Тема 01. Научная и религиозная картина мира
БЛОК А
8. Генеральное направление в развитии науки о культуре в XXI в. связано с ...
повышением эффективности ее прогностической функции
повышением эффективности функции социализации
повышением эффективности адаптивной функции
повышением эффективности интегративной функции
1. В истории культуры при рассмотрении категории жизни обращают внимание на «три царства жизни» - это ...
свободы, равенства, братства
физическое, химическое, биологическое
органическое, неорганическое, ноосфернoe
растительное, животное, человеческое
4. В современном мире наблюдается процесс ... противоположный по смыслу глобализации культуры.
интеграции
ассимиляции
этнизации
разделения сфер влияния
5. В условиях глобализации возникает угроза массовой инволюции, что означает ...
полное равенство людей
забвение собственных интересов ради интересов общества
немедленное удовлетворение любых социальных потребностей личности
развоплощение человеческой личности
6. В условиях глобализации для культурологии актуальным вопросом направления исследования становятся ...
международный характер политических кризисов
увеличение диспропорций в экономическом развитии стран
исчезновение явлений, не вписывающихся в систему стандартов
разнообразные «культурные тексты», аккумулирующие исторический опыт коллективной жизни людей
7. Возможности неограниченного накопления и обработки информации, знакомство с любыми культурными традициями стало возможным в условиях культуры ...
раннегородских цивилизаций
Новой эпохи
первобытного общества
постиндустриального типа
17. Постмодерн как новый тип культуры ...
предлагает эстетический гедонизм
возвращает к патриархальному, религиозному типу культуры
противопоставляет друг другу безликого «массового человека» и эгоцентричного эстета-интеллектуала
разрушает систему символических противоположностей
18. Постмодерн как современная культурная ситуация ...
ищет пути к преодолению разрыва между элитарной и массовой культурой
ведёт к возрастанию роли системного начала
способствует независимости масс-медиа
противопоставляет традиции и новаторство
19. Постмодернизм как направление современной культуры и культурологии сформировался в ...
начале XX в.
начале XXI в.
конце ХIХ в.
70-80-е гг. XX в.
21. Преобладающей формой современных социальных отношений является ...
развитие мультикультуральности
разработка технологий мягких социальных взаимодействий
развитие процессов стихийной локализации исторических традиций
формирование общепланетарного культурно-информационного поля
2. Какой из интерпретаций религии соответствует цитата "религия есть сфера духовной жизни общества и индивида, способ практически-духовного освоения мира, одна из областей духовного производства":
теологической
философско-этической
психоаналитической
атеистической
3. Для какого подхода к вопросу об возникновении религии характерно утверждение, что "люди приходят к идее существования бога в силу присущего им страха перед непонятным и потребности в в искании причин явлений":
теологического
атеистического
структурно-функционального
эволюционистского
4. Какая интерпретация религии рассматривает религиозность как общечеловеческий навязчивый невроз:
теологическая
атеистическая
философско-этическая
психоаналитическая
5. Представителями атеистической интерпретации религии являются:
Л. Фейербах, В. Ленин
З. Фрейд, О. Ранк
С. Булгаков, Э. Трельч, Ж. Маритен
К. Маркс, М. Вебер, Н. Бердяев
5. Представителями теологической интерпретации религии являются:
Л. Фейербах, В. Ленин
З. Фрейд, О. Ранк
С. Булгаков, Э. Трельч, Ж. Маритен
К. Маркс, М. Вебер, Н. Бердяев
БЛОК В
БЛОК С
1. Раскройте смысл утверждения П.Сорокина об исторических перспективах влияния науки на религию: «Хотя знания и растут, но так как область явлений, куда могут перекочевать верования, бесконечна, то нужно бесконечное время, чтобы уничтожить их абсолютно».
2. Выскажите свое отношение к утверждению космолога У.Боннора о попытках религиозной интерпретации научных концепций: «Некоторые ученые отождествляют сингулярность с Богом и думают, что в этот момент родилась Вселенная. Мне кажется, что в высшей степени неуместно заставлять Бога решать наши научные проблемы. В науке нет мест подобному сверхъестественному вмешательству».
3. «Религия и наука не исключают друг друга, как некоторые думают или опасаются этого в наше время, - они дополняют друг друга» М.Планк.
4. «В науках мы видим две соприкасающиеся противоположности. Первая – естественное неведение, в котором находятся все люди при рождении. Вторая противоположность – та, до которой доходят великие души, познавшие все, что людям дано знать и утверждающие, что они ничего не знают и наталкиваются на то же незнание, познавшее само себя. Те, кто вышли из естественного незнания и не смогли достичь другого, окрашены своей самодовольной наукой и делаю вид, что они что-то понимают. Они мутят мир и рассуждают хуже всех других» (Блез Паскаль).
5. «Как бы далеко наука ни распространяла свои завоевания, ее область всегда останется ограниченной. Тайна охватывает ее на всем протяжении ее границ и чем дальше ее границы будут простираться, тем больше тайн будет окражать ее» (М.Пуанкаре, математик).