Взаимодействие этносов
Этносы, сформировавшись на одной территории, часто перемещаются на другие территории, вступая в контакт с одним или несколькими народами. Уже говорилось о подвижности цыган и евреев. В древности к повышенной мобильности были склонны кочевые народы, которые, в отличие от земледельцев, постоянно мигрировали на обширной площади, нападая на иноземцев. Самый яркий пример — перемещения монголо-татарских орд в XI— XIV вв. Другой пример — великое переселение народов, произошедшее в раннем Средневековье.
Представим результаты взаимодействия этносов.
Первый результат —этническая миксация:смешивание разнородных этнических групп и возникновение нового этноса, почти в равной пропорции сочетающего черты исходных групп. Таким путем сформировались латиноамериканские этносы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и привезенных из Африки рабов.
Индонезия — большая и густонаселенная страна, состоящая из 3000 островов. Здесь живут мусульмане, буддисты, католики, протестанты, представители более 100 этнических и религиозных групп. До 1949 г. страна являлась голландской колонией. Администрация колонии реализовывала единую систему школьного обучения — общие учебники, стандартные дипломы и
сертификаты. Грамотность строилась на едином языке, старый дописьмен-ный язык был забыт. Новый индонезийский язык стал средством национального объединения. Удачный этнический синтез являет собой также Мадагаскар. Однако в большинстве других колоний границы между этническими группами устанавливались произвольно, без учета сложившихся культурных традиций и ареалов проживания. Впоследствии это стало причиной многочисленных конфликтов.
Второй результат взаимодействия этносов — ассимиляция,т.е. полное поглощение одного этноса другим и растворение его в себе почти без остатка. Когда говорят о вымирании малых народов российского Севера — чукчей или хакасцев, то речь идет именно об ассимиляции. Малые народы растворились в «старшем брате» без остатка. Тяжелые условия труда и быта, низкий уровень жизни, тяга молодежи к очагам культуры привели к запустению мест проживания малых народов. Молодежь уже не говорит и не пишет на родном языке. Значительная часть мужчин спивается. Генотип народа практически невосстановим. А если прибавить сюда сталинские репрессии (фактически геноцид), уничтожившие интеллигенцию и зажиточные слои данных этносов, то общая картина выглядит совсем удручающей.
Немцы, итальянцы, японцы, американцы, эмигрировавшие в Бразилию в XIX в., ассимилировались в общебразильской культуре, которая имеет португальские, африканские и чисто американские корни. Потомки этих эмигрантов говорят на национальном языке Бразилии (португальском) и являются частью ее национальной культуры. Бразилия стала сильнее походить на «плавильный котел», чем США и Канада, где этнические группы сохранили большую самостоятельность. В частности, в Бразилии, в отличие от США, нет такого явления, как этнические кварталы или районы.
Ассимиляция происходит, когда группа или целое общество постепенно принимает или стремится принять привычки, верования, обычаи и образ жизни, присущие доминирующей культуре. Через несколько поколений представители ассимилированного меньшинства в культурном и физическом отношениях уже не отличаются от представителей этнического большинства.
Возможны два пути ассимиляции. Представители одной национальности постепенно усваивают язык, традиции, нормы и ценности другого народа и с течением времени начинают все более и более отождествлять себя с этим народом. Иногда этот процесс растягивается на столетия и проходит незаметно. При этом захватчики могут раствориться в покоренном народе, и покоренный народ может раствориться в захватившем его этносе. История знает примеры того и другого.
В насильственном сценарии более крупная нация запрещает использование родного языка в публичной жизни, прекращается образование на нем, закрываются книжные издательства и средства массовой информации.
Если ассимиляция неполная, то надо говорить о третьей форме — аккультурации:один народ усваивает нормы и ценности другого народа, приспосабливается к совместной жизни, но сохраняет свое этническое самосознание. Данное явление называется бикультурализм. В таких ситуациях граж-
дане одного государства свободно разговаривают на двух языках. В России миллионы людей нерусских национальностей владеют русским языком наравне с родным. В то же время и культура русского этноса испытывала воздействие всех этих культур. На уровне языка бикультурализм называется билингвизмом (двуязычием).
