Тема 1. История социологии
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Вологодский государственный университет»
Кафедра социологии
СОЦИОЛОГИЯ
Методические указания, планы семинарских занятий,
контрольные вопросы и задания для
студентов очной формы обучения
Вологда
УДК.301:378.14
Социология: методические указания, планы семинарских занятий, контрольные вопросы и задания для студентов очной формы обучения. - Вологда: ВоГУ, 2014. - 30 с.
Методические указания, планы семинарских занятий, контрольные вопросы и задания по социологии составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» и имеют цель оказать помощь в организации самостоятельной работы студентов при изучении курса социологии.
Методические указания предназначены для студентов очной формы обучения всех направлений подготовки бакалавриата ВоГУ.
Утверждено редакционно-издательским советом ВоГУ
Составители: Асташов В.Н., к. филос. н, доцент; Гуров Ю.В., к.. филос. н., доцент; Королев И.Ю., к. филос. н. доцент; Т.А. Четверикова к. филос. н., доцент.
Рецензент: зав. кафедрой философии и права ВоГУ, Н.И. Маковеев, к. филос. н., доцент.
Методические указания
Учебный курс «Социология» является одной из базовых дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавриата Вологодского государственного университета.
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к теоретическим знаниям и практическим умениям по социологии выпускник вуза должен:
· иметь представление о социологическом подходе к обществу, культуре и личности, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;
· знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;
· владетьосновами социологического анализа.
Изучение социологии расширяет возможности будущего специалиста в понимании сложных и противоречивых явлений социальной жизни, механизмов регулирования общественных отношений и человеческой деятельности. Социология дает будущему специалисту основы знаний о процессах в социальных группах, необходимые для управления производством.
Данный курс продолжает гуманитарную подготовку студентов в вузе, сохраняя определенную преемственность с ранее полученными знаниями в области истории, философии и культурологии. Он учитывает те тенденции и достижения, которые есть как в отечественной, так и в зарубежной практике гуманитарной подготовки студентов.
Изучение курса социологии невозможно без самостоятельной работы студентов, а также обязательного посещения лекций и семинарских занятий. Лекции дают систематическое изложение материала с учетом последних достижений в этой области. Семинар позволяет преподавателю не только проверить итоги самостоятельной работы студента, но и его умение аргументировано отстаивать свое мнение, свою позицию. В ходе семинара преподаватель стремиться помочь студенту перейти от обыденного знания социальных явлений к их научному пониманию.
Подготовка к семинару предполагает:
· внимательное прочтение рекомендованной учебной литературы; изучение конспекта лекций по рассматриваемой теме;
· умение отвечать на поставленные в методических указаниях вопросы, как в устном, так и в письменном виде;
· работу с основными понятиями, предложенными к каждой теме семинара;
· работу с дополнительной литературой. (Предложенные в планах семинарских занятий списки литературы охватывают наиболее доступные студентам источники, которые не должны рассматриваться как окончательные);
· написание тезисов доклада по одной из тем курса.
К настоящему времени издано много учебников и учебно-методических пособий по социологии. В большей мере соответствуют «Рабочей программе по социологии» следующие из них:
1. Американская социологическая мысль: тексты / Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Щюц. – М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. – 560 с.
2. Волков, Ю. Г. Социология: учебник для вузов / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков. – М.: Наука Спектр: Дашков и К, 2011.– 382 с.
3. Волков, Ю.Е. Социология: учеб. пособие для магистранстов/ Ю.Е. Волоков. – М.: Дашков и К, 2012. – 396 с.
4. Гидденс, Э. Социология / Энтони Гидденс при участии Карен Бердсолл.– Изд. 2-е выполненное по 4-ому англ изд., полностью перераб и доп. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 629с.
5. Зборовский, Г.Е. Общая социология: учебник/ Г.Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. – 592 с.
6. Ритцер, Дж. Современные социологические теории / Дж.Ритцер. – 5-е изд. – Спб.: Питер, 2002. – 688 с.
7. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов/отв. ред. академик РАН Г.В. Осипов.– М.: Норма, 2005.– 912 с.
8. Общая социология: учеб. пособие /под общ. Ред. А.Г. Эфендиева.– М.: ИНФРА-М, 2005. – 654 с.
