Социологический аспект культуры.

1 Понятие «культура» не имеет однозначного толкования. Наиболее популярны две её концепции – ценностная и деятельностная. Первая рассматривает культуру как совокупность созданных людьми духовных ценностей. Вторая как способ осуществляемой ими деятельности. Отсюда главное, принципиальное их различие состоит в том, что ценностная концепция обосновывает субстантивность культуры или то, что она обладает суверенностью, существует самостоятельно, а деятельностная концепция – её предикативность или то, что она является лишь свойством, признаком действий людей и всего созданного ими.

Ценностная концепция выделяет культуру в особый класс явлений, существующий наряду с другими классами явлений. Деятельностная концепция акцентирует внимание на принадлежности культуры всем явлениям общества. Согласно ей культура всеобща. Это вытекает из того, что как деятельность, так и взаимоотношения людей характеризуются способом их осуществления. Не может быть социального действия без способа его выполнения. Способ находит выражение и в результатах деятельности, в созданных людьми материальных и духовных благах, как следствии применения при их изготовлении определенной технологии. Из этого следует, что культура может быть и процессивной и результирующей, свойством и процесса действия и его результата.

Понимание культуры как способа деятельности и взаимоотношений людей, способа их участия в жизни этимологически соответствует смыслу первоначального понятия культуры, означавшего в эпоху Античности сначала способ обработки земли, а затем (в трудах Цицерона) способ обработки души человека.

Нынче в связи с указанными концепциями культуры она трактуется как только духовные ценности, образующие искусство, науку, религию либо ещё чаще как совершенные действия и взаимоотношения людей, составляющих народы разных стран, цивилизации. Первое понимание культуры весьма ограниченное, второе, напротив, безгранично. Поэтому культурными людьми в одном случае являются лишь те, кто создает художественные, научные и религиозные произведения, а во втором – все люди.

Мы исходим в понимании культуры из деятельностной её концепции и считаем, что она есть способ совершенного осуществления людьми деятельности согласно принятым в обществе (группе) эталонам, стандартам её исполнения. Всякий способ совершенных действий людей свидетельствует об умении их что-то делать, взаимодействовать друг с другом. Поэтому культуру можно рассматривать какумение субъектов действовать, участвовать в жизни. Степень умения может быть разная. Это дает основание говорить о разном уровне их культуры.

Культура – субъектна, её нельзя отрывать от человека, она является следствием его социальной активности. Культура предикативна, она свойство деятельности. Следует подчеркнуть: культура не то, что люди делают, а то как они это делают. Культура парадигмальна – это образцовое осуществление деятельности в соответствии с предписывающими её стандартами, требующими от людей непременного их выполнения. Поэтому культура нормативна. Культура регламентируется стандартами, представляющими собой практические знания и другие элементы сознания (нормы, правила), имеющие практическое значение. Однако выбор их людьми не произволен и во многом детерминирован общественными условиями, в которых они действуют. Выполняя деятельность, люди руководствуются стандартами тех обществ и групп, к которым они принадлежат. Это приводит к корпоративности культуры, групповым различиям людей в совершенстве осуществляющих деятельность. Тем самым появляется возможность и по-разному относиться к способам действий людей, к их культуре, к культурным свойствам вещей.

Культуру, как образцовое выполнение деятельности, следует отличать от результатов такой деятельности. Они представляют собой то, в чём культура (культурная деятельность) воплощается. Это лучшим образом исполненные научные и художественные произведения, разные технические устройства, вещи, словом все материализованные артефакты. В отличие от культуры их следует называть воплощённой культурой. Результаты культурной деятельности не существуют самостоятельно от людей, потому что культурными они считаются лишь пока признаются таковыми.

Культура инвариантна, является показателем совершенного исполнения деятельности всюду и всегда. Но поскольку всякий вид, род деятельности осуществляется только по своим стандартам, это служит причиной существования не одной, а многих культур (культура торговли, культура врачевания, культура чувств). Различаются они и в связи с тем, что люди живут в разных странах, к тому же в разное историческое время. Неизменным остаётся лишь то в культуре, что она выступает показателем образцового выполнения деятельности. Культура всеобща, относится ко всей жизнедеятельности людей, в том числе к социальной. Онтологическим основанием всеобщности культуры является то, что всякая деятельность характеризуется способом её осуществления, что деятельность со своим способом составляет единое целое, является онтологическим основанием всеобщности культуры.

2 Социальная культура – это образцовые деятельность и взаимоотношения людей в социальной жизни, которая для людей является основополагающей. Это объясняется положением последней в обществе, той ролью, которую она в нём играет. Поэтому при всей значимости экономической, политической, идеологической культуры, социальная культура остаётся важнейшей. Овладение ею является их первейшей задачей, т.к. даёт им возможность жить соответствующим их родовой природе образом. В этом заключается суть социальной культуры.

