позволяли выстраивать определенную цепочку логических заключений, конечный шаг которой мы можем контролировать экспериментом или наблюдением» (Моисеев Н.Н. Современный рационализм. МГВП КОКС. 1995. С.54).

Наши рекомендации