Организационные формы статистического наблюдения
На втором этапе решаются важнейшие организационные вопросы статистического наблюдения. Они заключаются в том, чтобы выбрать соответствующие целям и задачам конкретного статистического наблюдения организационные формы наблюдения, виды наблюдения и способы получения статистической информации.
Учет первичных сведений, как начальная составляющая процесса статистического наблюдения, и обобщение их в отчетности или других итоговых документах, как его конечная составляющая - процесс, осуществляемый с помощью различных форм, видов, методов и способов получения необходимой информации.
По форме организации статистическое наблюдение может быть двух видов: официальные учет и отчетность, организуемые в юридических учреждениях в качестве их функциональной деятельности; специально организованные статистические обследования, проводимые в стране, регионе, ведомстве, эта форма позволяет собрать сведения, которых нет в официальных учете и отчетности. В конкретных статистических наблюдениях обе эти формы могут по-разному сочетаться, дополняя и уточняя фактические данные об объекте изучения.
Основной формой статистического наблюдения является отчетность. Если первичный учет (первичный учетный документ) регистрирует различные факты, то отчетность является обобщением первичного учета.
Без официальной уголовно-правовой, криминологической, административно-правовой и гражданско-правовой статистики практически невозможно проведение ни одного более или менее глубокого юридическо-статистического наблюдения. Официальный государственный учет и отчетность во всех сферах, в том числе и юридической, утверждаются Госкомстатом РФ.
На принципах единого учета преступлений государственная статистическая отчетность разрабатывается МВД и другими правоохранительными органами, согласовывается с Генеральной прокуратурой и утверждается постановлением Госкомстата РФ. Государственная статистическая отчетность базируется на учете криминальных явлений органами внутренних дел, прокуратуры, налоговой полиции и таможенной службы. Наряду с государственной статистической отчетностью есть сугубо ведомственная отчетность, утверждаемая ведомствами: в органах внутренних дел имеется более 60 форм ведомственной отчетности о различных аспектах состояния преступности и борьбы с ней.
Значительный интерес представляет новая система статистической отчетности органов внутренних дел, которая введена в действие 1 января 2006г. Из показателей исключен общий процент раскрываемости преступлений. Определены конкретные направления, оценка по каждому из направлений в отдельности:
- общее количество зарегистрированных преступлений;
- количество выявленных преступлений с "двойной превенцией" (из категории инициативно выявляемых преступлений компетенции МОБ - ст. 112, 117, 119, ч. 1, 2 ст. 213 УК РФ);
- количество преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность;
- количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ;
- количество изъятого оружия, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (по видам);
- количество выявленных налоговых преступлений и экономической направленности;
- количество преступлений, совершенных организованной преступной группой или преступным сообществом;
- количество дополнительно выявленных эпизодов преступлений;
- количество и процент (доля) раскрытых преступлений по ст. 158 УК РФ;
- количество и процент (доля) раскрытых преступлений по ст. 209, 210 УК РФ;
- количество и процент (доля) раскрытых тяжких и особо тяжких преступлений;
- количество уголовных дел, направленных в суд;
- число обвиняемых по уголовным делам;
- нагрузка по количеству расследованных уголовных дел на одного сотрудника подразделений следствия, дознания;
Новшеством вводимой системы оценки работы ОВД является то, что результаты деятельности органов и подразделений внутренних дел по наращиванию обозначенных показателей предписано в форме статистических отчетов "Форма "1-Крит", "Форма "2-Крит" ежемесячно направлять в информационные центры, а затем - соответственно, в ГИАЦ МВД РФ.
В основе значительной части официальной отчетности (месячной, полугодовой, годовой) органов внутренних дел, прокуратуры, налоговой полиции, таможенной службы, а также службы безопасности и военной прокуратуры лежат первичные документы учета (статистические карточки, журналы учета сообщений, заявлений и иной информации о преступлениях и другие материалы). Первичный учет преступлений осуществляется путем заполнения статистических карточек: на выявленное преступление (Ф.1); о результатах расследования преступления (Ф.1.1); на преступление, по которому лицо, его совершившее установлено (Ф.1.2); на лицо, совершившее преступление (Ф.2); о движении уголовного дела (Ф.3); о результатах рассмотрения дела в суде (Ф.6) и т.д. В статистических карточках и других документах первичного учета используется система кодирования информации, в которой имеется соответствующее единство и сопоставимость, что имеет важное статистическое значение, только в карточках содержится сжатой информации - 1423 признака, причем происходит процесс увеличения их числа.
Централизованная система учета и отчетности в стране - один из важнейших рычагов государственного управления и руководства экономическим, политическим и правовым регулированием. Именно поэтому учет и отчетность организуются на основе общих принципов, по единой методологии, методике и организации. Пренебрежение этими вопросами может привести к несопоставимости показателей, к невозможности комплексных статистических (юридических, экономических, социальных, демографических) обследований, искажению реальных количественных и качественных показателей.
Государственная статистическая отчетность правоохранительных органов состоит из пяти форм: отчет о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях (Ф.1, полугодовой); единый отчет о преступности (Ф.1-Г, годовой); отчет о лицах, совершивших преступления (Ф.2, полугодовой); отчет о следственной работе (Ф.1-Е, полугодовой); отчет о работе прокурора (Ф.П, полугодовой).
К специально организованному статистическому обследованию прибегают тогда, когда цели и задачи юридическо-статистического изучения требуют показателей, которых нет в официальной статистической отчетности. Например, при изучении преступности и ее причин в отдельном регионе или городе может возникнуть необходимость выяснить степень доверия и отношение населения к правоохранительным органам, с одной стороны, и степень готовности населения оказывать помощь самим органам, с другой. Может появиться необходимость в более глубоком исследовании правосознания преступников, уровня конформности, характера потребностей, интересов и ценностных ориентации, психофизиологических особенностей и т. д. Эти сведения собираются при специальном изучении уголовных дел, ознакомлении с иными документами, анкетных опросах и интервьюировании граждан, сотрудников ОВД и с помощью других методов сбора информации, не отраженной в учете и отчетности. Методика сбора подобной информации разнообразна. Она достаточно полно разработана социологией, психологией и другими науками и давно применяется в юридических исследованиях.
Зарегистрированная преступность в 2 - 4 раза ниже уровня реальной преступности, многие ученые и практики высказываются, что в России регистрируется около четверти реально совершаемых преступлений. Латентная или скрытая часть преступности состоит из невыявленных, неучтенных и неустановленных деяний. Для их учета существуют десятки способов, которые могут быть применимы лишь на уровне специально организованных форм статистического наблюдения. Некоторые из методов базируются на государственной отчетности, в которой косвенно отражаются латентные деяния: сведения о незаконном отказе в возбуждении уголовных дел, незаконном прекращении возбужденных дел за отсутствием состава или события преступления, заявлениях и сообщениях граждан, на которые не отреагировали правоохранительные органы, сведения о срабатывании охранных сигнализаций, книгах учета лиц, обратившихся за медицинской помощью по поводу телесных повреждений и отравлений, сообщениях в средствах массовой информации и др. Но эти официальные данные не отражают всей латентной преступности. В них нет "незаявленной" и умышленно неучтенной преступности. Данную часть латентной преступности можно как-то установить методически выверенным социологическим опросом граждан, должностных лиц, осужденных, что возможно лишь в форме специально организованного статистического наблюдения. Например, опрос граждан о противоправных действиях, жертвами которых они или родственники стали (уровень виктимизации), во многих странах давно существуют соответствующие социологические и статистические службы, которые систематически изучают уровень виктимизации населения.