9. Кравченко, А.И. Социология: учеб. пособие / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб: Питер, 2011. – 431 с.
10. Королёв, И.Ю. Социология: эпистемологический аспект / И.Ю.Королёв. – Владимир: ВГПУ, 2001. – 222с.
11. Общая социология: хрестоматия /сост. А.Г.Здравомыслов, Н.И.Лапин. – М.: Высшая школа, 2006. – 657 с.
12. Политическая социология: учебник для вузов по направлениям «Социология» и «Политология»/ под ред. Ж.Т. Тощенко. – 4-е изд.я.перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 623 с.
13. Тощенко, Ж.Т. Социология: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным, естнственно-научным и техническим специальностям/ Ж.Т. Тощенко. – 4-е изд. Перераб. И доп.. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2012. – 607 с.
14. Штомпка, П. Социология: анализ современного общества / П. Штомпка.–М.: Логос, 2005. – 655с.
Сайты базовых академических структур:
Институт социологии РАН [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.isras.ru/
Институт социально-политических исследований РАН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isprras.ru/.
Сайты аналитических организаций:
Фонд «Общественное мнение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fom.ru/. Данный сайт чётко структурирован и эффективно представляет социологическую информацию пользователям сети. Он обеспечивает свободный доступ к ней, постоянно обновляет странички, которые содержат описание методики проведения исследований и результаты, анализ опросов общественного мнения за несколько лет, даёт возможность целенаправленного поиска информации и имеет линки (ссылки) с другими социологическими организациями.
ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wciom.ru/. На этом сайте публикуются информационные и аналитические материалы по социологическим, социально-политическим и маркетинговым исследованиям, проводимым на базе регулярных массовых опросов населения. Дано описание методики и техники стандартных и специальных (в сфере политики и бизнеса) исследований. Есть доступ в уникальный архив данных, где хранятся результаты более чем 2000 исследований. Содержится информация о важнейших процессах трансформации социальной и экономической жизни общества, динамике настроения населения, потребительских стандартах, стилях жизни.
MERCATOR GROUP [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mercator.ru/. На сайте даются результаты изучения социальной и политической жизни в России, главным образом, в региональном аспекте.
Центр независимых социологических исследований [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cisr.ru/.
Cайты профессиональных журналов:
1. Социологические исследования [СОЦИС] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.is-ras.rssi.ru/R_Socis.htm.
2. Социологический журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://win.www.nir.ru/socio/sci-publ/socjour.htm;
3. Журнал социологии и социальной антропологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.soc.pu.ru:8101/publications/jssa/.
4. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://esc.vscc.ac.ru.
Сайты ведущих вузов, имеющих факультеты социологии:
Московский государственный университет им. Ломоносова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.socio.msu.ru/.
Санкт-Петербургский государственный университет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.soc.pu/ru/;
Европейский университет в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.euspb.ru/socio/index,htm.
Отдельные социологический сайты:
«Социология от А до Я» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.glasnet.ru/-asch/sociology/. Здесь вы найдёте все, что вам необходимо по теории и истории социологии, методике социологических исследований. Это своего рода электронная мини-энциклопедия по социологии. Множество ссылок, размещенных на сайте, даёт возможность получить информацию о вузах, в которых ведётся подготовка социологов и преподаётся эта дисциплина, о ведущих исследовательских организациях, научных журналах. Здесь же расположена и коллекция ссылок на зарубежные социологические сайты.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. История социологии
1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как научной дисциплины.
2. Возникновение и классический период развития социологической теории (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм);
3. Основные направления современного этапа развития зарубежной социологии:
- структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон);
- теории социального конфликта (Р. Дарендорф, Л.Козер);
- феноменологическая социология (А.Шюц, П.Бергер);
- символический интеракционизм (Дж. Мид, Г.Блумер);
- теория обмена (Д. Хоманс, П. Блау);
- этнометодология (Х. Гарфинкель).
4. История развития социологической мысли в России.
Основные понятия: позитивизм,органицизм,социал-дарвинизм, социальная статика и социальная динамика, механическая и органическая солидарность, понимающая социология, парадигма, макросоциология, микросоциология, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология.