Тема 5. Семейное единство и жизненный цикл семьи

1. Полный и неполный жизненный цикл семьи.

2. Связанные с жизненным циклом семьи изменения семейных структур и функционирования семьи

Социология семьи рассматривает взаимодействие семьи и общества не только на социетально-институциональном уровне, но и на микроуровне индивидуального и семейно-группового поведения. Поэтому социологическое изучение семьи как малой группы не сводится к социально-психологическому исследованию семьи. Социальная психология интересуется поведением человека как участника взаимодействий с другими людьми, он рассматривает семью как первичную группу, в которой складываются отношения в результате взаимных контактов, поддерживается сплоченность, согласованность взаимоотношений индивидов, не выделяя особенности поведения отдельных членов семьи. Социология семьи сконцентрирована на семье как единстве взаимодополняющих друг друга социокультурных ролей, при этом выясняет законы становления, функционирования и распада семьи как малой первичной группы. Специальный интерес у социологии семьи вызывает все общее, что присуще семьям между датами начала и конца их существования, в период той или иной продолжительности брака, нуклеарной семьи и семейной линии («фамилии»), прослеживаемой в ряде поколений.

3 оси изучения семьи социологами:

1) Законы смены стадий семейного цикла жизни, сокращение длительности цикла нуклеарной семьи;

2) Межличностные последствия социетальных изменений структуры семьи (социализации);

3) Индивидуально-психологические ориентации, порождающие альтернативные семейные формы образа жизни личности.

В социологии и социальной психологии известен эффект воздействия группы, «группового климата» на результаты групповых действий. Причем позитивный климат, сплоченность группы, взаимопонимание в группе и степень идентификации личности с ней – все это оказывает мощное благотворное влияние. В таких первичных группах выше производительность труда, меньше текучесть кадров и т. д. Семья как одна из таких групп постоянно обнаруживает свое преимущество перед холостяками-одиночками, на которых распространяется вся социальная патология. В лучшую сторону выделяются все показатели семейных независимо от степени сплоченности в браке. Например, женатые живут дольше. Однако в новых условиях распространения малодетности эти различия начинают сглаживаться, тем не менее сохраняются различия между членами различных семейных структур. Например, в малодетных семьях вероятность заболеваний репродуктивной сферы выше, чем в многодетной. Этот эффект влияния различий в структуре групп на общие и индивидуальные результаты групповой деятельности был назван Р. Зайонком «социальной фасилитацией». Уточняя, к каким малым группам относится семья, следует вспомнить, что самая распространенная классификация групп: первичные и вторичные группы. Первичная группа, согласно Ч. Кули, характеризуется близкими, лицом к лицу, взаимодействиями, когда о каждом члене группы судят не по стереотипным представлениям, а по уникальным качествам. Первичные группы означают приоритетность своих членов группы перед всеми остальными людьми, предпочтение своих чужим – повышенное внимание достоинствам и прощение слабостей. Вторичные группы связаны с опосредованными контактами или с контактами, когда знания об участниках взаимодействия строятся по стереотипу не на основе личного общения и взаимопонимания. Принцип первичности особенно ощутим в семье, поскольку дома не принято вести себя так, как на службе. Группы могут быть естественно или искусственно созданными. Семья, наряду с соседством и деревенской общиной является естественно созданной группой. Естественно созданные группы являются многофункциональными. Они не создаются под специальную цель, как на работе, школе или армии. Иногда различают группы дискретные, кратковременные, созданные по случаю и группы, непрерывные по длительности.

Таким образом, семья, - малая группа «естественного происхождения» с рядом индивидуальных и социетальных функций, имеющая свою историю, протяженность во времени, обладающая семейной динамикой, т. е. закономерной сменой различных этапов и состояний.

Семейная динамика – смена одних семейных состояний другими. Причем под событиями понимаются не все семейные ситуации, а наиболее значимые из них. Совокупность семейных событий образует этапы жизненного цикла.

Исследование жизненного цикла семьи является областью пересечения интересов 2-х дисциплин: демографии и микросоциологии семьи. Демография обеспечивает статистическими данными маргинальные, пограничные семейные события, обозначающие переход от одной стадии цикла к другой. Социология семьи дает социальный портрет наиболее типических форм полноты или неполноты семейного цикла:

· В связи со смертью членов семьи (вызывающих вдовство, сиротство, бездестность).

