Понятие семьи. Функции семьи и ее жизненный цикл.

семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Основными функциями семьи являются:

· репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);

· экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);

· воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

· коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).

основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения.

Жизненный цикл семьи

Соглсано В.Сатир жизненный цикл семьи включает Семь стадий:1- встреча супругов. Согласно другим исследованиям семья начинается с публичного акта по заключению юридического брака.2) зачатие и рождение ребенка формирует новое чувство ответственности, новые социальные роли, этот этап связан с большим напряжением,эмоциональной нагрузкой,депрессиями, именно поэтому большинство союзов дают трещину после рождения 1-го ребенка.3) ребенок идет в школу, т. е становится членов первых социальных институтов. Школа это проверка первичной социализации ребенка, родители подвергаются объективной проверке качества родительства, испытывают сильное напряжние4) достижение ребенком подрасткового возраста, происходит снижение автороитарности родителей, повышается значимость отношений в подростковых группах,родитлели вынуждены менять стиль отношений с ребенокм, в доме появляется новая музыка,мода, новый стиль поведения. Лояльное поведение родителей становится гарантом восстановления отношений с подростоком.5) дети становятся взрослыми, заканчивают учебу, определяются профессионально. Детские и родительские роли в основном исчерпаны. Попытка застрять в роль больше положенного срока будут иметь негативные последствия: родители становятся либо слишком настойчивыми, продолжая учить ребенка, либо инфантильными. Это этап проходит безболезненно для родителей,которые быстро становятся востребованными в роли бабушек и дедушек. Сложность этапа –основение новых ролей-сверковь,теща,тесть,свекр, а также в необходимости быть в качестве родственников чужих людей.6) уход на пенсию, окончательное принятие ролей дедушек и бабушек., акцентирован на духовной составляющей личности.7) завершающий этап – смерть одного из супругов, принятие новой роли вдовствующего супруга

Тенденции изменения функция семьи в индустриальном обществе

Стало привычным активно жаловаться по поводу кризиса и распада семьи в индустриальном обществе: число разводов за последние 50 лет увеличилось более чем в пять раз. За то же время число рождений сократилось на треть. Ужасная потеря функций ослабила семью. Неудивительно, что муж, жена и дети просто живут рядом и не общаются и больше всего хотят убежать из дому. Это обобщающее суждение ошибочно. При всех угрозах и при всех необходимых приспособлениях к новым условиям большинство семей - как бы поддерживаемые таинственной внутренней силой - остаются верны своей сути. При предметном рассмотрении прекращения функций следует различать две вещи:

а) В первобытном обществе, скажем, у скотоводов-кочевников, у большой семьи, в которую входили - под патриархальным главенством отца женатые сыновья со своими женами и детьми, слугами и служанками, было много функций, которые чужды современной семье. Глава семьи судил, отправлял религиозные обряды и вел войны. Не было еще государства, судов, школ, организованных религиозных общин. Картина изменилась, как только государство, право, экономика, религия, наука и искусство выделились в отдельные сферы культуры и достигли своей самостоятельности. Этот процесс не представлял собой собственно потерю функций семьи, поскольку семья должна была отдать функции, которые она до того исполняла в порядке замещения.

Впрочем, у семьи в доиндустриальную эпоху оставалось по-прежнему очень много функций. Экономически она была в значительной мере самодовлеющей, поскольку она производила то, в чем нуждалась, и потребляла то, что производила. Обучение и профессиональная подготовка детей тоже происходили в основном в семье. Несомненно то, что индустриальное развитие ограничило многие из этих функций или перенесло их во вне семейные институты. Семья давно перестала быть местом производства, поскольку современная экономика с ее завершенным разделением труда почти полностью взяла эту функцию на себя. Большинство ремонтных работ сегодня тоже выполняются специалистами-ремесленниками. Школьное и профессиональное образование ставит такие высокие требования, что соответствовать им могут только вне семейные учреждения. В то время как в доиндустриальную эпоху считалось само собой разумеющимся, что больной, нетрудоспособный и старый человек находил питание и уход в семье и за счет семьи, хотя часто, например, во время «чумы, голода и войны» и в весьма недостаточной мере, то сегодня эти задачи взяли на себя крупные организации социальной защиты. Но и следствия исчезновения этих функций тоже нельзя преувеличивать. Для семьи несущественно, прядут ли в доме или ткут, готовят ли домашние копчености или (вместо газовой или электрической печки) горит мерцающий огонь в очаге. Освобождение от необходимости помогать в производственной деятельности, а также технические облегчения, наоборот, дают матери возможность интенсивнее посвящать себя воспитанию детей, уходу за домом, обеспечению питания.

