Основные организационные формы, виды и способы статистического наблюдения

В отечественной статистике используются три организационные формы (типы) статистического наблюдения:

1) статистическая отчетность;

2) специально организованное статистическое наблюдение;

3) регистры.

1.Статистическая отчетность – это основная форма статистического наблюдения, с помощью которой статистические органы в определенные сроки получают от предприятий, учреждений и организаций необходимые данные в виде установленных в законном порядке отчетных документов, скрепляемых подписями лиц, ответственных за их предоставление и достоверность предоставляемых сведений.

Отчетность как форма статистического наблюдения основана на первичном учете и является его обобщением. Первичный учет представляет собой регистрацию различных фактов, событий, производимую по мере их совершения, как правило, на особом документе, называемом первичным учетным документом.

Действующую статистическую отчетность делят на типовую испециализированную. Состав показателей в типовой отчетности является единым для предприятий всех отраслей народного хозяйства. В специализированной отчетности состав показателей изменяется в зависимости от особенностей отдельных отраслей экономики.

По срокам представления отчетность бывает ежедневная, недельная, двухнедельная, месячная, квартальная и годовая. Кроме годовой отчетности все перечисленные виды представляют собой текущую отчетность.

2.Специально организованное статистическое наблюдениепроводится с целью получения сведений, отсутствующих в отчетности, или для проверки ее данных. Наиболее простым примером такого наблюдения является перепись.

Перепись – это специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени, с целью получения данных о численности, составе и состоянии объекта статистического наблюдения по ряду признаков.

Характерными особенностями переписи являются: одновременность проведения ее на всей территории, которая должна быть охвачена наблюдением; единство программы наблюдения; регистрация всех единиц наблюдения по состоянию на один и тот же критический момент времени.

3. Регистровая форма наблюдения – это форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец. Оно основано на ведении статистического регистра.

Регистр представляет собой систему, постоянно следящую за состоянием единицы наблюдения и оценивающую силу воздействия различных факторов на изучаемые показатели.

В регистре каждая единица наблюдения характеризуется совокупностью показателей. Одни из них остаются неизменными в течение всего времени наблюдения и регистрируются один раз; другие показатели, периодичность изменения которых неизвестна, обновляются по мере изменения; третьи – представляют собой динамические ряды показателей с заранее известным периодом обновления.

В практике статистики различают регистры населения и регистры предприятий.

Регистр населения – поименованный и регулярно актуализируемый перечень жителей страны. Программа наблюдения ограничена общими признаками, такими как, пол, дата и место рождения, дата вступления в брак (эти сведения остаются неизменными в течение всего периода наблюдения) и брачное состояние (переменный признак). Как правило, регистры хранят информацию только по тем переменным признакам, изменение значения которых документально оформлено.

Регистр предприятий включает в себя все виды экономической деятельности и содержит значения основных признаков по каждой единице наблюдаемого объекта за определенный период или момент времени.

Регистры предприятий содержат данные о времени создания (регистрации) предприятия, его название и адрес, телефон, об организационно-правовой форме, структуре, виде экономической деятельности, количестве занятых (данный показатель отражает размер предприятия) и др.

Одним из таких регистров является Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности (ЕГРПО), который дает возможность организовать сплошное наблюдение по ограниченному кругу статистических показателей предприятий, зарегистрированных на территории России, позволяет получить непрерывные ряды показателей в случае изменения территориальной, отраслевой и других структур совокупности.

В регистр заносятся данные по всем предприятиям, организациям, учреждениям и объединениям независимо от их форм собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями, банковские учреждения, общественные объединения и другие юридические лица.

Информационный фонд регистра содержит:

1) регистровый код субъекта;

2) сведения об отраслевой, территориальной принадлежности субъекта, его подчиненности, виде собственности, организационной форме;

3) справочные сведения (ФИО руководителей, адреса, номера телефонов, факсов и т.д., сведения об учредителях);

4) экономические показатели, значения которых заносятся на основе бухгалтерской и статистической отчетностей, предоставляемых в региональные органы статистики: среднесписочная численность работников; средства, направляемые на потребление; остаточная стоимость основных средств; балансовая прибыль (убыток); уставный фонд. Так как регистр ведется по отдельным территориям, региональные статистические службы могут расширять состав экономических показателей по необходимости.

№9

дной из важнейших задач, которую необходимо решить при подготовке статистического наблюдения, является определение цели, объекта и единицы наблюдения.

Целыпрактически любого статистического наблюдения – получение достоверной информации о явлениях и процессах общественной жизни, с тем чтобы выявить взаимосвязи факторов, оценить масштабы явления и закономерности его развития. Исходя из задач наблюдения, определяются его программа и формы организации. Кроме цели следует установить объект наблюдения, т. е. определить, что именно подлежит наблюдению.

