Субкультуры и контркультуры
Определение понятия «культура»
Общество в целом и отдельные составляющие его группы обладают специфическими культурами. Что же такое «культура»?
В XIX в. культуру определяли в основном через отличие результатов человеческой деятельности от чисто природных явлений, то есть давали «определение через отрицание». При таком подходе понятие «культура» практически сливалось с понятием «общество». Когда же авторы этого периода пытались дать содержательное определение, то, как правило, оно представляло собой набор эпитетов, ассоциируемых у европейца или североамериканца с понятием «культурность».
В качестве примера можно привести формулировку Э.Тайлора, одного из основателей научной антропологии: «С идеальной точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека. Это теоретическое определение цивилизации в немалой степени соответствует действительной цивилизации, какой она выступает при сравнении дикого состояния с варварством и варварства – с современной цивилизацией» [30, 36]. Таким образом, согласно этому определению, с одной стороны, существовали культурные европейцы и североамериканцы, с другой – некультурные или малокультурные «дикари».
Десятилетия исследований и дискуссий значительно продвинули понимание сущности культурных явлений. Если проанализировать наиболее распространенные подходы к определению культуры, принятые в современной науке, можно выделить следующие ее составляющие. Культура:
– это опыт общества и составляющих его социальных групп, накапливаемый в результате деятельности по удовлетворению потребностей и адаптации к окружающей природной и социальной среде;
– это не любой опыт, а только тот, который становится достоянием всей группы или всего общества. Опыт, которым индивид не поделился с членами своей группы, не входит в состав культуры;
– это опыт, который передается с помощью языка, а не через биологические механизмы (генофонд);
– наконец, лишь тот опыт входит в культурный багаж, который не остается в пределах одного поколения, а передается из поколения в поколение.
Говоря кратко: Культура – это опыт общества или группы, который передается из поколения в поколение посредством системы символов (языка).
Основные элементы культуры:
Ценности – разделяемые в обществе (группе) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения (терминальные и инструментальные).
Нормы социальные – стандарты (правила), регулирующее поведение в социальной обстановке.
Образцы поведения – устойчивые комплексы поведенческих актов, которые принято демонстрировать в каком-либо обществе в ответ на стандартный социальный стимул и/или социальную ситуацию.
Знания – представления о свойствах природы и общества в закономерностях, управляющих ими, функционирующие в данном обществе или социальной группе.
Навыки – практические приемы манипулирования природными и социальными объектами, распространенные в обществе (группе).
Символы – «знаки, в которых связь между ними и отображаемыми ими значениями является условной» [7, I, 198] (см. 1.2). К символам каждой конкретной культуры принадлежат различные знаки, позволяющие классифицировать явления природы и общества, а также алфавит письменности.
Артефакты – совокупность предметов, произведенных в рамках какой-либо культуры и отражающих ее нормы, ценности, содержащиеся в ней знания, достигнутые технологические приемы, служащие символами данной культуры.
Культура и общество
На самых ранних этапах существования человечества коллектив, который обеспечивал существование индивида, составлял несколько соседних очаговых групп и образовывал племя, которое и было примитивной формой общества. Численность первобытных племен, внутри которых осуществлялся весь жизненный цикл, редко превышала несколько десятков, иногда – сотен человек. По мере роста населения Земли, усложнения и развития технологий, развития потребностей, численность таких максимальных групп возрастала, усложнялась их структура. Утрата обществом качеств, перечисленных в его определении (см. 7), сопровождается распадом культуры как целого. И наоборот, распад культуры ведет к распаду общества.
Почему же именно общество является носителем целостного комплекса культуры? Почему в строгом смысле слова нельзя говорить о целостном автономном культурном комплексе таких социальных групп, как класс, страта, политическая партия, население территориально-административной единицы (области, города)?
Прежде всего потому, что ни одна из перечисленных групп не обеспечивает полного цикла удовлетворения основных потребностей индивидов и групп, входящих в их состав. Население города, многие социальные классы и тем более совокупность политических единомышленников, составляющих партию, не могут обеспечить себя продовольствием без участия других социальных групп. Население области не может быть гарантировано от вооруженного вторжения без участия всего государства. Многие большие социальные группы в современном обществе не могут обеспечить демографического и культурного воспроизводства и тем более гарантировать соблюдение определенного нормативного порядка в своей среде. Полноту удовлетворения этих потребностей гарантирует именно общество как целое.
Культура – свойство общества в целом. Любая группа, входящая в общество, обладает лишь частью культуры. Поэтому, строго говоря, культура отдельной социальной группы должна называться субкультурой, но для краткости часто говорят о культуре отдельных социальных групп.
Например, группа абитуриентов вместе с преподавателем образуют социальную группу. У этой группы есть элементы собственной культуры. Однако главная часть культурных норм, управляющих этой группой, принадлежит обществу, частью которого она является.
Одним из основных свойств культуры является ее системность. Системность культуры состоит в том, что:
– каждый элемент культуры связан с каждым другим;
– изменение любого существенного элемента культуры неизбежно влечет за собой изменение всех других элементов культуры. Понятие «системность культуры» относится только к целостному культурному комплексу, то есть к культуре общества. Субкультура, то есть культура отдельно взятой группы, не обладает свойством системности в полной мере именно потому, что многие ее элементы составляют более широкие социальные общности и не обязательно меняются вместе с изменением отдельных элементов данной группы.
Например, если в группе абитуриентов изменяются способы контроля усвоения знания (вводятся домашние работы или эссе), это не меняет в принципе норм общения преподавателя и абитуриентов или форму договора и оплаты.
Субкультуры и контркультуры
Субкультура – культура группы, нормы которой заметно отличаются от доминирующей культуры, хотя и не обязательно противоречат ей. Контркультура – субкультура группы, нормы которой противоречат основным нормам доминирующей культуры.
Субкультуры и контркультуры – необходимый элемент общества, «Монолитность» культуры, отсутствие в ней субкультур и контркультур есть признак стагнации развития и предпосылка умирания культуры и общества. Напомним, что согласно концепции Р.Мертона, поддерживаемой большинством социологов, девиантное поведение неизбежно возникает в современном обществе. Отдельные девиации могут формировать контркультуры.
Это не означает, что любая субкультура или контркультура есть благо для общества. Но это означает, что нельзя преследовать суб- и даже контркультуру только за то, что ее нормы отличаются от норм доминирующей культуры или даже противоречат ей.
Наличие субкультур и особенно контркультур увеличивает вероятность возникновения межролевого напряжения в обществе; в обыденной жизни одни и те же люди часто подчиняются разным нормативным системам.