Тема 2. История развития социологии

Омский государственный технический университет

СОЦИОЛОГИЯ

КУРС ЛЕКЦИЙ

Омск 2004

УДК 301

ББК 60.5

Рецензенты: О.М. Рой, д-р социол.наук, профессор

И.А. Маврина, д-р пед.наук, профессор

Социология: Курс лекций. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2004.

УДК 301

ББК 60.5

Печатается по решению редакционного совета Омского государственного технического университета.

© Авторы, 2004

© Омский государственный

технический университет

Группа авторов: Филатов Василий Афанасьевич, Салохин Николай Павлович,

Буторина Екатерина Владимировна, Малеева Галина Михайловна

Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей заочного обучения. В нем излагается курс социологии, раскрывающий основные закономерности социального прогресса человечества.

Предназначены для студентов 3-5 курсов заочной формы обучения всех специальностей.

ВВЕДЕНИЕ

Качественная подготовка инженеров, специалистов по социальной работе и связи с общественностью, экономистов и др., соответствующая современным профессиональным требованиям, диктует необходимость изучения комплекса социально-гуманитарных дисциплин.

Одной из них является социология, знание которой поможет специалисту соединить общечеловеческие ценности и коллективные устремления с личностными ориентирами, сформировать базисную культуру, гражданственность и социальную коммуникабельность.

Современный специалист не состоится, если он не будет понимать основные закономерности социальных процессов, видеть в них место и значение мотивов, ценностных установок, норм и стандартов поведения участников.

Сложное экономическое, социальное и политическое положение в России сегодня во многом усугубляется обществоведческим или социологическим невежеством многих лидеров нашего государства. Это усиливает социальное отчуждение на разных уровнях социума, приводит к социальной дезинтеграции, индифферентности членов общества, их негативной социализации.

Знание социологии нужно каждой личности независимо от ее профессиональной деятельности как часть общей культуры человечества. Это знание – важное слагаемое успеха молодого специалиста, вступающего в активную общественно значимую жизнь – профессиональную деятельность.

Цели и задачи курса:

- сформировать знания о социальных явлениях и процессах;

- научить и познакомить оперировать фундаментальными понятиями и категориями социальной теории;

- дать представления о способах формирования социологической информации и умение ею пользоваться;

- способствовать приобретению навыков самостоятельной ориентации в социальной реальности.

Предлагаемый материал соответствует федеральному стандарту по дисциплине «Социология» и поможет студентам сформировать социологические знания, сориентирует их в потоке социальной литературы.

В целях рациональной организации изучения предмета и его глубокого усвоения рекомендуется:

- изучать материал курса в предложенной последовательности;

- по каждой теме курса обязательно ознакомиться с одним–двумя первоисточниками (обозначены в списке литературы).

содержание курса

Раздел I. Социология как наука

Тема 1. Предмет социологии

Объект и предмет социологии. Предпосылки возникновения социологии. Структура социологического знания. Метод, функции социологии.

Тема 2. История развития социологии

Становление социологии в Европе в XIX в. Основные направления зарубежной социологии. Развитие социологии в России. Направления отечественной социологии, трудности, успехи.

Тема 3. Методика и техника прикладного социологического
исследования

Развитие прикладной социологии. Основные разновидности КСИ. Выборки и инструментарий КСИ. Роль КСИ в социальном управлении.

Тема 4. Культура: система ценностей, стандартов, поведения

Сущность культуры и ее место в системе социологического знания. Типология культуры. Элементы и функции культуры.

Наши рекомендации