Социальная стратификация и социальная мобильность

Понятия:

Социальное неравенство, рабство, касты, сословия, классы, средний класс, номенклатура, маргиналы, андеркласс, класс интеллектуалов, социальная мобильность

Вопросы для обсуждения

1. Многообразие форм и видов социального неравенства. Причины возникновения социального неравенства. Теория социальной стратификации.

2. Социально-классовая структура западного общества, советского и современного российского общества.

3. Маргиналы и процессы маргинализации в обществе.

4. Социальная мобильность: понятия, виды, каналы и способы измерения.

Базовый учебник

1. Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко. – 8-е изд. – М.: Академ. проект: Мир, 2009. – Раздел 3, гл. 2. – С. 180-203, раздел 4, гл. 2-5. – С. 302-382.

Список источников и литературы

1. Балабанов А.С., Балабанова Е.С. Социальное неравенство: факторы углубления депривации / А.С. Балабанов, Е.С. Балабанова // Социс. – 2003. – № 7.

2. Балабанова Е.С. Андеркласс: понятие и место в общество / Е.С. Балабанова // Социс. – 1999. – № 12.

3. Батуренко С.А. Безработные в современном российском обществе: современное состояние и некоторые проблемыв исследования / С.А. Батуренко // Вестник Московского университета. – Серия 18. Социология и политология. – 2010. - № 2.

4. Беленький В.Х. Российский высший класс: проблема идентификации / В.Х. Беленький // Социс. – 2003. – № 7.

5. Беленький В.Х. Социальная структура российского общества: состояние и проблемы теоретической разработки / В.Х. Беленький // Социс. – 2006. – № 11.

6. Восленский М.С. Номенклатура / М.С. Восленский. – М.: Сов. Россия, 1991.

7. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Социальная структура общества: в поиске адекватных ответов / З.Т. Голенкова, Е.Д. Игитханян. // Социс. – 2008. – № 7.

8. Иноземцев В.Л. «Класс интеллектуалов» в постиндустриальном обществе / В.Л. Иноземцев // Социс. – 2000. – № 6.

9. Кармадонов О.А. Социальная стратификация в дискурсивно-символичес-ком аспекте / О.А. Кармадонов // Социс. – 2010. – № 6.

10. Лежнина Ю.П. Социально-демографические факторы, определяющие риск бедности и малоообеспеченности / Ю.П. Лежнина // Социс. – 2010. - № 3.

11. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / В.В. Радаев, О.И. Шкаратан. – М.: Наука, 1995.

12. Симонян Р.Х. Средний класс: социальный мираж или реальность? / Р.Х. Симонян // Социс. – 2009. - № 1.

13. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. / Н. Смелзер. – М.: Феникс, 1994. – Гл. 9 – 12.

14. Сорокин П.А. Социальная мобильность // Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2008. – Гл. 14. – С. 560-587.

15.Социология: учеб. для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – Гл. 7. – С. 137-153.

16.Цыганов В.В., Шульц В.Л.Олигархия: сущность, цикличность, модификации в условиях глобализации / В.В.Цыганов, В.Л. Шульц // Социс. – 2009. – № 2.

Логические задания и проблемные вопросы

– В чем отличие класса от сословия? Какие классы и сословия существовали в дореволюционной России?

– Раскройте марксистско-ленинское понимание классовой структуры общества и классовых конфликтов.

– Какие социальные изменения во второй половине ХХ в. заставили многих западных социологов отказаться от традиционного понимания класса и классовой структуры?

– Каким образом такие факторы, как пол, гражданство, место жительства, этническое происхождение и расовый тип могут оказывать влияние на место человека в системе социальной стратификации?

– Как Вы понимаете слово «маргинал»? Приведите примеры маргиналов в современном российском обществе.

Темы докладов

1. Номенклатура как правящая элита советского общества.

2. Процесс маргинализации общества: СССР и современная Россия.

3. Миграция в современном обществе и ее влияние на социальные процессы: Россия и Запад.

4. Социальное неравенство в постиндустриальном обществе.

5. Социальный слой и класс: соотношение понятий.

ТЕМА 3

Личность как продукт развития общества

Понятия:

Личность, роль, ролевая игра, социализация, агенты социализации, ресоциализация, стадии развития личности, социальный конфликт.

Вопросы для обсуждения

1. Понятия «индивидуальность», «индивид» и «личность» в современной социологии и социальной психологии.

3. Социализация: сущность, агенты и механизмы социализации.

4. Особенности социализации детей и ресоциализация

Базовый учебник

1. Социология: учеб. для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

Список источников и литературы

1. Бергер П., Бергер Б. Социология: биографический подход // Личностно-ориентированная социология. – М.: Академический Проект, 2004. С. 69-92.

2. Кон И.С. Социология личности // Кон И.С. Социологическая психология. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.

3. Кон И.С. Люди и роли // Кон И.С. Социологическая психология. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.

4. Кон И.С. «Я» как историко-культурный феномен // Кон И.С. Социологическая психология. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.

5. Рукавишников В.О. Межличностное доверие: измерения и межстрановое сравнение // Социологические исследования. - 2008. - № 2.

6. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. С. 94 -129.

7. Фромм Э. Человек для самого себя // Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993. С. 45-98.

Логические задания и проблемные вопросы

– Что представляет собой «обобщенный другой» Дж. Мида?

– Чему учится ребенок на стадии коллективных игр в концепции Дж. Мида?

– Каким образом ролевые конфликты и жизненные кризисы могут способствовать развитию личности?

– В чем принципиальные различия в социализации взрослых и детей?

– Раскройте связь между социальным характером и обществом в концепции Э. Фромма.

Темы докладов

1. Современные теории социализации личности.

2. Масс-медиа как агенты социализации и инструмент индокринации.

3. Российские учителя: агенты социализации или сторонние наблюдатели?

4. Концепция деструктивной личности в работах Э. Фромма.

5. Проблема социального отчуждения личности: от К. Маркса до «новых левых».

ТЕМА 4

Наши рекомендации