Правовая культура. Правовой нигилизм, его истоки, формы выражения и пути преодоления

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры. Но словарные определения культуры многоплановы. Самое общее: культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Здесь культура фактически уподобляется цивилизации. Культура включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, учреждения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способы и формы общения людей и т. д.). Вместе с тем понятие «культура» употребляется и для характеристики определенных сфер жизни или деятельности; в более узком смысле — это сфера духовной жизни людей.

В юриспруденции сложилось два основных варианта понимания правовой культуры. С одной стороны, можно говорить о последней как о совокупности правовых явлений вообще; таким образом, правовая культура любого общества включает в себя законодательство (юридические предписания), юридические учреждения, юридическую практику (как деятельность официальных государственных органов, так и правовое поведение граждан, их организаций), правовое сознание. С другой стороны, правовая культура рассматривается как определенный уровень развития индивидуального, группового или общественного правосознания.

На индивидуальном уровне правовая культура проявляется в глубоком знании и понимании права, высокосознательном исполнении его предписаний как осознанной необходимости и внутренней потребности (это одно из определений правовой культуры). На общественном уровне правовая культура представляет собой признание правовых ценностей данным обществом, и, как следствие этого, достаточно высокий уровень законодательства, юридической практики.

Как убеждаемся, приведенные определения высвечивают две основные части в структуре правовой культуры: систему овеществленных (вплоть до культуры, например зданий судов и судебных процедур) и систему идеальных (вплоть до мечтательных) элементов. Наиболее значимые из них: правосознание, правовые нормы, правовые учреждения, правовая деятельность.

Следует интегрировать существующие подходы к определению правовой культуры и понимать ее как качественное состояние государственно-правовой жизни общества, свидетельствующее об уровне развития и совершенства государственно-правовых институтов, правосознания, правовых актов, правотворческой, правореализационной и правозащитной деятельности, о степени относительной свободы государства и личности и их взаимной ответственности.

Социологи выделяют три вида правовой культуры: высокий, средний и низкий. Это деление во многом условно, поскольку четких критериев разграничения нет. Правовая культура перекрещивается с культурой политической, религиозной, нравственной.

правовой нигилизм. Нигилизм является реакцией на утопии и на политику, прикрывающую бездействие в реальных сферах общественной жизни изданием заведомо нереализуемых законов. Однако это более масштабное явление, имеющее свои корни и свои живительные источники.

Правовой нигилизм выражает отрицательное отношение субъекта (индивида, группы, класса) к определенным правовым ценностям, правовым нормам, правовым взглядам, правовым идеалам, правовому государству, правовым отношениям. Это — своеобразная форма мироощущения и социального поведения.

Нигилизм представляет собой отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание старого, консервативного, реакционного (например, всех форм деспотизма, порабощения и т. п.), приобретает иное сущностное качество, и такой «нигилизм» перестает быть нигилизмом. «Нигилизм» окрашенный в позитивные тона, пронизанный моральными ценностями, направленный против поддерживаемого законами государства насилия и угнетения, вызывает одобрение и поддержку. Таков, например, правовой «нигилизм» Л. Н. Толстого и некоторых других российских мыслителей XIX в. По ряду причин на Руси изначально складывался особый менталитет, согласно которому все в отношениях людей определяет Добро и Правда. Отсюда править должны люди, а не бездушные законы.

Признаками нигилизма являются степень, интенсивность, категоричность и бескомпромиссность субъективного правового отрицания правового вопреки объективной его ценности в условиях данного места и времени. Факты сомнений в чем-либо, дискуссионная постановка вопросов, не означают нигилизма в точном смысле этого слова.

Необходимо различать источники, условия существования и причины правового нигилизма.

Часто правовой нигилизм обусловлен всеобщим негативизмом, когда все и вся переоценивается, переосмысливается, осуждается и отвергается. С водой выплескивается и ребенок. Но было бы слишком просто объяснить все юридическим невежеством, косностью, отсталостью, правовой некультурностью людей. Правовой нигилизм рождается и питается лицемерием властей, когда под прикрытием права и законности осуществляются неправедные, антинародные, противообщественные действия. Утрата доверия к власти, неверие в высокое предназначение, социальные возможности и даже необходимость права — таков морально-психологический исток юридического нигилизма. Другими словами, если официальное право и все правовое существует как декорация, формальный атрибут, фасад для демонстрации «благопристойности» государства и одновременно с этим процветает «теневое» право (плюс «теневая политика», «теневое правосудие», «теневое правительство») — извести правовой нигилизм невозможно.

В качестве условий, способствующих правовому нигилизму, отмечают криминализацию действительности, социальную напряженность, кризисные явления в экономике, нищету, злоупотребления свободой без границ, привлечение к ответственности невиновных и безнаказанность виновных, равно как и многое другое. В России правовой нигилизм стал болезнью, поразившей весь механизм государства и общества. Произвол и коррумпированность чиновников, игнорирование правовых и иных социальных норм достигли такого уровня, когда уже вместо «диктатуры закона» предлагается «вертикаль власти» и «сильная рука».

Существует много форм, сторон и граней конкретного проявления правового нигилизма: от равнодушного отношения к праву до скептицизма и полного неверия в ценность права и до явно негативного отношения к нему. Российские исследователи выделяют, в частности:

— прямые преднамеренные нарушения действующих норм права;

— массовое несоблюдение и неисполнение определенных юридических предписаний;

— издание заведомо противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов;

— подмену законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью;

— игнорирование принципа разделения властей и других конституционных принципов в деятельности представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях;

— нарушение прав и свобод человека (одна из самых серьезных форм проявления правового нигилизма и вместе с тем его постоянный источник).

Таким образом, правовой нигилизм — это психологически негативное отношение к праву со стороны граждан, должностных лиц, государственных и общественных структур, а также способ, линия их поведения и фактические правонарушающие действия указанных субъектов.

В литературе называют и причины, и основные пути преодоления правового нигилизма:

повышение общей и правовой культуры граждан, их правового, морального и политического сознания;

совершенствование законодательства, правотворчества, устранение коллизий между нормативными актами;

профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений, борьба с криминалом во всех его проявлениях;

упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности;

массовое просвещение и правовое воспитание населения;

подготовка высококвалифицированных кадров юристов.

Наши рекомендации