Тема 1. Предпосылки возникновения социологии. История социологии.

СОЦИОЛОГИЯ

Программа дисциплины

(Стандарт ПД-ГСЭ.В.01.01)

специальность 032001 Документоведение и документационное обеспечение управления

для студентов очной формы обучения

Екатеринбург

Тема 1. Предпосылки возникновения социологии. История социологии. - student2.ru

Программа дисциплины «Социология»составлена в соответствии с требованиями национально - регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:

специалиста по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления», 032001 по циклу «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Семестр: 7

Общая трудоемкость дисциплины: 80 часов

В том числе:

Лекций: 36 часов

Семинаров:

лабораторных работ

консультации:

Контрольные мероприятия:

Рефераты:

Коллоквиумы:

контрольные работы:

другие:

Составитель (разработчик) Новгородцева Анастасия Николаевна, ассистент кафедры теории и истории социологии

Рассмотрено на заседании кафедры теории и истории социологии

«01» сентября 2010 г.

© Уральский государственный университет, 2010

© Новгородцева А.Н., составление 2010

Введение

Курс предназначен для студентов 3 курса, обучающихся по программе подготовки бакалавров по направлению 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления». Предметом учебной дисциплины «Социология» являются социальные явления и общество как система взаимодействующих элементов – социальных институтов, социальных групп и отдельных личностей, а также вопросы изучения социальных явлений социологическими методами.

Цель данного курса обеспечить подготовку специалистов гуманитарного профиля, обладающих способностью к обобщению, анализу, восприятию социологической информации; а также способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы современного общества. Актуальность данного направления связана с необходимостью понимать и учитывать в своей профессиональной деятельности основные тенденции и закономерности функционирования и развития современных обществ. В ходе курса предполагается приобретение различных навыков, а именно: уметь осуществлять и понимать результаты социологических исследований.

Знание предмета, задач и методов социологии в изучении социальных явлений и социальных процессов общества, характеристик социальных явлений и процессов по основным признакам социологических классификаций, особенностей проявление различных социальных явлений и процессов, их свойств в истории и современности, методов сбора социологической информации.

Умение содержательно охарактеризовать социальные явления и социальные процессы в их историческом развитии и в современном социальном контексте, оценить эффективность функционирования социальных явлений, в профессиональных целях применять методы сбора социологической информации.

Владение понятийным аппаратом и профессиональным языком социологии, методами сбора социологической информации и ее интерпретации позволит получить конкурентные преимущества в работе любого менеджера.

Цель курса

Цель курса - рассмотреть социальные явления и процессы в контексте целостного представления об обществе и соотношения их с широкой картиной исторического развития, показать структуру и особенности предмета, специфику современного теоретического социологического знания, определить основы социологического познания российского общества.

2. Задачи курса:

1. Знать: предмет, задачи и методы социологии в изучении социальных явлений и социальных процессов общества, характеристики социальных явлений и процессов по основным признакам социологических классификаций, особенности проявление различных социальных явлений и процессов, их свойств в истории и современности, методы сбора социологической информации.

2. Уметь: содержательно охарактеризовать социальные явления и социальные процессы в их историческом развитии и современном социальном контексте, оценить эффективность функционирования социальных явлений, в профессиональных целях применять методы сбора социологической информации.

3. Владеть (методами, приемами): понятийным аппаратом и профессиональным языком социологии, методами сбора социологической информации и ее интерпретации.

3. Место и роль дисциплины в системе профессионального

образования

Структура и содержание курса определяются требованиями Государственного стандарта ВПО по специальности 032001. Его усвоение предполагает определенный уровень теоретической подготовки студентов: знание основных положений истории, основ философии, психологии, экономики и др. Курс занимает ведущее место в профессиональной подготовке выпускника, служит базой для дальнейшей профессиональной специализации студентов, самостоятельного изучения им различных проблем современного общества и проведения специальных научных исследований. Изучение курса предполагает междисциплинарный подход.

Требования к уровню освоения содержания курса

Содержание курса позволяет студентам, зная основы социологического знания, применять их как в теоретическом плане, так и практическом в ходе своей профессиональной деятельности.

Студент, прошедший курс учебной дисциплины, владеет следующими конкретными профессиональными компетенциями:

· знает предмет, задачи и методы социологии в изучении социальных явлений и социальных процессов общества, характеристики социальных явлений и процессов по основным признакам социологических классификаций, особенности проявление различных социальных явлений и процессов, их свойств в истории и современности, методы сбора социологической информации.

· умеет содержательно охарактеризовать социальные явления и социальные процессы в их историческом развитии и в современном социальном контексте, оценить эффективность функционирования социальных явлений, в профессиональных целях применять методы сбора социологической информации.