Рис. 57. Аккультурация — процесс усвоения одним народом норм и ценностей другого народа, приспособления к совместной жизни, но при сохранении своего этнического самосознания
Два языка выполняют разные функции в обществе. Язык, которым пользуются газеты, радио, телевидение, государственные органы власти, называется государственным, если на нем говорят несколько национальностей, — языком межнационального общения. В России им является русский язык: без него татарин вряд ли поймет мордвина, а чукча — дагестанца. На языке национального меньшинства происходит бытовое общение в семье.
Аккультурация — это демократическая форма взаимоотношений наций. Она более всего подходит нашему времени.
Этнические различия при аккультурации могут сохраняться независимо оттого, сколько поколений длится межэтнический контакт. Если соседство нескольких народов, тяготеющих друг к другу, проходит без насилия и ассимиляции, то постепенно у них вырабатывается такой тип государства, который основывается на плюрализме и национальной терпимости. В подобных случаях несколько языков выступает как государственные, например в Бельгии — французский, датский и немецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальянский. Канада официально является двуязычной страной, однако здесь еще не создано всех условий для политического равнопра-
зов
вия англоговорящих и франкоговоряших. Результатом аккультурации выступает культурный плюрализм.
При культурном плюрализме невозможна ассимиляция, так как ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в доминирующей культуре. Плюрализм подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру. В США миллионы людей говорят как на английском языке, так и на своем родном, едят как «американскую» (яблочный пирог, стейк, гамбургеры), так «этническую» пищу, отмечают как общенациональные (14 июля — День благодарения), так и национальные религиозные праздники. Каждая нация может что-то предложить другим народам и, в свою очередь, чему-то научиться у них.
Культурный плюрализм возможен, если он поддержан политическим. Политическая система страны должна обеспечивать свободу выражения всем этническим группам. Считается, что СШАудалось избежать ассимиляции и создать модель культурного плюрализма, где каждая этническая группа сохранила самобытность, прежде всего благодаря своему политическому устройству. Во многом это произошло еще и благодаря постоянной и масштабной миграции в страну: новые этнические волны привозят с родины забытые традиции и ценности.
Типичный эмигрант в СШАи Канаду — квалифицированный и хорошо образованный представитель среднего класса. Кстати, после распада СССР из ближнего зарубежья в Россию хлынул поток квалифицированных русскоговорящих беженцев. Самые образованные эмигранты часто становятся политическими деятелями, успешными адвокатами, предпринимателями. Эмигранты, как правило, очень динамичные, творческие и смелые люди, решившие улучшить жизненные шансы.
Американские антропологи говорят, что в СШАна смену идее «плавильного котла», в котором стираются все национальные различия, приходит идея этнического «салата», в котором можно различить каждый ингредиент, хотя все они помещены в одну миску и приправлены одним соусом.
Культурный плюрализм — показатель успешной адаптации человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.
ЭТНОЦЕНТРИЗМ
В ходе межнационального взаимодействия, особенно если оно длится долгие годы и происходит регулярно, обязательно возникают трения, конфликты, предубеждения и неприязнь. Это как бы издержки межэтнических отношений. Когда все хорошо, то о них не вспоминают. Но они превращаются в проблему, как только отношения обостряются. Причиной обострения часто выступает этноцентризм — совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации о другой, свидетельствующих о превосходстве первой.
Этноцентризм— уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные.
П07
Люди зачастую склонны относиться с пренебрежением или высокомерием к народам, обычаи которых им кажутся странными или непонятными. Племена, которые украшают носы кольцами, представляются им дикарями, мужья, имеющие десять жен, считаются ими безнравственными, блюда из насекомых носителям европейской культуры представляются обычаями варваров. Они считают правильным только западный образ жизни.
Склонность судить о других культурах с позиций превосходства своей собственной называют этноцентризмом. Он тесно связан с другим явлением, именуемым ксенофобией — страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям.
Этноцентризм порождает массу предрассудков в отношении представителей других культур, служит основой враждебности к другим нациям и расам, выступает причиной крупномасштабных конфликтов и войн. На индивидуальном уровне он создает затруднения при общении представителей разных культур и народов.
Расовая и национальная нетерпимостьпредставляет собой бытовую разновидность этноцентризма. Она не закрепляется законом, не поддерживается судебными и карательными органами, но возникает стихийно в массовом сознании и поведении людей.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕЧТЕНИЕ
Бауман