Социологический анализ культуры
1. Культура как социальное явление
Термин «культура» происходит от латинского слова сolere, что означает возделывание почвы. Впервые этот термин стал использоваться как целостная характеристика общества немецким философом И. Гердером в XVIII в. Существует свыше 250 определений культуры, не углубляясь в их особенности, отметим, что культура - это, прежде всего, совокупность результатов и процессов человеческой деятельности, сохраняемых и передаваемых обществом. Можно говорить оматериальной культуре,включающей все вещественное многообразие жизни человека, примером ее может быть возделанное поле, женские украшения, инструменты мастера.Духовная культура включает знание и духовные ценности, созданные человеком, нормативная культура охватывает различного рода практики, нормы поведения людей, технологии производства, хранения и передачи материальной и духовной культуры.
Культура изучается философией, культурологией, этнографией и рядом других наук. В рамках социологии существует такая дисциплина как социология культуры, призванная детально исследовать культуру. Социологический анализ культуры предполагает ответ на вопрос о ее социальной природе, строении, формах, процессах культуры, что позволит лучше понять социальное взаимодействие личностей и социальных групп.
Если понятие «общество» подчеркивает момент взаимоотношений людей, то понятие «культура» указывает, что эти взаимоотношения опосредуются языком, системой символов, ценностей и норм, то есть носят содержательный и небиологический характер. Поэтому культура, пронизывая все сферы жизни общества, все виды социальных взаимодействий, придает им социальный характер: через систему ценностей - она определяет цели людей, через систему норм - способы достижения этих целей, через систему осознанных и неосознанных духовных форм обеспечивает понимание социального действия, делает возможным как изменение, так и управление социальным взаимодействием.
Культура в самом широком смысле слова представляет собой социальную память человечества, обеспечивая накопление, хранение и трансляцию накопленного опыта. Поэтому она существует как совокупность традицией данного общества. В то же время культура не только воспроизводит, но и постоянно меняется, в ней непрерывно происходят творческие процессы как на уровне массового поведения людей, которые в процессе взаимодействия постоянно воспроизводят и творят, например, язык; так и на уровне отдельной личности, своим творчеством изменяющей содержание и формы культуры. Культура — это среда, в которой мы живем, которая выступает по отношению к человеку, социальной группе и социальному институту как объективный фактор, обусловливающий их поведение. Она организует и регулирует поведение человека, делает его социальным, то есть подчиненным особым социальным нормам. При этом культура не просто подавляет природное в человеке, она организует удовлетворение биологических потребностей человека, определяет порядок, время, форму удовлетворения природных стремлений человека в еде, питье, сексе и т.д.
В каждом обществе существует свой набор ценностей, норм, представлений, которые составляют содержание культуры. Есть общества, которые выше всего ценят войну, есть такие, которые ее проклинают; в средние века эпилепсия считалась знаком богоизбранности, сейчас - это болезнь. Сейчас принято говорить о плюрализме культуры, действительно, средства массовой информации снабжают нас информацией об огромном разнообразии норм, практики, привычек, ценностей, принятых в различных обществах. В то же время культура любого отдельного общества представляет собой уникальную систему опыта, норм, практик, которая отличает его от остальных обществ и сама по себя представляет уникальную ценность.
Культура объединяет и сплачивает людей данного общества, позволяя почувствовать свое единство и солидарность. Кризис культуры, проявляющийся в состоянии распада ценностей и норм, может привести к коренному изменению общественной жизни или даже к распаду общества.
Культурные различия пронизывают все сферы общественной жизни и оказывают большое влияние на функционирование социальных групп и социальных институтов. Скажем, рыночная экономика или демократическая политическая система по-разному проявляются и действуют в контексте разных культур. М. Вебер отмечал, что особенности европейского капитализма во многом определяются протестантской трудовой этикой, сформировавшейся в ходе Реформации в XVII веке.
Наконец, культура формирует чувство принадлежностик группе у людей, илисоциальную идентичность. Человек обычно отождествляет себя с группами, к которым он принадлежит, он полагает себя частью своей семьи, дружеского круга, профессии, возрастной, религиозной, этнической, политической группы. Отождествляя себя с группой, он принимает нормы и ценности, присущие ей, следует им, защищает их. Понимание своего места в обществе необходимо человеку для того, чтобы не чувствовать себя чужим, одиноким, изолированным от общества. Социальная идентичность удовлетворяет одну из важнейших социальных потребностей человека — потребность в доверии и признании, помогает обрести смысл жизни.
