Понятие и виды социального статуса
Помимо понятия социальной роли, в социологии существует понятие социального статуса. Содержательное различие между ними сводится к тому, что роль выполняют, а статус имеют. Иными словами, роль предполагает возможность качественной оценки того, насколько индивид соответствует ролевым требованиям.
А социальный статус — это просто положение человека в структуре группы или общества, связанное с определенными правами и обязанностями, Говоря о статусе, мы абстрагируемся от всякой качественной оценки человека, который его занимает, и его поведения. Таким образом, статус — это формально-структурная социальная характеристика субъекта.
Как и ролей, статусов может быть много. В целом, любой статус предполагает соответствующую роль, и наоборот. Как и роли, статусы бывают приписываемыми (аскриптивными) и достигаемыми.
Приписываемый статус — это статус, полученный от рождения или в силу независящих от его носителя факторов — в силу пола или возраста, расовой принадлежности, социально-экономического положения родителей.
Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста.
Достигаемый статус — это статус, приобретенный в обществе благодаря усилиям и заслугам. Уровень образования, профессиональные достижения, карьера, удачный в социальном отношении брак — все это сказывается на статусе человека в обществе.
Ни одно общество не может игнорировать реальных успехов индивида, и потому существование достигаемого статуса несет в себе возможность в значительной мере компенсировать низкий приписываемый статус личности.
Из всей совокупности социальных статусов индивида какой-то один выступает как основной. Это ключевой статус,преимущественно определяющий социальное положение и значение человека. Например, у ребенка его основным статусом является возрастной. В традиционных обществах основным статусом женщины является пол. В современном обществе, как правило, основным статусом становится профессиональный или должностной. В любом случае основной статус выступает как решающий фактор образа и уровня жизни, диктует манеру поведения.
Социальный статус может быть личным и групповым. Личный статус проявляется на уровне малой группы, в которой индивид функционирует непосредственно: семьи, трудового коллектива, круга близких друзей. Он определяется личными качествами и чертами характера.
Групповой статус характеризует индивида как члена большой социальной группы — как представителя класса, нации, профессии, носителя определенных половых и возрастных признаков и т. д.
Статусная иерархия.
Французский социолог Р. Будонрассматривает социальный статус как обладающий двумя измерениями: горизонтальным и вертикальным.
Под горизонтальным измерением он понимает систему социальных контактов и взаимообменов — как реальных, так и просто возможных, — которые складываются между носителем статуса и другими индивидами, находящимися на том же уровне социальной лестницы.
Вертикальное измерение образуют контакты и обмены, возникающие между носителем статуса и индивидами, находящимися на более высоких и более низких уровнях. Такое представление дает Будону возможность определить социальный статус как совокупность равных и иерархических отношений, поддерживаемых индивидом с другими членами общества.
Будон подчеркивает также значение статусной иерархии для любой организации. Действительно, без четкой статусной иерархии организация невозможна: благодаря тому, что все члены группы знают статус каждого, и происходит слаженное взаимодействие звеньев организации.
Однако формальная структура организации далеко не всегда совпадает с ее реальной структурой. Отсюда понятие «неформальной структуры» и ее статусов. Такой разрыв между иерархиями, в одних организациях скрытый, а в других разительный, порой выявляется не только социометрическими исследованиями, но и виден простому наблюдателю.
Ведь установление статусной иерархии является ответом не только на вопрос «кто здесь самый главный, но и на вопрос «кто здесь самый авторитетный, самый компетентный, самый популярный среди сотрудников?».
Реальный статус определяется не только формально занимаемой должностью, но и личными качествами, квалификацией, обаянием и т. д.
Двойственный характер статусной иерархии в настоящее время стал предметом социологического изучения. Многие современные социологи обращают внимание на функциональный диссонанс, возникающий из-за несовпадения иерархического и функционального статусов.
Такое несовпадение может возникать в результате отдельных компромиссов, когда некоторые распоряжения приобретают характер «потока сознания», обеспечивая подчиненным «зону свободных действий». Результат может быть как в целом положительным и сказываться в повышении гибкости реагирования организации, так и отрицательным, выраженным в функциональном хаосе и неразберихе.
Проблема статусной иерархии затрагивает не только организации, но и акторов, влияя на «культуру» их группы. Путаница статусов выступает как критерий социальной дезорганизации и, возможно, как одна из причин девиантного поведения.