Б) Прекращение функции происходит в собственном смысле только тогда, когда это затрагивает основные функции семьи - заботу о доме, питании, домашнем хозяйстве, о духовных, нравственных и религиозных ценностях. В некоторых семьях общих трапез фактически почти нет, так как отец и работающая мать едят в столовой на работе, дети - в детском саду или в группе продленного дня. Во многом исчезли также последние остатки культового сообщества, так как больше не молятся вместе и большие христианские праздники едва ли проявляются в жизни семьи. Многие семьи уже не знают больше домашнего общения, поскольку родители и дети перенесли основное содержание их жизни вовне и рассматривают семью только как место для сна. Конечно, тем самым почти парализована воспитательная функция.

. Изменение функции. Хотя условия индустриального общества обусловили значительную потерю функций семьи, но в других областях они привели только к изменению функций. Хотя в семье больше ничего не производится, но тем больше внимания уделяется - и в рабочих семьях - устройству дома, в частности, в форме сотрудничества со школой. То, что Уильям Огберн пишет о Соединенных Штатах, применимо и к Германии: несмотря на вторжение техники в домашнее хозяйство, современная семья уделяет «значительную часть своего времени приготовлению пищи, уходу за жильем, стирке, шитью и ремонту» . По-партнерски, по-товарищески совместно планируют, экономят, покупают.

Особенно отчетливо проявляется изменение функций современной семьи в новых функциях досуга, значение которых возрастает и является во многих случаях выражением утонченной семейной культуры. Вспомним о работе в саду или изготовлении поделок, о музыке и общении или о праздновании семейных праздников.

. С исчезновением и изменением функций семьи связана - частично как следствие, частично как причина - профессиональная работа замужних женщин вне дома. Даже в доиндустриальный век женщина отнюдь не вписывалась только в образ жены и матери. Она тоже много работала в сельскохозяйственном, ремесленном, торговом семейном предприятии (см. Притч 31, 10_31). Сегодня равноправие полов в системе общего и профессионального образования, обусловленное техническим прогрессом освобождения человека от тяжелого подневольного физического труда, а также постоянное возрастание подходящих именно для женщины рабочих мест в «третьем секторе» - в сфере услуг привело к тому, что включение женщин и девушек в профессиональную жизнь стало почти само собой разумеющимся. Хотя кое-что указывает на то, что в профессиональной деятельности женщин, кажется, развиваются два основных периода - один до замужества, другой - после 45 лет, - то все-таки многие замужние женщины работают и в собственно годы материнства (с 22 до 40 лет).

Женщина очень загружена, если ее работа находится далеко от дома и у нее мало времени из-за выполнения обязанностей домохозяйки и матери. В многочисленных случаях замужняя работающая женщина, особенно, если у нее дети, достигает таких результатов в работе, которые намного превосходят участие мужчины на работе и в семье.

Исследования последнего времени показывают, что еще и сегодня многие замужние женщины, особенно молодые, которые должны «тоже зарабатывать» для приобретения и обустройства жилья, идут работать по экономической необходимости. Другие делают это, потому что хотят дополнить приданое и комфортнее обустроить квартиру, потому что автомобиль требует значительных расходов, потому что они хотят больше позволить себе во время совместного отдыха, потому что их привлекает коллектив на предприятии и в учреждении, потому что они хотят убежать от домашней скуки, потому что они привыкли до замужества регулярно иметь самостоятельно заработанные деньги и потому что те женщины, которые не работают, а сидят дома и воспитывают детей, наносят ущерб своим будущим пенсиям. Папа Пий XII предостерег 21 октября 1945 г. О том, что если мать идет работать, дом, «возможно, и без того мрачный и тесный… становится еще более убогим из-за недостаточного ухода». Семья не собирается вместе ни за столом, ни для общей молитвы. «Что же остается от семейной жизни? И как она еще может привлекать детей?» Как может подрастающая дочка испытывать желание самой когда-нибудь «стать настоящей госпожой, т.е. домохозяйкой в счастливой, процветающей и достойной семье?»21.

Папа Иоанн Павел II заявил: «Действительное «способствование развитию женщины» требует, «чтобы значимость ее материнских и семейных задач получила ясное признание наряду со всеми общественными задачами и всеми другими профессиями». Поэтому Церковь будет неустанно требовать, «чтобы работа женщины в доме в ее незаменимой значимости была признана и ценима всеми». Неверно широко распространенное мнение о том, что «уважение к женщине является скорее результатом ее работы вне дома, чем деятельности в семье». «Если - подобно мужчинам - и женщинам предоставлено право выполнять различные общественные задачи, то структура общества должна быть таковой, чтобы супруги и матери не были бы практически вынуждены работать вне дома и чтобы их семьи могли жить как подобает и процветать, даже если они полностью посвящают себя собственной семье».