Люди одной культуры лучше понимают друг друга. Существует такая особенность культуры, как этноцентризм - тенденция судить о других культурах с позиций своей собственной. Однако, если слепо следовать этому способу, оно может вылиться в ксенофобию - страх и неприятие чужих взглядов и обычаев. Надо помнить, что каждая культура уникальна и часто даже неприемлемые с нашей точки зрения обычаи имеют вполне определенный смысл и ценность для другой культуры. Такая позиция называется культурным релятивизмом. Рут Бенедикт (1887-1948), известный американский антрополог, замечает, что каждая культура может быть понята только в своем собственном контексте.
2. Строение культуры
При системном подходе к анализу культуры выделяют элементы культуры, как отдельные материальные, духовные объекты (артефакты), или отдельные нормы. Например, элементом культуры будет вилка, утверждение «сила действия равна силе противодействия», или правило пересечения дороги пешеходом на зеленый свет. Однако эти элементы чаще всего существуют по взаимосвязи с другими предметами, идеями, нормами. Взаимосвязанный набор культурных элементов называют культурным комплексом. Таким комплексом является набор столовых предметов, механика Ньютона, частью которой является третий закон, сформулированный выше, свод правил дорожного движения. Однако культурные комплексы существуют во взаимосвязи с другими элементами и комплексами культуры, образуя культурные конфигурации. Так, столовый набор является частью культурного комплекса «домашнее хозяйство», который включает не только наборы различных предметов, но и правила их использования, механика Ньютона является частью культурного комплекса «классическая наука», включающего не только знание, но и экспериментальную деятельность, научные организации, правила и нормы поведения ученых. Правила дорожного движения являются частью конфигурации, в которую входят автомобили, дороги, заправочные станции и ремонтные мастерские и т.п.
Многие культурные комплексы и конфигурации носят исторический характер, они появляются и исчезают, исчерпав свое назначение. Однако можно выделить культурные системы, которые встречаются у всех народов, хотя и могут различаться своими свойствам и формами.. Такие культурные комплексы и конфигурации называются культурными универсалиями Понятие «культурные универсалии» ввел в социологию американский исследователь Дж. Мэрдок, который выделял свыше 60 таких универсалий.
К ним относятся: спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай делать подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки, религиозные обряды, изготовление орудий труда, попытки влиять на погоду и др. Существование универсалий объясняется необходимостью удовлетворять биологические, социальные, личностные потребности человека. Их всеобщность, следовательно, определяется универсальной природой человека. Важнейшей универсалией является язык.
При изучении культурных конфигураций выделяют следующие уровни анализа: эмпирический; ценностно-символический; нормативный.
Эмпирический уровень включает систему предметов, которые воплощают культурные системы, это могут быть бытовые предметы, а также библиотеки, музеи, церкви и др. организации и институты, хранящие, транслирующие культурный опыт.
Ценностно-символический уровень включает установки (аттитьюды) то есть систему представлений, касающуюся какого-либо предмета или ситуации, которая ведет к их оценке. Каждая ситуация, переживаемая человеком, понимается им через ее символическое значение, например, лекция, визит к врачу, поездка на машине. В зависимости от того как определена ситуация человек строит свое поведение. Ведь при прослушивании лекции человек ведет себя иначе, чем при слушании проповеди или музыкального произведения. Возможны случаи, когда человек неверно определяет ситуацию, тогда он может не достичь желаемой цели, или вызвать недовольство окружающих нарушением общепринятых правил поведения. Однако возможен случай, который называют в социологии самосбывающимся пророчеством, или теоремой Томаса по имени американского социолога сформулировавшего ее. Теорема звучит так: «Если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям». Например, начало экономического кризиса 1929 г. в США было связано, в частности, с распространившимися слухами, о возможном крахе ряда банков. И хотя реальное положение этих банков не внушало особых опасений, появившиеся слухи, подорвав доверие вкладчиков, спровоцировали массовое изъятие вкладов из этих банков, что привело их к краху. Следовательно, неверная установка (аттитьюд) может через спровоцированное ею поведение вызвать вполне реальные последствия, как бы предсказанные изначально неверным суждением.