Связь нарушений статусной иерархии и состояния аномии рассматривал Э. Дюркгейм. Согласно Дюркгейму, разлад в статусной иерархии в индустриальном обществе принимает две формы. Во-первых, в значительной мере неопределенными становятся ожидания индивида в связи с занимаемой им в обществе позицией и встречные ожидания других членов общества, направленные к индивиду.
Если в рамках традиционного жизненного цикла каждый знал, чего ему ждать и что его ждет, и соответственно этому хорошо понимал свои права и обязанности, то в индустриальном обществе нарастающее разделение труда и нестабильность трудовых отношений все чаще заставляет человека сталкиваться с ситуациями, которых он не предвидел и к которым не готов.
Например, если в средние века получение университетского диплома автоматически вызывало резкое и необратимое повышение социального статуса, то сейчас никого не удивляет обилие безработных выпускников университетов, согласных на любую работу. Во-вторых, статусная нестабильность оказывает влияние на структуру социального вознаграждения и уровень индивидуальной удовлетворенности своей жизнью.
Чем определяется статусная иерархия в традиционных — доиндустриальных — обществах? Если обратиться к современным обществам Востока (кроме кастовых), можно обнаружить три важных элемента, влияющих на социальное положение индивида.
Это пол, возраст и принадлежность к определенному «сословию». Эти элементы закрепляют за каждым членом общества его жесткий статус. Вообще переход на другую ступень статусной иерархии крайне затруднен из- за ряда правовых и символических ограничений.
Сословная система отличается от кастовой тем, что здесь статусной иерархии не приписывается сакральная ценность. Но даже в традиционалистски ориентированных обществах, там, где легитимация статуса происходит через отсылку к традициям предков, что само по себе отражает весомость приписывающих элементов статуса (древность рода, личная доблесть предков и т. д.), дух предпринимательства и обогащения, личная благосклонность владыки влияют на распределение статусов, несмотря на ограничения.
Однако, в конечном счете распределение статусов в традиционном обществе остается религиозным. Даже в кальвинистских странах статусная иерархия напрямую увязывалась с проявлением благодати. Так что последней гарантией сохранения социальной иерархии остается, как говорил А. Турен, «метасоциальный фактор».
Статусная иерархия в современном западном обществе может рассматриваться либо в рамках меритократической идеологии (как справедливое и неизбежное признание личных заслуг, талантов и способностей), либо с точки зрения холистического социологизма (как результат, строго обусловленный социальными процессами).
И та, и другая крайность предлагают очень упрощенное понимание природы статуса. Ведь еще остаются моменты, которые невозможно объяснить в контексте ни одной из них. Например, если статус всецело определяется личными качествами и заслугами, то как объяснить наличие почти в любой организации формальной и неформальной статусных иерархий?
В рамках организации такая двойственность означает несовпадение компетентности и власти, наблюдаемое в различных формах и на различных уровнях, когда решения принимаются не компетентными и беспристрастными экспертами, а «капиталистами», которые руководствуются логикой личной выгоды, или «бездушными технократами». Также необъяснимым остается несовпадение профессиональной квалификации и материального и статусного вознаграждения.
Несоответствия в этой сфере часто отрицаются или замалчиваются во имя меритократического идеала «статуса по заслугам». Например, в современном российском обществе типичной стала ситуация низкого материального вознаграждения и — как следствие — низкого престижа и статуса высокообразованных и высокоинтеллектуальных людей.
Так, В.И. Добреньков и А.И. Кравченко отмечают: «Профессия физика в шестидесятые годы пользовалась высоким престижем в СССР, а бухгалтера — низким. В современной России они поменялись местами. В данном случае престиж прочно связан с экономическим статусом данных видов занятий
Поскольку системы стратификации являются более сложными и подвержены более быстрой эволюции, механизм приписывания статуса остается неопределенным. Во-первых, перечень критериев, участвующих в определении статуса, очень пространен. Во-вторых, все труднее становится свести совокупность разнообразных статусных атрибутов, принадлежащих каждому индивиду, к единому символу, как в традиционных обществах, где достаточно было сказать «это сын такого-то», чтобы стал сразу известен социальный статус этого человека, его материальный уровень, круг знакомых и друзей.
В традиционных обществах личность и ее статус были очень тесно связаны. В наши дни личность и статус имеют тенденцию к расхождению.
Тождество личности уже не задается: она сама строит его своими усилиями на протяжении всей жизни. Поэтому наше восприятие себя как личности расщепляется на множество аспектов, в которых проявляется наш социальный статус.
В то же время тождество личности ощущается не столько через связь с фиксированным статусом, сколько через чувство собственной ценности и неповторимости.
Социальные группы.