· Распадом семьи из-за разводов, ведущих к депривации детей от родителей.

· С семейной разлукой и с депривацией детей от родителей (вынужденной и добровольной).

Прежде чем подойти непосредственно к изучению семейного цикла, нужно дать определение самому слову «цикл». Словарь Ожегова дает 2 значения этого слова:

8) Законченный ряд чего-нибудь (например, цикл лекций).

9) Совокупность явлений, составляющая кругооборот в течение какого-то промежутка времени (например, годовой цикл вращения Земли и т. д.)

В первом смысле этого слова, как ряд чего-нибудь, семейный цикл изучается в демографии семьи. Во втором смысле, как повторяемость событий, изучается в социологии семьи.

Жизненный цикл семьи – последовательность существенных в социальном и демографическом отношении состояний, в которых находится семья с момента ее образования до того, как она прекратит свое существование.

Понятие жизненный цикл семьи возникло в 1939 г. в социологии сельской семьи. С 1950 г. стало применяться в демографических исследованиях. Источником данных о семье служат переписи населения и текущий учет рождений, смертей, браков т разводов, миграции, а также выборочные обследования разного рода, включая микропереписи. Перепись 1897 г. была первой и всеобщей переписью населения и находилась при ее подготовке и проведении в центре внимания общественности. Лев Толстой рассматривал перепись населения «как социологическое исследование, которое проводится для того, чтобы вывести законы социологии и на основании этих законов «учредить лучше жизнь людей». В статье, посвященной московской переписи 1882 г. (с 1860-1889 г.г.) было проведено 79 городских переписей), он писал, что «для общества интерес и значение переписи в том, что она дает ему зеркало, в которое хочешь или не хочешь, посмотрится все общество и каждый из нас». Л. Н. Толстой участвовал в этой переписи и свои впечатления описал в книге «Так что же нам делать?». Большое значение придавал переписи населения в 1897 г. Д. И. Менеделеев, который на ее основе написал книгу «К познанию России», опубликованную в 1906 г. А. П. Чехов непосредственно участвовал в проведении переписи 1897 г. – руководил группой счетчиков-регистраторов в Серпуховском уезде. Московской губернии. Особенно значительной была роль в организации и проведении переписи 1897 г. известного русского ученого П. П. Семенова-Тянь-Шанского, который в 1864-1875 г.г. возглавлял Центральный статистический комитет, а в 1875-1897 г.г. – Статистический совет Министерства внутренних дел, в ведении которых находилась статистика царской России.

Намеченная на 1915 г. вторая всеобщая перепись не состоялась из-за начавшейся Первой мировой войны. В 1916 и в 1917 г. были проведены переписи сельскохозяйственного населения, и лишь в 1920 г. удалось провести всеобщую перепись, которая стала первой советской переписью (численность страны 137 млн. чел., в т. ч. горожан – 21 млн.). В 1923 г. вместе со Всесоюзной переписью городского населения проводилась также промышленная перепись населения (численность населения оказалась такой же, как в конце ХХ в. 147 млн. чел., тогда, как горожан было лишь 18%, а не около ¾, как ныне).

Материалы следующей переписи 1937 г. были сожжены, поскольку численность страны, в которой осуществлялись репрессии, не достигла величины, заранее заявленной Сталиным. Всесоюзная перепись 1939 г. выявила численность на уровне 170 млн. чел. При резком скачке горожан с 26 млн. (1926) до 56 млн. Такого роста городского населения, вызванного ускоренной индустриализацией, не наблюдалось ни в Европе, ни в США (где для удвоения числа горожан потребовалось 60 лет в Европе и 30 лет в США). В подобных обстоятельствах возник кризис жилья, ускоривший падение детности (наряду с влиянием противосемейной идеологии государства и вопреки еще сохранявшимся у переселенцев из деревни общекультурной ценности семьи с несколькими детьми).