· владеет (методами, приемами): понятийным аппаратом и профессиональным языком социологии, методами сбора социологической информации и ее интерпретации.

Методическая новизна курса

Практические занятия, планируемые в структуре курса, предполагают работу студентов с практическими ситуациями, участие в групповой работе по решению предлагаемых проблем, а также самостоятельную работу. Совокупность различных форм позволяет отработать необходимые профессиональные компетенции. Курс завершается зачетом.

II. Содержание курса

1. Темы и разделы курса, их краткое содержание

V. Учебно-методическое обеспечение курса

Рекомендуемая литература

Базовые учебники и пособия

1. Горшков М. К. Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие /М.К. Горшков, Ф.Э. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 416 с.

2. Добреньков В. И. Социология: [учебник для вузов] / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Социол. фак. — М.: Академический Проект: Alma Mater, 2009. — 604 с. — Рек. Учеб.-метод. об-нием по клас. унив. образованию.

3. Здравомыслов А. Г. Социология. Теория. История. Практика / А. Г. Здравомыслов; РАН, Ин-т социологии; [отв. ред. Н. И. Лапин]. — М.: Наука, 2008. — 381 с.

4. Кравченко А. И. Социология: [учебник по дисциплине «Социология» для вузов по несоциол. специальностям и направлениям подготовки] / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. — СПб. [и др.] : Питер, 2010. — 431 с. — Рек. М-вом образования РФ.

5. Социология: учебник: [для вузов по дисциплине «Социология» / Ю. В. Асочаков, А. О. Бороноев, В. В. Василькова и др.]; под ред. Н. Г. Скворцова. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Проспект, 2010. — 350 с. — Рек. Науч.-метод. советом по социологии М-ва образования и науки РФ.

6. Фролов С. С. Общая социология: учебник / С. С. Фролов. — М.: Проспект, 2010. — 383 с.

7. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: [учебник] / П. Штомпка; пер. с пол. С. М. Червонной. — М.: Логос, 2008. — 656 с.

Дополнительная литература

8. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1993.

9. Бек У. Что такое глобализация? – М.: Прогресс - Традиция, 2001.

10. Беккер Г. Человеческий капитал (главы из книги) / США: экономика, политика, идеология, 1993, № 11. С. 107-119; № 12. С. 86-104

11. Бергер П., Бергер Б., Коллинз Р. Личностноориентированная социология. – М., 2004.

12. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М.: Издательство «МЕДИУМ», 1995.

13. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. – М.: Аспект Пресс, 1996.

14. Вебер М. Основные социологические понятия. / Теоретическая социология: Антология в 2-х ч. – М.: Книжный дом «Университет», 2002.

15. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. – М., 2000.

16. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. - М., 2001.

17. Гидденс Э. Социология. - М.: URSS, 2005.

18. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. – М.: Академический Проект, 2003.

19. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. - М.: Мартис, 1995.

20. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1998.

21. Добреньков В. И. Социология. - М.: ИНФРА-М, 2004.

22. Добреньков В.И., Кравченко А. И. Социология. - М., 2002.

23. Зборовский Г.Е. Общая социология. – Екатеринбург, 2005.

24. Зборовский Г.Е., Орлов Г. П. Введение в социологию. Екатеринбург. 1991.

25. Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технической цивилизации. – М.: Айрис-пресс, 2004.

26. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1996.

27. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для ВУЗов. Ответственный редактор – академик РАН Г,В.Осипов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999.

28. Капустин Б.Г. Современность как принуждение и как свобода // Вопросы философии. – 1998. - №4. – С.19-39

29. Комаров М. С. Введение в социологию. – М., 1994.

30. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. – 2001. - № 3. - С. 122-139

31. Кравченко А. И. Социология. - М.: Проспект, 2005.

32. Краткий словарь по социологии. - М., 1989.

33. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. - СПб., 1994

34. Масионис Дж. Социология. - СПб.: Питер, 2004.

35. Мендра А. Основы социологии: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Издательский дом NOTA BENE, 1998.

36. Меренков А.В. Система детерминации человеческой деятельности. – Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.горно-геологической академии, изд-во Банк культурной информации, 2003.

37. Многоликая глобализация / Под ред. П.Бергера и С.Хантингтона. – М.: Аспект пресс, 2004.

38. Мухаев Р. Т. Социология : Учебник для вузов. - М.: Книга сервис, 2003

39. Новикова С.С. История развития социологии в России. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

40. Орлов Г.П., Зборовский Г.Е. Социология. Учебник для гуманитарных ВУЗов. - М.: Интерпракс, 1995.

41. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Учеб. Пособие. – М.: Аспект Пресс, 1996.

42. Радугин А. А. Социология : курс лекций. - М.: Центр, 2003.

