Н. Смелзер о роли социализации личности
Во многом характер деятельности личности зависит от содержания социализации. Социологи понимают под социализацией процесс накопления людьми опыта, социальных установок, интеллектуальных и физических навыков, необходимых для исполнения социальных ролей. Это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил, поведения и стереотипов понимания) сообщества. Социализация является своеобразным духовным кодированием человека, помогает ему выработать социальные реакции и формы активности.
Учёные выделяют четыре иерархически расположенные структуры, осуществляющие социализацию. Воздействие этих структур наслаивается друг на друга.
1. Микросистема, в функционировании которой индивид принимает непосредственное участие – семья, детсад, школа, круг друзей.
2. Мезосистема – это отношения между элементами микросистемы – семья – школа.
3. Экзосистема, состоящая из институтов, которые непосредственно индивида не касаются, но оказывают на него влияние (деловое окружение родителей).
4. Макросистема – культурное окружение – идеология, социальные ценности, внушаемые прямо ребёнку, индивиду или косвенно влияющих на функционирование трёх структур.
Процесс социализации начинается с младенчества. Так социолог Смелзер отмечает, что в детстве и юности человек проходит иногда стадии развития, которые могут влиять на его будущее. Это весьма распространенные следующие явления:
Депривация - отсутствие родительской заботы, покинутые родителями дети, приобретают нежелательные социальные навыки, слабую способность к обучению.
Госпитализм - изоляция детей из общества семьи, отсутствие теплого общения с родителями, создание для них казенной обстановки детских учреждений для сирот, порождают госпитализм. Это ведет к высокому уровню заболеваемости, отставании в физическом и умственном развитии, безынициативности, отчужденности от общества, недоверие к людям, нормам и законам общества.
СМИ. Будучи средствами распространения знаний, норм поведения, опыта, информации, рекламы СМИ могут формировать агрессивность, поверхностность, саморекламу, бездуховность. Социологи утверждают при этом, что двойственность значения СМИ в том, что человек воспринимает и запоминает в первую очередь то, что соответствует его характеру, мыслям, желаниям.
Школа. Школа зачастую применяет методы воспитания несвойственные семье. Обстановка в ней также отличается от семейной. В школе часто нужно просить разрешения выйти из класса, поиграть на перемене, сходить к врачу. В школе ней той нежности и ласки, что в семье. Поэтому социализация в школе требует адаптации (приспособления) к условиям общественным.
Имитация и идентификация - это осознанное стремление детей копировать модель поведения родителей и усваивать образцы их поведения, установки и ценности как собственные. Они играют позитивную роль в формировании поведения личности в том случае, если образцы положительные.
В социализации личности определенную роль играет чувства стыда и вины, так как они либо поощряют определенное поведение, либо запрещают поведение, либо вообще подавляют мысль о нем. Осмысление поведения при чувстве стыда или вины надолго западают в душу человека, являются при этом сдерживающими началами, не позволяющими нарушать нормы общества.
Контрольные вопросы
1. Как соотносятся между собой понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность.
2. Раскройте содержание учения Фрейда о структуре личности.
3. Покажите статусы личности.
4. Расшифруйте основные типы личности. Как на их формирование влияет социализация?
5. Покажите содержание теории Н. Смелзера о социализации личности.
6. Как можно понять высказывание В. Соловьёва «Общество есть дополненная или расширенная личность, а личность – сжатое или сосредоточенное общество»
Рефераты
1. Понятие личности. Ее типы, структура, потребности.
2. Теории личности.
3. Личность в системе социальных взаимоотношений.
Контрольная работа
Вариант 1
1. Понятие личности, ее черты и потребности.
2. Основные ценностные ориентации личности и вытекающие из них типы поведения.
Вариант 2
1. Основные типы личности.
2. Сущность социальной роли личности, факторы, способствующие ее выполнению.
Вариант 3
1. Основные концепции личности.
2. Основные статусы личности.
ТЕСТ
Человек – это ____________________
Индивид – это ___________________
Индивидуальность – это ___________
Личность – это ___________________
Основные черты личности: ________
Ведущие концепции личности: _____
Статусы личности ________________
Ведущими типами личности являются ___
Ведущие качества личности в капиталистическом обществе ________________
Основные качества личности при социализме _____________________________
Основные типы поведения личности: ____
Ученые, разрабатывающие концепции личности, ее социальной роли: ________
Литература
1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. – М., 2000
2. Гидеденс Э. Социология. – М., 1999
3. Кириллина Ю.Т. Личность в зеркале социологии. – М., 2000
4. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности. Социальная психология. – М., 1979