Массовая культура и формы её выражения
Многие явления социальной жизни стимулировали широкое распространение массовой культуры. Сама идея массовой культуры возникает в 20-х годах в рамках доктрины массового общества, когда глобальный характер приобретает научно-технический прогресс, информационный обмен. Теория массового общества исходит из того, что в XX в. ярко выраженная классовая поляризация исчезает и главенствующую роль в историческом процессе начинает играть «масса».
Понятие «масса» имеет не только количественные характеристики (большинство общества), но и качественные: обезличенность, утрата интеллекта и личной ответственности за свои решения и поступки, создаёт способность к созданию легко воспринимаемых культурных ценностей, больше развивает инстинкт потребления культуры понятной.
Общество делится на массу или толпу, не понимающую сути происходящего, публику, которая кое-что понимает, и элиту, имеющую доступ к высшим культурным ценностям. Отсюда «массовым» называют такое сообщество, в котором человек становится безликим элементом социальной машины, «винтиком», подогнанным под ее потребности. А массовой культурой называют то, что противостоит подлинной культуре.
Суть массовой культуры состоит в том, что она создается для целей быстрого и лёгкого потребления. Главная ее функция - развлекательно- компенсаторная. Это культура, лишенная внутреннего источника развития и функционирующая на основе социального заказа. Она является массовой по объему, т. е. охвату аудитории, и по времени, т. е. производится постоянно, изо дня в день.
В массовой культуре получает гипертрофированное выражение одна из сторон культуры - адаптивная, причем в облегченном, поверхностном варианте. В результате массовая культура превращается в особый вид бизнеса, при этом она не столько потребляется человеком, сколько потребляет самого человека, заслоняя от него и заменяя ему другие пласты культуры. Типичным примером массовой культуры могут служить бесконечные телевизионные сериалы, так называемые мыльные оперы.
Самое концентрированное воплощение массовой культуры - китч (от нем. Kitsch - халтура, безвкусица, штамп). Он возникает в период массовой урбанизации как ответ на запрос деревенского жителя, перебравшегося в город и лишенного своей привычной среды обитания. Задача китча - создание иллюзии счастья, покоя, удовлетворения.
Период 60-х годов можно назвать переломным для содержательной стороны массовой культуры на Западе. Он сопровождался созданием групп, сообществ культивирующих только массовую культуру и демонстрирующих обществу неприязнь, неуважение, неповиновение.
Существенные изменения произошли в культурной сфере российского общества, особенно в период перестройки (1985-2005). Это выразилось в ряде явлений, касающихся положения культуры в обществе, объёмов её финансирования, отношения к классической культуре и её создателям, резкого понижения функций культуры, сужение пространства и объёмов функционирования национальной российской культуры и расширение объёма культирования культуры других стран, порою сомнительного, низкого качества.
В числе факторов и процессов, имеющих место в современной российской культуре можно отметить такие как:
• Деидеологизация культуры и ликвидация государственной монополии на культуру. В содержательном плане это приводит, с одной стороны, к определённой свободе творчества и свободе выбора в сфере культуры, с другой - к потере контроля за качеством и уровнем предлагаемой потребителю культурной продукции, будь то популярная литература или многочисленные образовательные заведения.
• Приватизация и коммерциализация культуры. В настоящее время этот процесс имеет однобокую направленность: вновь образовавшийся российский капитал предпочитает пока вкладывать свои средства в весьма специфическую, но высокодоходную область - эротическую и детективно-развлекательную индустрию, средства массовой информации.
• Потеря интереса к дореволюционному и современному культурному наследию, одновременно рост интереса к религии и церкви.
• Обособление национальных культур и использование их в качестве инструмента политики, средства завоевания доверия избирателей.
• Усиление культурно-коммуникативной апатии, ослабление интереса к чтению в пользу визуальных, зрелищных форм (телевидение, видео), падение посещаемости театров, музеев, библиотек.
• Особую озабоченность вызывает состояние русского языка, который можно рассматривать как индикатор культуры. Он организует характер и способ восприятия реальности. За несколько десятилетий в русском языке произошли глубинные изменения, которые привели к снижению уровня грамотности, к распространению «официального полуязычия», к росту сквернословия и широкому употреблению «матерной смазки» в обыденной речи. Эти позиции существенно засоряют и снижают значимость русского языка, как языка государственного, языка межнационального общения народов России.