45. 1.Исторические формы семьи и брака. Семья как институт общества развивается вместе с обществом. На протяжении трёх ступеней развития общества возникли 3 исторические формы семьи и брака: дикость – полигамия (групповой брак, матриархат); варварство – парная семья (господство мужа); цивилизация – моногамия (индивидуальная половая любовь). 1.Полигамия. Люди жили общинами. Отец был неизвестен, родословная велась по матери. Труд женщины по ведению домашнего хозяйства является общественно необходимым. 2.Парная семья. Выделение пары в отдельную семью. Промежуточная ступень. 3.Цивилизация. Существует 2,5 тыс. лет. Равноправие, добровольность вступления женщин в брак. Индивидуальная половая любовь появляется в середине века. Семья как малая группа и социальный институт. Основные функции семьи. Семья - это социальный институт и малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья (Антонов) - основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, родительства, родства, осуществляющая воспроизводство населения социализацию детей и т.д. Основа семьи - брачный союз между мужчиной и женщиной в формах, санкционированных обществом. Своим возникновением и существованием семья обязана общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботу о детях. Семья как малая социальная группа, состоящая из индивидов, связанных между собой отношениями брака или родства. При анализе семьи как малой группы можно выделить два типа характеристик: Характеристики группы в целом (цели и задачи семьи, состав семьи, структура власти); характеристики связей и отношений семьи с более широкими социальными системами Различают семью (наличие триединства) и "семейные" группы (люди, ведущие совместное домохозяйство и объединенные только родством, либо родительством и супружеством). Вместе с тем семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Семья - это более сложная система взаимоотношений, чем брак. В зависимости от эволюции общества и изменения требований, предъявляемых к семье как к социальному институту, изменялись и функции семьи: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, рекреативная (взаимопомощь), коммуникативная, регулятивная. Для современной cемьи характерна ориентация на личностные, а не статусные характеристики индивидов в ситуации брачного выбора. Происходит процесс усложнения отношений между старшим и средним поколением в семье и одновременно с этим растет число нуклеарных семей. Изменяются отношения между родителями и детьми. Традиционные нормы и ценности становятся сегодня менее значимыми. Изменяется структура лидерства в семье. Основой современной семьи становятся не экономические отношения, а эмоциональная сторона межличностных отношений. Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Первоначально отношения в семье регулировались племенными и родовыми обычаями, затем регуляция приобретает нравственный, религиозный и правовой характер. Специфические функции семьи отражают ее особенности как социального явления (т.е. к выполнению которых семья оказалась принуждена в определенных исторических условиях) - репродуктивная и содержание и социализация детей - сохраняются во всех исторических условиях. Неспецифические функции связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства, отдых и т.д. - отражают исторический характер связи между семьей и обществом. В начале XX века cоциальные институты все более совмещают с семьей выполнение функций образования - школы; защиты и охраны - армия; досуга - сфера обслуживания. Огборн считает, такой перехват семейных функций прогрессивным, а Сорокин -негативным, так как семья превращается в бездетное сожительство, "где дом будет местом ночных встреч для сексуального общения". СЕМЬЯ (Харчев) – это конкретно-историческая система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми как малой соц. группы, которые связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Соц. сущность семьи раскрывается в функциях семьи. Функции семьи: репродуктивная (воспроизводство); реализация личности человека, удовлетворение его потребностей; содержание детей; социализация (процесс обучения и воспитания); хозяйственно-бытовая; культурно-просветительская. Структура семьи: 1.Основывается на количестве детей: малодетная (1-2); среднедетная (3-4); многодетная (свыше 5); 2.Неполная семья (отсутствует один из родителей); 3.Бездетная семья; 4.Нуклеарная (одно поколение родители и дети); 5.Расширенная (несколько поколений живут в одной семье). Социальные проблемы современной семьи. Проблема кризиса в семье (семья перестаёт выполнять свои функции, распадается как институт, кризис моногамии, семья основывается на равенстве); Проблема рождаемости (коэффициент рождаемости снизился в 2 раза, высокий процент внебрачной рождаемости); Проблема разводов; Проблема совмещения женщиной хозяйственно-бытовой и производственной функций; Проблема безработицы; Проблема полового воспитания и подготовки молодёжи к семье и браку; Внебрачные половые отношения; Проблема психологической совместимости.

46.

Наши рекомендации