Объектом наблюденияназывается совокупность общественных явлений или процессов, подлежащих исследованию. Объектом наблюдения может быть совокупность учреждений (кредитные, образовательные и т. п.), население, физические объекты (здания, транспорт, техника). При установлении объекта наблюдения важно строго и точно определить границы изучаемой совокупности. Для этого необходимо четко установить существенные признаки, по которым определяют: включать объект в совокупность или нет. Например, прежде чем проводить обследование медицинских учреждений на предмет оснащенности современным оборудованием, следует определить категорию, ведомственную и территориальную принадлежность подлежащих обследованию клиник. Определяя объект наблюдения, необходимо указать единицу наблюдения и единицу совокупности.

Единицей наблюденияявляется составной элемент объекта наблюдения, представляющий собой источник информации, т. е. единица наблюдения является носителем признаков, подлежащих регистрации. В зависимости от конкретных задач статистического наблюдения это может быть домашнее хозяйство или человек, например учащийся, предприятие сельского хозяйства или завод. Единицы наблюдения называют отчетными единицами,если они представляют статистическую отчетность в статистические органы.

Единица совокупности – это составной элемент объекта наблюдения, от которого поступают сведения о единице наблюдения, т. е. единица совокупности служит основой счета и обладает признаками, подлежащими регистрации в процессе наблюдения. Например, при переписи лесных насаждений единицей совокупности будет дерево, так как оно обладает признаками, подлежащими регистрации (возраст, породный состав и т. п.), в то время как само лесное хозяйство, в котором ведется обследование, выступает единицей наблюдения.

Каждое явление или процесс общественной жизни обладает множеством признаков, но получить информацию обо всех невозможно, да и не все из них представляют интерес для исследователя, поэтому при подготовке наблюдения следует решить вопрос о том, какие признаки будут подлежать регистрации в соответствии с целями и задачами наблюдения. Для определения состава регистрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения.

Программой статистического наблюденияназывают совокупность вопросов, ответы на которые в процессе наблюдения и должны составить статистические сведения. Разработка программы наблюдения – очень важная и ответственная задача, и от того, насколько правильно она будет выполнена, зависит успех проведения наблюдения. При разработке программы наблюдения необходимо учитывать ряд предъявляемых к ней требований:

• программа должна по возможности содержать только те признаки, которые необходимы и значения которых будут использованы для проведения дальнейшего анализа или в контрольных целях. Стремясь к полноте сведений, обеспечивающих получение доброкачественных материалов, следует ограничить объем собираемой информации, чтобы получить достоверный материал для анализа;

• вопросы программы должны быть сформулированы четко, чтобы исключить неправильную их трактовку и не допустить искажение смысла собираемой информации;

• при разработке программы наблюдения желательно выстроить логичную последовательность вопросов; однотипные вопросы или признаки, характеризующие какую-либо одну сторону явления, следует объединять в один раздел;

• программа наблюдения должна содержать контрольные вопросы для проверки и корректировки регистрируемых сведений.

Для проведения наблюдения необходим определенный инструментарий: формуляры и инструкции. Статистический формуляр – специальный документ единого образца, в котором фиксируются ответы на вопросы программы. В зависимости от конкретного содержания проводимого наблюдения формуляр может называться формой статистической отчетности, переписным или опросным листом, картой, карточкой, анкетой или бланком. Различают два вида формуляров: карточный и списочный. Формуляр-карточка,или индивидуальный формуляр, предназначен для отражения сведений об одной единице статистической совокупности, асписочныйформуляр содержит сведения о нескольких единицах совокупности. Неотъемлемыми и обязательными элементами статистического формуляра являются титульная, адресная и содержательная части. В титулыной частиуказывается наименование статистического наблюдения и органа, который утвердил этот формуляр, сроки представления формуляра и некоторая другая информация. В адресной частиуказываются реквизиты отчитывающейся единицы наблюдения. Основная, содержателыная,часть формуляра обычно выглядит в форме таблицы, которая содержит наименование, коды и значения показателей.

Заполнение статистического формуляра происходит в соответствии с инструкцией. Инструкция содержит указания о порядке проведения наблюдения, методические указания и разъяснения по заполнению формуляра. В зависимости от сложности программы наблюдения инструкция публикуется либо в виде брошюры, либо помещается на обратной стороне формуляра. Кроме того, за необходимыми разъяснениями можно обратиться к специалистам, ответственным за проведение наблюдения, в органы, которые его проводят.