Всесоюзная перепись 1959 г., проведенная через 20 лет после самой разрушительной по людским потерям войны (и разрушительной для реальных, а также потенциальных семей), обнаружила колоссальную разницу в перевесе численности женщин над мужчинами (115 и 94 млн.). Разница в 21 млн. превысила довоенную (8 млн), причем 14,4% перевеса женщин над мужчинами пришлось на брачные возрасты 20-50 лет, что не могло не повлиять на снижение числа браков и семей и на структурное падение коэффициентов рождаемости. Это сужение возможностей вступления в брак для миллионов женщин не могло не отразиться на таком перераспределении этой ситуации, которое сделало приемлемым и распространенным новые формы сексуального и репродуктивного поведения женщин (прежде всего имеется в виду феномен матери-одиночки).

Всесоюзная перепись 1970 г. выявила расширение брачных возможностей женщин (130 млн. женщин и примерно 111 млн. мужчин), причем превышение на 18,9 млн. уже не включало возрастные группы от 20 до 30 лет, а в возрастах 30-50 лет. Уменьшилось в 2,8 раза, сократившись с 13,6 млн. (1959 г.) до 4,9 млн. Общее число семей в СССР в 1970 г. было примерно 59 млн. против 50 млн. в 1959 г. В общей совокупности семей около 80% состояли из одной брачной пары, причем примерно у пятой части семей не было детей; состояли из 2 и более брачных пар 3,7% всех семей, и «осколочные» семьи, вообще не имевшие брачной пары, наблюдались среди 14,9% семей.

Перепись 1979 г. обнаружила замедление темпов общей численности, а также городского населения. В России увеличилась доля горожан с 52% 1959 г. до 62% в 1970 и до 74% в 1989 г.

Перепись 1989 г. оказалась последней Всесоюзной переписью, последней еще и втом смысле, что учитывались семьи, а не домохозяйств, которые впервые стали регистрироваться с 1994 г. в соответствии с мировой практикой.

Домохозяйство – социально-экономическая ячейка, объединяющая людей отношениями, возникающими при организации их совместного быта, ведения общего домашнего хозяйства, совместном проживании и т. д.

В отличие от семьи отношения родства или свойства в домохозяйстве не обязательны.: оно может включать пансионеров, прислугу, а также состоять из одного человека. Согласное рекомендациям ООН для переписей населения, понятие домохозяйство основано на бытовом укладе, в рамках которого отдельные люди или группы лиц обеспечивают себя пищей и всем необходимым для жизни. Домохозяйства могут состоять из одного лица, либо нескольких лиц, объединяющих свои доходы и ведущих совместное хозяйство как родственников, так и не родственников. Большинство стран придерживается определения ООН, но существуют и отличия: в одних случаях на первый план выдвигается совместное проживание, в других – совместное питание. Так в США, Швеции и Швейцарии –домохозяйство объединяет лиц или групп лиц, занимающих отдельное жилое помещение. Ввиду такого разделения под домохозяйством можно понять палатки в лагерях, номера в гостиницах и т. д. Разница в определениях затрудняет сопоставление данных по разным странам.

Учет домохозяйств, а не семей, как это было раньше в России, позволяет включать в анализ одиночек, поэтому средний размер домохозяйства по переписи 1989 г. составил 2,84, меньше, чем средний размер семьи 3,2 .

В классификациях семей, разрабатываемых для переписи населения, точкой отсчета является типология состава семьи, причем динамика развития семьи играет вспомогательную роль.

Схема цикла нуклераной семьи обычно такова: брачная пара без детей – с детьми – вновь без детей. Выделение одиночек как бы фиксирует предвосхищение брака и в то же время распад его. Один из родителей остается в результате разделения, развода или вдовства.

Разные авторы выделяют различные подходы к изучению семейного цикла.

Например, статистик Э. К. Васильева рассматривает несколько путей анализа цикла:

5) Изучение функций семьи в воспроизводстве населения, формирование семьи.

6) Изучение решающей роли начальных стадий в формировании семьи.

7) Прогнозирование семейной структуры.

8) Анализ изменения экономического положения семьи, социальной мобильности.

И. А. Герасимова выделяет 4 этапа семейного цикла:

1) Период роста семьи от образования брачной пары до последнего рождения.

10) период стабильности от рождения последнего ребенка до выделения первого, ставшего взрослым, из семьи родителей.

11) Период зрелости, в течение которого все дети выделяются из семьи родителей.

12) Период затухания от момента выделения последнего из детей до смерти обоих супругов (последнего из них).

Эта модель нормального хода развития семьи наблюдается не у всех семей, и потому особенно отмечаются отклонения от этой модели:

А) Бездетность супругов.

Б) смерти детей или мертворождения.

В) образование сложных семей с родством по прямой или боковой линии (отклонением это является относительно взятой за основу нуклеарной семьи).

Гипотетическая схема возможного развития семьи, начиная с брачной пары без детей определяется через возможные семейные события с переходом в соответствующие этим событиям типы А-Г.

→ 1. Рождение детей → А. Брачная пара с детьми.

→ 2. Развод → Б. Двое одиночек.

Брачная пара без детей → 3. Смерть 1 из супругов → В. Вдова (вдовец)

→ 4. Присоединение родителей и → Г. Сложная семья

(или) родственников

Полный жизненный цикл семьи.

Стадии |Стадия бездетности,| Стадия социализированного | | Стадия |

семейного цикла |предродительства |репродуктивнго родительства| |прародит.|

I II III IV

1 2 3 4 5

Семейные события 0_________________0____________________________0______0________0 ↓ ↓ ↓ ↓ ↓

Заключение Рождение Рождение Отделение Смерть

Брака первенца последнего от родит., 1 или 2

ребенка рождение род.,

1 внука распад

↓ ↓ ↓ ↓семьи ↓

Годы брака 0____________________ 1.2 _________________________7______ 25 _____ 40

Возраст М 25 26,1 28,6 50,1 59+3

Ж 23 24,1 26,6 48,1 72+3

Стадии семейного развития и связанные с ними изменения семейных структур и функционирования семьи (Р. Хилл и Р. Роджерс)

Наименова-ние 1.Станов-ление 2.Дето-рождение 3. Школь-ные годы 4.Юность Переход К отделению 5.Пост-родите-льство 6. Годы уединения
Возраст М 22-23 Ж 20-21 О 24-30 М 22-28 Д 0-6 Д 0-4 Д 0-2 О 30-37 М 28-35 Д 6-13 Д 4-11 Д 2-9 Д 0-7 О 37-44 М 35-42 Д 13-20 Д 11-18 Д 9-16 Д 7-14   О 44-52 М 42-50 (Д 20-28 ж) (Д 18-26м) (Д 16-24 ж) (Д 14-22 м) М 52-65 Ж 50-64 М 66 –69.3 Ж 64-77,1
Размер 3-5 5-6 6-2 2-1
Число взаимных контактов 3-10 10-15 15-1 2-1
Длитель- Ность стадии (лет) 3-13
Стаж брака 43-46
Семейные роли Муж Жена Муж-отец Жена-мать Сын-брат Дочь-сестра М-О Ж-М С-Б Б-С М-О Ж-М С-Б Б-С М-О-дед Ж-М – баб. С-Б – дядя Д-С-тетя М-дед Ж-баб. М-дед Ж-баб.
Задачи развития –ролевые и возрастные Молодые взрослые Родительства Мал. Ребенка, Ребенка Родительства Мал. Ребенка, Ребенка, Предотрочества Родитель. Ребенка, Предотрочества, Тинейдж. Прародит. Родитель. Ребенка, Тинейдж. Мол. Взросл. Построд.Прарод. Прародит. Старых
Основная цель семьи Адаптация к жизни брачной пары Реорганизация пары вокруг нужд малыша и дошкольника Реорганизация семьи к расширению связей детей со школьниками Перестройка семейных уз на большую свободу и отвественность Реорганизция семьи в союз равных Реорганизация семьи вокруг забот брачной пары – стратегия отчуждения Ослабление связанности с другими

Семейный цикл определяется стадиями родительства и начинается с предродительства – периода от заключения брака до рождения первенца.

Неполный жизненный семейный цикл.

В российской социологии неполный жизненный цикл семьи исследовался мало. Пожалуй, единственной книгой такого рода явилась книга Б. Ц. Урланиса «История одного поколения», где рассмотрена семейная жизнь поколения 1906 г. р., к которому принадлежал и автор.

В зарубежной литературе при построении схем семейного цикла и в табличном представлении семейной «карьеры» учитываются характеристики как полного цикла, так и неполного (по разводам, смертям, но без семейных разлук). Большую работу в этом плане проделал Р. Хилл.

Несколько схем семей с неполным жизненным циклом:

А – брак, В – первое родительство, Вв – деторождение во втором браке, С – развод фаза родителей одиночек, D – повторный брак и повторное родительство, Е – дети школьногь возраста, F – дети юношеского возраста, G – отделение взрослых детей, Н – постродительство, FD – распад семьи.

1) В →А→ E→ C→ F→ G→ H→ F D

Добрачно-забеременевшие –брак – дети школьного возраста – развод- дети юношеского возраста – отделение взрослых детей- постродительство - распад семьи.

2) В → A → E → C→ F →G → F D

Добрачно-забеременевшие –брак – дети школьного возраста – развод (мать одиночка без повторного брака)- дети юношеского возраста – отделение взрослых детей– распад семьи

3) А→ В→С →E → D→ В → G→ H→ F D

брак – первое родительство – развод -дети школьного возраста – повторный брак - второе родительство - отделение взрослых детей- постродительство - распад семьи.

4) А→ В→С →E→G → F D

брак – первое родительство – развод -дети школьного возраста –отделение взрослых детей- распад семьи.

5) А→ В→С→ D→ В→ E → F →G→ H→ F D

брак – первое родительство – развод повторный брак - второе родительство -дети школьного возраста –отделение взрослых детей- постродительство - распад семьи

6) А→ С → F D (бездетный брак)

брак – развод- распад семьи

Что повлияло на процесс формирования семьи в 90-н г.г.

1) Политика государства. Отказавшись от регулирования личной жизни людей, государство устранилось и от проведения активной социальной политики, связанной, прежде всего, со становлением семьи. Если раньше молодым семьям помогали общежитием, давали кредиты для строительства молодежных кооперативов – то сейчас, реально, пока нет механизмов. Постепенно сокращение общественных форм воспитания фактически повышает нагрузку на родителей не только в сфере воспитания, но и непосредственно образования. Многие неработающие жены не пользуются услугами детских дошкольных учреждений, что сказывается на особенности социализации детей. Освобождение от идеологического регулирования со стороны государства привело к тому, что люди часто неспособны, строить отношения, основанные на уважении прав и личности другого, достоинства женщин, необходимости учитывать интересы детей. Усугубились стрессовые ситуации, отсутствие культуры отношений после развода. Данные социологических исследований свидетельствуют о росте насилия, больше становится родителей лишенных родительских прав, детей в социальной сиротстве. Фактически проблемы частной жизни людей сосредоточились в руках СМИ («Моя семья», «Деичьи слезы», «Что хочет женщина», «Окна» и т. п.)

2) Поколенческие расхождения. Изменились социокультурные представления о взаимоотношении поколений в семье. Даже в советское время специальные исследования показывали, что совместное проживание старшего поколения и молодых часто вынуждено. Предпочтительной формой считался промежуточный вариант, когда молодая семья и родители супругов живут отдельно, но недалеко друг от друга, поскольку помощь бабушек и дедушек в воспитании внуков считалась важной культурной составляющей родственных взаимоотношений. В 90-х г.г. под воздействием западной культуры, в связи с повышением ценностей независимости и автономии в сознании молодежи, значительного поколенческого расхождения в жизненных идеалах, установках и приоритетах, происходит и разрыв межпоколенческих связей. В таких условиях взрослые дети стремятся устроиться самостоятельно, при этом временные сожительства предпочитают оформленному браку.

Сегодня сосуществуют 4 основных социально-исторических типов поколений:

1) дореволюционное поколение 1900-е г.г. рождения. Оно на этапе своего становления было переломано революционными потрясениями и лишь отчасти приспособилось к новой жизни. О мирощущении этого поколения достаточно убедительно высказался Ю. Олеша: «В день двенадцатилетия революции я задаю себе вопрос о самом себе. Я спрашиваю себя: ну, русский интеллигент, кем ты стал? Что стало с тобой. Мне 30 лет. Когда произошла революция, мне было 18. Тот аттестат зрелости, который получил я, был еще пропечатан орлами. В последний раз выдавал такие аттестаты. В последний раз заказывали студенческие фуражки. Никто из нас еще не знал, что этот раз – последний. 40 лет чужой судьбы – как это много!… Я вишу между двумя мирами. Иногда я думаю,как хорошо жилось бы мне, буржуа, в буржуазном обществе!»

2) Второе поколение- вступившее в социальную жизнь в начале 30-х и занимавшие ключевые посты до середины или конца 50-х. Фактически его можно назвать поколение индустриализации или проектом коммунистической модернизации России. Изучению этого поколения был посвящен долговременный проект Ю. Левады. Эти люди подростками вошли в советский строй. Героем этого поколения был «строитель государства нового типа», по социальному статусу промышленный рабочий, преимущественно с деревенской ментальностью (более чем у 80% представителей этого поколения родители из деревни) и с державным типом идентификации (как ассоциации себя с государством и Россией в целом). В 1989 г. данная группа демонстрировала наибольшую приверженность ценностям советского строя и испытывала естественную ностальгию. Хотя в опросах 2000 г. наблюдалось снижение показателей популярности советского государства именно у этой группы, даже по сравнению с молодыми.

3) Поколение социокульутурного перелома. «Родители». Они успели соприкоснуться с попытками либеральных реформ (хрущевская оттепель), а позднее, в общем, приняли перестройку и распад всей системы. Это поколение социологи считают средним не только по возрасту, но и как среднее звено между коммунистической и либеральной модернизацией. В начале 90-х отмечается активная ресоциализация 40-летних, выражающаяся в нисходящих социальных перемещениях, захвативших большую часть данной генерации. Поколение теперешних 40-50-летних можно считать потерянным в волнах трансформации и в борьбе за выживание, что случилось не на формативных стадиях, а на более поздних. Это поколение не стало массовой основой для проведения преобразований, а попало в расщелину между 2 тенденциями. Его культурная доминанта тяготеет больше к традиции, чем к новации.

4) Поколение детей. Те, кто родился после 1970 г., подростками встретили перемены 80-х. Динамичные процессы способствовали значительно более быстром обновлению облика молодежных когорт и существенной внутренней дифференциации поколения детей.

По критерию исторически-специфического опыта в формативном периоде выделяют

· Молодежь периода перестройки, традиционная. Рождение – начало-середина 60-х г.г. Формировалась в период информационной блокады. Глубоко в недрах советского строя. Ядро когорты составляет потомственная интеллигенция, ориентированная, как и родители, преимущественно на нематериальные ценности общества относительного достатка. Еще в конце 80-х на социологических опросах они демонстрировали свою приверженность социалистическим ценностям. Поздняя социализация когорты совпадает с периодом активной идеологической критики ее идеалов. Тогда многие полагали, что, возможно, они станут движущей силой перестройки. Но в конце 90-х г.г. эта когорта уже закончила свой образовательный путь и вступила в сферу занятости (85% - работало) Почти на 1/3 генерация состоит из специалистов с высшим образованием и еще на 1/3 из рабочих, окончивших ПТУ. 11% уже являлись руководителями разного уровня. Это было первое поколение, которое столкнулось с безработицей на страте трудового пути 8% и за последнее время этот показатель вырос до 12%. Здесь почти не появилось предпринимателей., большинство продолжает трудиться в государственном секторе. Многие потеряли в своем профессиональном статусе или, во всяком случае, в шкале престижа полученных профессий. Доля руководителей разного уровня снизилась с 11% до 6%. Данная генерация была ориентирована на поддержание высокого уровня благосостояния, впервые достигнутого их родителями. Ее ценностные ориентации оказались достаточно стабильными. В большинстве своем они потеряли в доходах. Из всех молодежных групп они наименее удовлетворены своими возможностями для повышения жизненного уровня.

· Вторая молодежная когорта, нигилистская. Ее ранняя социализация 10-15 лет совпала с активным пересмотром наследия отцов. Главный социализирующий фактор – изменение ситуации в области СМИ и нарастание критики по отношению к прошлому и существующей системы власти. Социализация происходила в первую очередь в семье и в общении со сверстниками. Всеобъемлющий социальный нигилизм по отношению к традиционным ценностям – патерналистское государство, общественное выше личного, коллективизм, антизападному настрою. В глубинных интервью мотив собственного жизненного выбора звучит, как «нежелание жить так, как жили родители» В начале 90-х им было по 15-20 лет. При открытии новых возможностей частного предпринимательства и быстрого обогащения они отказываются от долговременных образовательных планов. В 1990-93 г.г. падают конкурсы в Вузы и престиж высшего образования как такового. Большинство уже на старте получают преимущества, благодаря широкому выбору рабочих мест и входят на рынок предпринимательства. К 200 г. среди них самый низкий уровень безработицы.

· Самая юная из молодежных когорт- Поколение икс. Сейчас им меньше 20, большая часть находится в рамках системы образования. Ее особенности в том, что это первая генерация, которая не имеет возможности сравнивать 2 системы. Жизненный опыт этой когорты складывался в принципиально иных условиях: растущее демонстративное неравенство в уровне и стилях жизни, потребительский выбор вместо товарного дефицита, ликвидация железного занавеса, расширение возможностей индивидуального выбора (образования, места жительства и т. д.), отказ от апеллирования к государству. Пока оно еще окончательно не проявилось, это поколение, поэтому и называется поколением Х. Но данные исследований В. С. Магуна и Д. Л. Константиновского дают возможность предположить, что самые молодые, в отличие от родителей ориентированы на высшее образование, как профессиональное, т. е. как средство достижения материальных целей. Прагматические ориентации поколения Х проявляются в области профессиональной деятельности как «ориентация на интенсивный труд и материальный достаток», на открытие собственного дела. Эти 2 позиции выбираются существенно чаще, чем в других возрастных группах. По мнению Л. А. Хахулиной самая молодая группа наиболее реалистично настроена к рынку. Проведенные свободные интервью вывили, что «межпоколенческий конфликт» они понимают не как конфронтацию отцов и детей. Для них это конфликт с нынешними тинэйджерами-подростками, которых он обвиняют, прежде всего, в прагматизме и жестокости. Другой показатель обособленности поколения Х: По данным ВЦИОМ те, кому 18-23 г. в массе своей ориентированы на общество успеха (64%), в то время, как 24-29 –летние колеблются между выбором «общества равенства» и «общества успеха» (42:48). Более старшие выбирают общество равенства.

3) Экономические возможности. Родители потенциальных молодых супругов часто не в состоянии оказывать им материальную помощь в период становления семьи. Многие зарабатывают меньше, чем их собственные дети, или потеряли свой прежний социальный статус. Переход на платное высшее образование вынуждает студенческую молодежь искать возможности подрабатывать. Юноши и девушки с невысоким образованием либо испытывают проблемы с трудоустройством, либо не уверены в стабильности работы. Если при этом учесть повышение стандартов жизни и роль новых ценностей молодежной субкультуры, то создание семей для молодых становится проблематичным. Выборочное исследование, проведенное в Москве в 2000 г. показало, что в сравнении с 1991 г. уменьшилось число студенческих браков, повысились возраст молодоженов и удельный вес вынужденных браков, связанных с беременностью невесты. Интервью с работниками ЗАГСов подтверждают, что возросло число фиктивных браков (для регистрации в Москве и решения жилищных вопросов), значительно меньше стало торжественных регистрация, многие потенциальные супруги обладают разного рода собственностью, и именно поэтому, что повысилась прагматическая роль института брака, отношение к нему стало более прагматическим.

4) Гендерные отношения. Происходит трансформация в отношении полов и представлении о содержании ролей мужчин и женщин. В России раньше никогда не практиковалось разделение в его западном понимании как разделение сфер на «публичную» мужскую и «частную» женскую, что возникло одновременно с индустриализацией на Западе в середине 19 в. В период советской индустриализации не могло произойти «разделение сфер» – в новые города был перенесен «деревенский уклад», женщины работали практически наравне с мужчинами, что (помимо традиций аграрного общества и идеологии) во многом было обусловлено экономическими факторами. В нынешних же социально-экономических условиях роль мужа-добытчика стала особенно проблематичной. По крайней мере, уже упомянутые нами исследования в Москве 2000 г. показали, что в сравнении с 1991 г. увеличился удельный вес молодых мужчин, считающих, что они должны (но опасаются, что не смогут) выполнять роль добытчика и обеспечивать «необходимый стандарт» жизни. Молодые женщины, в свою очередь, чаще не уверены в собственном стабильном заработке, а в случае рождения ребенка – и в сохранении рабочего места, и именно в будущем муже хотят видеть материальную опору. В уже сложившихся семьях возросло число разводов, связанных с изменениями в сфере социальной занятости и социальной мобильности.