Социальная культура представляет собой искусное участие людей в их социальных взаимоотношениях, т.е. совершенное осуществление ими этнических, профессиональных, половых, возрастных, семейных и других интеракций, а также умелое выполнение социальной деятельности, объектом которой являются люди. Скажем, той же преподавательской, офисной, ораторской деятельности. Культура социальных взаимоотношений и социальных действий состоит в осуществлении их в соответствии с принятыми в обществе (группе) стандартами. Поэтому предполагает как знание этих стандартов, так и навык их исполнения. Социальная культура во многом зависит и от социальной зрелости людей, от развития у них социальных свойств. В социальной культуре проявляется социальный капитал людей.

Для социальной культуры характерны стабильность, консервативность, цивилизационность, которые являются соответственно следствием: 1) слабой исторической изменчивости социальной жизни, 2) её инертности, приверженности традициям, 3) зависимости прежде всего от цивилизационного уклада жизни народа. Социальной культурой могут обладать все социальные образования – общности, группы, социумы. И у каждого из них она имеет свои особенности. Неслучайно говорят: «что ни город, то свой норов». Но так можно сказать и о каждой этнической общности, каждой семье, о всякой и производственной, и соседской группе. Всем им присуще неповторимое проявление социальной культуры, которая является следствием осуществления социальных действий согласно разным стандартам, предписывающих людям как им надлежит действовать, вести себя в социальной жизни. К ним, прежде всего, относятся обычаи, традиции, стереотипы поведения.

В основном они давнего происхождения, стали такими ещё в глубине веков. Их нередко связывают с ментальностью народа. Действительно, они регулируют наиболее глубинные проявления социальной жизни, то, что в ней составляет её костяк. Вследствие чего наблюдается особенно бережное отношение к ним. И никакие происходящие в обществе перемены не колеблют его. Но среди них много и таких, которые являются порождением недавнего прошлого. К ним относятся правила, ценности, нормы поведения, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни. Последней являются постоянно осуществляемые ими действия и взаимодействия в социальной жизни, которыми приходится заниматься регулярно, каждый день и неоднократно. Причём имеются в виду те социальные действия, которые являются примерными, отвечающими высоким требованиям к их выполнению.

Укажем и другие особенности социальной культуры. Прежде всего то, что социальная культура имеет субъектную и уровневую дифференциацию. Она, во-первых, различается по тем социальным образованиям, в действиях которых проявляется. Ими являются общности и социальные группы. Отдельный индивид не обладает своей социальной культурой. Её у него составляет совокупность определённых признаков социальной культуры тех общностей и групп, в которые он входит. Во-вторых, имеет уровневые различия, которые проявляются в неодинаковом осуществлении индивидами общностей всех разновидностей социальной жизни образцовых действий, в том, что они с разной степенью совершенства их выполняют (незаурядно, искусно, виртуозно).

Далее, что все социальные действия и предметы принято считать социокультурными, т.е. такими, в которых социальное и культура существуют в неразрывной связи, образуя единое целое. Но это верно применительно только к тем социальным действиям и взаимоотношениям людей, которые отличаются совершенным их исполнением. В противном случае они не являются культурными. Так что социальное может быть и без культуры.

Когда социальное и культура представляют собой единое целое, складывается ситуация, которая характеризуется доминированием одной из указанных сторон. В одном случае ведущую роль играет социальное. Такова культура этнических, гендерных, семейных и других общностей – субъектов разновидностей социальной жизни. В другом доминирует культура. Примером такого её превосходства является наличие в социальной жизни культуро-социальных образований, большей частью социально неоднородных, в которых людей объединяет принятый ими образ действий, поведения. В их жизнедеятельности главенствующими оказываются не социальные, а культурные особенности: в них социальность людей отходит на второй план, будучи потеснена их культурой. Таковы, например, группы людей, разные по своему социальному положению, но разделяющие одну моду, или имеющие общие увлечения в искусстве, спорте.

Преобладание культуры над социальным может быть следствием и маргинального положения людей, проблем у них с самоидентификацией в трансформируемом обществе. Именно переходное, не устоявшееся его состояние служит причиной актуализации культурных свойств людей. Маргинальное положение личности приводит к неясности для неё своего социального положения и в связи с этим затрудняет отнесение себя к определённой социальной группе. В этой ситуации индивид использует в качестве лоции своего поведения общие недифференцированные социокультурные жизненные установки и стереотипы поведения.

