Приложение. Социологический практикум
В этом разделе вам придется не просто читать материал, но работать самостоятельно, подбирая и анализируя дополнительную литературу, опрашивая респондентов, изучая статистику. Вопросы и задания подобраны с таким расчетом, чтобы охватить все основные темы учебника. Пройдя это испытание, вы почувствуете себя более уверенными в социологии, способными применять теоретические знания к практическим ситуациям. Даются типы текста для самостоятельной работы и вопросы к ним
1.
К некоторым понятиям в учебнике даются четкие определения, а другие их не имеют, хотя играют важную роль в познании. Часто они даже выделяются специальным шрифтом. Хотя четкими дефинициями они не обеспечены, смысл их ясен из содержания параграфа. Такой способ называетсяконтекстуальным определением.
Сейчас мы с вами поупражняемся в том, как переводить последние в первые. Итак, в таблице слева даны понятия, для которых необходимо сформулировать четкое определение и записать его в левый столбец. Что надо делать? На листочек выпишите все ключевые фразы, относящиеся к данному понятию. Они могут быть разбросаны по учебнику. Соберите их. Затем выделите главное и отбросьте второстепенное. В главных фразах наведите логический порядок — от общих свойств переходите к более конкретным. Определение не должно быть чрезмерно большим. Примеров предостаточно в главе о личности и обществе. Итак, приступайте к делу:
Таблица 1
2. Согласны ли вы с этими рассуждениями?
Свою позицию обоснуйте.
• Кроме среднего класса Аристотель выделял также еще два — богатую плутократию и лишенный собственности пролетариат.
• Т. Гоббс утверждал, что главное естественное право людей — право на собственность — должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов.
• Ш.-Л. Монтескье разработал своеобразную географическую карту культурной жизни человечества.
• Общество людей является прямым продолжением биологического сообщества зверей.
3. Прочтите следующую фразу:
«Ясно, что если социологи будут смотреть на мир с позиций своего личного уникального опыта, они вряд ли придут к единому мнению относительно предмета исследования, основных понятий и измерений, техники сбора данных, процедуры анализа» (Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для вузов. М., 1995. С, 27)
Вам надо доказать или опровергнуть правильность данного положения.
4. Почему?
• Высшей формой теоретического познания выступает философское постижение мира.
• Именно в рамках философии достигли своего совершенства приемы анализа и синтеза знаний, дедукции и индукции, движения от простого к сложному и от явлений к сущности.
• В античности общество и государство не различали.
• Высший класс у Платона был наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью.
• К управлению государством, согласно Платону, следовало допускать людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых.
5.
Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.
Объясните, почему социолог обязан владеть техническим языком для общения с коллегами и обыденным языком — для общения с другими людьми (заказчиком, общественностью) ?
6.
Некоторые философские и социологические понятия используются в обыденной речи в качестве всего лишь технических терминов. Скажем, «материя» обозначает не пространственную субстанцию, а кусок ткани. Это относится и к понятию «общество», например, «Общество любителей словесности». Приведите еще 5—6 случаев похожего употребления слова «общество».
7. Объясните, почему?
• В сложных обществах неравенство очень сильное.
• После 6 лет совместной жизни муж отстраняется от семьи, жена важна ему в качестве хозяйки и друга.
• Приличествующий уровень жизни точных величин не имеет.
• Развод не отрицает института брака.
• Относительная бедность является сравнительной характеристикой.
8. Социологический практикум
Составьте простенькую анкету на несколько вопросов, посвященных какой-либо одной понятной вам теме, например проведению свободного времени, подготовке к семинарам, отношениям между студентами. В качестве респондентов могут выступить ваши сокурсники. Они же явятся и вашими критиками, когда результаты исследования вы обсудите коллективно.
9.
Чем различается общество в узком и широком значениях? Дайте свой анализ. Можно ли считать первое социологическим, а второе — философским подходами к обществу?
10.
Познакомьтесь с фрагментом из произведения П. Сорокина и ответьте на помещенные после него вопросы.