43. Ритцер Дж. Современные социологические теории. – СПб.: Питер, 2002.

44. Руткевич М.Н. Социальная структура. – М., 2004

45. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994.

46. Современная западная социология. Словарь. - М., 1990.

47. Социологический энциклопедический словарь. / Под редакцией академика Г.В.Осипова. – М.: Издательская группа ИНФРА М – НОРМА, 1998.

48. Социология : учеб. пособие / под ред. П. С. Емшина, Д. З. Мутагирова, Н. Г. Скворцова. - СПб. [и др.] : Питер, 2004.

49. Социология. Основы общей теории. / отв. ред. Г.Осипов. – М.: НОРМА, 2002.

50. Социология. Учебник для ВУЗов / А.И.Кравченко, В.Ф.Анурин. – СПб.: Питер, 2004.

51. Тощенко Ж. Т. Социология: Общий курс: [Учеб. пособие для вузов]. - М.: Прометей: Юрайт, 2001.

52. Ферреоль Ж. Социология : терминологический словарь. - СПб. [и др.] : Питер, 2003

53. Фролов С. С. Социология : учебник для вузов. - М.: Гардарики, 2004.

54. Хабермас Ю. Отношение между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма. / Теоретическая социология: Антология в 2-х ч. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – ч.2. – с.353-372

55. Штомпка П. Социология социальных изменений. – М.: Аспект Пресс, 1996.

56. Шюц А. О множестве реальностей // Социологическое обозрение. – 2003. - Том 3. - №2. – С. 3-34

57. Щепаньский Я. Основные понятия социологии. – М., 1969.

58. Энциклопедический социологический словарь (под ред. Осипова). М. 1998.

59. Ядов В.А. Размышления о предмете социологии. // Социс, 1990, №2.

60. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М., 1998.

VII. Технологическая карта

Контрольные мероприятия Максимальное значение в баллах Срок выполнения
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
Посещение лекций Весь семестр с 01.09 по 24.12
Итого: 100
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
Экзамен: контрольное тестирование 100 В сессию с 25.12 по 30.12.
Итого: 100

Устанавливаемый кафедрой коэффициент соотношения результатов текущего контроля и промежуточного контроля по итогам освоения дисциплины

Коэффициент результата текущего контроля 0,5
Коэффициент результата промежуточного контроля 0,5

Тема 1. Предпосылки возникновения социологии. История социологии. - student2.ru

Лист № 1

изменений рабочей программы дисциплины

«Социология»,

для рабочей программы, утвержденной «25» февраля 2010 г.

Учебный план № 032001

1. На титульном листе название высшего учебного заведения читать:

ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

2. Введена балльно-рейтинговая система оценки промежуточных и итоговых результатов

3. Дополнен раздел «Рекомендуемая литература (основная)».

Тема 1. Предпосылки возникновения социологии. История социологии. - student2.ru

СОЦИОЛОГИЯ

Программа дисциплины

(Стандарт ПД-ГСЭ.В.01.01)

специальность 032001 Документоведение и документационное обеспечение управления

для студентов очной формы обучения

Екатеринбург

Тема 1. Предпосылки возникновения социологии. История социологии. - student2.ru

Программа дисциплины «Социология»составлена в соответствии с требованиями национально - регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:

специалиста по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления», 032001 по циклу «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Семестр: 7

Общая трудоемкость дисциплины: 80 часов

В том числе:

Лекций: 36 часов

Семинаров:

лабораторных работ

консультации:

Контрольные мероприятия:

Рефераты:

Коллоквиумы:

контрольные работы:

другие:

Составитель (разработчик) Новгородцева Анастасия Николаевна, ассистент кафедры теории и истории социологии

Рассмотрено на заседании кафедры теории и истории социологии

«01» сентября 2010 г.

© Уральский государственный университет, 2010

© Новгородцева А.Н., составление 2010

Введение

Курс предназначен для студентов 3 курса, обучающихся по программе подготовки бакалавров по направлению 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления». Предметом учебной дисциплины «Социология» являются социальные явления и общество как система взаимодействующих элементов – социальных институтов, социальных групп и отдельных личностей, а также вопросы изучения социальных явлений социологическими методами.

Цель данного курса обеспечить подготовку специалистов гуманитарного профиля, обладающих способностью к обобщению, анализу, восприятию социологической информации; а также способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы современного общества. Актуальность данного направления связана с необходимостью понимать и учитывать в своей профессиональной деятельности основные тенденции и закономерности функционирования и развития современных обществ. В ходе курса предполагается приобретение различных навыков, а именно: уметь осуществлять и понимать результаты социологических исследований.