При организации статистического наблюдения необходимо решить вопрос о времени наблюдения и месте его проведения. Выбор места проведения наблюдениязависит от цели наблюдения. Выбор времени наблюдениясвязан с определением критического момента (даты) либо интервала времени и определение срока (периода) наблюдения. Критическим моментомстатистического наблюдения называют момент времени, к которому приурочены регистрируемые в процессе наблюдения сведения. Сроком наблюденияопределяется период, в течение которого должна осуществляться регистрация сведений об изучаемом явлении, т. е. интервал времени, в течение которого заполняются формуляры. Обычно срок наблюдения должен быть не слишком удален от критического момента наблюдения, чтобы можно было воспроизвести состояние объекта на тот момент.

№10

В целях успешной подготовки и проведения статистического наблюдения важно решить не только программно-методологичес­кие, но и организационные вопросы, для реализации которых раз­рабатывается организационный план статистического наблюдения.

Организационный план статистического наблюдения – это основ­ной документ, в котором излагается порядок подготовки, органи­зации и проведения статистического наблюдения; фиксируется пе­речень мероприятий, необходимых для успешного проведения ра­боты по сбору данных, с указанием конкретных сроков проведения намеченных мероприятий. В организационном плане статистичес­кого наблюдения указываются: объект наблюдения (его описание, определение, отличительные признаки); цели и задачи наблюдения; органы наблюдения; место, время и сроки наблюдения; круг лиц, отвечающих за проведение наблюдения; подготовительные рабо­ты к проведению наблюдения, в том числе: порядок комплектова­ния и обучения кадрового состава, необходимого для проведения наблюдения; сроки и порядок приема, оформления и сдачи материалов наблюдения; порядок получения и представления промежуточ­ных и окончательных итогов наблюдения. Могут быть и другие практические вопросы.

Обязательным элементом организационного плана статистичес­кого наблюдения является указание органа наблюдения. Орган на­блюдения – это организация, учреждение или их подразделение, осу­ществляющие подготовку, проведение статистического наблюдения и несущие ответственность за эту работу. Должны быть четко опре­делены обязанности каждого органа с четким указанием сферы его деятельности, а также порядоквзаимоотношений органов на­блюдения между собой. При проведении статистических наблюде­ний в масштабе страны органом наблюдения выступает Федеральная служба государственной статистики – Росстат и его территориальные подразделения. Органа­ми, проводящими локальные статистические наблюдения, могут выступать министерства, ведомства, различные организационно-правовые структуры и т. д.

С целью обеспече­ния полноты охвата объекта наблюдения и достоверности собира­емых сведений в организационном плане четко устанавливается место наблюдения. Место статистического наблюдения – это мес­то, где непосредственно производится регистрация наблюдаемых фактов и заполнение статистических формуляров.

Место наблюде­ния нередко совпадает с местонахождением единицы наблюдения. Например, статистическая отчетность о деятельности строительной фирмы, коммерческого банка, страховой компании составляется по месту их нахождения. Более сложен вопрос о месте наблюдения при проведении специально организованного наблюдения, в случае если единицы наблюдения исследуемого объекта меняют или могут из­менить место своего пребывания. Например, при проведении пере­писи населения страны зафиксировано, что оно учитывается стро­го по месту жительства, а не по месту работы или службы.

Важное место в составлении организационного плана занимает установление времени, к которому относятся регистрируемые в ходе статистического наблюдения сведения. Время наблюдения - это вре­мя, по состоянию на которое или за которое регистрируются сведе­ния в процессе статистического наблюдения.

Дело в том, что объект статистического наблюдения, его объем и состав изменяются во времени. В зависимости от характера объекта и его специфики, а также сущности показателей, описывающих данный объект, сведе­ния могут регистрироваться по состоянию на определенную дату (на начало или конец года, на конкретное число) или за определен­ный промежуток времени (месяц, квартал, год и т. д.). Так, например, данные о производстве продукции, о материаль­ных ресурсах предприятия и т. п. регистрируются за определенный период времени, а численность населения страны, курс иностран Основные организационные формы, виды и способы статистического наблюдения - student2.ru ной валюты и т. д. фиксируются на определенную дату.

Таким образом, время наблюдения вклю­чает в себя установление срока (периода) наблюдения, а в некото­рых случаях и момента времени, на который должны учитываться единицы наблюдения.

Срок (период) наблюдения – это время, в течение которого про­изводится заполнение статистических формуляров, т. е. осуществля­ется регистрация единиц наблюдения по установленной программе.

Срок наблюдения, как правило, предполагает указание даты начала и завершения статистического наблюдения. Например, срок проведения микропереписи населения страны в 1994 г. составил 10 дней – с 14 по 23 февраля. Это и было время, в течение которого она проводилась.

Критический момент статистического наблюдения – это момент времени (конкретный год, день и час), по состоянию на который производится регистрация собираемых сведений в процессе стати­стического наблюдения. В качестве критического момента време­ни обычно выбирают 24 часа - полночь, т. е. момент перехода от одних суток к другим. Все сведения, независимо от времени регист­рации, должны фиксироваться такими, какими они были в крити­ческий момент. Все изменения, которые происходят с единицами наблюдения после критического момента времени, во внимание не принимаются. Так, например, при проведении микропереписи на­селения в 1994 г. в качестве критического момента были выбраны 24 часа с 13 на 14 февраля и все родившиеся после 24 часов с 13 на 14 февраля регистрации не подлежали и в переписные листы не вно­сились. Установление критического момента наблюдения способ­ствует обеспечению сопоставимости статистических данных обо всех единицах наблюдения.

Существенное значение для успешного проведения статистичес­кого наблюдения имеет определение кадрового состава. Числен­ность лиц, проводящих наблюдение, зависит от объекта наблюде­ния, количества единиц наблюдения, составляющих его, от срока, программы и способа проведения наблюдения, от территориаль­ного распределения единиц наблюдения и т. д. Подготовка кадров
для проведения статистического наблюдения включает обучение и инструктирование кадрового состава с целью выработки практических навыков правильного заполнения статистических формуляров.

Подготовительный этап организации статистического наблюде­ния предполагает подготовку и размножение бланков, инструкций, другой документации и рассылку их на места. К числу важнейших подготовительных работ по проведению статистического наблю­дения относится его пропаганда через средства массовой информа­ции и локально. Успешное проведение статистического наблюде­ния обеспечивается четкой структурой и разработанностью его организационного плана.

№11

Статистическая сводка, ее задачи и содержание. Виды сводки

Собранный в процессе статистического наблюдения материал представляет собой разрозненные первичные сведения об отдельных единицах изучаемого явления.

Сводка - комплекс последовательных действий по обобщению конкретных единичных данных, образующих совокупность с целью обнаружения типичных черт и закономерностей, присущих изучаемому явлению в целом.

При этом все несущественное должно быть опущено, все существенное и основное выделено и зафиксировано. Сводка проводится на основе все­стороннего теоретического анализа изучаемого явления.

Статистическая сводка в узком смысле слова (простая сводка) представляет собой операцию по подсчету общих, итоговых (суммарных) данных по совокупности единиц наблюдения.

Статистическая сводка в широком смысле слова (сложная сводка) включает в себя также группировку данных наблюдения, подсчет общих и групповых итогов, получение системы взаимосвязанных показателей, представление результатов группиров­ки и сводки в виде статистических таблиц.

По форме обработки материала сводка бывает децентрализованная и централизованная.

По содержанию сводка бывает первичной и вто­ричной (основывается на данных первичной и представляет собой отчеты, таблицы, сводные балансы по отраслям народного хозяйства или по территориальному признаку).

Также сводка бывает ручной и механизированной.

Задача сводки - дать характеристику объекту исследования с помощью запроектированных систем статистических показателей, выявить и измерить такие путем его существенные черты и осо­бенности.

Этапы сводки.

1) определение групп и подгрупп;

2) определение системы показателей;

3) определение видов таблиц.

На первом этапе осуществляется систематизация, группировка материалов, собранных при наблюдении. Это дает основу для решения задач исследования. На втором этапеуточняется предусмотренная планом система показателей, с по­мощью которых количественно характеризуются свойства и особенности изучаемого предмета. На третьем этапеисчисляются сами показатели, и обобщенные данные для наглядности и удобства представляются в таблицах, статистических рядах, графиках, диаграммах. К таблицам и графикам со­ставляются текстовые пояснения, дополняющие их определенными сведениями, разрабатываются аналитические тексты, отражающие общие итоги, выявленные закономерности, характерные черты и связиизучаемого явления.

Перечисленные этапы сводки отражаются в специально составляемой программе. Программа статистической сводкисодержит перечень групп, на которые целесообразно расчленить совокупность, их границы соответствии с группировочными признаками; систему показателей, характеризующих сово­купность, и методику их расчета; систему макетов разработочных таблиц, в которых будут представлены итоги расчетов.

План проведения сводкисодержит указания о последовательности и сроках выполнения ее отдельных частей, об ответственных за ее выполнение, о порядке изложения результатов, а также предусматривает координацию работы всех организаций, задействованных в ее проведении.

Наши рекомендации