Понятие и организация проведения статистического наблюдения

Статистическое наблюдение - это первая стадия любого конкретного юридическо-статистического изучения, представляющего собой научно организованный по единой программе учет интересующих фактов о правовых и юридически значимых явлениях и процессах и сбор полученных на основе этого учета массовых первичных данных в какую-то совокупность.

Однако не всякий сбор сведений является статистическим наблюдением. О статистическом наблюдении можно говорить лишь тогда, когда изучаются статистические закономерности, т.е. такие, которые проявляются только в массовом процессе, в большом числе единиц какой-то совокупности. Поэтому статистическое наблюдение должно быть планомерным, массовым и систематическим.

На первом этапе статистического исследования формируются первичные статистические данные, или исходная статистическая информация, которая является фундаментом будущего статистического исследования. Если при сборе первичных статистических данных допущена ошибка или материал оказался недоброкачественным, это повлияет на правильность и достоверность как теоретических, так и практических выводов. Поэтому, статистическое наблюдение от начальной до завершающей стадии - получения итоговых материалов - должно быть тщательно продуманным и четко организованным.

Любое статистическое исследование юридически-значимых явлений начинается с получения исходной информации, т. е. с учета преступлений, правонарушений, гражданских споров, приговоров, судебных решений, видов наказания и других юридически значимых фактов, затем следует обобщение учтенных фактов в соответствующую совокупность. Эти два аспекта составляют единый процесс учета и отчетности.

Статистическое наблюдение представляет собой количественную регистрацию отдельных явлений, отбираемых по качественно-определенным признакам, например в криминологическом исследовании регистрируются преступления, преступники, причины или отдельные их признаки (юридическая квалификация деяния, социально-демографические данные преступников, виды и сроки наказания и т. д.).

Одним из главных требований, предъявляемых к статистическому наблюдению, - это достоверность и полнота собираемой исходной информации, нарушение этих требований может свести на нет результаты статистического наблюдения, может быть общественно опасным. На основе статистического наблюдения принимаются важные практические и нередко дорогостоящие решения. Если результаты наблюдения не отражают реалий, решения будут бесполезны, ошибочны и даже вредны.

Статистическое наблюдение состоит из трех основных этапов: подготовка статистического наблюдения; организация и производство наблюдения; контроль полученных первичных данных.

Конечные результаты статистического наблюдения зависят от его правильной подготовки, которая включает в себя: определение его целей и задач; выбор надлежащего объекта; установление единиц наблюдения, совокупности, измерения; составление программы наблюдения.

Характер статистического наблюдения определяется его целями, которые в свою очередь должны формулироваться, исходя из реальных потребностей юридической деятельности и практических возможностей тех организаций, на которые возлагается статистическое наблюдение. Цели статистического наблюдения вытекают из реальных социально-правовых потребностей, из жизненно необходимых нужд, например, отслеживание уровня учтенной преступности, раскрываемости, судимости. Общей целью является получение достоверной информации о тенденциях развития явлений и процессов. Она должна быть конкретной и четкой, нечетко поставленная цель может привести к сбору не тех данных, которые необходимы для решения конкретной задачи.

Цель определяет объект статистического наблюдения, включающий в себя совокупность социально-правовых отношений, которые следует изучить для достижения поставленных целей. Если цель наблюдения - выработка более эффективной борьбы с коррупцией среди государственных служащих, то объектом наблюдения может быть совокупность социально-правовых отношений в сфере государственной службы.

Следующий этап - вопрос о единицах наблюдения, единицах совокупности и единицах измерения. Единицей наблюдения обычно именуется тот источник, откуда должна быть получена первичная статистическая информация, это могут быть отделения милиции, районная прокуратура, районные суды или мировые судьи, ГАИ, пожарный надзор. Единицей совокупности считается первичный составной неделимый элемент изучаемой совокупности, признаки которого необходимо зарегистрировать в процессе наблюдения, например, преступление, преступник, потерпевший, истец, причина, иск и т.д. Сумма данных явлений образует совокупность преступлений, преступников, причин, потерпевших, исков.

Единица измерения - величина, в которой учитываются социально-правовые явления: уголовное дело, преступление и субъект преступления.

Очень важно уметь правильно провести границу между единицами измерения, нельзя сопоставлять преступность, измеренную в преступлениях, уголовных делах и лицах, так как в уголовном деле может быть несколько преступлений, а одно преступление может быть совершено группой лиц или одно и то же лицо может совершить ряд преступлений, а также в процессе следственной деятельности выявляется лишь часть лиц, совершивших зарегистрированные преступления. Субъекты преступлений на разных стадиях уголовного правосудия также несопоставимы: не всякий подозреваемый становится обвиняемым, не всякий обвиняемый может быть подсудимым, не всякий подсудимый может быть осужден и не каждый осужденный отбывает наказание в местах лишения свободы. Сопоставимость единиц измерения - важнейшее требование статистического наблюдения. Данное требование в определенной мере относится к единицам наблюдения и единицам совокупности.

Обоснование цели, выбор единиц наблюдения, отчетных единиц, отбор существенных признаков, период времени проведения статистического наблюдения, формы отчетности излагаются в программе статистического наблюдения. Программа статистического наблюдения представляет собой перечень четко сформулированных вопросов, на которые должны быть получены достоверные ответы в процессе проведения наблюдения.

К программе статистического наблюдения предъявляются следующие требования:

- четкая и конкретная формулировка главной цели наблюдения;

- определение места и времени наблюдения, где определяются критический момент (дата или интервал времени, по состоянию на который проводится регистрация признаков) и срок (период заполнения статистического формуляра);

- выделение ряда наиболее существенных признаков объекта наблюдения;

- комплексное определение типа, основных черт и свойств изучаемого явления;

- вопросы, сформулированные в программе, не должны носить двусмысленный характер, нельзя включать в программу вопросы, способные вызвать подозрение, что ответы на них могут быть использованы во вред опрашиваемым;

- соблюдение логического принципа последовательности вопросов;

- включение в программу вопросов контрольного характера для проверки собираемых статистических данных (ответами на одни вопросы можно контролировать ответы на другие);

- сочетание закрытых и открытых вопросов программы.

Содержание программы определяется целями и спецификой объекта наблюдения. Правильно составленная программа наблюдения и обеспечение проверки данных - важные условия успешной статистики. Программа статистического наблюдения составляется при организации каждого юридическо-статистического изучения. Программа наблюдения оформляется в виде бланка (анкеты, формуляра), в который заносятся первичные сведения. Необходимым дополнением к бланку является инструкция (или указания на самих формулярах), разъясняющая смысл вопроса. Своеобразными, относительно стабильными программами статистических наблюдений являются официальные формы учета и отчетности, государственные и ведомственные. Более углубленное изучение судебной практики по гражданским и уголовным делам, преступности, ее территориальных различий, причин преступности и других проблем требует специальных программ.

Определение субъекта наблюдения сводится к тому, какой орган будет осуществлять наблюдение.

Наши рекомендации