Вероятно, постепенно происходит переход к западной модели брачности: более позднее вступление в брак – либо по достижении экономической самостоятельности от родителей, либо после завершения образования. Такая модель связывается демографами и с меньшим числом детей в семье. К сожалению, общероссийская статистика не позволят судить о том, какова возрастная тенденция вступающих в брак, каково соотношение женихов и невест. Можно лишь видеть, что в целом в группе до 18 лет удельный вес, как женихов, так и невест в 1999 г. по сравнению с 1991 г. почти втрое сократился, практически не изменился в группе с 18-24 года и несколько возрос в более старших группах.

4. Отношения между поколениями в американских и российских семьях.

В США практически все супружеские пары проживают отдельно от родителей. Это сложилось исторически в период заселения Северной Америки, когда дети -иммигранты прибыли из Англии, а позже и из других стран, отделившись от старшего поколения. В Росии при всем желании молодых супругов нехватка жидья и материальных средств затрудняет аналогичеый процесс. Но, вопреки сложившемуся стереотипу, американские родители помогают своим взрослым детям ничуть не мененьше россиян. Но, поводы для оказания такой помощи должны быть серьезными: тяжелая болезнь, потеря работы, развод. Российским молодым семьям часто не выжить материально без помощи родителей. Другой миф- о родительской отчужденности. Действительно, дед и бабушка в Америке не берут на себя полностью родительские роли, за исключением неполных семей. У американцев не принято отправлять детей к дедушке и бабушке на все время летних каникул и самим не приезжать вместе с ними. Но, это не означает, что большинству американских прародителей нет никакого дела до их собственных внуков.

Американские социологи и геронтологи успешно выделяют такие 3 группы прародителей:

1) компаньоны. Они живут поблизости от внуков и чатсно выещают их, берут на себя ответственность за детей, когда их родители отсутстсвуют. Но неохотно соглашаются выполнять дисциплинарные и властные родительские функции, предпочитая быть старшимидрузьями, вместе посещать места отдыха, рассказывать истории из прошлого и поддерживать преемственность в семейных отношениях. Большинство американских прародителей принадлежат именно к этой категории.

2) «Отдаленные». Они живут на значительном расстоянии от внуков, что затрудняет регулярные встречи. В таких случаях общение, как правило, ограничивается частыи телефонными разговорами, перепиской.

3) «Вовлеченные». Они вовлечены в воспитание внуков, в повседневную их жизнь, выполняющие многие родительские роли. Обычно они заменяют отца и мать, которые чрезмерно заняты на работе, ежедневно помогают больным или поддерживают разведенных, нуждающихся в помощи.

Приведенная классификация применительна и к России.

Разделение труда в семье и принятие решений.

Судя по приведенным в исследованиях данным, совместное ведение домашних дел и принятие решений в американских семьях распространено больше, чем в российских. Согласно некоторым последним оценкам, мужчины выполняют от 20 (Робинсон, 1988) до 35% (Прессер, 1994) домашней работы. Росс (1987) пишет, что 215 семей с 2 работающими супругами в равной степени занимаются домашним хозяйством. Ферре (1991) поднмает эту цифру до 38%. Вместе с тем Блэар и Литчер, используя национальную перпись семей и домохозяйств, подсчитали, что женщины в среднем затрачивают на домашнюю работу 33 часа в неделю, в то время как мужчины – 14 часов. Пайк и Колтрен, изучавшие супругов, состоящих в повторном браке, обнаружили, что треть женщин работают такое количество времени, как и их мужья, но только десятая часть мужей тратит на ведение домашнего хозяйства столько же времени, что и их жены. В америкнских семьях жены по-прежнему делают большую часть работы по дому.

Исследователи выявили более неустойчивые по сравнению с заработками или образованием взаимосвязи при использовании такой переменной, как престиж занятости. Престиж занятия мужчины имеет негативную корреляцию с выполнением домашней работы (по данным Мак Аллистер, 1990), но в другом иссследовании – позитивную корреляцию (Дойч, 1993) не связан с количеством выполняемой работы (Айтак, 1990). Престиж профессионального занятия женщин не имеет выраженной связи со временем, затрачиваемым на домашний труд (Мак Алистер, 1990), а уровень их образования в целом негативно связан с этой переменной (Шелтон и Джон, 1993; Саус и Спитц, 1994). В рамках гендерной идеологии исследования, проведенные в США, показали, что чем более эгалитарный характер носят г

Наши рекомендации