Знание предмета, задач и методов социологии в изучении социальных явлений и социальных процессов общества, характеристик социальных явлений и процессов по основным признакам социологических классификаций, особенностей проявление различных социальных явлений и процессов, их свойств в истории и современности, методов сбора социологической информации.

Умение содержательно охарактеризовать социальные явления и социальные процессы в их историческом развитии и в современном социальном контексте, оценить эффективность функционирования социальных явлений, в профессиональных целях применять методы сбора социологической информации.

Владение понятийным аппаратом и профессиональным языком социологии, методами сбора социологической информации и ее интерпретации позволит получить конкурентные преимущества в работе любого менеджера.

Цель курса

Цель курса - рассмотреть социальные явления и процессы в контексте целостного представления об обществе и соотношения их с широкой картиной исторического развития, показать структуру и особенности предмета, специфику современного теоретического социологического знания, определить основы социологического познания российского общества.

2. Задачи курса:

1. Знать: предмет, задачи и методы социологии в изучении социальных явлений и социальных процессов общества, характеристики социальных явлений и процессов по основным признакам социологических классификаций, особенности проявление различных социальных явлений и процессов, их свойств в истории и современности, методы сбора социологической информации.

2. Уметь: содержательно охарактеризовать социальные явления и социальные процессы в их историческом развитии и современном социальном контексте, оценить эффективность функционирования социальных явлений, в профессиональных целях применять методы сбора социологической информации.

3. Владеть (методами, приемами): понятийным аппаратом и профессиональным языком социологии, методами сбора социологической информации и ее интерпретации.

3. Место и роль дисциплины в системе профессионального

образования

Структура и содержание курса определяются требованиями Государственного стандарта ВПО по специальности 032001. Его усвоение предполагает определенный уровень теоретической подготовки студентов: знание основных положений истории, основ философии, психологии, экономики и др. Курс занимает ведущее место в профессиональной подготовке выпускника, служит базой для дальнейшей профессиональной специализации студентов, самостоятельного изучения им различных проблем современного общества и проведения специальных научных исследований. Изучение курса предполагает междисциплинарный подход.

Требования к уровню освоения содержания курса

Содержание курса позволяет студентам, зная основы социологического знания, применять их как в теоретическом плане, так и практическом в ходе своей профессиональной деятельности.

Студент, прошедший курс учебной дисциплины, владеет следующими конкретными профессиональными компетенциями:

· знает предмет, задачи и методы социологии в изучении социальных явлений и социальных процессов общества, характеристики социальных явлений и процессов по основным признакам социологических классификаций, особенности проявление различных социальных явлений и процессов, их свойств в истории и современности, методы сбора социологической информации.

· умеет содержательно охарактеризовать социальные явления и социальные процессы в их историческом развитии и в современном социальном контексте, оценить эффективность функционирования социальных явлений, в профессиональных целях применять методы сбора социологической информации.

· владеет (методами, приемами): понятийным аппаратом и профессиональным языком социологии, методами сбора социологической информации и ее интерпретации.

Методическая новизна курса

Практические занятия, планируемые в структуре курса, предполагают работу студентов с практическими ситуациями, участие в групповой работе по решению предлагаемых проблем, а также самостоятельную работу. Совокупность различных форм позволяет отработать необходимые профессиональные компетенции. Курс завершается зачетом.

II. Содержание курса

1. Темы и разделы курса, их краткое содержание

Тема 1. Предпосылки возникновения социологии. История социологии.

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Экономические, социально-политические предпосылки, социальный заказ на социологические исследования, внутринаучная потребность, появление социологов-профессионалов. Научные ''корни'' социологии: статистика, антропология, естественные науки.

Классические социологические теории. Социологический проект О. Конта и возникновение позитивистской социологии. Основные принципы теории Конта, их влияние на дальнейшее развитие социологии. Социологическая концепция Г. Спенсера. Социологизм Э. Дюркгейма. Представители других школ: М. Вебер, Г. Зиммель, К. Маркс.

Современные социологические теории. Попытка интегрирования социологического знания: концепция структурно-функционального анализа Т.Парсонса и Р.Мертона. Гуманистическая парадигма социологического знания. Работы А.Шюца, Бергера и Лукмана. Теоретико-методологический разрыв социологического знания. Варианты преодоления кризиса в социологии. Модели метасоциологии П.Бурдье, теория структурации Э.Гидденса, концепция коммуникативного действия и морального сознания Ю.Хабермаса. Работы Н.Лумана и Александера. Интегративная попытка Д.Ритцера.

Русская социологическая мысль: становление и развитие. Социологические идеи представителей ''классического периода'': Н. Я. Данилевского, Н. К. Михайловского, М. М. Ковалевского. Советский период развития отечественной социологии. Положение социологии в современной России. Специфика Уральской социологической школы.

Наши рекомендации