Другой элемент этого уровня анализа культурных конфигураций – ценности, то есть представления о наиболее важных свойствах общества в целом, общественных отношений, поведения групп и личностей. Например, в традиционном обществе ценились знатность, родовитость, набожность, честность и благородство. В современном индустриальном обществе выше всего ценятся личный успех, активный и упорный труд, эффективность и полезность, вещи рассматриваются как признак благополучия, ценятся наука и прогресс.
Ценности важны, так как на их основе формируется поведение личности, ее ориентации, цели, ожидания, поступки. Ценности обычно выражаются с помощью абстрактных понятий, некоторые из которых исследуются в философии или общественных науках, например, такие как добро и зло, свобода, красота. Другие ценности не имеют специально научных толкований: вежливость, правдивость, послушность. Различают ценности по сферам общества. Они могут быть экономическими (добросовестный труд, трудовая дисциплина), политическими (патриотизм, демократия), социальными (справедливость, милосердие) и духовными (стремление к истине, красоте). Можно говорить об универсальных ценностях, направляющих любую деятельность, например, нравственные ценности, относятся к такому виду, и частных ценностях, характеризующих какой-либо один вид деятельности. Важной особенностью ценностей является их относительный характер, они ситуативны, существуют в конкретных исторических формах.
Таким образом, культура общества включает комплекс самых разных ценностей, между которыми возможны сложные отношения, в том числе и отношения несовместимости. Более того, различные группы в обществе могут придерживаться различных, а иногда и противоположных ценностных ориентаций, что еще более усложняет строение культуры.
Нормативный уровень культуры состоит из норм, то есть совокупности стереотипных правил поведения, обычно они сопровождаются определенного рода санкциями, которые позволяют обществу контролировать выполнение норм . .(Подробнее о санкциях будет рассказано в разделе, посвященном социальному контролю.)
Нормы существуют в различных формах. Выделяют культурные императивы, то есть категорические требования определенного способа поведения, они формулируются либо в форме приказа или как запреты. Например, первая заповедь приказывает: «не убий», а четвертая утверждает: «чти отца и матерь свою». Норма может быть менее сильной, говорить о допустимом поведении, в этом случае мы говорим о разрешении. При этом разрешаемое поведение не навязывает себя. Например, указание на возможность курить в данном месте, вовсе не приглашение закурить сигарету. Разрешение также может быть сформулировано в форме запрета. Например, запрет на дороге о превышении скорости не указывает на то, с какой конкретно скоростью должен ехать автомобилист, указывая лишь ее верхний предел. Наконец, нормы могут носить характер рекомендаций, иногда их называют преференциями. Эти нормы выражают не столько требования вести себя определенным образом, сколько ожидания идеальных поступков. Например, желательно, чтобы студенты учились на отлично, но вряд ли преподаватели реально на это рассчитывают.
Нормы существуют не изолировано друг от друга, но образуют своеобразные комплексы, связанные с определенными ценностными ориентациями личности или группы. Можно говорить о ценностно-нормативных комплексах, связанных с удовлетворением какой-либо потребности, например образование, семья, заработок и т.п. В этом случае ценностно-нормативные комплексы становятся частью социальных институтов, то есть исторически устойчивых форм совместной деятельности людей, им посвящена глава 9 данного пособия. Нормы могут концентрироваться не только вокруг потребности, но и вокруг социального статуса, то есть позиции, занимаемой человеком в обществе. В этом случае они выступают в форме социальных ожиданий определенного типа поведения, подобные общепринятые ожидания являются составной частью социальных ролей, которых мы поговорим в следующей главе.
Среди норм различаются нормы обычая, нормы морали, институциональные нормы и нормы права. Нормы обычая обобщают исторический опыт сообщества людей, регулируют повседневную жизнь человека. Мы сталкиваемся с ними, когда садимся за стол обедать, одеваемся, общаемся с друзьями, когда проводим свое свободное время. Обычаи упрощают наше поведение, доводя его иногда до автоматизма, делают его понятым для других людей, позволяя нам в свою очередь понимать и предвидеть поступки окружающих. Обычаям не обучаются специально, с ними знакомятся спонтанно в процессе жизни человека. Нарушение обычаев вызывает часто недовольство окружающих, но не ведет к серьезным санкциям, поскольку следование обычаям является чаще всего частным делом человека. Впрочем, возможны иные ситуации, например, в случае этноцентризма человек воспринимает людей другой культуры как непонятных и враждебных себе. Поэтому сфера обычаев требует от человека толерантности, то есть терпимости по отношению к окружающим.
Нормы морали также как и нормы обычая обобщают исторический опыт народа, однако в отличие от обычаев они регулируют не только частную сферу жизни человека, связанную с его личными интересами, но и сферу межличностных, общественных отношений, поскольку затрагивает интересы других людей, групп и институтов. В конце концов, нашим личным делом является, едим ли мы с помощью вилки и ножа или голыми руками, это может нравиться или не нравиться окружающим, которые будут либо толерантны, либо нетерпимы к нам. Однако отказ отдавать долги, или донос на своих коллег или соседей, принесет вред другим людям, затрагивает их интересы. Поэтому при нарушении нравственных норм общество применяет серьезные санкции: порицание, критика, изоляция, изгнание, наказание.
Особенностью нравственных норм является их универсальный характер, поскольку они регулируют любые формы общественных отношений. Нравственной оценки подлежит деятельность бизнесмена и политика, религиозного реформатора и актера, родителей и детей. Исторически, в общественном сознание универсальность нравственных норм связывается с религиозными основаниями. Первоначально, очевидно, нравственные нормы формулировались в рамках определенных религиозных систем, получив божественную основу, они уже претендовали на универсальность в сознании своих сторонников. Не случайно, все крупные религии имеют в качестве составной своей части моральные кодексы.
Институциональные нормы создаются для регуляции отдельных видов деятельности, они обычно записываются и за их нарушением следуют санкции, подобные виды норм применяются обычно в социальных организациях. Примером таких норм являются различного рода инструкции, которые создают организации, либо корпоративные кодексы, создаваемые в рамках отдельных фирм (корпораций).
Наконец, правовые нормы представляют собой формализованные нравственные и институциональные нормы. Общество выделяет те нормы, соблюдение которых считает особенно важным, за их нарушение назначаются серьезные санкции, вплоть до ограничения свободы и даже жизни человека. Волю общества выражает государство, которое формирует правовую систему, создавая специальные органы власти, контролирующие выполнение правовых норм. Право четко формулируется, фиксируется в письменной форме. Оно имеет широчайшую сферу применения, затрагивая большинство, но не все сферы жизни человека. Если право совпадает с нравственными нормами, оно получает поддержку большинства населения, в противном случае оно может встретить отпор, хотя мы знаем, что в тоталитарных обществах право может носить аморальный характер и осуществляться с помощью жестоких репрессий.
В обществе существует огромное разнообразие культурных ценностей и норм, о многих из которых человек часто и не задумывается, воспринимая их как естественные условия своей жизни. Однако, в ситуациях экономического и политического кризиса, революции, гражданской войны люди часто обнаруживают, что прежние нормы не работают, начинает действовать право сильного, попирающее мораль и закон. Общество погружается в тяжелое состояние аномии, или нормативного хаоса, в котором люди утрачивают представление о допустимом и моральном. В это тяжелое время резко возрастает уровень таких форм отклоняющегося поведения как преступность, суицид, алкоголизм. Необходимо длительное время и усилия всего общества, чтобы преодолеть подобные состояния.
3. Формы и виды культуры
Культура различается своими формами. В зависимости от характера порождения выделяют высокую культуру или элитарную. Она создается профессиональными творцами, требует специальной подготовки для своего усвоения, обычно опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Если уровень образования населения повышается, расширяется круг потребителей элитарной культуры.
Народная культура состоит из популярной и фольклорной культуры. Популярная культура характеризует современный быт, нравы, обычаи, песни танцы и т.д. Фольклорная - прошлое народа. Народная культура создается анонимными творцами, которые не имеют профессиональной подготовки.
Массовая культура появилась в ХХ веке и обязана своим возникновением средствам массовой информации. Она фабрикуется для удовлетворения потребностей людей и часто эксплуатирует отрицательные стороны их поведения (агрессивность, насилие, криминальное поведение). Она легко доступна, легко усваивается, не требует особой подготовки потребителя, наоборот часто потакает его невзыскательным вкусам. Как правило, она обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная или народная культура. Продукция массовой культуры живет недолго, быстро устаревает.
Носителем культуры может быть все общество, или отдельная группа, на этом основании выделяют следующие виды культуры. Доминирующая культура – совокупность ценностей, норм, традиций, которыми руководствуется часть общества и которые она может навязать остальным членам общества. Целью доминирующей культуры является формирование базисного типа личности, то есть совокупности таких социальных качеств, которые данное общество считает ценными и необходимыми для человека. Обычно доминирующая культура транслируется обществом через систему образования.
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре. Субкультура в основном согласовывается с доминирующей культурой, но может и противостоять ей. Субкультурные различия выражаются в языке, одежде, бытовом поведении, взглядами на жизнь. Если субкультура противостоит доминирующей культуре, находится с ней в конфликте, ее называют контркультурой. Примером является молодежное движение хиппи, которое отрицало господствующие ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, политическую лояльность, сексуальную сдержанность, рационализм. Богема – также пример контркультуры, как и криминальная культура.
4. Культурные процессы
Как мы уже выяснили культура — среда в которой происходит социальное взаимодействие, она же во многом формирует его цели и средства. Социологический анализ культуры предполагает изучение того, как воздействует культура на деятельность людей, групп, социальных институтов.
Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что человек погружается в культуру с самого рождения, этот процесс называется социализацией, в ходе его формируется личность человека, складывается его характер, раскрываются способности, приобретаются знания, навыки, умения. Подробнее об этом процессе мы поговорим в следующей главе. Часто случается так, что человек растет в поликультурной среде, где сосуществуют группы с различными этническими, религиозными, профессиональными и другими субкультурами. Процесс усвоения норм и ценностей культуры, отличающейся от той, в которой человек был воспитан, но без отказа от собственной культурной идентичности, называется аккультурацией. Подобные процессы взаимовлияния культур пронизывают нашу жизнь. Язык, кулинарные предпочтения, мода постоянно изменяются под воздействием влияния различных культурных традиций и инноваций.
Однако бывают ситуации, когда личность или группа сталкивается с культурным комплексом или конфигурацией, которая противоречит устоявшимся, традиционным способам поведения. В этом случае возможна ситуация культурного конфликта, то есть враждебность и борьба между группами, придерживающихся различного образа жизни и ценностно-нормативных установок. Примером подобного конфликта может быть конфликт поколений, возникающий в случае относительно быстрых социальных изменений, когда младшее поколение осваивает культурные установки, отличающиеся от взглядов типичных для старшего поколения. Результатом такого конфликта может быть отпор, неприятие, сопротивление доминирующей культуре со стороны молодежных субкультур, создание на этой основе молодежных контркультур, примером чего является культура хиппи 60-х годов ХХ века. Культурный конфликт может возникать также между этническими, религиозными субкультурами, зачастую провоцируя длительное и тяжелое политическое противостояние.
Возможна ситуация, когда воздействующая культура оказывает столь сильное влияние, что это приводит к изменению культурной идентичности. Например, человек меняет религию, переехав в другую страну, перестает говорить на родном языке, стремится слиться с принимающей этнической группой. В этом случаем можно говорить о процессе культурной ассимиляции.
Важными процессами культуры являются не только процесс, отвечающий за воздействие на человека и группы, но и процессы созидания новых культурных элементов и комплексов. Субъектами творческих процессов могут выступать личность и социальная группа. Творчество личности, художника, ученого, изобретателя, политического реформатора изучается такими дисциплинами, как эвристика, психология творчества. Однако новации может создавать и группа, самый яркий пример - развитие языка, являющееся результатом постоянного общения людей.
Возникнув в рамках одного общества, культурные элементы и конфигурации могут распространяться и в других культурах, такой процесс называется культурной диффузией. Примером может служить распространение персональных компьютеров, изобретенных в США, но применяемых во всем мире. Важным проявлением культурной диффузии в современном мире является процесс вестернизации, усвоения ценностей и норм западноевропейской культуры, народами, которые развивались в рамках других культур. О неоднозначном влиянии европейской культуры с тревогой пишут многие исследователи и в нашей стране.
При усвоении новой культурной конфигурации принимающая культура может делать это неравномерно, в этом случае возникает процесс культурного запаздывания (культурный лаг), понятие которого ввел У.Ф. Огборн. Так, процессы индустриализации, происходящие при переходе от традиционного к современном обществу в развивающихся странах, часто не сопровождаются соответствующими культурными изменениями, медленно решаются вопросы создания систем начального и среднего образования, что препятствует полноценной модернизации общества. Огборн подчеркивал, что изменения в культуре не всегда прямо следуют за экономическими или политическими изменениями, часто такое культурное запаздывание само ведет к серьезным экономическим и политическим проблемам.