Воззрение на конфликт в средние века
В средние века социально-политическая мысль развивалась в тесном взаимодействии с религией. Но если в период язычества религия, по сути, сливалась с государством и их функции непросто было разграничить, то в эпоху Средневековья христианство стало претендовать на некую особую роль в обществе и государстве.
Августин Аврелий(354—430), древнеримский философ, резко противопоставляет церковь и государство: «град божий» и «град земной». Град земной включает в себя дьявольскую волю, становится общественным тираном. Истинное же государство, по мнению Августина, будет реализовано только после второго пришествия Христа, когда произойдет окончательное отделение праведных от грешных. Государство рассматривается Августином как часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Поэтому государи должны служить своей властью как Богу, так и человеку.
Фома Аквинский(1224—1274), уроженец Италии, значительно обогатил религиозную концепцию государства. Пришел к выводу, что государство имеет позитивную ценность. Оно не только сохраняет мир, но и является выражением божественного предвидения и воли Всевышнего во имя людей.
В работе «Сумма теологии» Аквинский рассматривает вечное, божественное, естественное и позитивное право:
1) Вечное право — это мудрость Бога, оно направляет все развитие мироздания. От него происходят все другие, более ограниченные формы права.
2) Божественное право (заповеди) — дополнительное руководство к естественному праву.
3) Естественное право — это присущие всем нормальным людям стандарты истины и справедливости.
4) Позитивное право — это вводимые государством законы, которые не позволяют людям делать зло и нарушать мир. Позитивный закон, подчеркивал Аквинский, вводится согласно разуму. Это означает, что и монарх подчиняется разуму и естественному праву, как любой человек.
Если позитивное право, введенное сувереном, противоречит естественному праву, и разуму, то оно незаконно и является искажением права. Только в данном случае Аквинский признавал правомерным выступление народа против монарха. В иных случаях оно является смертным грехом.
Никколо Макиавелли(1469—1527)- итальянский мыслитель, считал, что государство не божий промысел, а дело рук человека. Поэтому не Бог, а человек является центром Вселенной. По его мнению, стабильные или конфликтные периоды в обществе возникают в результате тех или иных отношений между людьми, между правителями и подданными. Цель этих отношений — обеспечение порядка, незыблемости частной собственности и безопасности личности. Для этого «мудрые государи принимают все меры к тому, чтобы не ожесточать знать и быть угодным народу».
Френсис Бэкон(1561 — 1626) английский философ, проанализировал все причины внутренних социальных конфликтов. Им были выделены следующие условия возникновения социальных потрясений, приводящих к конфликтам:
- материальные (тяжелое материальное положение населения),
- политические (пренебрежительное отношение государственных деятелей к мнению сената и сословий и их произвол в решении важнейших государственных вопросов, а также политические ошибки управления страной),
- психологические (неправильные речи и обидные слова государственных деятелей, зависть в общественной жизни, наговоры, наветы и ложные слухи в адрес правительства).
Философ разработал и систему средств предупреждения конфликтов, которая включала в себя следующее:
1)устранение всех материальных причин возникновения конфликтов, изменение крайне невыгодного и неудовлетворительного положения некоторых сословий общества;
2)высокоразвитое умение политического маневрирования, политического «внушения» и умение успокоить недовольных правильными грамотными политическими речами и действиями;
3)недопущение появления у недовольных лидеров, которые могли бы организовать их и повести за собой, нейтрализацию таковых в случае их появления и в то же время наличие людей, которые способны были бы вовремя подавить мятеж.
Томас Гоббс(1588—1679) английский философ, описывает состояние хаоса и всеобщего конфликта («войны всех против всех»), в котором пребывали люди в догосударственном (естественном) состоянии. В качестве основных причин возникновения конфликтов, характерных для естественного состояния людей, Гоббс называет следующие: «во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в-третьих, жажда славы».
По мнению Гоббса, во-первых, хищность и жестокость человека превосходит даже хищность и жестокость волков и медведей, ибо человек «голоден, даже будучи сытым». Во-вторых, «причина взаимного страха лежит отчасти в природном равенстве людей, отчасти в их желании вредить друг другу». В-третьих, все люди стремятся к славе и из-за этого также конфликтуют.
Каждая их трех указанных причин порождает соответствующие конфликты. «Люди, движимые первой причиной, употребляют насилие, чтобы сделаться хозяевами личности, жен, детей и скота других людей; люди, движимые второй причиной, употребляют насилие в целях самозащиты; третья же категория людей прибегает к насилию из-за пустяков, из-за славы, улыбки, из-за несогласия во мнениях и из-за других проявлений неуважения непосредственно ли по их адресу или по адресу их родни, друзей, их нации, их сословия или их имени»". Итак, Гоббс видит основные причины социальных конфликтов преимущественно в субъективных свойствах и качествах человека, а не в объективно складывающихся отношениях. В поисках выхода из всеобщей войны люди заключали общественный договор, отказавшись от части своих естественных прав и передав их в ведение государства.