Культуросоциальные группы следует отличать от субкультур, от таких социальных групп, способ жизнедеятельности которых несколько отличается от способа, характерного для всего общества. К ним можно отнести городские, сельские, профессиональные, национальные субкультуры. Они в значительной степени обусловлены стандартами, регламентирующими жизнь только этих групп.

И наконец, то, что социальная культура в деятельности и взаимоотношениях людей, как правило, осуществляется двояко – самоцельно и функционально. Первое указывает на интерес индивида непосредственно к объекту деятельности или субъекту, с которым он контактирует, на его потребность в них. Второе – на опосредованный его интерес к объекту и субъекту, на использование последних для удовлетворения каких-то других своих потребностей. Поэтому участие людей, например, в работе, может быть вызвано интересом их к ней самой, её содержанию, возможностью проявить в ней свои способности или к цене (размеру) её оплаты.

Функциональное отношение людей к деятельности и поведению особенно широко распространено в условиях рыночной экономики. Но поскольку культура является способом образцового осуществления всякой деятельности, в частности и такой, которая является следствием разного отношения людей к ней, то и функциональное выполнение её должно быть совершенным. Хотя следует сказать и о том, что культуро-функциональное участие людей в социальной деятельности ограничивает рамки такого её исполнения.

3 Каждая наука предполагает свой аспект интерпретации одной из существующих концепций культуры. Это обусловлено особенностями предмета данной науки, теми задачами, которые она решает. Социологический аспект всякой культуры связан с исследование субъектов культурной деятельности, заключается в изучении социальных характеристик осуществляющих деятельность и взаимоотношения людей, и общественных условий таких их действий. Если знание первых способствует выяснению существующих в это историческое время стандартов жизнедеятельности[10], то знания вторых – тех из этих стандартов, которыми регламентируется действия изучаемых социальных групп, общностей, личностей. И те и другие сведения являются результатом анализа социальных характеристик людей, прежде всего свидетельствующих об их профессиональной деятельности и бытодосуговых занятиях.

Главное в социологическом аспекте культуры состоит в том, что он акцентирует внимание на изучение субъектности культуры, зависимости ее от характеристик социальных субъектов. Социология занимается познанием социальных особенностей способа действий людей[11]. В ее задачи не входит рассмотрение объектных особенностей культуры, проявляющихся в многообразии способов человеческой деятельности. К числу основных относятся способы материальной и духовной деятельности, связанные с созданием материальных и духовных благ и их потреблением или, говоря иначе, с практической и познавательной деятельностью. Свои способы имеют все виды человеческой деятельности и социальных взаимоотношений. Причём имеются в виду лишь те действия и взаимоотношения людей, которые отличаются совершенным их исполнением. Для социологии детерминирующим особенности культуры фактором является не объект деятельности, а ее субъект. Культура в социологии предстает как обусловленный социальными особенностями субъекта способ его участия в жизни, как социальная технология.

Каждому типу общества соответствует своя культура, свой тип культуры. Существуют формационные типы – рабовладельческая, феодальная, капиталистическая; цивилизационные – Западная, Восточная, Российская; эпохальные – Античная, Средневековая, Возрождения и т.д. В них выражается содержательное влияние общества на культуру, указывающее на то, в чём состоят совершенные действия людей. Зависимость культуры от общества обнаруживается и в ее социальной дифференциации, в наличии в ней соответствующих социальной структуре субкультур. В свою очередь культура влияет на социальную и всю общественную жизнь. Преимущественное использование самоцельного или функционального способа социальных действий сказывается на темпах и характере развития общества, оказывает влияние на изменение его социальной структуры. Овладение частью людей новым способом деятельности приводит к изменению соотношения между профессиональными группами населения. Чем культура прогрессивнее, чем совершеннее способ социальных действий людей, тем эффективнее проявляет себя общество.

Не будучи самостоятельной, культура не имеет своих функций: они присущи не ей, а действующему субъекту. Но овладение субъектом тем или иным способом социальных действий, уровень овладения этим способом оказывает влияние на выполнение им своих функций.

Основные понятия темы

Современные концепции культуры: технологическая, ценностная, как способ жизни этноса, страны. Культура как искусная, умелая деятельность. Черты культуры: субъектность, предикативность, парадигмальность. Культура и воплощённая культура (процессуальная и результативная). Уровни культуры, культурная среда. Общественные и социальные факторы детерминации культуры. Социокультурная дифференциация. Субкультурные и культуросоциальные группы. Социальная культура – это культура социальных взаимоотношений людей и их социальной деятельности. Черты социальной культуры. Стабильность, традиционность, цивилизационность. Социологический аспект культуры. Социокультурные типы.

Схема № 1.Таблица № 1.

Наши рекомендации